Анатомо-морфо-физиологическое развитие в средней взрослости, его влияние на психическое и личностное развитие 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анатомо-морфо-физиологическое развитие в средней взрослости, его влияние на психическое и личностное развитие



В средней взрослости физическое развитие переходит в плато, и появляются первые признаки физического спада, которых с наступлением пожилого возраста становится все больше. При этом следует помнить, что в среднем возрасте и в последующем одни люди стареют быстрее, другие – медленнее.

В целом, в среднем возрасте начинается спад в деятельности внутренних органов и систем.

Морфо-функциональные изменения. Замедляется функционирование нервной системы, особенно после 50 лет. Скелет утрачивает былую гибкость и несколько сжимается. Кожа и мышцы начинают терять эластичность, отмечается тенденция к накоплению подкожного жира. Коронарные артерии к началу среднего возраста сужаются на 1/3 по сравнению с 20-летним возрастом. Вследствие чего уменьшается объем перекачиваемой сердцем крови. Объем легких уменьшается также, а поскольку выносливость человека зависит от количества О2, поступающего к тканям организма, то люди в среднем возрасте часто не состоянии так напряженно работать, как ранее. (Крайг).

Наиболее значимым морфо-функциональным изменением у женщин среднего возраста является менопауза – необратимое прекращение менструаций. Менопауза – одно из ярчайших проявлений начала климактерия – широкий комплекс физических и эмоциональных симптомов, сопровождающий гормональные изменения в среднем возрасте.

В последнее время специалисты полагают, что и у мужчин в среднем возрасте также происходят определенные изменения в сексуальной жизни, поэтому уместно говорить, что климактерий свойственен обоим полам.

Физические изменения и симптомы менопаузы у женщин. Менопауза наступает ≈ 48-51 года, хотя может начинаться несколько раньше или немного позже. Уменьшается выработка эстрогенов и репродуктивная система прекращает работать. Матка постепенно сжимается, несколько уменьшается размер грудных желез, так как железистая ткань заменяется жировой.

Значимым симптомом менопаузы, называют приливы жара (включая ночной пот). Об этом говорят 75% женщин. У некоторых потение бывает очень сильным, что вызывает бессонницу. В наиболее тяжелых случаях (15% женщин) добавляются головные боли, головокружение, сердцебиение и боли в суставах. В этой ситуации требуется медицинская помощь.

К долговременным последствиям менопаузы относят 2 обязательных: изменения костной массы и гениталий и 1 спорное – коронарная недостаточность.

С началом менопаузы масса костной ткани начинает убывать как у женщин, так и у мужчин, но у женщин ее снижение оказывается в 2 раза больше и происходит быстрее. У женщин после 50 лет переломы костей происходят в 6-10 раз чаще, чем у мужчин. Уменьшение костной массы может приводить к заболеванию остеопороз (в США 1/10 житель и большинство женщин).

Изменения в гениталиях могут приводить к болезненным ощущениям во время коитуса, которое легко устранимы (мази).

Эмоциональные проявления. Могут отмечаться чувство подавленности, сожаления, утраты и даже депрессия (но это отмечает меньшинство женщин). Большинство же отмечает, что они начинают чувствовать себя свободнее, могут больше времени посвящать себе.

Уменьшить 1 проявление (изменение костной массы) можно заместительной терапией (гормональные средства, препараты Са, физическая зарядка (3 раза в неделю по 30-45 минут)). Но это нужно делать постоянно, т.е. поддерживать, а прекращение – вызывает необратимые изменения.

Изменения у мужчин. В районе 50 лет начинают наблюдаться изменения в сексуальной активности, но они широко варьируют. В сравнении с женщинами, сокращение андрогенов происходит постепенно и долго. Но возможны проявления импотенции, частое мочеиспускание и язвенная болезнь. Другие жалуются на чувство неуверенности. Нервозность, усталость и подавленность. Однако большинство симптомов у мужчин обусловлено не физиологическими, а психологическими проблемами (стресс от кризиса середины жизни). (Крайг, с.)

 

Познавательное развитие в средней взрослости

ПСИХОФИЗИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ, ОЩУЩЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЕ

Зрение. Зрение человека практически не меняется с юношеского возраста и до перехода им 50-летнего рубежа, когда острота зрения начинает снижаться более быстро (Schieber, 1985; Pollack, & Atkeson, 1978). Однако близорукие люди часто начинают видеть в среднем возрасте лучше, чем в годы своей молодости.

