Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Познавательное развитие в ранней взрослостиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В современной психологии развития можно встретить противоположные точки зрения на развитие когнитивной сферы индивида в период ранней взрослости. Некоторые авторы полагают, что развитие когнитивной сферы человека прекращается на рубеже 18—20 лет, в последующие же годы происходит снижение интеллектуальных показателей. Другие утверждают, что когнитивное развитие продолжается и в период ранней взрослости. Вряд ли можно дать однозначный ответ на этот вопрос. Вероятно, что обе позиции в определенной степени верны. Однако для того, чтобы это понять, необходимо представить все многообразие аспектов данной проблемы и определить особенности данного возрастного периода. Специфика когнитивной сферы лиц, достигших 20—40 лет, обусловлена не только хронологическим возрастом и изменениями организма, но в большей степени определяется личными, социальными и культурными событиями и факторами. Динамика и направление развития когнитивной сферы может быть как положительной, так и отрицательной. Социальные ориентиры и культурные запросы достигшего взрослости молодого человека могут поддерживать, расширять или подрывать сложившиеся в юношеские годы особенности познавательных процессов. Динамика развития когнитивной сферы человека при достижении им возраста ранней взрослости в значительной степени имеет индивидуально-ситуативную обусловленность. С чем это связано? Как полагает С. Пако, оптимум интеллектуальных функций достигается на рубеже юности — первых этапов ранней взрослости, а интенсивность их инволюции зависит от двух факторов: внутреннего и внешнего. В качестве внутреннего фактора выступает уровень одаренности ( степени выраженности и своеобразия природных предпосылок способностей, определяющих успешность индивида в определенном виде деятельности) индивида. У более одаренных индивидуумов интеллектуальный прогресс длительный, инволюция наступает позже и происходит медленнее, чем у менее одаренных. В качестве внешнего фактора выступает совокупность условий, зависящих от социально-экономических и культурных условий. Таким внешним фактором в первую очередь является образование, которое, по мнению С. Пако, существенно противостоит старению, затормаживая инволюционный процесс. Однако если обучение в школе носит всеобщий и обязательный характер, то повышение уровня образования после окончания школы имеет не только объективную — социально-экономическую, но и личностную обусловленность. Тенденция к самореализации и саморазвитию у многих молодых людей выступает в качестве важнейшего стимула к повышению уровня образования и формированию познавательных интересов, а следовательно и прогрессу познавательных процессов. Поэтому развитие когнитивной сферы людей в возрасте 20—40 летнеразрывно связано с развитием и формированием личности. (Психология развития личности. Средний возраст, старение, смерть / Под ред. А.А. Реана. — М.: АСТ; СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2007. — 384 с.; С. 48—49). РАЗВИТИЕ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ И ОЩУЩЕНИЙ К 23-25 годам многие психофизиологические функции достигают своего максимального развития и сохраняются на достигнутом уровне до 40 лет. К 25 годам наблюдается самая короткая продолжительность времени реакции (временной интервал между предъявлением какого-либо сигнала (зрительного, акустического, тактильного и т. д.) и началом обусловленного инструкцией (при проведении обследования) ответа на этот сигнал). Изменение времени реакции сопровождается повышением чувствительности функций. В работах Л.А. Шварц (1948) и С.В. Кравкова (1950) было доказано, что сенсорный оптимум достигается к 25 годам жизни. Следовательно, максимального развития ощущения достигают к 25 годам и сохраняются на этом уровне у большинства людей до 40-летнего возраста. Б.Г. Ананьев говорит о том, что после достижения человеком 25-летнего возраста сохранность и стабильность психофизиологических функций в значительной степени определяется особенностями функционирования высших психических процессов. Следует отметить, что описанная выше закономерность ни в коей мере не является всеобщей. Развитие сенсорной сферы носит индивидуально обусловленный характер. Б.Г. Ананьев высказывал предположение о том, что «любая сенсорная функция проявляет свой действительный потенциал лишь в том случае, если находится систематически в состоянии полезного для нее оптимального напряжения». По мнению Б.