В каком возрасте появляется эйдетическая память? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В каком возрасте появляется эйдетическая память?



Ответ:

- около 1 года

- около 3 лет

- в 5 лет

- в 5-7 лет

Что не характерно для развития речи в раннем возрасте?

Ответ:

- формирование собственной активной речи

- совершенствование понимания речи

- развитие автономной речи

- общение со взрослыми

125. Внимание в подростковом возрасте развивается:

Ответ:

- независимо от мышления

- параллельно с мышлением

- определяя развитие мышления

- под влиянием мышления

126. Умственное развитие в юношеском возрасте заключается:

Ответ:

- в накоплении знаний

- в формировании формальных операций

- в формировании теоретического мышления

- в формировании абстрактного мышления

127. Уровень внимания в 33-40 лет:

Ответ:

- находится на самом высоком уровне

- неустойчив

- имеет стабильный характер

- находится на низком уровне

128. В подростковом возрасте (по Ж. Пиаже) формируется мышление:

Ответ:

- абстрактное

- логическое

- наглядно-действенное

- гипотетико-дедуктивное

129. Для геронтогенеза характерно:

Ответ:

- относительный интеллектуальный подъем

- интеллектуальный спад

- стабильность мышления

+ зависимость мышления от физического и психического здоровья

Что такое негативизм как симптом кризиса трех лет?

Ответ:

- обесценивание взрослых

- протест против жизненных порядков

- требования считаться с мнением ребенка

- отрицательная реакция на требования взрослых

В каком возрасте появляется иерархия мотивов?

Ответ:

- в младшем школьном

- в подростковом

- в дошкольном

- в юности

Что или кто в основном определяет мнение подростка?

Ответ:

- родители

- референтная группа

- телевидение

- нравственные ценности

Как в общем можно охарактеризовать подростковый период?

Ответ:

- период депрессии

- период окаменелости

- период самостоятельности

- период неустойчивой психики

134. Личность в период ранней взрослости развивается под воздействием:

Ответ:

- индивидуальных особенностей человека

- индивидуального развития и семейной жизни

- профессионального становления и семейной жизни

- профессионального становления и личностного роста

135. Совокупность представлений о себе, дающих возможность чувствовать свою уникальность, – это:

Ответ:

- супер-эго

- эго-интеграция

-эго-идентичность

- ассимиляция

136. Фраза дошкольника «Когда я вырасту, я буду писать и читать большие книги», свидетельствует:

Ответ:

- об умении ребенка прогнозировать

- о намерении ждать, когда он вырастет

- о стремлении к познавательной активности

- о стремлении быть независимым и самостоятельным

137. Для младшего школьника характерно формирование:

Ответ:

- половой идентичности

- самоуважения

- эго-идентичности

- трудолюбия и самостоятельности

138. Для чувства взрослости характерно:

Ответ:

- истинное желание познать все

- внешнее выказывание интереса к знаниям

- избирательное отношение к знаниям

- интерес к знаниям, которыми, по субъективной оценке подростка, должны обладать взрослые

139. Согласно Доналду Суперу, менять место работы или специализацию человек склонен в возрасте:

Ответ:

- от 18 до 22 лет

- от 21 до 25 лет

- от 25 до 30 лет

- от 30 до 40 лет

140. К одной из основных задач в средней взрослости, согласно Р. Хейвигхерсту, относится:

Ответ:

- нахождение конгениальной социальной группы

- усиление личностного аспекта супружеских отношений

- установление связей с людьми различного возраста

- установление прочных связей со своей возрастной группой

141. Сужение временных перспектив характерно для кризиса:

Ответ:

- 33-35 лет

- 40-45 лет

- 55-60 лет

- 14-15 лет

142. Наибольшее значение на развитие личности в начале старости оказывает:

Ответ:

- появление внуков

- материальное благополучие

- стремление к познанию

- смена статуса

Базовой потребностью какого возраста является потребность в любви?

