Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социализация. Институты социализации и развитие личностиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Социализация ребенка начинается в семье, а вследствие высокой значимости событий ранних лет для социального, эмоционального и интеллектуального развития семью следует считать первичным социализирующим инструментом общества. Семья как институт социализации. Исследователи семьи в последнее время все более придерживаются так называемого системного подхода в изучении семьи, сходного с экологической теорией У. Бронфенбреннера. Системный подход признает, что родители влияют на своего ребенка. А также он признает, что, во-первых, ребенок влияет на поведение родителей и их выбор воспитательской практики, а во-вторых, является сложной социальной системой – т.е. сетью обоюдных (реципрокных) взаимоотношений и альянсов, которая постоянно развивается и подвергается сильному влиянию общества и культуры. Согласно Джею Белски, семья является целостной структурой, состоящей из взаимосвязанных частей, каждая из которых влияет на любую другую часть и подвергается влиянию с ее стороны и каждая часть вносит свой вклад в функционирование целого. Рассмотрим наиболее простые нуклеарные семьи, состоящие из матери, отца и одного ребенка. В соответствии с Белски, эта система тоже сложна. Взаимодействуя с матерью, ребенок уже вовлечен в процесс взаимного влияния. Так можно увидеть, что улыбку ребенка, встречает улыбка матери или что выражение беспокойства у матери часто заставляет ее ребенка быть осторожнее. Такое воздействие, когда любая пара членов семьи оказывает влияние на поведение других и подвергается влиянию с их стороны, называется прямым воздействием. Когда сюда добавляется отец, то диада мать-ребенок превращается в семейную систему, заключающую в себе взаимоотношения муж-жена, мать-ребенок и отец-ребенок. Рассматривая семью как систему и взаимоотношения между двумя ее членами, необходимо помнить, что на эти отношения будут влиять установки и поведение третьего члена семьи – феномен, известный как косвенное воздействие, или воздействие третьей стороны. Так отцы часто влияют на отношения в системе мать-ребенок: матери, живущие в успешном браке с поддерживающими их мужьями, склонны взаимодействовать с детьми намного более терпеливо и сензитивно, чем матери, испытывающие в браке напряжение. В общем, детям лучше живется, если пара образует союз родителей – когда они образую единую команду. Дети также оказывают прямое и косвенное воздействие на своих родителей. Когда весьма импульсивный малыш уклоняется от выполнения требований дисциплины (прямое воздействие на мать), это может вынудить мать к применению наказаний. Это, в свою очередь, может привести к тому, что ребенок еще больше отказывается подчиняться (прямое воздействие матери на ребенка). Встревоженная таким ходом дел и разгневанная мать може потом осуждать отца за невмешательство, тем самым инициируя неприятную дискуссию о родительских обязанностях и ответственности (косвенное воздействие импульсивного ребенка на взаимоотношения матери и отца). Однако следует помнить, что семьи бывают еще более сложными системами, если в них воспитывается два и более детей, или, если в семье проживают вместе бабушка и дедушка или другие члены семьи (расширенные семьи ( если только другие родственники )). Как оценить влияние расширенных семей? Они более типичны для развивающегося мира. Установлено, что, например, в Судане, дети демонстрирую более успешные модели психологической приспособленности, чем их сверстники, воспитанные в западных нуклеарных семьях. Особенности семьи также зависят от культурного и субкультурного контекстов, а также от экологической ниши, занимаемой семьей (например, социально-экономический статус, соседское окружение). Так, экономические трудности оказывают значительное влияние на родительское функционирование: родители часто бывают слишком озабоченными финансовыми проблемами, что, в свою очередь, может привести к супружескому конфликту, вынудить их меньше заниматься воспитанием детей и менее вовлеченными в их жизнь. Тем не менее те испытывающее экономическое напряжение родители, которые имеют тесные связи с жителями данной местности, с кругом близких друзей, церковной общиной, переживают намного меньший стресс и лучше справляются со своими родительскими обязанностями. На особенности воспитания детей оказывает влияние культурный и образовательный уровень родителей. Установлено, что родители из рабочего класса и из экономически неблагополучных классов, по сравнению с родителями из среднего и высокого классов склонны: 1) подчеркивать послушание и уважение к власти, 2) быть более ограничивающими и авторитарными, чаще используя силовое дисциплинирование, 3) реже рассуждать вместе со своими детьми, 4) проявлять меньше любви и тепла. Причины указанных особенностей в воспитании чаще объясняются гипотезой экономического дистресса, предложенной Рандом Конджером. В гипотезе показана связь между экономическими трудностями семьи, невовлеченным родительским функционированием и плохими результатами воспитания. Причинный ряд таков: родители, испытывающие экономические трудности, склонны к подавленности, которая усиливает супружеские конфликты. Супружеские конфликты, в свою очередь, мешают родителям быть заботливыми и активно участвовать в жизни детей, т.