Исследования И. Устиновой, изучавшей чувствительность 185 командиров и вторых пилотов самолетов по многим параметрам, характеризующим зрение индивида (цветоощущение, ночное зрение, глубинный глазомер и т. д.), показали следующее: у пилотов в возрасте 25-54 лет наблюдается достаточная устойчивость функционального состояния коркового отдела зрительного анализатора. Из всего комплекса сенсорных функций ею было обнаружено постепенное снижение с возрастом лишь остроты зрения из-за аномалий рефракции и ослабления аккомодации в старших возрастах. Это частичное снижение зрения не сказывается на уровне трудоспособности пилотов (И. Устинова, 1966). Поэтому можно говорить о том, что изменения психофизических функций зрения у людей, достигших возраста средней взрослости, никак не отражаются на функционировании их когнитивной сферы.

Слух. Слух в целом становится менее острым после 20-летнего возраста, продолжая ухудшаться и далее, но снижение слуха в среднем возрасте редко бывает настолько заметным, чтобы не позволять человеку вести обычный разговор. При этом ухудшение слуха более типично для мужчин, чем для женщин.

Вкусовая, обонятельная и болевая чувствительность человека также снижается в разных точках периода средней взрослости, хотя эти изменения происходят более плавно и не столь заметны, как снижение зрения и слуха. При этом чувствительность к температурным изменениям остается высокой.

В среднем возрасте изменяются и другие биологические функции человека, такие как время реакции и сенсомоторные навыки. Увеличение времени реакции в период взрослости происходит довольно медленными темпами, начиная ускоряться в годы старости. Двигательные навыки могут ухудшаться, но показываемые результаты остаются на прежнем уровне благодаря длительной практике и опыту. Так, человек, который каждый день выполняет одну и ту же работу, с возрастом будет по-прежнему показывать в этой деятельности одни и те же результаты, но осваивать новые навыки ему становится все труднее (Психология развития личности. Средний возраст, старение, смерть / Под ред. А.А. Реана. — М.: АСТ; СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2007. — 384 с.; С.143—145).

ВНИМАНИЕ и ПАМЯТЬ

В возрасте 41—46 лет наивысшего уровня развития достигает функция внимания. И, несмотря на то, что в это же время отмечается один из самых низких уровней функций памяти, люди, достигшие данного возраста, обладают наилучшими возможностями для активного обучения и самообразования, сохраняют потенциальные возможности для познавательной деятельности, а трудовая и творческая активность человека полностью сохраняется и некоторых даже ещё более возрастает (ученые, писатели, художники)

(Психология развития личности. Средний возраст, старение, смерть / Под ред. А.А. Реана. — М.: АСТ; СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2007. — 384 с.; С. 145).

ИНТЕЛЛЕКТ

Вербально-логические функции, достигающие первого оптимума в ранней взрослости, могут возрастать в зрелые годы вплоть до 50 лет и постепенно снижаются лишь к 60 годам. Отмечено наличие явно выраженных прогрессивных сдвигов эволюции, а не инволюции общих характеристик интеллекта взрослых людей. Однако на сохранение интеллектуальных функций оказывает существенное влияние выполняемая индивидом деятельность. Так, у людей интеллектуального труда, достигших периода средней взрослости, вследствие постоянной тренировки показатели интеллектуального развития практически могут не отличаться от их же показателей в юности начале ранней взрослости. Более того, некоторые из умственных способностей у тех лиц с высшим образованием, которые продолжают плодотворно трудиться и вести активную жизнь, в среднем возрасте даже повышаются (Schaie, 1983).

В последние годы достаточно широкую известность приобрела теория, в которой выделяют два различных типа интеллекта (Хорн, 1982).

Первый тип интеллекта называют текучим интеллектом. Это те способности, с помощью которых человек учится чему-либо новому. К ним относятся скорость и результативность запоминания, индуктивное рассуждение, оперирование пространственными образами и восприятие новых связей и отношений. Эти базисные процессы интеллекта «вливаются» во множество иных видов интеллектуальной деятельности человека, включая восприятие, узнавание, анализирование и решение различных задач (Horn, 1982; Neugarten, 1976).