Ответ:

новорожденность

младенчество и ранний возраст

дошкольный возраст

подростковый возраст

144. Поверхностность – характерная черта юношей:

Ответ:

- Верно

- Не верно

145. По сравнению со взрослыми юноши более склонны к теоретизированию:

Ответ:

- Верно

- Не верно

146. Если юноши думают в большей степени о действительном (о том, что уже есть), то взрослые выносят на первый план возможное (то, что ожидается в будущем):

Ответ:

- Верно

- Не верно

147. Юношескому возрасту присуща категоричность суждений:

Ответ:

- Верно

- Не верно

148. Взрослые в большей степени, чем юноши, склонны к поиску общих принципов и законов поведения людей:

Ответ:

- Верно

- Не верно

149. Юноши склонны преувеличивать уровень своих знаний и переоценивать свои умственные возможности:

Ответ:

- Верно

- Не верно

150. К детям в большей степени, чем к юношам, нужен индивидуальный подход в обучении и воспитании:

Ответ:

- Верно

- Не верно

152. Повышенная эмоциональная возбудимость и эмоциональная напряженность — характерные черты юношеского возраста:

Ответ:

- Верно

- Не верно

153. Чувство юмора возникает и проявляется скорее в детском, чем юношеском возрасте:

Ответ:

- Верно

- Не верно

154. Дети в большей степени, чем юноши, склонны к «праздным» разговорам и спорам об отвлеченных предметах:

Ответ:

- Верно

- Не верно

Среди взрослых меланхолики встречаются чаще, чем среди юношей

Ответ:

- Верно

- Не верно

156. В произведениях художественной литературы юношей больше интересуют реальные поступки и события, чем мысли и чувства действующих лиц, связанные с этими поступками и событиями:

Ответ:

- Верно

- Не верно

157. Детям в большей степени, чем юношам, свойственно подчеркивать свои отличия от других людей:

Ответ:

- Верно

- Не верно

158. «Чувство одиночества» – характерное переживание подростково-юношеского возраста:

Ответ:

- Верно

- Не верно

159. Субъективная скорость течения времени с возрастом заметно замедляется:

Ответ:

- Верно

- Не верно

160. Особенности своей внешности и своего физического развития больше волнуют юношей, чем подростков:

Ответ:

- Верно

- Не верно

161. Чувство неудовлетворенности собой тем в большей степени присуще юноше, чем ниже уровень его интеллектуального развития:

Ответ:

- Верно

- Не верно

162. Жалобы на недостаточно развитые волевые качества (на неустойчивость, подверженность влиянию и т.п.) — характерная черта юношеской самооценки:

Ответ:

- Верно

- Не верно

163. Юноши ценят в педагоге его «человеческие качества» (сердечность, способность к сопереживанию и т.п.) выше, чем его профессиональную компетентность:

Ответ:

- Верно

- Не верно

164. Юноши склонны предъявлять максималистские требования к коллективу:

Ответ:

- Верно

- Не верно

165. Трудности коммуникативного характера у юношей проявляются в большей степени, чем у детей и взрослых:

Ответ:

- Верно

- Не верно

166. Юноши обычно больше интересуются музыкой, чем художественной литературой:

Ответ:

- Верно

- Не верно

167. Стремление привести свою жизнь в соответствие с теми или иными правилами в большей степени присуще взрослым, чем юношам:

Ответ:

- Верно

- Не верно


 

ХРЕСТОМАТИЯ

 

Л. И. Анцыферова

НОВЫЕ СТАДИИ ПОЗДНЕЙ ЖИЗНИ: ВРЕМЯ ТЕПЛОЙ ОСЕНИ ИЛИ СУРОВОЙ ЗИМЫ? (Психология старости и старения: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. – М., 2003. – 416 с.)

 

За последние десятилетия в ряде стран мира значительно уве­личилась продолжительность жизни человека, многие достигают возраста 90 и более лет. В результате этого поздний возраст челове­ка представляется психологу уже не как короткий и тягостный отрезок жизни больных и беспомощных людей, но как значитель­ный по своей продолжительности и социально-психологической значимости период индивидуального пути личностей, не желаю­щих существовать на «обочине» жизни. Период этот недостаточно охвачен научными исследованиями. Если первые 25 — 30 лет жиз­ни человека детально изучены, разбиты на многочисленные ста­дии и этапы, в рамках которых выделены характерные для них проблемы и кризисы, то столь же длительный отрезок поздней жизни выступает недифференцированным, расплывчатым, во многом непознанным.

