Беларусь в конце ХХ – начале ххi века 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Беларусь в конце ХХ – начале ххi века



 

1. Основополагающие документы о становлении и развитии образования в Республике Беларусь. «Государственная программа развития белорусского языка и других национальных языков в Белорусской ССР», Кодекс об образовании (1 сентября 2011г.), Закон «О правах ребенка» и их влияние на развитие национального самосознания личности.

2. Концепция развития детского движения в Республике Беларусь.

3. Развитие педагогической мысли в Республике Беларусь в конце ХХ – начале ХХI века.

Литература:

1. Сегянюк Г.В. Гiсторыя педагогiкi. – Мазыр, 2000. – 142 с.

2. Закон "Об образовании в Республике Беларусь". – Мн., 1991. – 67 с.

3. Концепция реформы общеобразовательной школы в Республике Беларусь. – Мн., 1996.

4. Концепция воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь. - Мн., 2006.

5. Закон Республики Беларусь "О правах ребенка". – Мн., 1993.

6. Кодекс Республики Беларусь об образовании. – Мн., 2011.

 

Материалы к управляемой самостоятельной работе

Государственная политика в области реформирования общеобразовательной школы Республики Беларусь.

В ходе распада СССР в начале 90-х школа в Беларуси, как и в других странах бывшего Советского Союза школа, образование приходило во все большее несоответствие с общественными и образовательными потребностями. В образовательной системе "детский сад - школа - вуз", несоответствие между провозглашенными высокими целями образования и результатами школьного обучения и воспитания выражалось в следующих недостатках:

· невостребованность в практической жизни знаний, навыков и умений, получаемых в школе;

· отсутствие у выпускников школы умений и готовности к быстрой адаптации к изменяющимся социально- экономическим условиям развития общества;

· завышенные требования учебных программ, отсутствие учета индивидуальных запросов и возможностей личности;

· чрезмерная учебная нагрузка со всеми вытекающими негативными последствиями для развития и здоровья школьников;

· устаревшие технологии обучения школьников, построенные на принципах авторитарной педагогики;

· неэффективная система оценки знаний, развития способов деятельности и качеств личности.

Назрела необходимость устранения недостатков, реформирования общеобразовательной системы. В 1991г. РБ принимается Закон " Об образовании в Республике Беларусь" В нем четко формулируются принципы государственной политики в области образования, цель и задачи национальной системы образования, ее структура, права и обязанности преподавателей, учащихся и студентов, финансирование системы образования. (В 2002г Закон уточняется и дополняется в связи с новыми реалиями и потребностями национальной системы образования).

В соответствии с Законом разрабатывается концепция реформы общеобразовательной средней школы. В соответствии с Концепцией реформы общеобразовательной средней школы (1996г.) разработана программа ее реализации. Она содержит основные этапы реформирования общеобразовательной школы, организационно- управленческое и ресурсное обеспечение реформы, основные направления развития ступеней общего среднего образования. Структура Программы, ее содержание обусловлены основной целью реформы: перевод общеобразовательной школы на качественно новый уровень, личностно-гуманистическая ориентация образования при сохранении лучших достижений советской школы, творческом использовании мирового опыта. Осуществление реформы связано с реализацией задач национальной системы образования:

· сохранение и развитие лучших традиций национальной системы образования;

· интеграция системы образования с наукой и культурой;
формирование обучающей и воспитательной системы, отвечающей задачам нового этапа развития общества;

· разработка принципов совершенствования системы образования в РБ.

Реализация реформы обусловлена так же необходимостью решения следующих практических задач:

1. переход на 12-летний срок обучения, что предполагает обучение детей с 6-летнего возраста и введение новой структуры общеобразовательной средней школы;

2. разработка и внедрение нового учебного плана, обеспечивающего высокий уровень образования при снижении учебной нагрузки школьников;

3. трансформация содержания школьного образования на основе оптимального сочетания фундаментальности и практической направленности учебного материала;

4. обеспечение разноуровневого, вариативного обучения учащихся учетом их индивидуальных возможностей и способностей;

5. обеспечение широкой дифференциации обучения на 3 (старшей) ступени средней школы;

6. разработка, апробация и внедрение новой системы оценки знаний учащихся;

7. создание системы воспитания, основой которой является воспитание у детей и молодежи чувства патриотизма и гражданственности.

