Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кризис середины жизни («среднего возраста»)

Поиск

Кризис середины жизни — переживается людьми, как правило, достигшими возраста 40-45 лет, и заключается в критической оценке и переоценке того, что было достигнуто в жизни к этому времени. Часто эта переоценка приводит к пониманию того, что «жизнь прошла бессмысленно и время уже потеряно». В результате депрессивные состояния становятся доминирующими в общем фоне настроений (Психология развития личности. Средний возраст, старение, смерть / Под ред. А.А. Реана. — М.: АСТ; СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2007. — 384 с.; С. 151).

К. Юнг считал, чем ближе середина жизни, тем сильнее человеку кажется, что найдены правильные идеалы, принципы поведения. Однако часто социальное утверждение происходит за счет потери целостности личности, гипертрофированного развития той или иной её стороны.

Большое значение кризису среднего возраста придавал Э. Эриксон. Возраст между 30 и 40 годами он называл «десятилетием роковой черты». Главными проблемами здесь становятся: убывание физических сил, жизненной энергии, уменьшение сексуальной привлекательности. Появляется осознание расхождения между мечтами, жизненными целями и реальными достижениями человека. Если ещё в 30 лет можно было вносить коррекцию в план жизни и планировать что—то новое, то сейчас (40 лет) — это уже время исполнения взятых на себя ранее обязательств. Успешное решение этого кризиса, по мнению Э. Эриксона, приводит к формированию генеративности, включающей стремление к росту, заботе о следующем поколении, собственном вкладе в развитие общества. В противном случае развивается застой, которому соответствует чувство опустошения, регрессия.

Эмоциональная сфера в кризисе среднего возраста. Прежде всего характерны депрессивные переживания: стойкое снижение настроения, негативное восприятие актуальной ситуации, человека не радует даже то объективно хорошее, что реально имеется.

Также отмечается чувство усталости (от всего: семьи, работы, детей), снижение интереса или удовольствия ко всем событиям, апатия. Человек систематически чувствует снижение энергии, многие отмечают, что буквально заставляют себя ходить на работу, выполнять домашние обязанности.

Появляются новые переживания своего жизненного пути: прошлого, настоящего, будущего. Настоящее кажется скучным, неинтересным и появляется устремленность в прошлое, в молодость, когда жить было интересно, были поводы для радости. Будущее кажется коротким, мало наполненным какими-либо значимыми событиями.

У некоторых появляется тревога в отношении своего будущего, будущего детей и общества в целом.

У некоторых переживание кризиса происходит настолько остро, что может послужить причиной для суицида. Осознание пустоты в своей жизни, разочарование от результатов самоопределения, разлука с молодостью и страх перед старостью могут привести к суициду как способу освобождения от проблем. Таким образом, можно обнаружить, что нерешенные кризисы идентичности, построения и коррекции мечты усугубляют течение кризиса среднего возраста (Хухлаева, О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / О.В. Хухлаева. — М.: Изд. центр «Академия», 2006. – 208 с.; С. 103—109).

По мнению некоторых рост и развитие человека прекращаются, когда он достигает средней взрослости. Человеку в этот период жизни придется распрощаться как со своими юношескими мечтами, так и с планами в отношении профессиональной карьеры, семейной жизни и личного счастья. Если молодость — это надежды, то середина жизни — это застой и страхи, связанные с потерей здоровья и возможностью реализоваться в этой жизни. Насколько это мнение правильно?

Большинство современных исследователей считают такое мнение ошибочным. К их числу относится Рональд Кесслер, занимающийся вопросами гармоничного развития человека в среднем возрасте при Мичиганском университете.

Рональд Кесслер считает: «Все говорит о том, что средний возраст — это лучшее время жизни. Изучая статистические данные по населению США, приходишь к выводу о том, что лучший возраст для человека — 50 лет.

Вас еще не беспокоят болезни и недомогания пожилого возраста, и вы уже не мучаетесь тревогами молодых людей: полюбит ли кто-нибудь меня? Смогу ли я когда-нибудь добиться успеха в своей работе?

Уровень общего дистресса низкий: число депрессивных и тревожных состояний достигает минимума примерно в 35 лет и не увеличивается до конца седьмого десятилетия жизни. Вы здоровы. Вы деятельны... Ваши семейные отношения устоялись, и вероятность развода очень невелика. Середина жизни — это "то самое", к чему вы стремились. Вы можете посвящать свое время бытию, а не становлению» (Gallagher, 1993).

