Личностное развитие в средней взрослости 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Личностное развитие в средней взрослости



В средней взрослости люди мысленно переписывают свои биографии, и не один раз. Всякий раз, когда происходят важные события и переходы (смерть родителей, серьезная болезнь друга, уход из семьи детей и т.д.), человек пересматривает сценарий своей жизни. Подводятся предварительные итоги, человек думает о своей уязвимости (когда умирают родственники или друзья) и пересматривает ценности, делая еще раз попытку понять, какие из них действительно важны в жизни.

Эти размышления и переоценки происходят в контексте трех взаимосвязанных аспектов – личного мира, мира семьи и профессионального мира.

Перемены – и необходимость приспосабливаться к ним – постоянно присутствуют в жизни людей в этот период. (Крайг).

Задачи развития в среднем возрасте: Р. Хейвигхерст (1953) для каждого периода взрослости выделяет задачи развития, успешное выполнение которых дает ощущение удовлетворения от жизни.

Задачи средней взрослости:

1. Достижение зрелой гражданской и социальной ответственности, 2. Достижение и поддержание целесообразного жизненного уровня, 3. Выбор подходящих способов проведения досуга, 4. Помощь детям стать ответственными и счастливыми взрослыми, 5. Усиление личностного аспекта супружеских отношений, 6. Принятие физиологических перемен середины жизни и приспособление к ним, 7. Приспособление к взаимодействию со стареющими родителями.

Следует отметить, что относительно средней взрослости в последние годы исключений становится больше из приведенных правил. Например, часто встречаются такие задачи, как налаживание холостого образа жизни, создание семьи и воспитание детей (поздние браки), выбор нового супруга после развода и т.п. (Крайг).

Э. Эриксон основной проблемой средней взрослости считал – переход к генеративности или, напротив, – поглощенности собой и стагнация.

Р. Пэк расширил (1968) модель Э. Эриксона, выделив 7 проблем, или конфликтов, развития взрослого человека. Первые 4 (см. ниже) особенно важны в среднем возрасте:

Ø По мере убывания физических сил людям необходимо переключить большую часть своей Е на умственную деятельность вместо физической. Это называется: признание ценности мудрости против признания ценности физических сил;

Ø Уравновешивание – на новом уровне – социального против сексуального начала в человеческих отношениях, т.е. делать акцент на общении и товарищеских отношениях вместо сексуальной близости или конкуренции;

Ø Катексисная (эмоциональная) гибкость против катексисного обеднения. Это необходимо для лучшей адаптации, когда рушатся семьи, уходят старые друзья и старые интересы перестают быть актуальными;

Ø Умственная гибкость против умственной ригидности – предполагает борьбу со склонностью слишком упорно придерживаться своих жизненных правил и недоверчиво относиться к новым идеям. Умственная ригидность – это тенденция находиться «в плену» прошлого опыта и старых суждений.

Еще 3 проблемы человеческой жизни приобретают особое значение в пожилом возрасте, но и в среднем возрасте люди уже начинают сталкиваться с ними:

Ø Дифференциация Эго против поглощенности ролями, т.е. если люди определяют себя только в рамках своей работы или семьи, то выход на пенсию, смена работы или уход детей из дома вызовет прилив отрицательных эмоций, с которыми человек может не справиться;

Ø Трансценденция тела против поглощенности телом – способность избегать чрезмерного сосредоточения на все усиливающихся недомоганиях, болях и физических недугах, которыми сопровождается старение;

Ø Трансценденция Эго против поглощенности Эго – проблема особенно острая в старости. Люди не должны предаваться мыслям о смерти (погружаться в «ночь Эго» – Пэк). (Крайг).

Мотивационная сфера в среднем возрасте. В возрасте около 45 лет происходит осмысление и переоценка жизни в целом, корректировка сложившейся системы ценностей, когда человек делает новую попытку понять, какие из них действительно имеют значение в жизни. Эта переоценка происходит в контексте трех связанных между собой миров: личного мира, мира семьи и профессионального мира.

