Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психологические аспекты смерти и умиранияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Смерть с точки зрения психологии — это кризис индивидуальной жизни, последнее критическое событие в жизни человека. Являясь на физиологическом уровне необратимым прекращением всех жизненных функций, имея неминуемую личную значимость для человека, смерть одновременно является и элементом психологической культуры человечества. Ф. Арьес считал, что установки человека в отношении смерти на определенном этапе исторического развития непосредственно связаны с самосознанием и осмыслением человечеством самого себя. Он выделяет пять этапов изменения этих установок. Первый этап фиксируется установкой «все умрем». Это — состояние «прирученной смерти», т.е. отношение к ней как к естественной неизбежности, обыденному явлению, к которому нужно относиться без страха и не воспринимать его как личную драму. Второй этап Ф. Арьес обозначает термином «смерть своя»: он связан с идеей индивидуального суда над душой прожившего жизнь и умершего человека. Третий этап, называемый им «смерть далекая и близкая», характеризуется крахом механизмов защиты от неизбежности — к смерти, как и к сексу, возвращается их дикая, неукрощенная природная сущность. Четвертый этап — «смерть твоя», рождающая комплекс трагических эмоций в связи с уходом из жизни близкого человека. Поскольку узы между людьми становятся теснее, кончина близкого воспринимается трагичнее, чем собственная смерть. Пятый этап связан со страхом смерти и самим упоминанием о ней (вытеснение) — это, по Ф. Арьесу, «смерть перевернутая». Отношение к смерти менялось по нескольким направлениям: 1) развитие индивидуального самосознания; 2) развитие защитных механизмов против сил природы; 3) трансформация веры в загробное существование; 4) трансформация веры в связь между смертью и грехом, страданием. Исследуя проблемы смерти, 3. Фрейд ввел понятия «влечения к жизни» и «влечения к смерти». Влечение к смерти — это присущие индивиду бессознательные тенденции к саморазрушению и возвращению в неорганическое состояние. Влечения к жизни и смерти противоположны и едины в одно и то же время. 3. Фрейд видел сходство предложенного немецким генетиком А. Вейсманом деления на смертную сому (тело в узком смысле) и бессмертную (при определенных условиях) зародышевую плазму с идеей влечения к смерти и к жизни. Э. Кюблер-Росс, разделяющая позиции 3. Фрейда и К. Г. Юнга, утверждает, что смерть во все века и во всех культурах воспринималась человеком разумным как несчастье. Для несознающего разума смерть по отношению к себе самому совершенно немыслима; для бессознательного немыслимо вообразить реальный конец собственной жизни здесь и сейчас, и если эта жизнь должна окончиться, конец всегда связывается с вмешательством внешних сил. Поэтому традиционно смерть ассоциируется с пугающим действием, злым и несправедливым деянием. Второе, о чем говорит Э. Кюблер-Росс, — это то, что несознающий разум не делает различий между желанием и деянием. Любой человек может пересказать лишенный логики сон, в котором соседствуют противоречащие друг другу события и утверждения — вполне приемлемые в снах, но немыслимые при бодрствовании. Подобно тому как взрослый в своем несознающем разуме не может отличить желание во гневе убить кого-нибудь от акта убийства, маленький ребенок не в состоянии различить фантазию и реальность. Ребенок, который, рассердившись, пожелал, чтобы мать умерла, из-за того что она не выполнила его просьбу, будет в высшей степени травмирован ее реальной смертью. Он будет всегда повторять себе: это я сделал, я виноват, я был плохим, поэтому мама покинула меня. Когда люди взрослеют и начинают понимать, что не так всемогущи, чтобы сделать невозможное возможным, страх, а вместе с ним и чувство вины, что они виноваты в смерти дорогого человека, уменьшается. Страх угасает, но в какой-то момент внезапно усиливается. Он ясно виден на лицах людей, идущих по больничным коридорам, или у тех, кто понес тяжелую утрату. Супружеская чета может годами ссориться, но после смерти жены муж начинает сокрушаться, винит себя, плачет в раскаянии и страхе и в результате начинает еще больше бояться собственной смерти. Возможно, зная это, легче понять соблюдавшиеся столетиями многие обычаи и ритуалы, целью которых было смягчить гнев богов или общества, уменьшить ожидаемую кару — траурные одежды, вуаль, женский плач старинных времен. Всё это способы вызвать жалость к оплакивающему утрату, способы выражения печали, горя, раскаяния. Человек в горе бьет себя в грудь, рвет на себе волосы, отказывается есть, тем самым пытаясь наказать себя и избежать предстоящего вечного наказания или ослабить кару, которой он ждет за смерть любимого человека. Чувства горя, раскаяния, вины не так далеки от гнева и ярости. Скорбь всегда несет в себе гнев. Поскольку никто не хочет обратить гнев на покойного, эти эмоции часто маскируются или подавляются и служат проявлением скорби или выражаются иначе. Нельзя расценивать подобные чувства как плохие или постыдные, лучше постараться понять их подлинное происхождение как нечто в высшей степени присущее человеку. Например, пятилетний мальчик, потерявший мать, и обвиняет себя в ее исчезновении, и сердится на нее за то, что она покинула его и глуха к его просьбам. Ребенок любит умершего и жаждет его появления, но столь же сильно ненавидит его за свое одиночество. По мнению Э.