Чтобы ярче представить предмет изучения, некоторые психогеронтологи обращаются к воспоминаниям своего детства, в ко­торых большое место занимают образы старых людей. Так, К.Свенсон описывает маленький городок, по улицам кото­рого он идет со своим прадедом. Они идут мимо скамеек, на кото­рых сидят старики-патриархи, и каждый прохожий обращается к старым людям со словами привета. Это почтительное отношение подтверждает общественный статус стариков, их почетное место в социуме. Несколько десятилетий назад в современном обществе получил распространение иной образ стариков как бесполезных и обременяющих общество людей. В то же время психологические исследования наших дней воссоздают, например, такие образы людей позднего периода жизни: они преуспели в жизни, накопи­ли богатый опыт, но желают получить новейшие знания в облас­ти своей или смежной профессии и идут в колледж, не стесняясь своего возраста. Находясь в предпенсионном возрасте или миновав его, они тем не менее строят обширные планы на будущее и реализуют многие свои замыслы. Но психологам приходится иметь дело и с другими стариками — пассивными и подавленными людь­ми, переживающими выход в отставку как трагическое событие жизни, с которым они не могут совладать. Такие люди в поздние периоды жизни — не изображения разных возрастных групп. Это представители разных личностных типов, неодинаково конструи­рующих свою жизнь и прибегающих ко многим, подчас противо­положным стратегиям преодоления жизненных трудностей.

В настоящее время большинство людей нелегко переживают приближение 60 — 65 лет. Именно этими роковыми годами по ле­генде, рассказанной Свенсоном, более ста лет тому назад канц­лер Бисмарк определил границу работоспособности человека, и она была принята многими государствами. Между тем за это столетие в обществе произошли существенные измене­ния — улучшились сама жизнь, условия труда, большими успеха­ми отмечено развитие медицины. Многие психологические иссле­дования показывают, что большинство людей в постпенсионном возрасте сохраняют работоспособность, компетентность, интел­лектуальный потенциал. «Новые старики», как стали называть в наши дни пожилых людей, отстаивавших свои права на активную жизнь в обществе, могут осваивать и новые профессии, совер­шенствоваться в сфере своего привычного дела. Результаты иссле­дований, проведенных L.-М.Тоlliег (1983), указывают на то, что приблизительно 76 % людей, находящихся на пенсии, хотят про­должать работать. Многие из них находят новые занятия, что бла­готворно сказывается на их здоровье и удовлетворенности жиз­нью. О.Сегерберг изучал жизнь 1200 человек в возрасте 100 лет. Он приводит высказывание одного из участников исследования: «Мы должны помнить, что работа является биологической необходи­мостью». Свенсон, опираясь на данные своих работ и исследований Сегерберга, заключает, что «полезность» (или чувство полезнос­ти) и «работа» выступают главными факторами, которые обеспечивают и предсказывают значительную продолжительность жизни. Весьма показательны результаты лонгитюдного геронтологического исследования, проведенного в Бонне под руководством Х.Томе и У.Лер. Оно было начато в 1965 г. В нем участвовали 222 человека. К 1977 г. число участников сокра­тилось до 81 человека. Их возраст охватывал период от 72 до 87 лет. Психологов интересовало, в частности, как за прошедшие 12 лет у старых людей изменились показатели активности, приспособленности, побудительности, какой стала способ­ность управлять событиями своей жизни, какое настроение нача­ло преобладать в поздний период жизни. Результаты показали, что у большинства стариков активность отнюдь не уменьшилась, сохранилась система побуждений, улучшился процесс адаптации, однако снизилась способность контролировать события своей жизни и ухудшилось настроение. В то же время у ряда других участни­ков лонгитюда показатели формально-динамических характери­стик снизились. Эти данные, как подчеркивают Лер и Томе, ука­зывают на необходимость дифференциального подхода при раз­работке проблем психогеронтологии

Предварительное обобщение результатов доступных нам работ, касающихся психологии позднего периода жизни, позволяет вы­делить два личностных типа, отличающиеся друг от друга уровнем активности, стратегиями совладания с трудностями, отношени­ем к миру и себе, удовлетворенностью жизнью.

