Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психология половых различий в развитии интеллектуальных способностей (часть 1)Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Многие годы на Западе и в последнее десятилетие в России, наряду с традиционными подходами к изучению интеллектуального развития ребенка, выделяется группа исследований, характеризующих это развитие с точки зрения принадлежности ребенка к определенному полу. Выделение фактора пола как одного из критериев развития интеллектуального потенциала является отражением глубокого многовекового кризиса "разорванного" человеческого сознания, в результате которого до сегодняшнего дня важнейшей неразрешенной проблемой остается проблема дисбаланса "мужских" и "женских" ценностей, когда мужчина противопоставляется женщине, рассудок - эмоциональности, культура - природе. Ни для кого не секрет, что в современном обществе мужчин и женщин по-прежнему принято оценивать в различных категориальных системах: при описании мужчины акцент, как правило, делается на его общественном положении, социальных достижениях и роде занятий, а при описании женщины - на ее семейно-родственных отношениях, внешности, характере, сексуальности и тому подобное. Однако для многих психологов является очевидным тот факт, что, по мере демократизации общества, половые свойства мужчин и женщин становятся все менее поляризованными, все более взаимопересекаются. Естественно предположить, что этот процесс не может не отразиться на развитии познавательных способностей современных мальчиков и девочек. Если будет доказано, что смена половой роли может повлиять на направление интеллектуального развития человека, и биологический пол не является определяющим фактором этого развития, то социальные последствия такого открытия не трудно предсказать: мужская часть общества лишится того доминирующего положения, которое было закреплено веками общественной эволюции. Если же окажется, что слова "мужское" и "женское" - это не просто роли, навязанные культурой, а биологически предопределенные черты, присущие данной половине человечества, то женщинам и мужчинам ничего не останется делать, как вернуться к выполнению своих родовых обязанностей. Итак, какие ответы дают психологи на следующие вопросы: 1. В чем заключается качественное отличие интеллектуальных способностей мальчиков и девочек? 2. В чем состоят особенности женской и мужской социализации? Массовые психометрические исследования показывают, что у девочек лучше развит вербальный (связанный с речью) интеллект, а у мальчиков - зрительно-пространственный. Уже к 18 мес девочки знают приблизительно 50 слов, мальчики же приобретают такой словарный запас лишь к 22 мес. И в дальнейшем речь девочек, как правило, богаче и по словарному запасу, и по грамматическому строю; навыками чтения девочки также овладевают раньше. Девочки проявляют больше интереса к людям, чем к предметам, к социальным ситуациям, чем к решению механических задач, и в более позднем возрасте они лучше владеют речью и лучше воспринимают внешнюю информацию. Исключительная одаренность чаще встречается среди мальчиков, так как диапазон умственных способностей у мальчиков шире, чем у девочек: от самых низких до самых высоких показателей на условной шкале способностей. Обследование подростков, обучающихся по одной программе, обнаружило выраженные половые различия в математической одаренности в пользу мальчиков. Причем, чем выше оценивалась математическая одаренность, тем выраженнее становилось преобладание лиц мужского пола: среди тех, кто набрал в соответствующих тестах 500 баллов, соотношение мальчиков и девочек было 2:1, среди тех, кто набрал 600 баллов, - 4:1, а среди тех, кто набрал максимальное количество баллов (700 и более), на 13 мальчиков приходилась лишь одна девочка. В исследованиях детской одаренности показано, что выдающиеся по учебным и внешкольным достижениям девочки, обнаруживающие больше сходства со своими ровесницами, чем с ровесниками, оказались подвержены эффекту "исчезающей одаренности" (термин, введенный С. Олшен): ухудшение результатов, показанных девочками, по сравнению с мальчиками, с возрастом. Особенно это было заметным применительно к таким измеряемым переменным как интеллект, креативность. Интересно объяснение этого эффекта, с точки зрения теории социализации: в силу особенностей социализации девочки больше, чем мальчики, ориентированы на общение, межличностные отношения. У них больше чувствительность к ожиданиям окружающих. В подростковом возрасте одаренные девочки оказываются перед дилеммой: идти путем дальнейшего развития своих способностей, или отдать предпочтение быть принятыми значимой для них группой других детей. Девочки, из которых впоследствии выросли выдающиеся в науке женщины, в детстве необычайно много занимались