Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
ТЕМА 3.4 Младший школьный возрастСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Общая характеристика психического развития младшего школьника. Разрушение старой социальной ситуации развития и построение новой. Учебная деятельность — ведущая деятельность младшего школьника. Структура и функции учебной деятельности. Мотивация учебной деятельности младших школьников. Появление психологических возрастных новообразований в учебной деятельности: рефлексия, внутренний план действия, произвольность психических процессов. Познавательное развитие младшего школьника. Особенности ощущений и восприятия. Развитие наблюдательности, наблюдения и синтезирующего восприятия. Внимание и память младшего школьника. Развитие мышления, воображения, речи. Личностное развитие младшего школьника. Развитие эмоциональной сферы и чувств. Мотивационная сфера. Самосознание младшего школьника. Формирование самооценки и уровня притязаний в школе и в семье. Развитие рефлексии. Полоролевая идентификация. Развитие социальной ответственности. Формирование черт характера: трудолюбия и самостоятельности. Нравственное развитие младшего школьника. Развитие общения и отношений младшего школьника со сверстниками и взрослыми. Особенности психического развития младших школьников в закрытых детских учреждениях (интернатах). Особенности развития познавательных процессов, самооценки, мотивационной сферы и межличностных отношений младших школьников, воспитывающихся вне семьи. Психологические новообразования младшего школьного возраста. Раздел 4. ПСИХИЧЕСКОЕ И ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ В ПОДРОСТКОВОМ И ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТАХ ТЕМА 4.1 Подростковый возраст Анатомо-морфо-физиологические особенности подростка и их влияние на психическое и личностное развитие. Половые особенности анатомо-морфо-физиологических изменений в подростковом возрасте. Социальная ситуация развития подростка. Референтные группы. Интимно-личностное общение как ведущая деятельность подростка. Ведущие потребности подростка: самопознание, самовыражение, самоутверждение. Познавательное развитие в подростковом возрасте. Развитие восприятия, мышления, внимания, памяти, воображения. Фантазии подростков. Развитие речи. Развитие личности подростка. «Чувство взрослости» — центральное психологическое новообразование возраста. Развитие самосознания. Развитие волевых и деловых черт характера. Акцентуации характера. Мотивационная сфера подростка. Развитие интересов. Эмоциональная сфера и чувства подростка. Изучение личности подростка в работах Л.И. Божович, И.С. Кона, Д.И. Фельдштейна. Поло-ролевая идентификация и психосексуальное развитие в подростково-юношеском возрасте. Роль институтов социализации в формировании поло-ролевых и психосексуальных моделей поведения. Развитие общения и отношений подростка со сверстниками и взрослыми. Кризисы подросткового возраста. Характеристика предподросткового кризиса. Кризис идентичности. Статусы идентичности (Дж. Марсиа). Психокоррекционная работа в период подростковых кризисов. ТЕМА 4.2 Юношеский возраст Условия, обусловившие выделение юношеского возраста в отдельный возрастной период. Проблема возрастных границ юношеского возраста. Неоднозначность в периодизации юношеского возраста: ранняя, средняя и поздняя юность. Социальная ситуация развития в юности. Направленность в будущее. Учебно-профессиональная деятельность как ведущая деятельность в юности. Профессиональное самоопределение. Понятие о профессиональном самосознании. Задачи развития юношества (по Л. Коулу и Дж. Холлу). Познавательное развитие в юношеском возрасте. Мышление, воображение и речь как ведущие познавательные процессы периода. Теоретичность и критичность мышления. Самостоятельность мышления. Юношеский познавательный дилетантизм. Развитие личности в юности. Развитие самосознания. Усиление рефлексии. Личностное самоопределение. Жизненные планы. Жизненные мечты. Реальные и нереальные мечты. Выработка индивидуальности. Стремление к самоактуализации и самоутверждению в глазах окружающих людей. Нигилизм как форма самоутверждения юношей. Нравственное и моральное самосознание. Развитие мировоззрения. Проблема смысла жизни в юности. Эмоциональное развитие. Изменения характера. Психологические расстройства личности в юности. Общение и отношения со сверстниками и взрослыми в юности. Психологический анализ причин отклоняющегося поведения в подростково-юношеском возрасте. Типы девиантного и деликвентного поведения. Причины девиантного и деликвентного поведения. Переживание отчуждения (деперсонализации и дереализации). Нарушение оценки своего физического облика (дисморфофобия и дисморфомания). Суицидальные поступки. Агрессивное поведение. Раздел 5. ПСИХИЧЕСКОЕ И ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ВЗРОСЛОГО ЧЕЛОВЕКА ТЕМА 5.1 Ранняя взрослость Проблема построения возрастной периодизации развития взрослого человека (Ш. Бюлер, Э. Эриксон, Д. Бромлей, Б.Г. Ананьев, Д. Левинсон). Необходимость объединения биологического, психологического и социального возраста в построении периодизации взрослости. Современные тенденции в развитии взрослых. Анатомо-морфо-физиологическое развитие в ранней взрослости. Познавательное развитие. Изучение познавательного развития взрослых в работах Б.Г. Ананьева. Развитие ощущений, внимания, памяти, мышления, речи. Динамика интеллекта в ранней взрослости. Изучение развития интеллекта в ранней взрослости в исследованиях У. Пери, К. Ригеля, У. Шейо. Личностное развитие в ранней взрослости. Личностная и социальная зрелость в ранней взрослость, критерии оценки зрелости. Задачи развития личности в ранней взрослости по Э. Эриксону, Д. Левинсону, Р. Хейвигхерсту. Готовность к созданию семьи и освоению родительской функции как психологическое новообразование ранней взрослости. Изменения в супружеских и семейных отношениях в связи с рождением ребенка. Стадии родительства. Развитие личности в профессиональной деятельности. Профессиональная (трудовая) деятельность как ведущая в ранней взрослости. Особенности освоения профессиональной деятельности в ранней взрослости. Ролевое напряжение. Особенности развития личности мужчин и женщин в ранней взрослости. Кризисы развития в ранней взрослости. Возрастной кризис при переходе от юности к ранней взрослости (кризис построения жизненного плана). Кризис 30-летнего возраста. Психокоррекционная работа в периоды кризисов.