Принципы национальной системы образования:

· гуманизация и демократизация образования;

· доступность
равенство прав граждан на получение образования;

· единство образовательных и воспитательных задач;

· обеспечение образовательных запросов личности с учетом индивидуальных возможностей и способностей;

· преемственность между уровнями и ступенями образования;

· опора на отечественные традиции и международный опыт развития образования.

· В программе выделены 12 основных этапов реформирования общеобразовательной школы. Двенадцатый этап приходится на 2008/09 уч. год. Разделим 12 этапов на 3 объемных этапа:

· - нормативно-законодательный(1996-2000г.)

· (научно-методическое обеспечение реформы, законы, концепции, программы, планы)

· организационно-внедренческий (2001-2005) (новые программы, новые учебники, методики, технологии)

· завершающий этап (2005-2009) (диагностика, корректировка, доработка, оценка результатов реформы, преобразование всей системы образования)

Основополагающие документы о становлении и развитии образования в Республике Беларусь.

Белорусская школа 90-х, современная образовательная система руководствуется в учебно-воспитательном процессе следующими основополагающими документами: Закон "Об образовании в Республике Беларусь", "О языках в Белорусской ССР" (1990), "Концепция реформы общеобразовательной школы в Республике Беларусь" (Программа), Закон " О правах ребенка", "Концепция развития детского движения в Республике Беларусь", "Рекомендации по организации воспитательной работы", "Состояние и пути развития школьного образования в Республике Беларусь", " Концепция воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь", "Конституция Республики Беларусь".

Концепция воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь была одобрена постановлением Коллегии Министерства образования РБ №24 от 30 ноября 1999г. В соответствии с данной Концепцией, была разработана программа ее реализации. Программа воспитания детей и учащейся молодежи вРеспублике Беларусь состоит из семи разделов "Методологические основы разработки программы", «Духовная сфера жизнедеятельности личности», «Гуманитарная сфера жизнедеятельности», «Организационная сфера жизнедеятельности», «Материальная сфера жизнедеятельности», «Ресурсное обеспечение процесса воспитания», «Основные направления реализации концепции и программы воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь».

"Белорусская модель развития " как социальная основа организации воспитания учащихся, государственная молодежная политика в Республике Беларусь.

Белорусское общество идет по пути социально-экономических преобразований. В основных направлениях развития народного хозяйства Республики Беларусь обозначены главные приоритеты: экспорт, жилье, продовольствие.

Каждое государство ищет свой путь развития, который бы учитывал и политическое расположение, и ресурсы, и уровень образованности и культуры населения. Совокупность представлений о направлениях и формах такого развития составляет цель государственной идеологии, которая призвана определять важнейшие идеалы общества, цели и перспективы страны, мобилизовать людей, прежде всего молодежь, на их достижение. По существу, у нас сложилась " Белорусская модель развития", которая во многом определяет сегодняшнюю идеологическую и воспитательную работу с молодежью. Идеологию оправданно сравнивать с иммунитетом человека, который позволяет противостоять болезням, обеспечивая нормальное развитие и функционирование всего организма. Государственная идеология – основа стабильного государства.

Основные характеристики "Белорусской модели развития" вполне соотносятся с целью, задачами, принципами и содержанием государственной молодежной политики, ее гуманистической и культурологической направленностью. Базовыми характеристиками "Белорусской модели развития" являются:

· сильная и эффективная государственная власть, которая предполагает у молодежи уважение к белорусской государственности, законам и другим атрибутам гражданского общества;

· становление в равной мере частного и государственного секторов в экономике, формирование эффективного собственника;

· интеграционные процессы с Россией и другими странами СНГ;
сильная социальная политика государства, основанная на доступности и равенстве прав в получении образования, предоставлении первого рабочего места, медицинской помощи и пенсионном обеспечении.