одни - читали, размышляли, исследовали и мало зависели от ожиданий окружающих их детей и взрослых. Известно, что определенные виды исследовательского поведения, практикуемые в детстве, закладывают основы для взрослых достижений в науке и бизнесе. Исследовательское поведение развивается в условиях свободы от оценки, ответственности и внешне стимулируемой деятельности. Оно разворачивается в ситуациях, отличающихся неопределенностью и двойственностью. Однако так чаще воспитывают мальчиков, тогда как девочки, как правило, растут в условиях, ограничивающих их исследовательскую активность. Многие психологи отмечают, что чем одареннее девочка, тем ближе она по своим социально-психологическим характеристикам к одаренным мальчикам. В отличие от сверстниц с обычными способностями, одаренные девочки, как правило, вовлечены в очень широкий круг занятий, включая традиционно приписываемые мальчикам, - активные игры, спорт. Им нравятся игрушки и игры для мальчиков, которые в большей степени поощряют развитие независимости и исследовательского подхода к решению задач, лучшее понимание пространственных отношений, чем традиционные игрушки для девочек. Таким образом, если девочка растет в условиях свободы от жесткого навязывания со стороны окружающих ее половой роли, то такое развитие способствует формированию способностей, традиционно приписываемых мужскому типу мышления. Интересное исследование было проведено П. Селкоу, в ходе которого выявилась зависимость между половой ролью и математическими достижениями: взрослые испытуемые с мужским типом поведения справлялись с заданиями лучше, чем лица с феминизированным типом поведения. Эти данные согласуются с результатами других исследований, обнаруживающих, что женщины с мужскими чертами характера добиваются более высоких результатов в производстве, бизнесе, науке, чем женщины с традиционно женскими чертами, что демонстрирует отчетливую связь интеллектуальных и творческих способностей не столько с биологическим полом, сколько с теми личностными особенностями человека, которые обусловлены его полоролевой ориентацией. Как показало исследование Л.М. Бетчолд и Э.Э. Вернер, женщины - университетские ученые отличаются от группы обычных женщин по тем самым параметрам, по которым они сближаются с преуспевающими университетскими учеными-мужчинами. Следовательно, успех в науке или бизнесе для одаренной девушки, решившейся, получив образование и профессию, вступить в мужской мир, зависит от того, насколько ей удастся принять двойной стандарт ценностей - один для семейно-бытовых отношений, сохранить которые она может, только оставаясь женщиной, другой - для социальной жизни, где она вынуждена принимать мужские ориентации и систему ценностей. У страха глаза велики
Ребенок - загадка для родителей! Ему ничего не стоит забраться с приятелями на крышу высотного дома, сесть на ограждение и свесить ноги вниз. А вечером вы с трудом узнаете свое бесстрашное чадо в бледном, вздрагивающем от каждого шороха существе, - так подействовал на него фильм-"ужастик", показанный по телевизору. Чего на самом деле боится ваш ребенок? Какие страхи нормальны для его возраста, а какие - симптом нервного расстройства? И как родители могут тут помочь? Увы, многие из нас вообще уверены, что неврозы и депрессии - удел перегруженных проблемами взрослых. Между тем специалисты знают, что дети страдают неврозами гораздо чаще, чем взрослые. А неврозы взрослых практически всегда имеют корни в детском возрасте. Чего боятся дети? Страхам здоровых ребят разного возраста всегда предшествует реальный повод: определенные житейские ситуации, фильмы, страшные истории, рассказанные приятелями. У детей до года наблюдается беспокойство при громких звуках или при приближении крупного предмета. Годовалые дети особенно чувствительны к волнению матери: мама улыбается - ребенок спокоен, мама напугана - страх овладевает и малышом. В 2-3 года у ребенка появляется страх боли, врачей, а также боязнь сказочных образов, олицетворяющих зло. Дети в 6-7 лет начинают осознавать возможность собственной смерти и потери близких. У школьников появляются страхи, связанные с новой для них социальной ролью: страх порицания, боязнь не оправдать надежды родителей, учителей и товарищей. Все перечисленные страхи относительно просты, понятны и, в той или иной степени, свойственны всем детям. И тем не менее, даже всем знакомые детские переживания требуют от родителей внимательного и тактичного отношения. Например, если ваш ребенок боится засыпать в темноте или оставаться один в комнате, ни в коем случае нельзя подвергать его "закаливанию" и запирать одного в темноте, чтобы "привыкал". В этом случае ребенок не только не избавится от своего страха, но приобретет еще и новый - страх родительского гнева или насмешки. А это уже невроз.
