Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Внутренние условия психического развитияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Ведущим внутренним условием считается наследственность. Ученых, занимающихся изучением влияния наследственности на психическое развитие интересует: существуют ли определенные способности, личностные черты и особенности поведения, в значительной степени зависящие от специфической генетической предрасположенности индивида? Подвержены ли эти характеристики влиянию окружающей среды? Для оценки влияния наследственности на развитие используют две основные стратегии: изучение близнецов (моно- и дизиготных) и изучение приемных детей. Проводились исследования влияния генотипа на интеллект, особенности личности. Для оценки влияния генотипа необходимо ввести понятия неразделяемых и разделяемых влияний окружающей среды (НВС и РВС). К НВС относится уникальный опыт индивида, не разделяемый с другими членами семьи и обусловливающий различия между ними. Например, один из пары близнецов увлекается головоломками, а второй – нет. Это может обеспечить различия в уровне интеллекта. К РВС относится опыт, общий для всех членов семьи, обусловливающий сходство между ними. Например, родители используют одинаковые стратегии родительского поведения. Влияние генотипа на интеллект. Установлено, что по мере развития ребенка, гены оказывают все большее влияние на индивидуальные различия в его интеллекте. В течение первого года жизни монозиготные близнецы не отличались от дизиготных в степени корреляции между успешностью выполнения тестов на умственное развитие. Но к 18 месяцам генетические влияния были уже заметны. Монозиготные близнецы не только демонстрировали большее, нежели дизиготные, сходство в результатах выполнения тестов, но и изменения в их результатах, происходящие от одного тестирования к другому, также становились более похожими, чем изменения в результатах дизиготных близнецов. Т.о., генотипы влияют как на течение, так и на уровень детского интеллектуального развития. С 3 до 15 лет монозиготные близнецы в своей интеллектуальной деятельности оставались в значительной степени похожими друг на друга. Напротив, дизиготные близнецы демонстрировали наибольшее сходство по уровню интеллекта в возрасте 3 лет. К 15 годам значение корреляции между уровнем интеллекта дизиготных близнецов не превышало цифры, характерной для обычных сиблингов. Исследования приемных детей показывают ту же картину. Интеллект приемных детей на ранних этапах развития значимо коррелируют с уровнем интеллектуальной деятельности как биологических (влияние генотипа), так и приемных родителей (воздействие социума). К подростковому возрасту сходство с биологическими родителями по прежнему остается, но уже нет соответствующего сходства с приемными родителями. Следовательно, исследования показывают, что влияние на интеллектуальное развитие со стороны социума со временем уменьшается, в то время как влияние и генотипа и НВС становится все более сильным. Влияние генотипа на личностные особенности. Изучение этого вопроса показало большую схожесть монозиготных близнецов, чем дизиготных. Многие личностные черты в умеренной степени генотипически обусловлены (около 40%). Умеренность предыдущего показателя указывает на то, что особенности личности во многом обусловлены фактором внешней среды. К трем наиболее часто связываемым с генетическим фактором свойствам относятся: эмоциональность, социабельность и уровень активности. Эмоциональность проявляется в склонности легко поддаваться определенным эмоциям (страху, гневу). Социабельность – это то, насколько люди предпочитают проводить время или заниматься любимым делом вместе с другими людьми, вместо того, чтобы делать это в одиночку. Сходство в уровне эмоциональности отмечается у близнецов на протяжении всей их жизни. Сходство же в уровне активности и социабельности уменьшается вплоть до зрелого возраста, что объясняют различными жизненными обстоятельствами, в которые они попадают после достижения взрослости. Влияние генотипа на нарушения поведения и психические заболевания. Исследования близнецов, страдающих шизофренией показало, что коэффициент соответствия между монозиготными близнецам составляет 0,48, в то время как для дизиготных близнецов он равен 0,17, а так же установлено, что, если шизофрения отмечалась у родителей, то дети в большей степени подвержены риску стать больными, даже если они были усыновлены в раннем детстве приемными родителями. В последние годы стало очевидным, что генотип оказывает влияние на появление различных видов аномального поведения и аномальных состояний, таких как алкоголизм, преступные наклонности, депрессия, гиперактивность, маниакально-депрессивный психоз, невротические нарушения. В то же время установлено, что монозиготные близнецы отличаются по проявлению психических заболеваний и нарушений поведения, из чего следует, что эти феномены в значительной степени обусловлены окружающей средой. Это значит, что люди не наследуют поведенческих нарушений, а наследуют предрасположенность к определенным болезням и нарушениям поведения. Для запуска, например, психического заболевания обычно требуется значительное количество тягостных переживаний, которые не обязательно встретятся на жизненном пути ребенка. Помимо наследственности (генотипа) существует много других факторов, относящихся к группе внутренних, определяющих биологическое и, следовательно, психическое развитие ребенка. Хромосомные и генетические аномалии, вызывающие нарушения развития. Оно обусловливают такие заболевания, как синдром Дауна, фенилкетонурия (сопровождается гиперактивностью, интеллектуальной недостаточностью), болезнь Тей-Сакса (дегенерация НС, ранняя смерть). Влияние тератогенов на пренатальное развитие. Тератогены – понятие характеризующее факторы внешней среды, которые могут нанести вред эмбриону или плоду (плод с 9-й недели беременности). Тератогены особенно опасны в сензитивные периоды внутриутробного развития. Обобщить действие тератогенов можно с помощью следующих положений: 1) наиболее отрицательное влияние на орган или систему организма тератоген оказывает в тот период, когда эта структура формируется и интенсивно растёт; 2) не все эмбрионы или плоды в одинаковой степени подвержены действию тератогенов; подверженность отрицательному влиянию зависит от генотипа матери и ребёнка, а также от особенностей пренатальной среды; 3) один и тот же дефект может быть вызван различными тератогенами; 4) один тератоген может привести к возникновению нескольких нарушений; 5) чем дольше организм подвергается действию тератогена и чем сильнее это воздействие, тем больше вероятность возникновения нарушения и тем оно серьёзнее; 6) долгосрочные эффекты тератогена зависят от качества постнатальной среды. Виды тератогенов: - заболевания матери (краснуха, герпес, сифилис, ветряная оспа, грипп, токсоплазмоз, диабет, свинка, инфекции мочевыводящих путей и др.); - лекарства (антибиотики, ибупрофен, противозачаточные таблетки, витамины); - наркотики; - алкоголь; - табак; - радиация, химикаты, тяжелые металлы. Особенности питания матери. Вредно недоедание, дефицит некоторых витаминов. Эмоциональное состояние матери. Частые и продолжительные стрессы негативно влияют, вызывая кислородное голодание ребенка. Возраст матери. Оптимальный возраст для вынашивания ребенка от 16-17 до 35 лет, после 35 лет резко возрастает число аномалий развития ребенка. Особенности родовой деятельности. Использование щипцов или вакуумного экстрактора могут вызвать внутримозговые кровоизлияния. Следует отметить, что все из перечисленного, за исключением генетических аномалий, по сути, является внешним (средовым) воздействием, но поскольку эти воздействия оказывают влияние, прежде всего на анатомо-морфо-физиологическое развитие, то мы и относим эти факторы к внутренним. Также к внутренним условиям психического развития следует отнести роль врожденных потребностей (инстинктов) на ход развития.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 866; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.209.101 (0.013 с.) |