Г. Ананьева, сенсорные функции, включенные в трудовую деятельность, имеют как бы удвоенную, усиленную (по сравнению с другими сенсомоторными функциями) мотивацию. В таких условиях (оптимальной нагрузки, усиленной мотивации) происходит эволюция функций, достигающая новых, более высоких уровней развития в зрелые годы. Одновременно с этим другие сенсорные функции, не имеющие таких условий развития, инволюционируют, причем преждевременно, в относительно молодые годы человеческой жизни. Следовательно, трудовая деятельность человека также определяет возможность сохранения достигнутого уровня развития психофизиологических функций. Следует отметить, что данная закономерность характерна не только для сенсорно-перцептивных процессов, но в равной мере относится и к высшим психическим функциям. При этом, в ряде работ (Пако С, 1960;Ховланда К., 1963) приведены мнения и аргументы исследователей, полагающих, что оптимум развития интеллектуальных функций располагается между 18-20 годами. Например, если принять, по Фульдсу и Равену, логическую способность двадцатилетнего человека за эталон, то в 30 лет она будет равна 96%, в 40 лет — 87%, в 50 лет — 80%, в 60 лет — 75% от эталона (Психология развития личности. Средний возраст, старение, смерть / Под ред. А.А. Реана. — М.: АСТ; СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2007. — 384 с.; С. 51—54). ПАМЯТЬ Исследование памяти взрослых, проведенное Я.И. Петровым, обнаружило, что в развитии вербальной кратковременной памяти на слух выявлено два периода: наиболее высокие показатели развития приходятся на возраст от 18 до 30 лет и низкие с тенденцией все большего снижения — на возраст 31-40 лет. Кратковременная зрительная память на запечатление слогов и слов имеет ту же тенденцию. В свою очередь, образная память подвергается с возрастом наименьшим изменениям, а вербальное запечатление долговременной памяти отличается большим постоянством в возрасте от 18 до 35 лет и снижением уровня своего развития в период от 36 до 40 лет. Я.И. Петров отмечает существование зависимости динамики развития мнемических функций от характера деятельности человека. Активная умственная деятельность человека позволяет достичь более высоких показателей развития (Психология развития личности. Средний возраст, старение, смерть / Под ред. А.А. Реана. — М.: АСТ; СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2007. — 384 с.; С. 54—55). ВНИМАНИЕ Из результатов исследования, проведенного Л.Н. Фоменко, следует, что различные свойства внимания у взрослых людей проявляются неравномерно. Наибольшим возрастным изменениям подвергаются объем, переключаемость и избирательность внимания. По мнению Фоменко, устойчивость и концентрация внимания существенно не изменяются. Величины уровневых показателей развития объема, переключения и избирательности внимания нарастают постепенно в пределах возраста от 18 до 33 лет. После 34 лет происходит снижение показателей уровня развития свойств внимания. Причем наиболее высокие показатели уровня развития объема, переключения и избирательности приходятся на возраст 27—33 года. Таким образом, существовует неравномерность в проявлении свойств внимания. Причем эта неравномерность обусловлена индивидуальными особенностями возрастного развития человека. При этом на развитие внимания в первую очередь оказывают влияние те виды деятельности, которыми занимается человек. Было установлено, что активная умственная деятельность человека при усвоении знаний или при выполнении профессиональной деятельности играет существенную роль в развитии внимания (Психология развития личности. Средний возраст, старение, смерть / Под ред. А.А. Реана. — М.: АСТ; СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2007. — 384 с.; С. 59—60). МЫШЛЕНИЕ У большинства людей при достижении возраста ранней взрослости мышление отличается более гибкими переходами во взаимосвязях образных, логических и действенных компонентов. Л.С. Выготский отмечал, что внутри единого мыслительного акта взрослого человека постоянно происходят переходы от образного мышления к логическому и обратно. Одной из основных характеристик мышления взрослых людей в период 20-40 лет является комплексный характер мыслительных операций при высоком уровне интеграции различных видов мышления. По мнению Б.Г. Ананьева, мышление взрослого человека — это сплав чувственного (наглядно-образного) и теоретического (логического) мышления. На протяжении периода ранней взрослости (от 18 до 40 лет) наблюдается неравномерность в развитии конкретных видов мышления. Практическое (наглядно-действенное) мышление имеет самые высокие показатели развития (оптимумы) в возрасте 31-32 и 34-35 лет. Оптимумы в развитии теоретического мышления приходятся на возраст 20, 23, 25 и 32 года. Оптимумы в развитии наглядно-образного мышления обнаружены в возрасте 20, 23, 25, 32, 35 и 39 лет. Для мышления как и для других высших психических процессов деятельность, которой занимается индивид, имеет существенное значение в особенностях развития мыслительных операций и видов мышления (Психология развития личности. Средний возраст, старение, смерть / Под ред. А.