Фромма, избавиться от страха перед смертью— все равно что избавиться от собственного разума. В книге «Человек для себя» он пишет: «Сознание, разум и воображение нарушили «гармонию» животного существования. Их появление превратило человека в аномалию, в каприз универсума. Человек — часть природы, он подчинен физическим законам и не способен изменить их; и все же он выходит за пределы природы... Брошенный в этот мир в определенное место и время, он таким же случайным образом изгоняется из него. Осознавая себя, он понимает свою беспомощность и ограниченность собственного существования. Он предвидит конец — смерть. Он никогда не освободится от дихотомии своего существования: он не может избавиться от разума, даже если бы захотел; он не может избавиться от тела, пока жив, и тело заставляет его желать жизни» [и бояться смерти]. Правда, некоторые исследователи считают, что страх смерти не врожденное, а приобретаемое в ходе жизни свойство психики. Л. Уотсон, например, изучая литературу по проблемам психологической реакции человека на смерть, был поражен тем фактом, что страх смерти возникает только у взрослых людей и только у тех, кто имеет время для размышлений на эту тему. В психиатрии, однако, отмечены случаи, когда дети сходили с ума, пытаясь понять, почему молодые иногда умирают раньше пожилых, Боязнь смерти, безусловно, наличествует у детей с достаточно раннего возраста, хотя они могут и не воспринимать смерть адекватно — как окончательное прекращение своего физического существования. Смерть скорее сопряжена в их сознании с понятием физической боли, страдания и т.д. Если признать за осознанием смерти характер «обучения", то надо отбросить всю теорию эволюции. Для живых существ чувство опасности есть напоминание о возможной гибели. Страх позволяет им выжить. А если б знание о смерти не было бы намертво вбито в гены, то все живое на земле погибло бы, перестав страшиться любых опасностей. Л. Уотсон и сам вынужден отчасти признать это. Сначала он говорит о том, что не существует фактов, «подтверждающих врожденность страха смерти либо его развития в качестве обязательной составляющей поведения, связанного с умиранием», но затем приводит пример того, как молодые шимпанзе, достигшие определенного возраста, без всякого указания извне или специальной тренировки начинают избегать контактов со змееподобными объектами. Л. Уотсон заключает, что у животных есть врожденное свойство страшиться символов, способных ассоциироваться с опасностью, однако нет ни одного животного с врожденным страхом самой смерти. Животное не знает смерти как таковой, смерть его волнует только в случае, если становится препятствием к осуществлению заложенных в нем биологических функций. Но это и есть чувство опасности. Таким образом, можно с уверенностью констатировать, что чувство опасности в подсознании животного и человека адекватно страху смерти. Но у человека это чувство осложнено приобретенными в процессе жизни культурными навыками, опытом абстрактного мышления, развитием интуиции. Человек способен воспринимать не только прямую, непосредственную угрозу жизни, но и косвенную, отдаленную, выраженную в любой воспринимаемой им коммуникационной системе. Слова «здесь большая радиация» или «у меня в портфеле бомба* могут вызвать панический ужас, хотя сенсорная система человека при этом об опасности не сигнализирует. Способность к накапливанию опыта восприятия смерти на уровне абстрактного С. 438 / мышления Л. Уотсон и воспринял как свидетельство врожденного отсутствия страха смерти. Приводя данные исследования умирающих больных, Э. Кюблер-Росс говорит о пяти стадиях изменения отношения человека к собственной смерти. Это стадии отрицания, гнева, торга, депрессии, принятия. Первая реакция на смертельное заболевание обычно такова: «Нет, только не я, это неправда». Такое первоначальное отрицание смерти очень похоже на первые отчаянные попытки альпиниста остановить свое падение, и это — естественная реакция человека на стресс. Как только больной осознает реальность происходящего, его отрицание сменяется гневом или фрустрацией: «Почему я, ведь мне еще так много нужно сделать?» Иногда вместо этой стадии следует стадия попыток совершить сделку с собой и с