Представители первого типа мужественно, без особых эмоцио­нальных нарушений переживают уход на пенсию. А между тем это событие психологи считают одним из трех предикторов скорой гибели людей пожилого возраста. Вторым предиктором является смерть одного из супругов, проживших вместе долгую жизнь. Тре­тий предиктор — это переселение старых людей в дом престаре­лых, особенно если перемещение на новое местожительство про­исходит помимо воли индивида....Обратимся снова к проблеме выхода на пенсию или в отставку. У психологов действительно есть основания говорить о «шоке отставки». Отставка (или выход на пенсию) означает отделение человека от референтной ему груп­пы, от того дела, которому он посвятил долгие годы. Работник теряет важную социальную роль и значимое место в обществе. Исчезает источник его социальных стимуляций, ухудшается материальное положение. Уходят из жизни друзья, которые могли бы оказать индивиду моральную поддержку. Существенно и то, что у человека резко меняется структура его психологического времени. В хронотопе личности резко уменьшается доля будущего времени, расширявшего ее жизненное пространство, являвшего­ся тем заслоном, который препятствовал мощной власти прошлого завладеть когнитивно-эмоциональной сферой индивида. На протяжении почти всего своего индивидуального пути человек при­вык жить планами, близкими и отдаленными целями, проектами и замыслами — разными формами будущего. Привлекая для реше­ния задач, связанных с будущим, свое прошлое, смыкая будущее с прошлым, личность формирует собственное настоящее как поле актуальных мотиваций и активных действий. Между тем для мно­гих пожилых людей отставка — это потеря будущего, за тонкими границами которого жизненный мир заполняется сферой неопре­деленности и бессодержательности. Прошлое, не будучи оттесня­емым будущим, начинает господствовать над жизненным миром индивида. Власть прошлого над личностью, порабощаемой при­вычками, незабываемыми воспоминаниями, стереотипами и т.п., в образной форме выражена Р. Кастенбаумом. Прошлое, говорит он, пожирает новый момент еще до того, как этот момент обнаруживает свой уникальный характер. Только психологическое будущее с его перспективами и программами позволяет развиваться личности в поздний период жизни и обогащает ее настоящее новыми мотивациями. Исследо­вания показывают, что многие пожилые люди, старающиеся спра­виться с «шоком отставки», обращаются к стратегиям, смягчаю­щим патогенный характер кризисной ситуации. Широко исполь­зуется техника «антиципирующего совладения». Она предполагает поиск новых путей включения в общественную жизнь, планиро­вание свободного времени, предвидение негативных состояний и событий в период отставки. По данным Лер, у людей на седьмом-девятом десятке лет отмечается высокая актив­ность, которая всегда связана с позитивной установкой на буду­щее. Люди, планирующие свою жизнь на пенсии, нередко вос­принимают отставку как освобождение от социальных ограниче­ний, предписаний и стереотипов рабочего периода. Под влияни­ем переживания свободы, перехода в слабоструктурированную область своего жизненного мира у личности выявляются новые способности, реализующиеся в увлекательных занятиях. Подоб­ные случаи в своей психотерапевтической практике описывает А. Маслоу. Так, у одной из его пожилых пациенток, вынужденной вырабатывать новый жизненный уклад, внезапно проявились прекрасные художественные способности, о существо­вании которых никогда не подозревали ни окружающие, ни она сама. У многих индивидов выход на пенсию связан со стремлением передавать профессиональный опыт ученикам. Они испытывают тягу к воспитанию нового поколения, наставничеству. Занятие другим интересным делом, установление новых дружеских связей, сохранение способности контролировать свое окружение порождают удовлетворенность жизнью и увеличивают ее продолжительность.