А. Реана. — М.: АСТ; СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2007. — 384 с.; С. 55—57). РЕЧЬ Наиболее существенные различия в развитии речи людей, достигших возраста ранней взрослости, по сравнению с детским, подростковым и юношеским возрастами, проявляются в изменении качественных параметров речи. Исследования Е. Харке (1966) свидетельствуют о том, что у человека, достигшего взрослости, происходит преобразование самой структуры речи, изменяется ее лексический и грамматический состав. Одно из проявлений этого процесса — переход от простого предложения к сложно-распространенному с двумя, тремя и четырьмя членами. Таким образом, Е. Харке делает вывод о возросших возможностях рече-мыслительной деятельности человека в зрелом возрасте. Б.А. Греков осуществил сопоставление речи людей, достигших периода ранней взрослости (25-33 года), с речью людей в возрасте свыше 70 лет. Сопоставление осуществлялось по весьма значимому показателю — подвижности и пластичности (образованию и переделке) речевого стереотипа. По его данным, у более молодых людей такой стереотип образуется самопроизвольно в 43% случаев, у стариков же — только в 8%. У старых людей часто стереотип образовывался некоторое время спустя (в 48% случаев), что у молодых встречалось лишь в 28,5% случаев. Переделка речевых стереотипов не встречала затруднений у лиц, достигших возраста ранней взрослости, в то время как для пожилых и старых переделка словесных реакций как на положительные, так и на тормозные сигналы была затруднительной. Общие закономерности развития речи как вербальной функции интеллекта исследовала Д.Б. Бромлей. Был обнаружен противоположный ход развития некоторых вербальных (информированность, определение слов) и невербальных функций (кодирование цифр геометрическими фигурами, практический интеллект). Так, уже в 30—35 лет отмечается постепенная стабилизация, а затем снижение уровня развития невербальных функций, которые становятся резко выраженными к 40 годам жизни. Между тем вербальные функции именно с этого периода прогрессируют наиболее интенсивно, достигая самого высокого уровня после 40-45 лет. Следовательно, с развитием вербальных функций интеллекта в возрасте от 20 до 45 лет продолжается развитие и вербально(словесно)-логического, или понятийного, мышления. Этим объясняется тот факт, что, как правило, именно на рубеже 40-45 лет человек начинает существенно больше внимания уделять философским вопросам. Важно отметить, что, по мнению Б.Г. Ананьева, рече-мыслительные, второсигнальные функции в целом противостоят общему процессу старения и сами претерпевают инволюционные сдвиги значительно позже всех других психофизиологических функций. Эти важнейшие приобретения исторической природы человека становятся решающим фактором его онтогенетической эволюции (Психология развития личности. Средний возраст, старение, смерть / Под ред. А.А. Реана. — М.: АСТ; СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2007. — 384 с.; С. 57—59). Когнитивный рост или спад? Ранее теоретики и исследователи утверждали, что интеллектуальные способности достигают своего максимума в возрасте около 20 лет, однако теперь очевидно, что это заключение основано на неправильной интерпретации ограниченных данных исследований, доступных в то время. Например, в одном исследовании, проводившемся во время Первой мировой войны, все призывники проходили проверку с помощью набора тестов для проверки интеллекта под названием армейский тест Альфа. Младшие по возрасту новобранцы — в возрасте от 15 до 25 лет — показали в среднем лучшие результаты по сравнению со старшими. В нескольких других исследованиях, проведенных в 1930-х и 1940-х годах, были получены сходные результаты. Люди старшего возраста постоянно набирали меньше баллов в сравнении с теми, кто был моложе. В чем была ошибка этих исследований? Проблема заключалась в самом армейском тесте Альфа, который являлся «быстрым» тестом по принципу «карандаш—бумага»1, разработанным для оценки большого числа рекрутов в максимально короткие сроки, но не обязательно с максимальной точностью. Кроме того, этот тест делал упор скорее на вербальные навыки, чем на базовые логические умения. В целом, так как в этом исследовании применяли межгрупповой подход, с помощью теста измерялись различия между возрастными группами, а не их развитие (глава 1). Иначе говоря, старшие взрослые связаны с иными историческими контекстами (особенно люди с невысоким уровнем образования), что приводит к более низким