другими и выиграть дополнительное время на жизнь. Когда же смысл заболевания полностью осознается, наступает период страха или депрессии. Эта стадия не имеет аналогов среди переживаний, связанных со внезапной смертью, и, видимо, возникает лишь в тех ситуациях, когда у столкнувшегося со смертью человека есть время для осмысления происходящего. Конечные стадии цикла, предваряющие наступление клинической смерти, одинаковы как при мгновенной, так и при медленной смерти. Если умирающие больные имеют достаточно времени для того, чтобы справиться со своими страхами и примириться с неизбежностью смерти, или получают соответствующую помощь от окружающих, то они нередко начинают испытывать состояние покоя и умиротворенности. По Л. Уотсону, процесс умирания является самостоятельной фазой развития человека с собственной последовательностью событий, определенными, поддающимися описанию переживаниями и способами поведения. Доказательством того, что эти фазы присутствуют не только у людей, умирающих в результате несчастных случаев или заболеваний, является искусственное вызывание тех же стадий умирания у физически абсолютно здоровых людей. Его исследование восемнадцати убийц, ожидающих смертной казни в тюрьме Синг-Синг, показало, что отрицание смерти (при помощи которого сводились на нет многие проблемы) сменялось гневом или страхом и, наконец (у тех, кто имел достаточно времени), спокойной медитативной отрешенностью. Л. Уотсон считает, что в ходе истории отношение к смерти повторяло последовательность стадий умирания. В человеческой истории было время, когда люди отказывались верить в то, что смерть представляет собой естественное событие, предпочитая возлагать ответственность за нее на какие-либо одушевленные или неодушевленные силы. Это отчетливо проявляется в погребальных обрядах цивилизаций, населявших Дельту (шумеров, ассирийцев, египтян). Затем наступает период принятия смерти как реального, завершающего жизнь события, характерного для иудейско-эллинских цивилизаций. Далее следует стадия отрицания смерти, попытки преодолеть ее реальность. И наконец, как и при падении с высоты, сегодня цивилизация настолько приблизилась к краю пропасти, что трансценденция является ее единственной зашитой от гибели. В психологии существует понятие «пограничной ситуации» — ситуации, в которой резко обостряется самосознание личности. К. Ясперс называет пограничными моменты непосредственной угрозы жизни, которые активизируют личностное мышление, освобождая его от шелухи коллективного опыта, навязанных моделей поведения. Как раз с этим связан другой интересный феномен — резкое изменение жизненного кредо людей, побывавших в состоянии клинической смерти и имевших опыт «запредельного существования». Американский врач Р. Моуди указывает, что пережитый опыт умирания (люди, побывавшие в состоянии клинической смерти и выведенные из него) производит, как правило, умиротворяющее воздействие. Большинство из побывавших «по ту сторону бытия»; а) перестают бояться смерти; б) производят переоценку основных представлений; в) изменяют образ жизни. Если раньше, как свидетельствует Ф. Арьес, смерть была рядовым событием, не вызывавшим отрицательных эмоций и не насыщенным личностными смыслами, то современный человек психологически больше вовлечен в проблему смерти: он одновременно и озабочен смертью, и отрицает ее. Но у разных людей смерть вызывает разные реакции: люди, обретшие смысл жизни, имеющие четкие жизненные цели, меньше боятся умереть и способны думать о ней спокойно. Пожилые люди, будучи поставленным перед проблемой конечности жизни через конкретный срок, говорят, что провели бы это время в размышлениях, повседневных делах, общении с близкими, осуществлении духовных практик. Молодые люди перед лицом собственной смерти хотели бы провести это время в путешествиях, в завершении начатых дел. У людей, которым не грозит немедленная смерть, больше времени на то, чтобы свыкнуться с перспективой смерти. В последние годы жизни многие обозревают свою жизнь в ретроспективе. Такое обозрение выполняет важнейшие функции: человек разрешает в себе старые конфликты, переосмысливает поступки, прощает себе ошибки и даже открывает в себе что-то новое. Смерть открывает перед стареющим человеком необходимую перспективу, и, как ни парадоксально, умирание может быть процессом подтверждения обязательств человека перед жизнью. Особый вопрос современности, имеющий нравственную подоплеку, — индивидуальное право человека на добровольную смерть и проблема эвтаназии (убийства из милосердия). По некоторым сведениям, 3. Фрейд в 83-летнем возрасте, страдая от многолетнего рака горла, решил, что «жизнь превратилась в сплошную пытку и больше не имеет смысла». Он заключил соглашение со своим врачом, что тот введет ему смертельную дозу морфия, если 3. Фрейд решит, что не в силах больше выносить