В то же время психологи выявили второй тип людей, вышедших на пенсию. В постпенсионный период у них развивается пассивное отношение к жизни, они отчуждаются от окружения, су­жается круг их интересов и снижаются показатели тестов интел­лекта. Они теряют уважение к себе и переживают тягостное чув­ство ненужности. Эта драматическая ситуация — типичный при­мер потери личностной идентичности и неспособности человека построить новую систему идентификаций. Почему же эти люди так тяжело переживают свой поздний возраст, не борются за себя, погружаются в прошлое и, будучи физически здоровыми, быстро дряхлеют? Причин такой неблагополучной старости много. Мож­но предположить, что их привычные жизненные стратегии не включали приемов активного совладания с трудностями. Неспо­собность контролировать окружающие события обусловила вос­приятие жизненного мира лишь как источник непреодолимых трудностей и неприятностей. Но есть еще один мощный — соци­альный — фактор, негативно влияющий на жизнь людей в позднем возрасте. Это широко распространенный в современном обществе стереотип «старости», «стариков, бредущих по "обочине" жизни». По мнению Томе, быстрые инволюционные процессы, обнаружи­вающиеся у людей в ранний постпенсионный период, — результат их неспособности противостоять мощному влиянию социальных сте­реотипов. Их интериоризация приводит к негативным изменениям еще совсем недавно активных и здоровых людей.

О зловещем значении насильно навязываемых людям убежде­ний свидетельствуют воспоминания бывших узников фашистских концлагерей. <...> Охранники изо дня в день внушали узникам, что у них нет никакой надежды на освобождение, нет выбора и лишь смерть может открыть дверь лагеря. В конце концов некоторые люди стали испытывать чувства безнадежности и беспомощности, ЧТО приводило к их быстрой гибели. Другие узники изобрели особую стратегию жизни: они отыскивали в экстремальной ситуации обла­сти, в которых оказывались под их контролем некоторые важные аспекты лагерной жизни. Поддерживаемое таким образом чувство контроля помогло им выжить

Возвращаясь к проблеме позднего возраста, подчеркнем, что распространенные в наши дни стереотипы «старости» примени­мы лишь к конечным этапам постпенсионного периода. На пер­вых же этапах, которые могут длиться десятилетиями, люди со­храняют работоспособность и желание приносить пользу обще­ству. У «молодых стариков», кроме большого профессионального опыта, закрепился в форме личностных характеристик и пози­тивный опыт жизни. Они отличаются реалистическим подходом к событиям, способностью преодолевать жизненные трудности без ненужной агрессии и тревоги. Они могут многому научить менее опытных работников и в то же время готовы в случае необходимо­сти учиться сами. По словам Свенсона, время поздней жизни долж­но стать «периодом респектабельности». Но для этого пожилым людям необходимо приложить усилия, чтобы изменить обществен­ное мнение. В настоящее время в ряде стран «новые старики» все громче заявляют о себе. Поддерживая идеи о повышении обще­ственного статуса «новых стариков», Б.Скиннер ци­тирует Цицерона: «Старый возраст почитается только при усло­вии, что он защищает себя, поддерживает свои права, не подли­зывается ни к кому и до последнего дыхания управляет своей областью».

Означает ли все вышесказанное, что у людей до глубокой старости сохраняется ясный ум и желание жить, что их интеллект про­должает развиваться и порождать новые идеи? Эти проблемы ши­роко обсуждаются в психогеронтологии и психологии развития. Воп­росы ставятся так: каково своеобразие интеллекта у индивида в позднем периоде жизни, что мешает проявлению способностей старых людей? В своем обзоре работ по вопросу устойчивости и изменчивости интеллекта в процессе жизни Н.Датэн с соавторами приводят разные точки зрения. Одни психологи дока­зывают, что «нет возрастных различий в интеллектуальной компе­тентности» и лишь пониженная мотива­ция препятствует ее высокому проявлению у старых людей. Другие психологи, ссылаясь на данные интеллектуальных тестов, доказы­вают, что в постпенсионном возрасте интеллект снижается. Однако многие ученые подвергают критике заложенный в тестах подход к мышлению: согласно этому подходу, высшей формой интеллекта является формально-логическая мысль. То есть, по мнению Ж. Ля-уви-Вьеф (О.ЬаЬо1ме-У1е1), игнорируются глубинные пласты мышления, их особая «логика», которая актуализируется у пожи­лых людей. Изучая ход выполнения тестов интеллекта в разные пе­риоды жизни, психологи показывают, ЧТО индивиды на этапе по­здней жизни относятся к тестовым заданиям как к жизненным про­блемам, они персонализируют их, дают им несколько интерпрета­ций, ВИДЯТ возможность разных ответов. Они опираются на интуи­тивные процессы, прибегают к метафорам, выходят за пределы данной им информации. Ответ, построенный лишь на формально-логи­ческом мышлении, представляется им бедным и односторонним.

