Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социализация. Институты социализации и развитие личности

Поиск

Социализация ребенка начинается в семье, а вследствие высокой значимости событий ранних лет для социального, эмоционального и интеллектуального развития семью следует считать первичным социализирующим инструментом общества.

Семья как институт социализации.

Исследователи семьи в последнее время все более придерживаются так называемого системного подхода в изучении семьи, сходного с экологической теорией У. Бронфенбреннера. Системный подход признает, что родители влияют на своего ребенка. А также он признает, что, во-первых, ребенок влияет на поведение родителей и их выбор воспитательской практики, а во-вторых, является сложной социальной системой – т.е. сетью обоюдных (реципрокных) взаимоотношений и альянсов, которая постоянно развивается и подвергается сильному влиянию общества и культуры.

Согласно Джею Белски, семья является целостной структурой, состоящей из взаимосвязанных частей, каждая из которых влияет на любую другую часть и подвергается влиянию с ее стороны и каждая часть вносит свой вклад в функционирование целого.

Рассмотрим наиболее простые нуклеарные семьи, состоящие из матери, отца и одного ребенка. В соответствии с Белски, эта система тоже сложна. Взаимодействуя с матерью, ребенок уже вовлечен в процесс взаимного влияния. Так можно увидеть, что улыбку ребенка, встречает улыбка матери или что выражение беспокойства у матери часто заставляет ее ребенка быть осторожнее. Такое воздействие, когда любая пара членов семьи оказывает влияние на поведение других и подвергается влиянию с их стороны, называется прямым воздействием. Когда сюда добавляется отец, то диада мать-ребенок превращается в семейную систему, заключающую в себе взаимоотношения муж-жена, мать-ребенок и отец-ребенок.

Рассматривая семью как систему и взаимоотношения между двумя ее членами, необходимо помнить, что на эти отношения будут влиять установки и поведение третьего члена семьи – феномен, известный как косвенное воздействие, или воздействие третьей стороны. Так отцы часто влияют на отношения в системе мать-ребенок: матери, живущие в успешном браке с поддерживающими их мужьями, склонны взаимодействовать с детьми намного более терпеливо и сензитивно, чем матери, испытывающие в браке напряжение. В общем, детям лучше живется, если пара образует союз родителей – когда они образую единую команду.

Дети также оказывают прямое и косвенное воздействие на своих родителей. Когда весьма импульсивный малыш уклоняется от выполнения требований дисциплины (прямое воздействие на мать), это может вынудить мать к применению наказаний. Это, в свою очередь, может привести к тому, что ребенок еще больше отказывается подчиняться (прямое воздействие матери на ребенка). Встревоженная таким ходом дел и разгневанная мать може потом осуждать отца за невмешательство, тем самым инициируя неприятную дискуссию о родительских обязанностях и ответственности (косвенное воздействие импульсивного ребенка на взаимоотношения матери и отца).

Однако следует помнить, что семьи бывают еще более сложными системами, если в них воспитывается два и более детей, или, если в семье проживают вместе бабушка и дедушка или другие члены семьи (расширенные семьи ( если только другие родственники )). Как оценить влияние расширенных семей? Они более типичны для развивающегося мира. Установлено, что, например, в Судане, дети демонстрирую более успешные модели психологической приспособленности, чем их сверстники, воспитанные в западных нуклеарных семьях.

Особенности семьи также зависят от культурного и субкультурного контекстов, а также от экологической ниши, занимаемой семьей (например, социально-экономический статус, соседское окружение). Так, экономические трудности оказывают значительное влияние на родительское функционирование: родители часто бывают слишком озабоченными финансовыми проблемами, что, в свою очередь, может привести к супружескому конфликту, вынудить их меньше заниматься воспитанием детей и менее вовлеченными в их жизнь. Тем не менее те испытывающее экономическое напряжение родители, которые имеют тесные связи с жителями данной местности, с кругом близких друзей, церковной общиной, переживают намного меньший стресс и лучше справляются со своими родительскими обязанностями.

На особенности воспитания детей оказывает влияние культурный и образовательный уровень родителей. Установлено, что родители из рабочего класса и из экономически неблагополучных классов, по сравнению с родителями из среднего и высокого классов склонны: 1) подчеркивать послушание и уважение к власти, 2) быть более ограничивающими и авторитарными, чаще используя силовое дисциплинирование, 3) реже рассуждать вместе со своими детьми, 4) проявлять меньше любви и тепла.

Причины указанных особенностей в воспитании чаще объясняются гипотезой экономического дистресса, предложенной Рандом Конджером. В гипотезе показана связь между экономическими трудностями семьи, невовлеченным родительским функционированием и плохими результатами воспитания. Причинный ряд таков: родители, испытывающие экономические трудности, склонны к подавленности, которая усиливает супружеские конфликты. Супружеские конфликты, в свою очередь, мешают родителям быть заботливыми и активно участвовать в жизни детей, т.к. подрывают сотрудничество супругов при решении проблем, связанных с воспитанием. Дети негативно реагируют на супружеские раздоры и недостаточное внимание со стороны родителей, а также ощущают потерю эмоциональной безопасности, что ведет к снижению успеваемости, падению самооценки, ухудшению отношений со сверстниками, депрессии, антисоциальному поведению. Эти проблемы детской адаптации раздражают и без того фрустрированных родителей и вынуждают их к авторитарному родительскому функционированию, что усугубляет проблемы детей (как раз и обусловленные недостаточной заботой) и их конфликт с родителями. Однако, следует помнить, что на воспитание детей огромную роль оказывают этнические особенности родителей. Так, например, китайские родители являются часто авторитарными, но это не вызывает у китайских детей ощущения эмоциональной незащищенности, как это происходит у европейских и американских детей.

