![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Конспекты занятий по совершенствованию навыков звукового анализа и обучению грамотеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Тема: звук и буква У (1-е занятие по теме). Цели: познакомить детей с буквой У, объяснить различие понятий «звук» и «буква», учить детей определению позиции звука У в словах (начало, конец). Ход занятия Организационный момент. Логопед предлагает сесть на свои места детям, правильно назвавшим любой звук. 1.Логопед уточняет понятие «звук» (все, что мы слышим и говорим) и показывает букву У; уточняет особенности этой буквы, объясняет, что букву мы видим и пишем. Для уточнения различий между звуком и буквой можно предложить детям двустишие: Мы звук произносим и слышим, А букву мы видим и пишем. 2.Определение позиции звука У в словах. Логопед выставляет на доску карточку, которая позволяет наглядно представить позицию звука. Это прямоугольная полоска, разделенная на 3 равных части, которые символизируют начало, середину и конец слова. Произнося слова со звуком У в различных позициях, логопед передвигает букву по карточке — в ее начало или конец. Слова: удар, укроп, урна, позову, отойду, накажу, удобный, обниму, найду, возьму, учебник и пр. Затем он предлагает детям пододвинуть такие же карточки, лежащие на их столах, и, взяв букву У, положить ее в нужное место полоски (начало или конец) после того, как услышат каждое слово. Слова логопед произносит четко, вначале акцентируя звук У, затем снимая этот акцент, с небольшими паузами после каждого слова. 3.Логопед предлагает детям выбрать слова со звуком У из стихотворения: Устала утка на пруду учить своих утят, Утята плавать на виду у мамы не хотят. Ужасно утка мучится — Ну что из них получится? Еще одно стихотворение: Укротительница львов удивит учеников, Укрощая льва и львицу, ужас как мышей боится! (Здесь и далее опрашиваются только те дети, которые могут произнести слово без фонетических искажений, для остальных используется хоровое проговаривание.) В случаях затруднения детей при выборе слов, логопед сам анализирует слова на предмет наличия в них звука У и его позиции. 4.Образование глаголов с приставкой у-. Логопед уточняет с детьми значение глаголов летел — улетел, скакал — ускакал и поясняет, что смысл слова изменился благодаря одному звуку. Затем предлагает добавить звук У в начало слов-действий и произнести их (нес, брал, ехал, красил, плыл, шел, вез и пр.).
5.Динамическая пауза. Логопед читает стихотворение, показывая соответствующие действия: Улитка просит уточку: «Закинь-ка в воду удочку!» После выполнения упражнения дети произносят слова со звуком У из стихотворения. 6.Используя карточку, разделенную на 3 части, логопед ставит в ее начало букву У и предлагает детям догадаться — какое слово задумано, если 1-й звук не произнесен: -казка, -рна, -рок, -голок, -кол. Затем буква У передвигается в конец полоски и то же задание дается со словами без последнего звука: кенгур-, скаж-, сраз-, вниз-, прид-, почем-и т.п. 7.Игра «Расставь картинки». У детей на столах картинки, причем в названиях не всех изображенных предметов есть звук У. Логопед ставит букву У на одну сторону доски, на другую ее сторону ставится пустая карточка. Дети должны про себя назвать изображенный предмет, определить, есть ли в этом слове звук У, и поставить картинку в отведенное место на доске: если есть в слове звук У — к букве, нет звука У — к пустой карточке. 8.Итог занятия, оценка деятельности детей. Тема: звуки А, У. Цели: учить детей выделять звуки А, У в начале и конце слов, анализировать и синтезировать звуковые сочетания типа АУА и короткие слова типа УМ. Ход занятия Организационный момент. На свои места садятся дети, правильно назвавшие слова сначала со звуком У, затем — со звуком А. 1.Логопед объявляет, что на занятии дети будут слушать и находить в словах звуки А и У. На доску выставляются 4 картинки: названия трех нарисованных предметов начинаются с одного и того же звука, 4-е название отличается первым звуком. Например: арбуз, улитка, апельсин, ананас. Или: учитель, уши, указка, автомобиль. Задача детей — найти и назвать «лишнее» слово (лишнюю картинку), а также объяснить, почему оно лишнее. При затруднениях у детей логопед использует буквы А, У, которые ставит под картинки, в соответствии с первым звуком в названиях изображенных предметов. Так дети зрительно воспринимают разницу в словах. 2.Игра «Поменяем букву». На доску выставляются буквы А и У. Рядом с буквой А ставится синий квадрат (этим символом можно заменять согласные буквы, пока незнакомые детям). Логопед объясняет, что изобразил слово AM (так говорил Бармалей, пугая ребят), и просит назвать звуки в этом слове. Затем вместо буквы А он ставит букву У и просит назвать получившееся слово, если последний звук в нем остался без изменений. Аналогичным образом слово УХ преобразуется в АХ.