Разумеется, у многих людей на заключительных этапах поздней жизни возникают существенные дефекты в интеллектуальной сфе­ре, особенно в области памяти. Но и в этом случае активно-пре­образующее отношение к себе индивида помогает ему частично компенсировать снижающиеся интеллектуальные возможности. В этом отношении несравненным примером является опыт Скин-нера. Он начал профессионально наблюдать за собой в очень по­здние годы. По мнению Скиннера, в это время процессы развития у человека прекращаются: не реализуется более внутренний по­тенциал, не раскрываются латентные структуры, не повышается эффективность поведения. Эти положения на первый взгляд рас­ходятся с его самонаблюдениями. Ученый говорит о новых идеях, осеняющих его ночью, об оригинальных мыслях, неожиданно возникающих у него во время лекций. Однако он считает, что эти идеи — результат постоянного развития социальной действительности, общества. Старый же человек лишь интериоризует в субъек­тивно-индивидуальной форме эти идеи, но в то же время чув­ствует себя их источником. Иногда ученый обнаруживает, что нео­бычная мысль, осенившая его, уже была высказана им несколько лет назад. Все эти положения представляются справедливыми, но только частично. Вряд ли можно отрицать творческий характер повторно высказанной мысли: ведь по прошествии многих лет она возникала в новом контексте, актуализировалась применительно к новой проблеме, а значит, наполнилась иным содержанием. Наблюдая за собой, Скиннер отмечает значительные дефекты памяти и повышенную утомляемость. Но он не мирится со свои­ми возрастными изменениями, а вырабатывает стратегии их ком­пенсации: часто забываемые вещи он заранее размещает так, что­бы они обязательно попадались ему под руку (например, вешает зонт на ручку двери); рядом с кроватью ставит магнитофон, что­бы немедленно записать пришедшую ночью в голову мысль. Эту стратегию Скиннер называет «психологическим протезировани­ем окружения». Он перестраивает также способ вербального об­щения с окружающими, особенно с коллегами. Чтобы во время длинного монолога собеседника не забыть свои возражения, за­мечания и дополнения, ученый выработал определенные форму­лы, позволяющие ему вежливо приостанавливать поток слов кол­леги и делать нужное замечание.

Старость — это быстрая, но не замечаемая самим субъектом утомляемость. Она отрицательно сказывается на качестве работы, приводит к ошибкам, которые индивид с изумлением обнаружи­вает позже. Когда Скиннер раздумывал над проблемой утомляе­мости в позднем возрасте, ему попались отчеты об обнаруженных в Гарвардской библиотеке документах, относящихся к концу второй мировой войны. Среди них оказался весьма любопытный для психологов документ. В нем содержался приказ Гитлера, адресо­ванный нескольким оставшимся в Германии ученым. Они долж­ны были выяснить, почему умные и компетентные люди прини­мают плохие, неверные решения. Ученые ответили, что основной причиной явилось сильнейшее умственное утомление, и перечис­лили его признаки. После этого Гитлер издал приказ: любого офи­цера с подобными признаками немедленно направлять на отдых. Многие из выделенных признаков психолог обнаружил и у себя, дополнив список индивидуальными наблюдениями (ошибки в письме, при игре на пианино, чертыхание, склонность порицать других за допущенные в делах промахи, тенденция работать зна­чительно дольше, чем обычно, и т.д.). Восприятие этих призна­ков индивидом, которому известно их значение, позволяет чело­веку вовремя прервать свою деятельность, расслабиться, чтобы затем снова работать продуктивно.