Исследователи, разделяющие точку зрения Кесслера, считают, что кризис середины жизни — это скорее исключение, чем правило. У подавляющего большинства людей переход в средний возраст происходит незаметно и плавно, по мере того как на смену юношеским мечтам о славе, богатстве, личных свершениях и красоте приходят более реалистичные ожидания. Например, спортсмен, оказавшийся недостаточно талантливым для того, чтобы попасть в число наиболее сильных игроков, смиряется с тем, что он не стал чемпионом мира, и становится преподавателем физкультуры в средней школе или тренером спортивной секции, продолжая принимать участие в турнирах. Политик, мечтавший в молодости о серьезной политической карьере, удовлетворяется должностью мэра небольшого городка. Поэтому многие исследователи считают, что средний возраст — это своего рода переходный период, связанный с переопределением целей.

В чем заключается суть этого процесса у людей среднего возраста? Подобная переориентация прежде всего предполагает сравнение себя с людьми, которые ставят перед собой аналогичные цели и добиваются результатов в аналогичной профессиональной деятельности. По мнению Кэрол Рифф «чем лучше ваше психическое здоровье, тем реже вы сравниваете себя с людьми, которые заставляют вас почувствовать себя неполноценными».

Кризис середины жизни чаще всего и в первую очередь грозит тем, кто склонен избегать самоанализа и использует защитный механизм отрицания, стараясь не замечать перемен, происходящих в его жизни и в организме. Такие люди не хотят расстаться со своими иллюзиями и заблуждениями. Они проявляют чудеса изобретательности, продолжая себя обманывать, пока реальность не заявляет о себе в полной мере.

Интересно отметить, что, по мнению американских исследователей, кризис середины жизни более типичен для состоятельных людей, чем для малоимущих и представителей рабочего класса. По их мнению, когда солидный счет в банке защищает вас от тягот и превратностей жизни, легче обманывать себя в отношении реалий среднего возраста. Хотя причина может крыться и в другом. Среди лиц среднего класса достаточно много людей, обладающих высоким уровнем образования, хорошими интеллектуальными способностями, которые вместе с тем считают, что жизнь у них не сложилась, а их способности в полной мере не реализованы (Психология развития личности. Средний возраст, старение, смерть / Под ред. А.А. Реана. — М.: АСТ; СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2007. — 384 с.; С. 151—153).

Таким образом, как отмечается Г. Крайг, на средний возраст существуют два противоположных взгляда: согласно 1-му – это период расцвета семейной жизни, карьеры, творческих способностей, но в то же время люди все чаще задумываются о смерти. Другая теория больший акцент делает на вопрос возникновения беспокойства относительно реализации себя, необходимости что-то оставить следующему поколению, мучают вопросы, как сохранить близкие отношения с родными и друзьями. Девизом жизни становятся слова: «Все свои дела мы должны успеть сделать сейчас» (Гаулд). То, как относится человек среднего возраста к событиям его жизни, определяет, станет ли средний возраст этапом плавного перехода и переоценки ценностей или же периода кризиса середины жизни.

Исследования показывают, что большинство переживают середину жизни как годы перехода, наполненные как позитивными, так и негативными событиями, связанными с процессами старения. В психологии существуют два подхода к мысли о кризисе середины жизни: 1) модель кризиса и 2) модель перехода. Согласно модели перехода, развитие человека характеризуется последовательностью ожидаемых важных событий в его жизни, которые можно предвидеть и в отношении которых можно строить планы. Хотя переход, связанный с этими событиями, и может вызвать трудности как психологические, так и социальные, но большинство людей успешно приспосабливаются благодаря знанию того, что эти события неуклонно приближаются. Т.е. люди к ним готовятся заблаговременно, или благодаря антиципаторной социализации они могут спланировать эти жизненные события и избежать кризиса.

Модель кризиса имеет методологические недостатки, которые ограничивают ее надежность. Многие исследования в рамках этой модели используют данные исследования клинического контингента, а не случайных выборок (Крайг, Г. С. 151—153).

 

 

ТЕМА 5.3 Поздняя взрослость



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 2101; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.247.78 (0.007 с.)