3.Выделение звуков А, У в конце падежных форм одного существительного. У каждого из детей на столах по 2 карточки, на них изображены буквы А и У. Логопед объясняет, что сейчас будет произносить предложение, а последнее слово в нем заменит картинкой. Дети должны определить последний звук в слове, которое каждый произнесет «про себя», и поднять соответствующую букву. На дорожке сидела рыжая (кошкА). Пес Пират кинулся догонять пушистую (кошкУ). На скамейке сидела маленькая (девочкА). Мама взяла за руку маленькую (девочкУ). И пр. В случае затруднения логопед просит детей произнести слова и выделить голосом последний звук. 4.Анализ, синтез и чтение сочетаний звуков. Логопед произносит сочетания из трех звуков: АУА и УАУ. Дети воспринимают их только на слух и называют количество, порядок звуков, число одинаковых звуков в сочетании, а затем соединяют отдельные звуки в различные комбинации (УА, АУ, УАУ, АУА). Те же сочетания дети читают по одному и хором. (Цель подобного задания не только закрепить знание букв, но и упражнять дошкольников в слиянии буквенных элементов.) 5.Динамическая пауза. Логопед предлагает детям самим изобразить движения, соответствующие словам стихотворений: Алый арбуз все ребята едят, В августе аисты к югу летят. Утром утка на пруду Учит деток брать еду. Травку щиплют и галдят С мамой уткой пять утят. После двукратного повторения упражнения логопед просит выбрать из стихов слова со звуками А и У в разных позициях. У каждого из детей на столах карточки, разделенные на 3 части, и карточки с буквами А, У. Логопед просит внимательно слушать слова и ставить нужную букву в начало или конец карточки, в соответствии с позицией изучаемых звуков. Слова: приду, улитка, слеза, астры, африканец, урна, утка, абрикос, улетела, брошу, вижу и пр. (важно, чтобы в слове не было звуков А и У в другой, незнакомой пока детям позиции). Итог занятия, оценка деятельности детей. Тема: звук и буква К. Цели: учить детей определять позицию звука К в слове (начало, конец), активизировать подбор слов в соответствии с позицией звука К в них. Ход занятия Организационный момент. На места садятся дети, назвавшие слова со звуком К в конце (эта позиция звука знакома детям с прошлого учебного года). 1. Логопед объявляет, что на занятии дети узнают новую букву. Он показывает ее изображение и отмечает, что буква похожа на клоуна, который выставил руку и ногу. Соединяя новую букву со знакомыми, логопед добивается чтения детьми обратных слогов: АК, УК, ИК. К каждому из слогов добавляется в начале или в конце полоска, символизирующая остальную часть слова, придумать которое логопед предлагает детям (например: мак, рак, сук, сундук, домик, садик, икра, укроп и пр.). 2.Определение позиции звука К в слове. У детей на столах картинки с изображениями предметов, в названиях которых звук К слышится в начале или конце (комар, ком, куст, кофта, гамак, садик, камень, клоун, носок). Желательно, чтобы при индивидуальном подборе слов учитывалась способность произнести их без фонетических искажений. Логопед выставляет справа и слева на доску полоски для определения позиции звука (см. приложение № 4); на одной буква К в начале, на другой — в конце. Дети должны выйти, назвать картинку и поставить ее к одной из полосок, в соответствии с позицией звука К в слове.
Логопед предлагает детям изменить слово и произнести его так, чтобы в нем появился звук К (буква перед детьми на доске). Пример: лапа — лапка (липа, лопата, нота, монета, солома, пена и пр.). Выбор слов со звуком К из стихотворения: Кот копеек накопил, Кошке козочку купил, А козе капустки — Кочанчики хрустки. Будет козочка крепка, Кошке даст молока. Если дети называют слова со звуком К в середине, это поощряется логопедом. 5.Динамическая пауза. Логопед предлагает детям изобразить: как Коля косил клевер, как Катя красила комнату, как Костя крепил картину к ковру и пр. При выполнении упражнений обращается внимание, что каждое слово в предложении начинается со звука К. У логопеда в коробке фишки, которые можно получить за правильно подобранные слова. Сначала дети подбирают слова со звуком К в конце, затем — в начале. Зрительной опорой служит карточка с передвигаемой по ней буквой. Итог занятия, оценка деятельности детей. Тема: звук и буква Т. Цели: уточнить позицию звука Т в словах (начало, середина, конец), учить выбирать слова из текста и подбирать действия с учетом позиции в них звука Т, закрепить знание буквы Т и навык чтения обратных слогов с этой буквой. Ход занятия Организационный момент. На места садятся дети, подобравшие слово со звуком Т (звук произносится с акцентом). 1.Логопед объявляет цель занятия: слушать и искать в словах звук Т. «Сделать это нам поможет буква»,— говорит логопед и показывает букву Т, изображение которой похоже на топорик. На доске выкладываются обратные слоги: AT, УТ, ОТ. Логопед просит детей догадаться, каким из этих сочетаний звуков (понятие «слог» еще не изучалось) нужно закончить следующие слова: прид-, солд-, автом-, сал-, бр-, пил-, жив-, кн-, жд и пр. (если имеются затруднения при выполнении задания, логопед произносит по очереди все варианты звукосочетаний и уточняет выбор детей). Логопед просит детей подумать, что делает собака, корова, курица, лошадь, и подобрать слова-действия со звуком Т (курица ходит, клюет, пьет, несет яйца, кудахчет, спит и пр.). За каждое правильно подобранное слово дается фишка. По окончании подбора уточняется позиция звука Т в словах-действиях. Игра «Подставим картинки к схемам». У логопеда на столе 8—10 картинок; в названиях изображенных на них предметов звук Т находится в разных позициях (творог, компот, вата, бинт, такси, куст, лента и пр.). Задание: выйти, взять любую картинку, внятно произнести слово, акцентируя звук Т, и поставить картинку к соответствующей схеме (описание схем см. в предыдущих конспектах).