Конечно, все компенсирующие стратегии не могут предотвра­тить наступление периода дряхлой старости, когда человеку уже трудно обойтись без помощи других. Для некоторых стариков одна из самых тяжелых ситуаций в жизни — это переселение в дом пре­старелых. Как бы ни был благоустроен интернат, люди теряют там возможность контролировать события, принимать решения. Они уже не могут строить собственные планы и реализовывать их. Ученые пытаются разработать приемы психологической помощи обитате­лям интернатов и найти средства повысить их активность. Позитив­ная роль возможности контролировать хотя бы некоторые сферы своей жизни выявилась в одном из экспериментов. Исследования заключались в следующем. Обитателей (в возрасте от 65 до 90 лет) одного из весьма благополучных интернатов разделили на две груп­пы, перед каждой выступил директор. Участникам первой группы он сообщил, что они имеют значительные права в своем доме, хотя многие ими и не пользуются. Так, они могут приглашать к себе друзей и сами посещать их; планировать разные социальные мероприятия; распределять свое время так, как им удобно; им не запрещается переставлять мебель в своих комнатах по собственно­му усмотрению. Сообщалось также, что для них закуплено много красивых растений, понравившееся они могут выбрать и выращи­вать сами. Выступая перед второй группой, директор подчеркивал, что весь персонал дома с любовью относится к каждому обитате­лю, сестры и няни охотно выполнят любые их поручения. Если кому-то понадобится помощь, она немедленно будет оказана. В зак­лючение няни вручали каждому участнику какое-нибудь красивое растение. Иными словами, речь перед первой группой была на­правлена на стимуляцию активности жителей интерната. Директор выделял некоторые области их жизни, за которые они должны были сами нести ответственность. Их побуждали расширять контакты с окружающими, проявлять инициативу. В речи же перед второй груп­пой директор делал акцент на ответственности персонала.

Всех участников эксперимента обследовали за неделю до его начала и через три недели после разных форм воздействия на ста­рых людей. Результаты бесед с ними экспериментатора сопоставлялись с наблюдениями обслуживающего персонала. Члены пер­вой группы сообщали, что они стали более активными, подвиж­ными и ловкими. 48 % из них чувствовали себя более удовлетво­ренными жизнью, а некоторые даже называли себя счастливыми. Во второй группе позитивные чувства выразили лишь 29 % стари­ков. Врачи и няни также отмечали значительную разницу между двумя группами. 71 % из второй группы стал более слабым и пас­сивным.

Итак, исследования показывают, что увеличение продолжитель­ности жизни в некоторых странах привело к появлению новых стадий в позднем возрасте человека. Пока критерии этих стадий не выявлены, мы будем говорить о всем периоде постпенсионной жиз­ни. В периоды, предшествующие глубокой старости, представители постпенсионного возраста тяготеют к активной социальной жиз­ни, стремятся поддерживать и расширять круг своих интересов, (заботятся о поддержании межличностных связей. Они хотят и могут быть полезными обществу. В наши дни «новые старики» борются за свои права, твердо противостоят устаревшим социальным стереоти­пам. Длительную старческую жизнь они своими усилиями стремятся превратить в «долгую теплую осень». В то же время некоторая часть старых людей, выйдя в отставку, начинает жить бесцветной и пассивной жизнью. Можно предполагать, что и в период старости они продолжают пользоваться привычной для них техникой жизни — смиряться с негативными ситуациями, не пытаясь их изменить. Для таких людей старость — это прозябание, жизнь в «условиях суровой зимы». Дело психологов — детально исследовать поздний период жизни людей и помочь им сделать его респектабельным этапом, укрепляющим в обществе высшие ценности.


 

Михаил Яковлевич Басов



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 1676; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.203.235.24 (0.07 с.)