ТЕМА 5.2 Средняя взрослость Анатомо-морфо-физиологическое развитие в средней взрослости, его влияние на психическое и личностное развитие. Познавательное развитие в средней взрослости. Динамика интеллектуально-познавательной сферы в средней взрослости. Развитие ощущений и восприятия, внимания. Развитие интеллекта. Соотношение «текучего» и «кристаллизованного» интеллекта в средней взрослости (Дж. Хорн). Личностное развитие в средней взрослости. Субъективное переживание начала средней взрослости. Задачи развития личности в средней взрослости по Э. Эриксону, Д. Левинсону, Р. Хейвигхерсту, Р. Пэку. Появление новых возрастных потребностей личности. Личностное развитие мужчин и женщин в средней взрослости. Семейные отношения и развитие личности в средней взрослости. Уход и отпускание детей во взрослую жизнь. Отношения со стареющими родителями и сиблингами. Развитие личности и профессиональная деятельность в средней взрослости. Достижение профессиональных вершин и удовлетворенность профессией. Эмоциональное «выгорание» в профессиональной деятельности. Кризис середины жизни («среднего возраста»). Мотивационная сфера в период кризиса. Актуализация смысложизненных проблем. Условия развития кризиса середины жизни. Симптоматика кризиса. Модели кризиса середины жизни: модель кризиса и модель перехода. Психокоррекционная работа в период кризиса. Антиципаторная социализация.
ТЕМА 5.3 Поздняя взрослость Общая характеристика возраста поздней взрослости. Причины возрастания значения геронтопсихологических исследований в современном обществе. Социальные стереотипы в отношении пожилых и старых людей. «Эйджизм». Специфические особенности периода поздней взрослости. Усиление гетерохронности. Периодизация развития в поздней взрослости. Старение как критерий перехода от средней к поздней взрослости. Биологическое, психологическое и социальное старение и неоднозначность границ поздней взрослости. Пожилой и старческий возраст. Периодизация И. Бернсайд. Причины старения. Влияние наследственности и среды на процесс старения. Теории старения. Анатомо-морфо-физиологические изменения в поздней взрослости. Изменения на молекулярном и функциональном уровнях. Неравномерность старения разных функциональных систем организма. Возможности организма и самого человека для поддержания и сохранения физиологического здоровья в поздней взрослости. Изменения в сенсорных системах. Типичные заболевания пожилых и старых людей. Познавательное развитие в поздней взрослости. Изменения внимания и памяти. Интеллект в поздней взрослости. Мудрость (П. Балтес). Условия сохранения интеллекта в поздней взрослости. Модель «последнего спада» (Климайер). Угасание интеллекта (старческое слабоумие) в поздней взрослости: причины, симптомы. Личностное развитие в поздней взрослости. Задачи развития личности в поздней взрослости по Э. Эриксону, Д. Левинсону, Р. Хейвигхерсту. Кризис личностного развития, связанный с прекращением профессиональной деятельности. Изменения эмоциональной сферы. Переход от активности к пассивности. Изменения мотивационной сферы. Типология стариков и старости (Ф. Гизе, И.С. Кон). Усиление потребности в общении. Семейные отношения в поздней взрослости. Удовлетворенность супружескими отношениями. Общение с внуками. Уход за больным супругом и адаптация к вдовству. Отношения с сиблингами и друзьями. Психологическая гигиена в поздней взрослости. Психологические аспекты смерти и умирания. Установки человека в отношении смерти на разных этапах исторического развития (Ф. Арьес, Л. Уотсон). Стадии изменения отношения к собственной смерти по Э. Кюблер-Росс. Проблема эвтаназии: нравственный аспект.
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 376; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.156.84 (0.012 с.) |