Резкие социальные и жизненные изменения в любой из этих сфер, такие, как ранний выход на пенсию, сокращение на работе, потеря ребенка или супруга, вынужденный переезд на новое место жительства и т.д., могут вызвать мотивационный кризис, связанный с ослаблением или отказом от ведущего жизненного мотива, его сменой. В то же время мотивационный кризис может быть обусловлен не только критическими событиями в жизни человека, но и ситуациями появившегося выбора в личной и профессиональной жизни (предложения новой работы, рождение детей, новая любовь и т. д.).

Мотивационный кризис по-разному затрагивает людей с различными жизненными мотивами. Люди, ведомые в жизни мотивом власти, всегда в этом возрасте находят сферу для реализации своих целей, тогда как люди, мотивированные на достижения, оказываются в более сложном положении и гораздо острее переживают кризис середины взрослой жизни (Куницына В. Н., 1995).

Это обусловлено тем, что мотивация достижения тесно связана с такой базовой характеристикой индивида, как его самооценка. Особенностью людей с выраженным мотивом успешности деятельности является высокая самооценка в сочетании с твердой уверенностью в своем обаянии. В случаях резкого изменения социальной и жизненной ситуаций в сторону неуспешности уровень самооценки понижается. Чем ниже оказывается достигнутое по сравнению с уровнем притязаний и желаемым в период ранней взрослости, тем сильнее ощущается неудача, снижается самооценка и уровень притязаний, обостряя мотивационный кризис даже на фоне внешне планомерного жизненного пути.

С другой стороны, мотивация достижения дает человеку силы справиться с трудностями в жизни, поскольку люди, имеющие высокий уровень потребности в достижениях, обладают и соответствующими личностными особенностями. Такими свойствами человека с высоким уровнем потребности в достижениях являются:

— настойчивость в достижении своих целей;

— неудовлетворенность достигнутым;

— склонность сильно увлекаться работой;

— стремление в любом случае пережить удовольствие успеха;

— потребность изобретать новые приемы работы в исполнении самых обычных дел;

— готовность принять помощь и помогать другим в проблемных ситуа­циях, чтобы совместно испытать радость успеха.

Опираясь на свои личностные качества, человек ставит перед собой очередные цели, вновь делающие его жизнь значительной и осмысленной.

Критической точкой мотивационного кризиса является потеря человеком центрального жизненного мотива — смысла жизни. Ощущение утраты смысла (экзистенциальный мотивационный вакуум) является причиной невротических расстройств, независящих от пола, возраста, образования, интеллекта, степени дохода, что может произойти практически с любым человеком (Леонтьев Д. А., 1992).

Основными характеристиками уровня осмысленности человеком жизни являются:

цель, придающая направленность и временную перспективу;

интерес, отражающий эмоциональную насыщенность и наполненность смыслом;

результативность жизни и удовлетворенность самореализацией, свидетельствующие об оценке пройденного отрезка жизни;

локус контроля, показывающий представление о себе как о личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле;

управляемость жизнью, характеризующая убеждение в том, что человеку дано контролировать свою жизнь.

Данные характеристики уровня осмысленности жизни существенно зависят от того, насколько человек принимает на себя ответственность за происходящие в его жизни события, то есть от уровня его интернальности (Психология развития личности. Средний возраст, старение, смерть / Под ред. А.А. Реана. — М.: АСТ; СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2007. — 384 с.; С. 167—171).

Мужчины и женщины в середине жизни.