Поступательное развитие текучего интеллекта продолжается до окончания юношеского периода жизни человека, а затем в процессе взросления происходит постепенное его снижение. Этот тип интеллекта отражает биологические возможности нервной системы — ее работоспособность и интегративность (Horn, 1982).

Другим типом интеллекта является кристаллизованный интеллект, который приходит к человеку с опытом и образованием. Приобретение данной формы интеллекта связано с осведомленностью человека и теми знаниями, которые он накопил в течение длительного времени своей жизни. Уровень развития данного типа интеллекта выражается, в первую очередь, в способности человека устанавливать отношения, формулировать суждения, анализировать проблемы и использовать усвоенные им стратегии для решения задач.

Кристаллизованный интеллект часто повышается в течение жизни, пока люди сохраняют способность получать и сохранять информацию (Neugarten, 1976). Когда в лонгитюдных исследованиях проводятся тесты когнитивных навыков, предполагающих использование этого типа интеллекта, испытуемые нередко показывают в свои 50 лет результаты более высокие, чем те, которые они демонстрировали в 20. Это в значительной степени объясняет тот факт, что ученые-гуманитарии и естествоиспытатели, чья работа непосредственно опирается на накопленные в течение жизни знания и опыт, отличаются большей продуктивностью в 40-, 50- или даже 70-летнем возрасте, а не в молодости.

В подтверждение различного характера развития текучего и кристаллизованного интеллекта в период взрослости Хорн и его коллеги (Horn et al., 1980) провели ряд исследований, построенных на основе метода поперечных срезов. В результате этих исследований было установлено, что у людей старше 40 лет показатели по используемым тестам оказались намного выше, чем у тех, чей возраст составлял 20—30 лет. С другой стороны, оценки по тестам пространственных отношений и индуктивного рассуждения были гораздо ниже у тех, кто перешел 50-летний рубеж, чем у более молодых испытуемых (Horn, Donaldson, 1980).

В то же время результаты, полученные при лонгитюдных исследованиях, в некоторой степени расходятся в зависимости от объекта исследования. Так, у лиц с высоким образовательным уровнем оценки многих интеллектуальных способностей продолжают с возрастом повышаться.

Согласно обширному исследованию Шайи (Schaie, 1983), оценки целого ряда различных умственных способностей человека, относящихся как к текучему, так и к кристаллизованному интеллекту, на протяжении почти всего периода взрослости либо возрастают, либо остаются на прежнем уровне, понижаясь только тогда, когда человеку переваливает за 60. Если же оценивать имеющуюся информацию, полученную на основе проводимых экспериментальных исследований, можно отметить следующее: от 45% до 60% участников различных и разноплановых исследований показывают устойчивые результаты по каждому из нескольких видов тестов на всем протяжении взрослости, даже после 70 лет. Некоторые (10-15%) демонстрируют от тестирования к тестированию все более высокие результаты вплоть до своих 75. У несколько большего количества испытуемых (примерно 30%) результаты со временем ухудшаются к тому моменту, когда их возраст достигает 60 лет. Встречаются и такие, кто сдает свои позиции лишь в тестах на «беглость речи». Несколько больше тех, кто показывает прежний уровень интеллектуальных возможностей и даже повышает его в тестах на вербальное понимание и арифметические действия.

Таким образом, потери в когнитивной сфере у людей среднего возраста носят весьма ограниченный характер. Чаще всего наблюдается прирост оценок по всем тестам интеллекта вплоть до 40 и даже более лет. После чего следует период относительной стабильности, продолжающийся до 60-летнего возраста. Статистически значимое снижение результатов людей, которым еще не исполнилось 60, отмечается лишь в субтестах на арифметические действия и на «беглость речи» (Schaie, 1990).

Можно сделать вывод о том, что, несмотря на снижение психофизических функций человека, средняя взрослость является одним из наиболее продуктивных периодов в творчестве человека, тем более, если его деятельность связана с гуманитарными знаниями (Психология развития личности. Средний возраст, старение, смерть / Под ред. А.А. Реана. — М.: АСТ; СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2007. — 384 с.; С. 146—151).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 708; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.118.99 (0.011 с.)