Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психолого-педагогические особенности дошкольников с общим недоразвитием речиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Общее недоразвитие речи дошкольников не обязательно бывает осложнено какими-либо нарушениями нервно-психической деятельности, однако в практике сочетание речевого недоразвития с рядом неврологических и психопатологических синдромов встречается намного чаще. Среди неврологических синдромов, сопутствующих речевому недоразвитию, по классификации доктора медицинских наук Е. М. Мастюковой (СНОСКА: Логопедия / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. — Екатеринбург, 1998.— С.17.), можно выделить следующие. Гипертензионно-гидроцефалъный синдром — синдром повышенного внутричерепного давления, при котором имеют место увеличение размеров головы, выступающие лобные бугры, расширение венозной сети в области висков. Проявляется синдром в нарушении умственной работоспособности, произвольной деятельности и поведении детей. Для таких дошкольников характерны быстрая утомляемость и пресыщаемость любым видом деятельности, повышенная возбудимость, раздражительность, двигательная расторможенность. В некоторых случаях при данном синдроме дети плохо переносят жару, духоту, езду на транспорте, часто жалуются на головные боли и головокружения. Церебрастенический синдром, проявляющийся в виде повышенной нервно-психической истощаемости и эмоциональной неустойчивости. У таких детей выражены нарушения активного внимания, памяти и восприятия учебного материала. В одних случаях синдром сочетается с повышенной возбудимостью и двигательным беспокойством, в других — с преобладанием вялости, пассивности, заторможенности. Синдромы двигательных расстройств, характеризующиеся изменением мышечного тонуса в виде легких гемии монопарезов, парезов мышц языка либо его тремора и насильственных движений, а также проявлений спастического напряжения отдельных мышц. Нарушения артикуляционной моторики у таких детей носят стойкий характер и нередко диагностируются как стертые формы псевдобульбарной дизартрии. По наблюдениям автора, в группах для детей с общим недоразвитием речи встречаются дети, которые, помимо указанного, имеют следующие особенности: выраженный негативизм (противодействие просьбам и инструкциям всех окружающих или конкретных лиц); агрессивность, драчливость, конфликтность; повышенную впечатлительность, застревание, нередко сопровождаемое навязчивыми страхами; чувство угнетенности, состояние дискомфорта, иногда сопровождаемое невротическими рвотами, потерей аппетита; энурез (недержание мочи); онанизм; повышенную обидчивость, ранимость; склонность к болезненному фантазированию. Наличие указанных болезненных черт у детей с общим недоразвитием речи объясняется тем, что само недоразвитие речи, как правило, является следствием резидуально-органического поражения центральной нервной системы. Причинами появления стойкой речевой и психологической патологии у детей могут быть различные вредности, имевшие место в период внутриутробного развития, во время родов или в первые годы жизни ребенка. К ним, по многолетним наблюдениям автора, можно отнести: наследственные факторы (умственная отсталость, психические заболевания, резкое нарушение обмена веществ, гормональные расстройства у родителей); осложнения беременности (вирусные заболевания, несовместимость крови матери и плода по резус-фактору или групповой принадлежности, частые угрозы выкидыша, ушибы живота, продолжительные стрессы, курение матери, употребление алкоголя, наркотических средств); особенности родов (стремительные или затяжные роды, осложнения акушерского вмешательства — щипцы, кесарево сечение, вакуум и пр.,— приведшие к травмам мозга, асфиксия плода); постнатальные (послеродовые) факторы в период до двух лет (менингиты и менингоэнцефалиты, дизентерия, пневмония и другие заболевания, резко ослабляющие организм ребенка, частые отиты, сотрясения и ушибы мозга, некоторые виды отравлений); влияние среды общения (длительные психотравмирующие ситуации, серьезные психические травмы, двуязычие в семье, социально-бытовая запущенность, неправильное воспитание). Не каждый из приведенных факторов обязательно явится определяющим для возникновения патологии развития. Однако нарушения дизонто-генетические, приводящие к недоразвитию определенных структур и физиологических систем организма, а также энцефалопатические, ведущие к поражению зон центральной нервной системы, не могут пройти бесследно для ребенка. Кроме того, перинатальные факторы травматичнее постнаталъных, так как действуют на менее сформированные клетки мозга. Нередки в практике и комбинации нескольких вредностей, которые вызывают не только речевые, но и психолого-педагогические отклонения в развитии. Таким образом, проблема коррекции общего недоразвития речи в подавляющем большинстве случаев