Вообще, чего бы ни боялся ваш ребенок, каким бы пустяком ни казался вам его страх, нужно показать ему, что вы его понимаете, что в его страхе нет ничего ненормального, что и вы, и все люди в его возрасте боялись темноты, или одиночества, или непонимания товарищей. Многие родители относятся к детским страхам как к капризам и даже наказывают за них. Это неправильно и очень опасно. Ведь страх - одна из основных эмоций, свойственных людям. В нем нет ничего противоестественного. Если бы люди совсем ничего не боялись, то человечество давно бы вымерло. Страх предупреждает о возможной опасности, позволяет сосредоточить внимание на ее источнике, побуждает искать новые, менее опасные пути достижения цели. В этом проявляется эволюционное значение страха. Можно рассматривать страх и как этап становления самосознания человечества. Вспомните: первобытный человек испытывал суеверный ужас перед наступающей темнотой, грозой, огнем. И ребенок в своем психическом развитии как бы проходит все эти этапы развития человечества. Если ребенок не встречает на этом пути понимания родителей, то просто замыкается в себе, пытаясь найти выход из своих переживаний самостоятельно. А не найдя такого выхода, зацикливается на своем страхе и приобретает фобию. Фобия - это страх, ставший навязчивым. Ребенок делается неуверенным в себе, молчаливым или, наоборот, вспыльчивым и агрессивным. С одной стороны, он понимает беспочвенность своего страха, а с другой - никак не может от него избавиться. Фобии могут быть различными. Самые распространенные - клаустрофобия (боязнь закрытых помещений), социофобии (страхи, связанные с общением), нозофобии (страхи различных заболеваний). Фобия - это уже симптом невроза. Развитие невротических страхов у детей может быть обусловлено генетически. Поэтому родители с тревожно-мнительными чертами характера должны быть особенно внимательны к своим детям. Не менее важна и хорошая, дружная обстановка в семье. Для душевного здоровья ребенка имеет значение не только то, как родители обращаются с ним, но и их отношения друг к другу. Для того чтобы у ребенка закрепился страх, вовсе не обязательны скандалы, достаточно того, что мать постоянно нервничала. Невротические страхи устойчивы и, как правило, сопровождаются расстройствами вегетативного порядка (сердцебиением, жаром, ознобом, бессонницей, потерей аппетита). Очень важно при первых же проявлениях невротического страха обратиться к врачу. Через два-три месяца лечения неврозы обычно проходят. Если при неврозе ребенок понимает необоснованность своих страхов и хочет от них избавиться, то при так называемых "бредовых" страхах дети убеждены, что им есть чего бояться. Ребенок становится подозрительным, постоянно отмечает враждебное отношение к себе со стороны окружающих, пытается от них защититься. Такого рода страхи особенно опасны и требуют немедленного обращения к психоневрологу. К сожалению, не все родители понимают, сколь хрупка психика их ребенка. Неудачная насмешка или грубый окрик могут серьезно ранить его и привести к неврозу, который деформирует его характер. К нам пришел новый термин - "качество жизни". Что это? Материальное благополучие, как думают многие? Нет, это прежде всего психологический комфорт личности. Проблема, однако, в том, что психологический комфорт не появляется вдруг, по нашему желанию. Его нужно долго и тщательно формировать, следя за психическим состоянием ребенка с самого рождения. И ответственность за этот процесс целиком лежит на родителях. Если ребенка дразнят Лето - время динамичное, сплошные разъезды и новые знакомства. К сожалению, они не всегда бывают приятными, и может случиться так, что у попавшего в незнакомый коллектив ребенка появляются обидчики. Его начинают дразнить, а иногда и хуже: травить. Кто притягивает агрессию Можно, конечно, отмахнуться. Не обращай, мол, внимания. Ты ведь не такой, как тебя обзывают, правда? Ну и все, забыли. А не получается! Ведь если человека легко обидеть, значит, он очень неуверен в себе - в этом и кроется главная причина его несчастий. Робость и застенчивость берут свое начало в самом раннем возрасте, когда ребенку каким-либо способом привили мысль, будто бы он не достоин уважения. И когда в один не очень прекрасный день на такого человека начинают сыпаться удары, он с готовностью их принимает - даже не пытаясь отстаивать свой суверенитет. В представлении людей, которые постоянно становятся мишенью насмешек, мир изначально враждебен. Эта установка в сочетании с убежденностью в собственной никчемности диктует стиль поведения, который воспринимается склонными к проявлению агрессии детьми как режим наибольшего благоприятствования для начала боевых действий. Действительно, любитель помахать кулаками, оказавшись рядом с неуверенным в себе товарищем, тут же встречает взгляд затравленного зверька, обещающий полную капитуляцию противника безо всякого сопротивления. Стоп! Это важный момент. Не получив отпора, обидчик, скорее всего, свои вылазки повторит, а агрессивность некоторых детей обусловлена органическими поражениями мозга. Чтобы усвоить какую-либо информацию, им нужен сильный эмоциональный взрыв - например, бурная реакция окружающих на их выходки.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 376; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.209.214 (0.009 с.) |