Задание 1. Законспектировать вопросы семинара.

Задание 2. Составить словарь основных педагогических понятий и терминов.

Задание 3. Составить тест по истории образования и педагогической мысли (20 вопросов).

 

 

КОНТРОЛЬНЫЙ БЛОК

- Задания для промежуточного контроля

- Исследовательский портфолио

- Критерии оценки знаний студентов

- Вопросы к экзамену по дисциплине

 

Задания для промежуточного контроля

по «истории образования и педагогической мысли»

  Задание I Предложите правильный ответ: 1. Видный деятель просвещения в России, много сделавший в области образования. При его содействии в Москве и Петербурге были открыты воспитательные дома с госпиталем для рожениц, коммерческое училище, училище при Академии художеств, куда принимали мальчиков разных сословий (кроме крепостных), Смольный институт благородных девиц с отделением для девочек-мещанок. Путём воспитания он стремился создать «новую породу людей» – дворян и представителей других сословий, способных гуманно обращаться с крестьянами и справедливо управлять государством. Он выступал против физических наказаний. · Н.А. Бердяев · И.И. Бецкой · П.П. Блонский · К.Н. Вентцель 2. Горнозаводские школы на Урале были созданы: · М.В.Ломоносовым · Л.Ф.Магницким · Ф.Прокоповичем · В.Н.Татищевым 3. Дидактика — это · раздел педагогики, изучающий воспитание · наука о закономерностях развития личности · раздел педагогики, изучающий обучение и образование · теория социализации личности 4. По мнению К.Д. Ушинского, в основе отечественной педагогики должна лежать идея: · взаимосвязи педагогической теории и практики · народности · совместного воспитания · трудового воспитания 5. По мнению К.Д. Ушинского, в дидактике одним из важнейших является принцип · автодидактизма · единства обучения и воспитания · научности · свободы · народности 6. Основоположник русской школы научной педагогики: · К.Д.Ушинский · Я.А.Коменский · И.И.Бецкой · М.В.Ломоносов 7. Делил науки на нужные(домоводство, мораль, религия), полезные(письмо, языки, верховая езда), вредные(ворожба, чернокнижие): · Д.Локк · Я.А.Коменский · В.Н.Татищев · Л.Н.Толстой 8. Установите соотвествие между названием работы и её автором-педагогом: · А. Н.Н.Пирогов б "Записка об учащихся и расходах га просвещение в России" · Б. В.Н.Татищев д "Генеральное учреждение о воспитании юношества обоего пола" · В. К.Д.Ушинский а "Вапросы Жизни" · Г. Л.Н.Толстой г Педагогический журнал"Ясная поляна" · Д. И.И.Бецкой в "Детский мир". "Родное слово" 9. Какую часть своего фундаментального труда «Человек как предмет воспитания» К.Д. Ушинский не успел закончить: · педагогическую · психологическую · физиологическую · философскую 10. В открытом в 1755 г. Московском университете в не было факультета: · богословского · медицинского · юридического · философского 11. К.Д.Ушинский говорил, что "в школе должна царствовать серьезность, допускающая.., но не превращающая всего дела в …". ВО ЧТО? ШУТКУ   12. Проблему о педагогике как науке и как искусстве К.Д.Ушинский рассматривает в статье: · "О камеральном образовании" · "О народности в общественном воспитании" · "О пользе педагогической литературы" · "Родное слово"   13. В своей статье "Воспитание и образование" Л.Н.Толстой писал, что школа должна: · воспитывать и обучать детей · заниматься только воспитание · заниматься только обучением тому, что интересует детей · не обучать и не воспитывать, а быть местом для игр и общения 14. Считал главнейшими составными элементами познания: чувственное восприятие, теоретические обобщения и опытную проверку результатов. «Идеями называются представления вещей или действий в уме нашем…». «Из наблюдений устанавливать теорию, через теорию исправлять наблюдения — есть лучший всех способ к изысканию правды». Природу человека Он рассматривал иерархически: «нижняя», чувственная, эгоистическая и «высшая», духовная, патриотическая. · К.Д.Ушинский · М.В. Ломоносов · В.Н.Татищев · Н.И.