боль и фрустрацию. Врач выполнил волю 3. Фрейда. Такой «вызов» преждевременной смерти именуется активной эвтаназией, поскольку он инициирован самим больным, считающим свое состояние невыносимым и безнадежным. Например, американский врач Кеворкян стал центром общественного скандала, поскольку снабжал страдающих болезнью Альцгеймера и другими смертельными недугами пациентов смертельной дозой препарата, который они вводили себе сами нажатием кнопки. Иногда решение об эвтаназии вынуждены принимать близкие больного и врачи. В Америке они руководствуются гарвардскими критериями для установления необратимого прекращения функционирования (смерти) мозга: невосприимчивость и отсутствие реакций даже при использовании болезненных стимулов; отсутствие движений и дыхания; отсутствие рефлексов; ровная линия электроэнцефалограммы; отсутствие притока крови к мозгу и циркуляции внутри него. (Сапогова, 434-439)
План семинарских занятий Курс Занятие № Тема: Предмет и задачи психологии развития. Основные категории психологии развития (2 часа) (УСРС)
Вопросы для обсуждения: 1. Предмет психологии развития 2. Междисциплинарные связи психологии развития 3. Сущность процесса развития. Процессы, обеспечивающие психическое развитие, механизмы развития 4. Понятие возраста в психологии развития 5. Время жизни. Жизненный цикл. Жизненный путь
Статьи для обязательного самостоятельного изучения: 1. Е.Ф. Рыбалко Актуальные проблемы возрастной психологии (Психология развития / Сост. и общая редакция: авторский коллектив сотрудников кафедры психологии развития и дифференциальной психологии СПбГУ. – СПб., 2001.)
Литература для изучения: 1. Крайг, Г. Психология развития: Учеб. пос.: 9-е изд. / Г. Крайг, Д. Бокум. – СПб.: Питер, 2005. – 940 с. 2. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: Учеб. пос. / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М., 2001. – 464 с. 3. Мухина, В.С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество: Учебник / В.С. Мухина. – М.: Изд. центр «Академия», 2006. – 608 с. 4. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: Учеб. пос. / Л.Ф. Обухова. – М.: Педагогическое об-во России, 2000. – 448 с. 5. Психология развития / Сост. и общая редакция: авторский коллектив сотрудников кафедры психологии развития и дифференциальной психологии СПбГУ. – СПб.: Питер, 2001. – 512 с. 6. Сапогова, Е.Е. Психология развития человека: Учеб. пос. / Е.Е. Сапогова. – М.: Аспект Пресс, 2005. – 460 с.
Занятие № 1
Тема: Факторы и закономерности психического развития (2 часа)
Вопросы для обсуждения: 1. Понятие об условиях и движущих силах психического развития 2. Внутренние условия психического развития 3. Внешние условия психического развития 4. Взаимодействие наследственности и среды в психическом развитии 5. Социализация. Институты социализации и развитие личности 6. Противоречия как движущие силы психического развития 7. Закономерности психического развития
Статьи для обязательного самостоятельного изучения: 1. Выготский Л.С. К психологии и педагогике детской дефективности (Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис — М., Изд-во Моск. ун-та, 1980) 2. Запорожец А.В. Условия и движущие причины психического развития ребенка (Хрестоматия по возрастной психологии: Учеб. пос. / Под ред. Д.И. Фельдштейна – М., Воронеж, 2003. – 400 с.) 3. Р. Заззо Психическое развитие ребенка и влияние среды (Психология развития / Сост. и общая редакция: авторский коллек-тив сотрудников кафедры психологии развития и дифференциальной психологии СПбГУ. – СПб., 2001. – 512 с.) 4. Г.С. Костюк Принцип развития в психологии (Хрестоматия по возрастной психологии: Учеб. пос. / Под ред. Д.И. Фельдштейна – М., Воронеж, 2003. – 400 с.) 5. Лангмейер Й., Матейчек З. Психическая депривация в детском возрасте (Психология развития личности: Хрестоматия / Сост. И.В. Ботяновская, Н.М. Плескачева и др. - Мн.: БГПУ, 2010)
Литература для изучения: 1. Крайг, Г. Психология развития: Учеб. пос.: 9-е изд. / Г. Крайг, Д. Бокум. – СПб.: Питер, 2005. – 940 с. 2. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: Учеб. пос. / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М., 2001. – 464 с. 3. Мухина, В.С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество: Учебник / В.С. Мухина. – М.: Изд. центр «Академия», 2006. – 608 с. 4. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: Учеб. пос. / Л.Ф. Обухова. – М.: Педагогическое об-во России, 2000. – 448 с. 5. Психология развития / Сост. и общая редакция: авторский коллектив сотрудников кафедры психологии развития и дифференциальной психологии СПбГУ. – СПб.: Питер, 2001. – 512 с. 6. Сапогова, Е.Е. Психология развития человека: Учеб. пос. / Е.Е. Сапогова. – М.: Аспект Пресс, 2005. – 460 с. 7. Шэффер, Д. Дети и подростки: психология развития: Учеб. пос. / Д. Шэффер – СПб. Питер, 2003. – 976 с.