Семья в современном мире. Вторая половина 20 века ознаменовалась рядом изменений в семье:

- увеличилось число, не состоящих в браке (около 10%);

- более позднее вступление в брак;

- снижение рождаемости (в среднем 1,8 ребенка на семью, около 12% женщин не заводят детей (США));

- женщины все более вовлекаются в работу (в США в 1950 г – 6%, в 2000 – 63%);

- увеличение числа разводов (до 50% пар);

- больше неполных семей (до 24 % детей растут в таких семьях);

- больше повторных браков (до 24% детей растут в смешанных семьях);

- увеличение числа детей, живущих в бедности (неполные семьи, как правило, живут беднее).

Взаимоотношения с сиблингами. Соперничество и конфликты – обычная сторона отношений между сиблингами. Тем не менее, в их отношениях все же преобладают проявления любви и заботы и успешное сотрудничество.

Одной из наиболее важных функций, выполняемых сиблингами в отношении друг друга, является обеспечение эмоциональной поддержки. Во-вторых, старшие сиблинги часто обеспечивают уход за младшими. В-третьих, старшие сиблинги часто обучают младших братьев и сестер новым умениям. Даже маленькие дети достаточно внимательны к старшим сиблингам, часто имитируя их поведение. Дети, сталкиваясь с проблемами, лучше обучаются, когда у них есть старший сиблинг. В то же время, старшие сиблинги обучая младших, также извлекают пользу, посольку их результаты в тестах академических способностей выше, чем у сверстников, не имевших такого репетиторского опыта.

Т.о., взаимодействие сиблингов благоприятствует росту их социально-когнитивных способностей.

Особенности единственных детей. В исследованиях установлено, что единственные дети 1) имеют относительно высокую самооценку и мотивацию достижений, 2) более послушны и несколько более интеллектуально развиты, чем дети, у которых есть сиблинги, и 3) успешно устанавливают взаимоотношения со сверстниками.

Т.о., единственные дети способны получить через приятельские отношения и союз с ровесниками то, что они упустили из-за отсутствия сиблингов.

Занятость матерей. В одном из исследований установлено, что второклассники, чьи матери работают, показали лучшие результаты в математике, чтении и занятиях по языку, чем те, чьи матери работали меньше или вообще не работали. Это связано м.б. с двумя причинами: 1) работающие матери обладают более высокой самооценкой и придерживаются более высоких образовательных и профессиональных целей и менее стереотипных взглядов на мужчин и женщин; 2) работа матери заставляет отца играть более ощутимую роль в жизни ребенка.

СМИ как институт социализации.

Основным СМИ является телевидение (ТВ). ТВ обладает большим потенциалом к созиданию или разрушению, в зависимости от того, что смотрят дети, и от их способностей к пониманию и интерпретации того, что они видели.

Негативное влияние ТВ. Лонгитюдные исследования показывают, что связь ТВ насилия и агрессии взаимна: наблюдение насилия по ТВ повышает агрессивные тенденции детей, которые стимулируют интерес к передачам, включающим насилие, что способствует дальнейшему росту агрессии. Исследование Р. Хьюсмана, направленное на изучение агрессивности мальчиков, установило, что те, кто в 8 лет предпочитал телепередачи, демонстрирующие насилие, стали агрессивными взрослыми (в 30 лет), часто склонными к криминальному поведению.

Так же ТВ насилие может внушить веру в подлый мир – склонность видеть мир жестоким местом, населенным людьми, которые обычно полагаются на агрессивные решения межличностных проблем. Кроме этого, у детей, предпочитающих просмотр насильственных программ, уменьшается чувствительность детей. В одном из экспериментов дети смотрели на запись драки. Одна группа детей перед этим смотрела фильм с агрессивным содержанием, а вторая – нет. В результате на 1-ю группу детей драка произвела меньшее впечатление, чем на вторую.

Еще одним негативным последствием ТВ является развитие негативных стереотипов (как, например, идеал красоты в современном мире) и подверженность влиянию рекламы.

В то же время ТВ может быть инструментом образования. Это касается создания образовательных и развивающих программ для детей. Например, программа «Улица Сезам». Дети регулярно смотрящие передачу демонстрируют более высокую успеваемость в школе, творческую активность.

Однако, в целом, исследования детей, длительно ежедневно смотрящих ТВ, показывает, что они, по сравнению с детьми не смотрящими ТВ и мало смотрящими, демонстрируют снижение в навыках чтения и творческих способностях, меньшую коммуникативную включенность и подверженность стереотипам.

Влияние компьютеров. Положительное влияние проявляется в: улучшении навыков чтения и счета, четче формулировать свои мысли, способствует развитию когнитивных способностей. Все это касается использования образовательных компьютерных программ. Есть мнение, что увлеченность компьютерами снижает коммуникативные способности и способствует развитию одиночества, но установлено, что ученики, увлеченные компьютерами, наиболее склонны к коллективной работе. Т.о., компьютеры скорее способствуют, нежели препятствуют взаимодействию сверстников.

Отрицательное влияние. В одном исследовании учеников 3-х и 4-х классов и другом исследовании студентов колледжа было обнаружено, что случайно выбранные участники, которым поручили играть в видеоигры, связанные с насилием, проявляли сильную враждебную установку к последующим неопределенным провокациям и значительно более агрессивное поведение, чем контрольная группа, игравшая в видеоигры без насилия. Так как при играх, связанных с насилием, игроки активно вовлекаются в планирование и выполнение агрессивных действий и поощряется за успешное символическое насилие, это доказывает, что провоцирующее агрессию влияние видеоигр, связанных с насилием, возможно, намного сильнее, чем влияние ТВ программ, включающих в себя насилие (Шэффер, с. 792-855).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 416; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.157.231 (0.008 с.)