Пирогов 15. Разработал впервые в России педагогическую теорию, методологической основой которой явилось материалистическое мировоззрение, разграничение науки и религии. Был организатором науки и просвещения. Написал первую грамматику русского языка · В.Н.Татищев · Т.Мор · В.К.Львова · М.В. Ломоносов 16. Основные начала предпринятой им воспитательной реформы изложены им в докладе: «Генеральное учреждение о воспитании юношества обоего пола», утверждённом императрицей Екатериной II (12) марта 1764 года. В «Генеральном учреждении» — общими афористическими выражениями, а в уставах — по пунктам, в приложении к практическим надобностям, изложены педагогические воззрения западноевропейского рационализма. Его взгляды на методы воспитания были прогрессивны для своего времени: воспитатели должны быть «добросовестными и примера достойными людьми», обучать без принуждения, с учётом склонностей ребёнка, не применять телесных наказаний. · Р.Оуэн · В.Татищев · И.И. Бецкой · В.Г.Белинский 17. Все педагогические явления и теоретические положения он рассматривал с позиций антропологизма. Он понимал антропологию как науку, изучающую не только строение, развитие и функции отдельных органов человеческого организма, но и как физическое и нравственное влияние на человека окружающей среды. Основную роль в формировании личности ребенка он отводил воспитанию, доказывал, что на развитие организма оказывают влияние среда и упражнения. «Все, что упражняется, развивается и совершенствуется, что не упражняется — распадается»,— писал он. Выступал против теории наследования способностей. Он считал, что, как бы ни были способны родители, их дети, оставленные без воспитания и образования, не смогут развить свои духовные силы, что ум человека, как и речь, развивается, совершенствуется под влиянием среды, воспитания и образования. · П. Ф. Лесгафт · А.И.Герцен · Я.А.Коменский · В.Татищев 18. Гуманистическая педагогика… · Стремится изменить воспитанника · Исходит из приоритетности знаний педагога · Не стремится к изменению ныне существующей целевой установки школы · Принимает воспитанника таким, каким он есть 19. ОН сыграл значительную роль в развитии педагогики детского чтения. Он всемерно распространял педагогическую науку, написал несколько работ в этой области, в том числе знаменитый трактат “О воспитании и наставлении детей для распространения общеполезных знаний и всеобщего благополучия” (1783). Стержнем педагогических взглядов Новикова является воспитание любви к отечеству и благонравия. Ярким событием в жизни юных россиян стало издание Новиковым журнала “Детское чтение для сердца и разума” (1785-1789), выходившего каждую субботу как бесплатное приложение к газете “Московские ведомости”. · П. Ф. Лесгафт · Н.И. Новиков · М.В.Ломоносов · М.Н.Катков 20. Опираясь на мысль Ж.-Ж. Руссо об идеальной природе ребенка, которую портят несовершенное общество и взрослые с их «фальшивой» культурой, ОН утверждал, что учителя не имеют права принудительно воспитывать детей в духе принятых принципов. В основу образования должна быть положена свобода выбора учащимися — чему и как они хотят учиться. Дело учителя — следовать и развивать природу ребенка. Эта идея получила отражение в его педагогических статьях и его учебных книгах для начальной школы. · Н.Н.Пирогов · Б. В.Н.Татищев · В. К.Д.Ушинский · Л.Н. Толстой  

Задание III

 

Заполните таблицу. Вместо пропусков внесите названия разделов педагогики и соответствующие им явления и процессы:

 

СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ПЕДАГОГИКИ

 

Название разделов Что изучает?
1. Общие основы педагогики
2. … Структура и содержание процесса обучения; принципы и закономерности процесса обучения; содержание образования; формы организации обучения; методы, приемы и средства обучения; современные технологии обучения
3. Теория воспитан6ия
4. …

 

Задание II

Заполните таблицу:

ОСНОВНЫЕ ЭТАЫ СТАНОВЛЕНИЯ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 700; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.20.205.228 (0.035 с.)