Занятие № 2 Тема: Зарубежные теории психического развития (2 часа)
Вопросы для обсуждения: 1. Проблема классификации направлений и теорий развития 2. Биогенетические теории развития 3. Бихевиористические теории развития. Теория Б.Ф. Скиннера 4. Теория социального научения А. Бандуры 5. Психоаналитические теории развития: общая характеристика 6. Теория развития З. Фрейда
Статьи для обязательного самостоятельного изучения: 1. Корнилов К.Н. «Биогенетический принцип и его значение в педагогике» (Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. – М., 1981)
Литература для изучения: 1. Крайг, Г. Психология развития: Учеб. пос.: 9-е изд. / Г. Крайг, Д. Бокум. – СПб.: Питер, 2005. – 940 с. 2. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: Учеб. пос. / Л.Ф. Обухова. – М.: Педагогическое об-во России, 2000. – 448 с. 3. Сапогова, Е.Е. Психология развития человека: Учеб. пос. / Е.Е. Сапогова. – М.: Аспект Пресс, 2005. – 460 с. 4. Шэффер, Д. Дети и подростки: психология развития: Учеб. пос. / Д. Шэффер – СПб. Питер, 2003. – 976 с. Занятие № 3 Тема: Зарубежные теории психического развития (2 часа)
Вопросы для обсуждения: 1. Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона 2. Теории объектных отношений М. Кляйн, М. Малер, А. Фрейд. 3. Когнитивные теории развития. Теория интеллектуального развития Ж. Пиаже: основные положения 4. Стадии интеллектуального развития ребенка в теории Ж. Пиаже 5. Теория морального развития Л. Колберга 6. Теория экологических систем У. Бронфенбреннера
Литература для изучения: 1. Крайг, Г. Психология развития: Учеб. пос.: 9-е изд. / Г. Крайг, Д. Бокум. – СПб.: Питер, 2005. – 940 с. 2. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: Учеб. пос. / Л.Ф. Обухова. – М.: Педагогическое об-во России, 2000. – 448 с. 3. Сапогова, Е.Е. Психология развития человека: Учеб. пос. / Е.Е. Сапогова. – М.: Аспект Пресс, 2005. – 460 с. 4. Шэффер, Д. Дети и подростки: психология развития: Учеб. пос. / Д. Шэффер – СПб. Питер, 2003. – 976 с.
Занятие № 4 Тема: Теории психического развития в отечественной психологии (2 часа)
Вопросы для обсуждения: 1. Культурно-историческая теория развития высших психических функций Л.С. Выготского 2. Филогенез форм отражения и деятельностная теория онтогенеза А.Н. Леонтьева
Статьи для обязательного самостоятельного изучения: 1. Выготский Л.С. «История развития высших психических функций» (Психология развития личности: Хрестоматия / Сост. И.В. Ботяновская, Н.М. Плескачева и др. - Мн.: БГПУ, 2010) 2. Выготский Л.С. « Проблема возраста» (ч.3 «Проблема возраста и динамика развития») (Психология развития личности: Хрестоматия / Сост. И.В. Ботяновская, Н.М. Плескачева и др. - Мн.: БГПУ, 2010)
Литература для изучения: 1. Крайг, Г. Психология развития: Учеб. пос.: 9-е изд. / Г. Крайг, Д. Бокум. – СПб.: Питер, 2005. – 940 с. 2. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: Учеб. пос. / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М., 2001. – 464 с. 3. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: Учеб. пос. / Л.Ф. Обухова. – М.: Педагогическое об-во России, 2000. – 448 с. 4. Сапогова, Е.Е. Психология развития человека: Учеб. пос. / Е.Е. Сапогова. – М.: Аспект Пресс, 2005. – 460 с. 5. Смирнова, Е.О. Детская психология: Учеб. пос. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.О. Смирнова. – М.: Владос, 2006. – 366 с.