средним показателям в тестах, хотя это и не имеет тесной связи с тем, каким уровнем интеллекта они могли обладать. В конце 1940-х годов применение исследователями тестов интеллекта и метода лонгитюда позволило получить более глубокое представление о проблеме. Обычно отмечалось некоторое улучшение результатов выполнения тестов интеллекта в период 20-30 и 30-40 лет, а затем наблюдалась их стабилизация примерно около 45 лет (Whitbourne, 1986b). Лонгитюдные исследования позволили также предположить, что есть тенденция к повышению результатов тестов интеллекта при непрерывном образовании взрослых (Schaie, 1983), что объяснимо, если мы вспомним, что с помощью этих тестов, прежде всего, измеряют учебные знания и умения. Какие когнитивные способности в наибольшей степени развиваются в период ранней взрослости? Некоторые умения достигают своего максимума к возрасту около 20 лет; они включают в себя быстроту действий, непроизвольную память, манипуляции с формой и другие паттерны. Это может быть вызвано биологическими факторами; кроме того, их развитие может объясняться тем, что студенты ежедневно развивают и практикуют эти умения. Отметим также, что определенные дисциплины связаны с определенными мыслительными способностями. Например, у психологов, прежде всего, развиваются навыки вероятностного мышления, так как они часто имеют дело со статистическими методами; напротив, гуманитарии склонны демонстрировать развитые навыки письменного анализа и изложения. В любом случае, люди разного возраста, а особенно с 30 до 60 лет, выполняют умственные действия лучше при обучении специфическим когнитивным умениям, таким как методы логического мышления и обработка информации (Wills, 1990). В соответствии с этим те навыки и умения, которые чаще используются, сохраняются в лучшей форме, чем длительно не употреблявшиеся. Например, у архитекторов зрительно-пространственные умения долго остаются на уровне выше среднего (Salthouse, Babcock, Skovronek, Mitchell & Palmon, 1990; Salthouse, Mit-chel, 1990). Другие когнитивные способности, особенно аналитическое и логическое мышление, обычно продолжают развиваться в течение всего периода жизни. Тем не менее, в настоящее время неясно, какие именно когнитивные способности претерпевают изменения и каким образом. «Стадии» мышления в период ранней взрослости Существуют ли стадии когнитивного развития после окончания подросткового возраста и достижения уровня формальных операций? Существуют ли качественные различия в том, как подросток и взрослый понимают мир? В 1970 году Уильям Пери (William Perry) провел ставшее в дальнейшем классическим исследование изменений процессов мышления у 140 студентов Гарварда и Радклиффа1 в течение 4 лет обучения в колледже, которое проливает некоторый свет на эти вопросы. В конце каждого учебного года студентов спрашивали о том, какой опыт они получили в колледже, как его можно интерпретировать и что он означает для них. Особый интерес представляет то, как студенты приходят к пониманию противоречащих точек зрения и системы отношений в своих занятиях. Полученные результаты предоставили доказательства существования стадий когнитивного развития. Вначале студенты понимали мир и опыт образования в авторитарных, дуалистических терминах. Они искали абсолютную истину и знание. Мир делился на хороший и плохой, правильный и неправильный. Роль преподавателей была в том, чтобы научить их, а их задачей было, упорно работая, освоить это знание. Тем не менее студенты неизбежно сталкивались с разными мнениями, неопределенностью и замешательством. Возможно, преподаватели именно так представляли учебный материал для того, чтобы поощрять студентов самостоятельно постигать многие закономерности. Или, возможно, преподаватели сами не располагали полными ответами. Постепенно, перед лицом противоречащих точек зрения, студенты начинают принимать и высоко оценивать сам факт наличия различных мнений. Они начинают понимать, что у людей есть право на различное мнение, и приходят к выводу, что вещи можно видеть по-разному, в зависимости от контекста. Постепенно студенты приходят к пониманию того, что должны быть ответственны за выбираемые ими определенные ценности и точки зрения, хотя они и делают это сначала в обстановке исследования и тестирования. Таким образом, студенты переходят от базового дуализма (например, истина против лжи) к терпимости ко многим конкурирующим точкам зрения (концептуальный релятивизм) и далее к самостоятельно выбранным идеям и убеждениям. Пери считал этот аспект интеллектуального развития характерной особенностью периода ранней взрослости.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 2016; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.208.91 (0.012 с.) |