является комплексной медико-педагогической, проблемой. Исключение составляют неосложненные варианты общего недоразвития речи, как правило, функционального характера. Естественно, от логопеда не требуется медицинских рекомендаций и даже определения клинического диагноза. Однако квалифицированная педагогическая диагностика с учетом структуры дефекта, причин речевой аномалии, а также психолого-педагогических особенностей ребенка необходима. Всестороннее знание возможных, а затем и подробное выявление имеющихся психологических особенностей воспитанников необходимо логопеду для определения тех черт и качеств дошкольника, которые могут быть скорректированы в ходе его обучения и воспитания. К ним относятся: познавательная деятельность (ее целенаправленность, продуктивность и пр.), эмоционально-волевая сфера, особенности мышления, запас знаний и сведений, состояние внимания и восприятия, личностные черты (интересы, самооценка, коммуникабельность и пр.). Когда первичное обследование и изучение ребенка завершены (примерно к концу первого месяца), а круг коррекционных задач очерчен, логопед совместно с воспитателями и родителями приступает к спланированному комплексному педагогическому воздействию, при необходимости включающему элементы психокоррекции. В случае, когда в детском образовательном учреждении ребенку создана комфортная, доброжелательная атмосфера, требования педагогов доступны, разумны, едины, а положительная динамика все же не наблюдается (в течение примерно месяца), встает вопрос о медикаментозном воздействии на дошкольника. Так как психоневролог, к которому логопед направляет ребенка для консультации и последующего лечения, не всегда за короткое время первичного приема успевает оценить все вышеперечисленные психологические аспекты, логопед отражает их в характеристике. Показательно то, что, направляя к психоневрологу ребенка, логопед уделяет основное внимание его личностным (а не речевым) особенностям, так как именно они требуют коррекции данным специалистом. Приведем примеры подобных характеристик, предоставленных логопедом родителям дошкольников (фамилии детей изменены). Характеристика на ребенка Быстрова Сергея Быстров Сергей, рождения 1991 г., поступил в логопедическую группу я/сада №582 в сентябре 1996 г. Диагноз при поступлении: алалия, стертая форма дизартрии, общее недоразвитие речи (2-й уровень), задержка психического развития. В картине речевого развития отмечено: словарь обиходно-бытовой ограниченный, искажение слоговой структуры слов, нарушение фонематического восприятия, стойкие, грубые аграмматизмы (в том числе отсутствие ВСЕХ предлогов), фраза на уровне трех слов, речь малоразборчива, невнятна, темп убыстренный, подвижность языка ограничена. В личностном плане: мальчик контактный, ласковый, добрый, неконфликтный, уступчивый; легко подчиняется взрослым и детям. В течение трех месяцев с ребенком проводились ежедневные насыщенные занятия (групповые и индивидуальные), однако программа усваивается с большим трудом. Успешному продвижению мешают: поверхностное восприятие учебного материала, отвлекаемость, утомляемость, слабость артикуляционной моторики, двигательное беспокойство. Кроме того, мальчик страдает энурезом во время дневного сна. Быстрое Сергей направляется на консультацию и лечение к психоневрологу. Без медикаментозной помощи усвоение программы старшей группы для детей с ОНР невозможно. Логопед группы Ткаченко Т. А. 1 декабря 1996 г. Характеристика на ребенка Горбачева Игоря Горбачев Игорь, рождения 25.5.1993 г., поступил в логопедическую группу я/сада №582 в сентябре 1998 г. с диагнозом: общее недоразвитие речи (3-й уровень). В картине речевого развития на первый план выступает нарушение фонетико-фонематических процессов. Лексико-грамматическая сторона речи нарушена незначительно. Подвижность органов артикуляции в пределах нормы, сохранность интеллекта сомнений не вызывает. Усвоение мальчиком учебной программы происходит с большим трудом. Во время групповых и индивидуальных занятий выражены проявления утомляемости, истощаемости, негативизма, двигательного излишества. Вне занятий отмечаются: повышенная возбудимость, конфликтность со сверстниками, часто сниженный фон настроения, плохой аппетит (вплоть до полного отказа от пищи в течение всего времени пребывания в детском саду). Горбачев Игорь направляется для консультации и лечения к психоневрологу. Логопед высшей квалификации Ткаченко Т. А. 26.11.1998 г. Характеристика на ребенка Ковалева Максима Максим Ковалев, рождения 10.11.93 г., поступил в логопедическую группу я/сада № 582 в сентябре 1997 г. с диагнозом: задержка речевого развития. С первых дней пребывания в группе отличался нестандартным поведением, часто отказывался выполнять просьбы взрослых, постоянно конфликтовал со сверстниками. За прошедший учебный год отмечено заметное продвижение в речевом развитии, однако