Занятие № 5 Тема: Теории психического развития в отечественной психологии (2 часа)
Вопросы для обсуждения: 1. Теория психического развития ребёнка Д.Б. Эльконина 2. Теория развития личности Л.И. Божович 3. Модель развития общения М.И. Лисиной
Статьи для обязательного самостоятельного изучения: 1. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе (Психология развития / Сост. и общая редакция: авторский коллектив сотрудников кафедры психологии развития и дифференциальной психологии СПбГУ. – СПб., 2001. – 512 с.) 2. Лисина М.И. Общение со взрослыми у детей первых семи лет жизни (Психология развития / Сост. и общая редакция: авторский коллектив сотрудников кафедры психологии развития и дифференциальной психологии СПбГУ. – СПб., 2001. – 512 с.)
Литература для изучения: 1. Крайг, Г. Психология развития: Учеб. пос.: 9-е изд. / Г. Крайг, Д. Бокум. – СПб.: Питер, 2005. – 940 с. 2. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: Учеб. пос. / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М., 2001. – 464 с. 3. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: Учеб. пос. / Л.Ф. Обухова. – М.: Педагогическое об-во России, 2000. – 448 с. 4. Сапогова, Е.Е. Психология развития человека: Учеб. пос. / Е.Е. Сапогова. – М.: Аспект Пресс, 2005. – 460 с. 5. Смирнова, Е.О. Детская психология: Учеб. пос. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.О. Смирнова. – М.: Владос, 2006. – 366 с.
Занятие № 6 Тема: Возрастная периодизация психического развития человека (2 часа)
Вопросы для обсуждения: 1. Понятие о критериях возрастной периодизации психического развития. Л.С. Выготский о критериях возрастной периодизации 2. Кризисы развития. Проблема стабильных и критических периодов развития в теории Л.С. Выготского 3. Социальная ситуация развития, ведущая деятельность, психологические новообразования как критерии возрастной периодизации 4. Сравнительный анализ возрастных периодизаций психического развития человека разных авторов 5. Схема возрастной периодизации психического развития ребенка по Д.Б. Эльконину
Статьи для обязательного самостоятельного изучения: 1. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте (Хрестоматия по возрастной психологии: Учеб. пос. / Под ред. Д.И. Фельдштейна – М., Воронеж, 2003. – 400 с.) 2. Выготский Л.С. Проблема возраста (ч.1 Проблема возрастной периодизации детского развития; ч.2. Структура и динамика возраста) (Психология развития личности: Хрестоматия / Сост. И.В. Ботяновская, Н.М. Плескачева и др. - Мн.: БГПУ, 2010)
Литература для изучения: 1. Крайг, Г. Психология развития: Учеб. пос.: 9-е изд. / Г. Крайг, Д. Бокум. – СПб.: Питер, 2005. – 940 с. 2. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: Учеб. пос. / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М., 2001. – 464 с. 3. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: Учеб. пос. / Л.Ф. Обухова. – М.: Педагогическое об-во России, 2000. – 448 с. 4. Сапогова, Е.Е. Психология развития человека: Учеб. пос. / Е.Е. Сапогова. – М.: Аспект Пресс, 2005. – 460 с. 5. Смирнова, Е.О. Детская психология: Учеб. пос. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.О. Смирнова. – М.: Владос, 2006. – 366 с. Курс Занятие № 8 Тема: Пренатальное развитие. Младенчество (2 часа)
Вопросы для обсуждения: 1. Характеристика пренатального периода развития человека 2. Кризис новорожденности 3. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в младенчестве 4. Познавательное развитие младенца 5. Развитие речи в младенчестве. Стадии доречевого этапа развития речи 6. Психомоторное развитие младенца 7. Предпосылки личностного развития в младенчестве 8. Феномен детской привязанности 9. Стили родительского воспитания и развитие личности 10 Кризис 1 года
Статьи для обязательного самостоятельного изучения: 1. Дж. Боулби Детям – любовь и заботу (Психология развития / Сост. и общая редакция: авторский коллектив сотрудников кафедры психологии развития и дифференциальной психологии СПбГУ. – СПб., 2001. – 512 с.)