М. Фаррелл и С. Розенберг обнаружили, что мужчины склонны реагировать на достижение середины жизни в рамках некоей общей схемы (но индивидуальность сохраняется):

- Большинство мужчин ощущали обязательства как по отношению к работе, так и семье;

- Большая часть мужчин выработала привычный образ жизни, который помогает им справляться со своими заботами и проблемами;

- Многие мужчины сталкиваются с одинаковыми проблемами: забота о стареющих и зависимых родителях, сложности с детьми-подростками, привыкание к ограничениям, связанным с физической уязвимостью;

- Для большинства мужчин психологическое благополучие в равной мере связано с профессиональной ролью и семейными отношениями.

Фаррелл и Розенберг выделили 4 пути развития мужчин:

1 – путь трансцендентно-генеративного мужчины (он не испытывает кризиса 40 лет, т.к. нашел адекватные решения большинства жизненных проблем; для него – это период реализации своих возможностей и достижения поставленных целей).

2 – путь псевдо-развитого мужчины (справляется с проблемами, делая вид, что все его удовлетворяет или находится под его контролем; на самом деле он чувствует, что потерял направление, зашел в тупик или что ему все надоело).

3 – мужчина в кризисе середины жизни (он находится в замешательстве и ему кажется, что весь его мир рушится; он не в состоянии удовлетворять предъявляемые к нему требования и решать их проблемы; для одних мужчин этот кризис может быть временной фазой развития, а для других – может стать началом непрерывного падения).

4 – путь ­ обездоленного судьбой мужчины (он был несчастлив или отвергаем другими большую часть своей жизни и проявляет признаки кризиса середины жизни; обычно он не в состоянии справиться с проблемами).

В заключение отметим, что современное общество вынуждает мужчину соответствовать единому образцу успеха и мужественности, и большинство мужчин пытаются соответствовать этому образцу. Ряд проблем у них возникает в среднем возрасте как раз из-за того, что им приходится свыкнуться с тем, что они уже не могут вполне соответствовать этому образцу.

Женщины в среднем возрасте.

Традиционно женщины в большей степени определяют себя в рамках семейного цикла, а не профессионального. Женщины склонны считать главными жизненными переходами 3 точки в семейном цикле:

1 – рождение ребенка и уход за ним в 1-е годы его жизни (это было в ранней зрелости).

2 – подросшие дети покидают родительский дом.

3 – постродительский период.

Последние 2 приходятся на средний возраст.

Также для женщин среднего возраста актуальным является ролевой конфликт – когда требования 1 роли противоречат требованиям другой (обычно это связано с тем, что трудно найти время и для семьи, и для работы).

Также женщины сильнее мужчин реагируют на физическое старение, т.к. о женщине в современном обществе судят по внешности.

Межличностные (семейные) отношения в средней зрелости.

Люди среднего возраста должны жить настоящим в большей степени, чем любая другая возрастная группа. Молодые могут смотреть вперед, старики – оглядываться назад, но люди среднего возраста, обремененные обязательствами по отношению к 2-м поколениям и по отношению к самим себе должны жить «здесь и сейчас». Т.е. люди среднего возраста – это поколение, находящееся и взаимодействующее с 2-мя поколениями: со взрослыми (как правило) детьми и стареющими родителями.

Отношения со взрослыми детьми включают в себя процесс отпускания их в самостоятельную жизнь и приспособление к отдельной жизни от них. Отпускание детей в самостоятельную жизнь удачно проходит, если родители не прекращают диалога с ними, но при этом все больше доверяют их и уважают их решения, суждения и зарождающуюся зрелость. Родители должны научиться предоставлять детям разумную свободу и принимать детей такими, какие они есть в действительности (безусловные отношения).

Это событие людьми может восприниматься двояко: с 1 стороны, многие испытывают огорчения, когда дети покидают дом, а с 2-ой стороны, - родители понимают, что наступает период увеличения свободы, расширения возможностей личной жизни.