отрицательные характерологические особенности усилились. К ним относятся: негативизм, немотивированное упрямство, агрессивность, вспыльчивость, раздражительность, драчливость, конфликтность (в быту, на занятиях, со сверстниками, с педагогами), склонность к демонстративным поступкам, устойчивый сниженный фон настроения. В прошлом учебном году по рекомендации психоневролога родители эпизодически и не в полном объеме проводили лечение, что, естественно, снизило его эффективность. Указанные особенности мешают дальнейшему обучению как самого Максима, так и других детей группы. Кроме того, с течением времени опыт негативного поведения закрепляется и перерастает в личностные черты ребенка. Ковалев Максим направляется к психоневрологу для консультации и продолжения лечения. Логопед Ткаченко Т. А. 20 сентября 1998 г. Характеристика на ребенка Безрукова Диму Безруков Дима, рождения 1991 г., поступил в логопедическую группу я/сада №582 в сентябре 1996 г. с диагнозом: общее недоразвитие речи, задержка психического развития. При поступлении мальчик не знал основных цветов, счетных операций в пределе 3, с ошибками выполнял логические задачи. В картине речевого развития отмечено: недостаточность словаря, вплоть до незнания обиходно-бытовых понятий, грубое искажение слоговой структуры слов, многочисленные стойкие аграмматизмы (в том числе 8 предлогов), нарушение произношения звуков, несформированность связной речи. В ходе ежедневных насыщенных занятий отмечено значительное продвижение: мальчик привык к группе, бывает ласков со взрослыми; сохранность интеллекта сомнений не вызывает. Однако с первых дней пребывания в группе обнаружились заметные трудности во взаимоотношениях ребенка со взрослыми и детьми. На любую просьбу педагога (построиться на занятие, пройти в умывальную, одеться) мальчик отвечает отказом либо негативной реакцией — кричит, валяется на полу, показывает язык, гримасничает, причем с течением времени эти проявления усиливаются. Во время занятий может демонстративно стучать по столу или ногой задевать стоящего рядом педагога и т. п. Конфликты с детьми, которые в основном затевает сам мальчик, носят бурный, шумный характер (развалить постройку, забрызгать всех водой и т. п.). В течение дня подобных конфликтов может быть но 10—15. Испробованы все меры педагогического воздействия. Каждый раз искренне обещая «вести себя хорошо», Дима тут же «срывается». Кроме того, мальчик страдает ежедневным энурезом во время дневного сна. Безруков Дима направляется на консультацию и лечение к психоневрологу но месту жительства. Агрессивность, негативизм в сочетании с повышенной конфликтностью и возбудимостью мешают обучению не только мальчика, но и всех детей группы. Логопед Ткаченко Т. А. Воспитатели 20 сентября 1998 г. Характеристика на ребенка Кирову Раю Кирова Рая, рождения 1991 г., была однократно обследована логопедом в возрасте 5,5 лет. Жалобы матери: плохая речь. Из анамнеза известно, что беременность и роды протекали без патологии, все статические и динамические функции в грудном возрасте — с задержкой. Возможна эндокринная патология у матери во время беременности (гипофункция щитовидной железы). Заболевания, травмы в период до 2 лет отрицаются. При обследовании девочка доступна контакту, улыбчива, игрушками и картинками пользуется, не ожидая поддержки или помощи взрослого. Выражены: синдром двигательного излишества, отсутствие логики в действиях, некритичность. Все пробы (почтовый ящик, пирамидка, 4-й лишний, разрезные картинки и т.п.) — с отрицательным результатом. Обучаемость в ходе обследования — не проявила. Так как девочка, помимо нарушения познавательной деятельности и речи, страдает нарушениями зрения и слуха, проблематичным является выбор типа детского коррекционного учреждения. Заключение: Расстройство двигательно-волевой сферы. Снижение интеллекта (у/о средней степени). Алалический синдром (речь на уровне отдельных звукоподражательных аналогов слов. Восприятие и понимание обращенной речи ограничено). Снижение слуха (1—2 степень). Нарушение зрения Рекомендации: Лечение у психоневролога, направленное на коррекцию двигательной сферы, восприятия, внимания, мышления и др. психических процессов Занятия с дефектологом по развитию: восприятия (зрительного, слухового, речевого и пр.), внимания (зрительного, слухового и пр.), операций мышления (анализ, синтез, сравнение, обобщение). Занятия с мамой по формированию: понимания обращенной речи, речевой активности и первичной словесной реакции. (Даны подробные рекомендации для занятий 1-го периода домашнего обучения.) Коррекция зрения. Коррекция слуха (аппарат). Обучение в логопедической группе не показано из-за состояния интеллекта и слуха. Старший логопед Ткаченко Т. А. 25 сентября 1998 г.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 555; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.38.120 (0.009 с.) |