Литература для изучения: 1. Крайг, Г. Психология развития: Учеб. пос.: 9-е изд. / Г. Крайг, Д. Бокум. – СПб.: Питер, 2005. – 940 с. 2. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: Учеб. пос. / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М., 2001. – 464 с. 3. Мухина, В.С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество: Учебник / В.С. Мухина. – М.: Изд. центр «Академия», 2006. – 608 с. 4. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: Учеб. пос. / Л.Ф. Обухова. – М.: Педагогическое об-во России, 2000. – 448 с. 5. Сапогова, Е.Е. Психология развития человека: Учеб. пос. / Е.Е. Сапогова. – М.: Аспект Пресс, 2005. – 460 с. 6. Смирнова, Е.О. Детская психология: Учеб. пос. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.О. Смирнова. – М.: Владос, 2006. – 366 с. 7. Шэффер, Д. Дети и подростки: психология развития: Учеб. пос. / Д. Шэффер – СПб. Питер, 2003. – 976 с. Занятие № 9 Тема: Ранний возраст (2 часа)
Вопросы для обсуждения: 1. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в раннем возрасте 2. Развитие орудийно-предметной деятельности в раннем возрасте 3. Познавательное развитие ребенка в раннем возрасте 4. Развитие речи в раннем возрасте 5. Личностное развитие ребенка в раннем возрасте 6. Кризис 3-х лет
Статьи для обязательного самостоятельного изучения: 1. Божович Л.И., Славина Л.С. Переходный период от младенчества к раннему возрасту (Хрестоматия по возрастной психологии: Учеб. пос. для студ / Сост. Л.М. Семенюк; под ред. Д.И. Фельдштейна. – М., 1994.)
Литература для изучения: 1. Крайг, Г. Психология развития: Учеб. пос.: 9-е изд. / Г. Крайг, Д. Бокум. – СПб.: Питер, 2005. – 940 с. 2. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: Учеб. пос. / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М., 2001. – 464 с. 3. Мухина, В.С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество: Учебник / В.С. Мухина. – М.: Изд. центр «Академия», 2006. – 608 с. 4. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: Учеб. пос. / Л.Ф. Обухова. – М.: Педагогическое об-во России, 2000. – 448 с. 5. Сапогова, Е.Е. Психология развития человека: Учеб. пос. / Е.Е. Сапогова. – М.: Аспект Пресс, 2005. – 460 с. 6. Смирнова, Е.О. Детская психология: Учеб. пос. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.О. Смирнова. – М.: Владос, 2006. – 366 с. 7. Шэффер, Д. Дети и подростки: психология развития: Учеб. пос. / Д. Шэффер – СПб. Питер, 2003. – 976 с.
Занятие № 10 Тема: Дошкольный возраст (2 часа)
Вопросы для обсуждения: 1. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в дошкольном возрасте 2. Игра как ведущая деятельность дошкольника: развитие, структура, значение 3. Развитие изобразительной деятельности и конструирования в дошкольном возрасте 4. Развитие общения дошкольника со взрослыми и сверстниками 5. Развитие сенсорно-перцептивных процессов в дошкольном возрасте 6. Развитие внимания, памяти, воображения и мышления в дошкольном возрасте 7. Развитие речи в дошкольном возрасте 8. Личностное развитие дошкольника 9. Психологическая готовность к школе, ее структура и содержание 10. Кризис 6-7 лет
Статьи для обязательного самостоятельного изучения: 1. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка (Психология развития / Сост. и общая редакция: авторский коллектив сотрудников кафедры психологии развития и дифференциальной психологии СПбГУ. – СПб., 2001. – 512 с.) 2. Люблинская А.А. Активность и направленность дошкольника (Хрестоматия по возрастной психологии: Учеб. пос. / Под ред. Д.И. Фельдштейна – М., Воронеж, 2003. – 400 с.)