4.Выбор слов из стихотворения с учетом позиции звука Т. Логопед читает стихотворение и просит искать в нем слова со звуком Т: День рождения у Толи, Он сказал об этом в школе: «Пусть Виталий принесет Мне и танк, и самолет, Автомат подарит Тая (Тая — девочка простая), А подружки Таня, Света Пусть несут по пистолету!» Толя так друзей зовет. Ну и кто к нему придет? При выборе слов с разной позицией звука Т детям помогает карточка с передвигаемой по ней буквой Т. 5.Динамическая пауза. Игра с мячом. Логопед предлагает детям ловить мяч только тогда, если они услышат в слове звук Т. Слова: рос, рост, ворона, ворота, ком, кот, нога, нота, ванна, вата и пр. (слова с похожим звучанием усложняют задание). У каждого из детей на столах по 2 карточки: одна разделена на 3 части, на другой написана буква Т. Задание: слушая слова, передвигать по карточке букву Т в соответствии с позицией аналогичного звука. Слова: троллейбус, трамвай, букет, канат, салют, батон, космонавт, винт, фонтан, жатва, ноты, комната и пр. (в этом случае фонетическая сложность допустима, так как дети не произносят слова, а только слушают их). Итог занятия, оценка деятельности детей. Тема: звук и буква П. Цели: уточнить фонематическое представление детей о новом звуке, познакомить с буквой П, учить детей определять позицию звука П в словах и делать в них звуковые замены. Ход занятия Организационный момент. Садятся на места дети, назвавшие первый звук в словах: погремушка, попугай, панама, паста и пр. Логопед объявляет, что на занятии дети будут выделять звук П в словах и соединять его с другими звуками. Показывая букву П, логопед обращает внимание детей на сходство ее изображения с перекладиной, затем уточняет артикуляцию звука П и его аналоги (так пар стучит крышкой чайника, паровозик пыхтит и пр.). Добавление в слова звука П. Логопед предупреждает, что будет произносить слова, добавив в начало которых звук П мы сможем изменить их значение. Пример: ушки — пушки. Слова: Олечка, Аллочка, Олюшка, рост, ластик, лоток, лавка (значение некоторых понятий уточняется, а несоответствие звуковой характеристики слова его буквенному изображению в данном случае допустимо, так как дети еще не владеют письмом и ориентируются только на слуховое восприятие). 3.Определение позиции звука П в словах. На доске картинки; в названиях изображенных предметов звук П слышится в начале, в середине или в конце: паук, павлин, парус, палка, пальто, укроп, карп, трап, кепка, тапки и пр. Расставляя картинки в ряд по 4, логопед просит детей выбрать одно слово, позиция звука П в котором отличается от остальных. Например: павлин, пароход, панама, серп (упражнение проводится 3—4 раза на материале различных слов). Карточка с наложенной на нее буквой помогает зрительно закрепить представление детей о позиции звука П, а также обосновать выбор «лишнего» слова.
4.Выбор слов со звуком П из стихотворения: От плача наш Антип охрип, Но у него не корь, не грипп И не болит молочный зуб — Не ест Антип молочный суп. В выбранных детьми словах уточняется позиция звука П. Логопед предлагает заменить в услышанных словах первый звук П и произнести получившееся слово. Пример: тачка — пачка. Слова: карта, кони, торт, лапа, ласты, мушка, вол, мальчик, сушка, галка. Динамическая пауза. Логопед предлагает детям придумать и изобразить движения, соответствующие стихам: Плотный папа прочно встал, Палку папа в руки взял, А за палку (что за паника?) Ухватились два племянника. У каждого из детей на столах карточки, разделенные на 3 части, и буква П, передвигая которую дети отмечают позицию соответствующего звука в услышанных словах: пластилин, пасека, пробка, парик, спальня, тулуп, сноп, сироп, почки, грипп, парад, копна, крупа, заплатка и др. Итог занятия, оценка деятельности детей.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 490; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.26.174 (0.015 с.) |