к. подрывают сотрудничество супругов при решении проблем, связанных с воспитанием. Дети негативно реагируют на супружеские раздоры и недостаточное внимание со стороны родителей, а также ощущают потерю эмоциональной безопасности, что ведет к снижению успеваемости, падению самооценки, ухудшению отношений со сверстниками, депрессии, антисоциальному поведению. Эти проблемы детской адаптации раздражают и без того фрустрированных родителей и вынуждают их к авторитарному родительскому функционированию, что усугубляет проблемы детей (как раз и обусловленные недостаточной заботой) и их конфликт с родителями. Однако, следует помнить, что на воспитание детей огромную роль оказывают этнические особенности родителей. Так, например, китайские родители являются часто авторитарными, но это не вызывает у китайских детей ощущения эмоциональной незащищенности, как это происходит у европейских и американских детей. Семья в современном мире. Вторая половина 20 века ознаменовалась рядом изменений в семье: - увеличилось число, не состоящих в браке (около 10%); - более позднее вступление в брак; - снижение рождаемости (в среднем 1,8 ребенка на семью, около 12% женщин не заводят детей (США)); - женщины все более вовлекаются в работу (в США в 1950 г – 6%, в 2000 – 63%); - увеличение числа разводов (до 50% пар); - больше неполных семей (до 24 % детей растут в таких семьях); - больше повторных браков (до 24% детей растут в смешанных семьях); - увеличение числа детей, живущих в бедности (неполные семьи, как правило, живут беднее). Взаимоотношения с сиблингами. Соперничество и конфликты – обычная сторона отношений между сиблингами. Тем не менее, в их отношениях все же преобладают проявления любви и заботы и успешное сотрудничество. Одной из наиболее важных функций, выполняемых сиблингами в отношении друг друга, является обеспечение эмоциональной поддержки. Во-вторых, старшие сиблинги часто обеспечивают уход за младшими. В-третьих, старшие сиблинги часто обучают младших братьев и сестер новым умениям. Даже маленькие дети достаточно внимательны к старшим сиблингам, часто имитируя их поведение. Дети, сталкиваясь с проблемами, лучше обучаются, когда у них есть старший сиблинг. В то же время, старшие сиблинги обучая младших, также извлекают пользу, посольку их результаты в тестах академических способностей выше, чем у сверстников, не имевших такого репетиторского опыта. Т.о., взаимодействие сиблингов благоприятствует росту их социально-когнитивных способностей. Особенности единственных детей. В исследованиях установлено, что единственные дети 1) имеют относительно высокую самооценку и мотивацию достижений, 2) более послушны и несколько более интеллектуально развиты, чем дети, у которых есть сиблинги, и 3) успешно устанавливают взаимоотношения со сверстниками. Т.о., единственные дети способны получить через приятельские отношения и союз с ровесниками то, что они упустили из-за отсутствия сиблингов. Занятость матерей. В одном из исследований установлено, что второклассники, чьи матери работают, показали лучшие результаты в математике, чтении и занятиях по языку, чем те, чьи матери работали меньше или вообще не работали. Это связано м.б. с двумя причинами: 1) работающие матери обладают более высокой самооценкой и придерживаются более высоких образовательных и профессиональных целей и менее стереотипных взглядов на мужчин и женщин; 2) работа матери заставляет отца играть более ощутимую роль в жизни ребенка. СМИ как институт социализации. Основным СМИ является телевидение (ТВ). ТВ обладает большим потенциалом к созиданию или разрушению, в зависимости от того, что смотрят дети, и от их способностей к пониманию и интерпретации того, что они видели. Негативное влияние ТВ. Лонгитюдные исследования показывают, что связь ТВ насилия и агрессии взаимна: наблюдение насилия по ТВ повышает агрессивные тенденции детей, которые стимулируют интерес к передачам, включающим насилие, что способствует дальнейшему росту агрессии. Исследование Р. Хьюсмана, направленное на изучение агрессивности мальчиков, установило, что те, кто в 8 лет предпочитал телепередачи, демонстрирующие насилие, стали агрессивными взрослыми (в 30 лет), часто склонными к криминальному поведению. Так же ТВ насилие может внушить веру в подлый мир – склонность видеть мир жестоким местом, населенным людьми, которые обычно полагаются на агрессивные решения межличностных проблем. Кроме этого, у детей, предпочитающих просмотр насильственных программ, уменьшается чувствительность детей. В одном из экспериментов дети смотрели на запись драки. Одна группа детей перед этим смотрела фильм с агрессивным содержанием, а вторая – нет. В результате на 1-ю группу детей драка произвела меньшее впечатление, чем на вторую. Еще одним негативным последствием ТВ является развитие негативных стереотипов (как, например, идеал красоты в современном мире) и подверженность влиянию рекламы. В то же время ТВ может быть инструментом образования. Это касается создания образовательных и развивающих программ для детей. Например, программа «Улица Сезам». Дети регулярно смотрящие передачу демонстрируют более высокую успеваемость в школе, творческую активность. Однако, в целом, исследования детей, длительно ежедневно смотрящих ТВ, показывает, что они, по сравнению с детьми не смотрящими ТВ и мало смотрящими, демонстрируют снижение в навыках чтения и творческих способностях, меньшую коммуникативную включенность и подверженность стереотипам. Влияние компьютеров. Положительное влияние проявляется в: улучшении навыков чтения и счета, четче формулировать свои мысли, способствует развитию когнитивных способностей. Все это касается использования образовательных компьютерных программ. Есть мнение, что увлеченность компьютерами снижает коммуникативные способности и способствует развитию одиночества, но установлено, что ученики, увлеченные компьютерами, наиболее склонны к коллективной работе. Т.о., компьютеры скорее способствуют, нежели препятствуют взаимодействию сверстников. Отрицательное влияние. В одном исследовании учеников 3-х и 4-х классов и другом исследовании студентов колледжа было обнаружено, что случайно выбранные участники, которым поручили играть в видеоигры, связанные с насилием, проявляли сильную враждебную установку к последующим неопределенным провокациям и значительно более агрессивное поведение, чем контрольная группа, игравшая в видеоигры без насилия. Так как при играх, связанных с насилием, игроки активно вовлекаются в планирование и выполнение агрессивных действий и поощряется за успешное символическое насилие, это доказывает, что провоцирующее агрессию влияние видеоигр, связанных с насилием, возможно, намного сильнее, чем влияние ТВ программ, включающих в себя насилие (Шэффер, с. 792-855).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 416; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.157.231 (0.008 с.) |