Литература для изучения: 1. Коломинский, Я.Л. Психология детей шестилетнего возраста: Учеб. пос. / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. – Мн.: Універсітэцкае, 1999. – 316 с. 2. Крайг, Г. Психология развития: Учеб. пос.: 9-е изд. / Г. Крайг, Д. Бокум. – СПб.: Питер, 2005. – 940 с. 3. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: Учеб. пос. / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М., 2001. – 464 с. 4. Мухина, В.С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество: Учебник / В.С. Мухина. – М.: Изд. центр «Академия», 2006. – 608 с. 5. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: Учеб. пос. / Л.Ф. Обухова. – М.: Педагогическое об-во России, 2000. – 448 с. 6. Психология развития / Сост. и общая редакция: авторский коллектив сотрудников кафедры психологии развития и дифференциальной психологии СПбГУ. – СПб.: Питер, 2001. – 512 с. 7. Сапогова, Е.Е. Психология развития человека: Учеб. пос. / Е.Е. Сапогова. – М.: Аспект Пресс, 2005. – 460 с. 8. Смирнова, Е.О. Детская психология: Учеб. пос. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.О. Смирнова. – М.: Владос, 2006. – 366 с. 9. Шэффер, Д. Дети и подростки: психология развития: Учеб. пос. / Д. Шэффер – СПб. Питер, 2003. – 976 с.
Занятие № 11 Тема: Младший школьный возраст (2 часа)
Вопросы для обсуждения: 1. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в младшем школьном возрасте 2. Познавательное развитие младшего школьника 3. Личностное развитие младшего школьника 4. Развитие общения и отношений младшего школьника со сверстниками и взрослыми 5. Особенности психического развития младших школьников в закрытых детских учреждениях (интернатах)
Статьи для обязательного самостоятельного изучения: 1. Крутецкий В.А. «Психологические особенности младшего школьника» (Хрестоматия по возрастной психологии: Учеб. пос. / Под ред. Д.И. Фельдштейна – М., Воронеж, 2003. – 400 с.) 2. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. «Исследование психического развития младших школьников, воспитывающихся в закрытом детском учреждении» (Психология развития / Сост. и общая редакция: авторский коллектив сотрудников кафедры психологии развития и дифференциальной психологии СПбГУ. – СПб., 2001. – 512 с.) 3. Маркова А.К. Периодизация речевого развития (Психология развития личности: Хрестоматия / Сост. И.В. Ботяновская, Н.М. Плескачева и др. - Мн.: БГПУ, 2010)
Литература для изучения: 1. Крайг, Г. Психология развития: Учеб. пос.: 9-е изд. / Г. Крайг, Д. Бокум. – СПб.: Питер, 2005. – 940 с. 2. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: Учеб. пос. / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М., 2001. – 464 с. 3. Мухина, В.С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество: Учебник / В.С. Мухина. – М.: Изд. центр «Академия», 2006. – 608 с. 4. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: Учеб. пос. / Л.Ф. Обухова. – М.: Педагогическое об-во России, 2000. – 448 с. 5. Психология развития / Сост. и общая редакция: авторский коллектив сотрудников кафедры психологии развития и дифференциальной психологии СПбГУ. – СПб.: Питер, 2001. – 512 с. 6. Сапогова, Е.Е. Психология развития человека: Учеб. пос. / Е.Е. Сапогова. – М.: Аспект Пресс, 2005. – 460 с. 7. Шэффер, Д. Дети и подростки: психология развития: Учеб. пос. / Д. Шэффер – СПб. Питер, 2003. – 976 с.
Занятие № 12 Тема: Подростковый возраст (2 часа)
Вопросы для обсуждения: 1. Анатомо-морфо-физиологические особенности подростка и их влияние на психическое и личностное развитие 2. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в подростковом возрасте 3. Познавательное развитие в подростковом возрасте 4. Развитие личности подростка 5. Развитие общения и отношений подростка со сверстниками и взрослыми 6. Поло-ролевая идентификация и психосексуальное развитие в подростково-юношеском возрасте
Статьи для обязательного самостоятельного изучения: 1. Кон И.С., Фельдштейн Д.И. «Отрочество как этап жизни и некоторые психолого-педагогические характеристики переходного возраста» (Хрестоматия по возрастной психологии: Учеб. пос. / Под ред. Д.И. Фельдштейна – М., Воронеж, 2003. – 400 с.) 2. Фельдштейн Д.И. «Особенности стадий развития личности на примере подросткового возраста» (Хрестоматия по возрастной психологии: Учеб. пос. / Под ред. Д.И. Фельдштейна – М., Воронеж, 2003. – 400 с.) 3. Кондратьев М.Ю. « Типичные девиации психосоциального развития подростков» (Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. пед. вузов / Сост. и науч. ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. – М., 1999. – 624 с.)
Литература для изучения: 1. Крайг, Г. Психология развития: Учеб. пос.: 9-е изд. / Г. Край
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 2302; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.120.103 (0.019 с.) |