Часто отмечаются трудности в налаживании отношений взаимного равенства родителей и взрослых детей, особенно, если родители авторитарные. Родителям необходимо всегда помнить, что взрослые дети часто ощущают потребность отдалиться, хотя бы на время, от родителей и их суждений. Когда это происходит, родители могут ощущать то, что их отталкивают или недооценивают. В некоторых семьях процесс достижения отношений взаимного равенства длится от 20 до 40 лет, а в других – наступает сразу же. Обычно отношения между родителями и детьми на протяжении средней взрослости улучшаются.

Отношения со стареющими родителями. По мере старения родителей между людьми среднего возраста и стареющим поколением постепенно происходит перемена ролей, т.е. представители среднего возраста становятся поколением, стоящим «у руля». Их родители чаще уже на пенсии, могут иметь плохое здоровье, им может требоваться финансовая помощь или какая-то другая. Власть постепенно переходит к их детям среднего возраста, и если оба поколения не поймут, что такая перемена ролей неизбежна, то эти новые отношения могут вызвать обиду и возмущение у обеих сторон.

Процесс ухода за стареющими родителями часто вызывает необходимость изменять режим своей работы (так, 20-30% дочерей в США перестраивают режим своей работы), а то и оставлять ее.

Вкладывая много сил в уход за родителями и выполнение своих прочих обязанностей, человек может ощутить физические и моральные перегрузки, что является причиной стрессов. У некоторых это вызывает напряжение между зависимостью и независимостью, могут активизироваться старые конфликты с родителями или между сиблингами. Для некоторых это способствует оживанию старых привязанностей и союзов между членами семьи. Кроме того, уход за родителями служит предзнаменованием своего будущего положения, когда в недалекой старости им придется столкнуться с собственной зависимостью от своих детей.

Интересно, что 60% женщин среднего возраста, осуществляющих уход, почему-то ощущают себя виноватыми, что мало сделали для своих родителей.

Профессиональная карьера в среднем возрасте.

В последние годы (с 1992 г.) принято рассматривать средний возраст как период серьезной переоценки профессиональной карьеры в середине жизни. Причины:

- человек может обнаружить, что он продвигается по службе не так быстро, как ожидалось, или работа менее привлекательна, чем предполагалось;

- переживание перехода середины жизни, которое связано с изменением целей и ценностей, что заставляет думать об изменении направления своей профессиональной карьеры;

- «сгорание на работе»;

- потеря работы.

«Сгорание на работе» – эмоциональное истощение, наступающее у людей среднего возраста, занятых в сфере оказания помощи другим людям.

Сейчас этот термин используется и для обозначения состояния тех, кто усердно работал и отдавал все свои силы, стремясь к практически недостижимой цели – и, естественно, не добивался успеха. Это люди, которые отличаются идеалистической настроенностью, чрезвычайно высокой компетентностью с высокой мотивацией достижения.

Общей причиной «сгорания» является недостаток вознаграждения в тех случаях, когда с работой первоначально связывались большие надежды и человек отдавал все силы, чтобы они оправдались.

«Сгоревшие» работники начинают испытывать гнев, фрустрацию и отчаяние. Работа становится бременем, которое они не в состоянии больше нести. Они могут срывать гнев на людях, которым должны помогать, либо они могут сдерживать эмоции, становясь холодными и отстраненными. У них может наступить истощение физических сил, могут развиться психосомостические болезни, они падают духом, начинают работать посредственно или даже прогуливать.

Избежать «сгорания» можно, если научиться реалистически подходить к своей работе и целям, стараться отделить свою личную жизнь от работы и формировать интересы, не касающиеся работы. Также организации должны учитывать, что работники являются не только работниками, но еще выполняют и семейные (супружеские) роли, т.е. необходимо изменять характер и организацию работы в учреждении. Так, например, раньше считалось, что ролевые конфликты могут быть свойственны только женщинам, поэтому их часто и игнорировали при приеме на работу; но в последнее время все чаще признают, что мужчина имеет роли как отца, так и мужа, а не только работника. (Крайг)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 1427; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.254.78 (0.037 с.)