Тема: предлог над (2-е занятие по теме). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: предлог над (2-е занятие по теме).



Цели: уточнить с детьми пространственные отношения, выраженные предлогом НАД; учить детей правильно употреблять этот предлог в предложении, составлять предложения по опорным словам с включением предлога НАД, а также определений, самостоятельно подобранных детьми.

Ход занятия

Организационный момент. Логопед показывает детям схему предлога над и напоминает, что сегодня они вновь будут изучать этот предлог. Затем, уточняя пространственные отношения, выражаемые этим предлогом, просит детей мысленно изменить положение предмета так, чтобы появился предлог над. Предложения для модификации:

Самолет стоит на взлетной полосе. Птица сидит в гнезде. Божья коровка ползет под листком. Лампа стоит на столе. Стрекоза уселась на цветок. Теннисный мяч упал на площадку. И т. п.

1.Составление схем предложений с предлогом над.

Логопед выставляет на наборное полотно сюжетные картины, по которым можно составить примерно такие предложения:

Светофор висит над улицей. Над крышами домов вспыхнул салют. (В процессе составления этого и подобных предложений ведется работа над точностью подбора слов.) Бабочка кружилась над цветком ромашки. Космический корабль летит над землей. Над костром поднимается густой дым. И т. п. 2—3 предложения логопед просит представить в виде схем, где предлог над изображается короткой полоской зеленого цвета, а остальные слова — длинными синими полосками. На данном этапе обучения, когда дети уже владеют чтением, целесообразно на полоске, изображающей предлог над, написать соответствующие буквы. Это позволит избежать характерных замен предлога и автоматизировать его употребление.

2.Разбор загадки.

Логопед читает детям загадку:

Надо мной и над тобой пролетел мешок с водой,

Наскочил на дальний лес, прохудился и исчез.

Вопросы: О чем эта загадка? Где летела туча? Куда наскочила? Какие предлоги встретились в загадке?

3.Составление предложений по двум опорным словам, написанным на карточках, с одновременным включением определений и предлога над.

Логопед выставляет на наборное полотно две карточки с написанными на них словами, по которым дети должны составить предложение с предлогом над. Логопед уточняет, что лучшими будут считаться те предложения, в которые дети включат слова-признаки. Предлагаются те слова, чтение которых не вызовет затруднений ни у кого из детей, например: галка — куст, полка — стол, жуклипа, радуга — мост.

Несколько предложений изображается на доске в виде схем. Полезным будет такое изменение порядка слов, когда предлог над из середины предложения переместится в его начало или наоборот, например: Над цветущей липой вьется майский жук. Майский жук вьется над цветущей липой.

Самыми сложными окажутся те предложения, где встретится несколько предлогов, например: Дети стояли на мосту, а над ними сияла радуга. Анализ таких фраз будет наиболее эффективен.

4.Письмо от Незнайки.

Логопед достает тетрадь Незнайки, в которой, как всегда, необходимо исправить ошибки, и читает двустишия: Под столом портрет, над столомтабурет. На кровати светильник, над кроватью — будильник. На кровати картина, над кроватьюИрина. Дети исправляют предложения и указывают в них предлоги.

5.Динамическая пауза. Игра с мячом.

Логопед просит детей составить предложение с предлогом над и, бросая мяч детям по очереди, каждый раз произносит только название объекта: воробей, синица, муха, стрекоза, пчела, туча, комар, ракета, вертолет, солнце и т. п. (Естественно, употребление существительных, которые еще не использовались, повысит эффективность упражнения.)

6.Составление предложений по индивидуальным сюжетным картинкам. Каждому ребенку предлагается составить предложение с предлогом над по своей картинке. Лучшими предложениями логопед обещает назвать те, в которые дети помимо предлога над включат наиболее точные определения.

7.Итог занятия, оценка деятельности детей.

Тема: согласование числительного и существительного в родительном падеже.

Цели: учить детей образовывать словосочетание в родительном падеже от словосочетания в именительном падеже, согласовывая при этом числительное и существительное между собой.

Ход занятия

Организационный момент. Логопед ставит на доску картинки: 2 оленя, 5 волков, 3 вороны и 4 кабана (количество животных пересчитывается детьми и называется в именительном падеже). Задание: догадаться и правильно ответить: У кого 4 рога? 2 хвоста? 5 хвостов? 6 лап? 4 пятачка?

Дети отвечают: Пять хвостов у пяти волков; шесть лап у трех ворон (акцентируя окончания изменяемых слов) и т. п. Те, кто правильно ответил или исправил свою ошибку в согласовании, садятся на места.

1.Логопед объясняет детям, что на занятии они будут считать предметы, объекты и четко, правильно называть их.

На доску выставляется картинка с изображением фермерского хозяйства, где на скотном дворе 1 корова, 2 собаки, 3 свиньи, 4 козы, 5 кур. Логопед рассказывает о мальчике Ване, который вместе с родителями ухаживает за животными (количество животных каждого вида уточняется). Вопрос: Для кого Ваня вынес во двор сено? Для когоостатки еды? Для когопшено? Для когоотруби? И пр.

Отвечая на вопрос, дети должны выделять окончания числительного и существительного: Ваня вынес сено для одной коровы и четырех коз и т. п. (Если отвечающий ошибается, поиск нужного варианта ответа ведется с помощью остальных детей, а затем правильное словосочетание проговаривается хором.)

2.Игра «Чудо-дерево».

Логопед показывает детям контурное изображение дерева, в котором сделаны прорези. В них вставлены картинки, на каждой из которых нарисовано по несколько одинаковых предметов одежды или обуви: 2 кофты, 3 платья, 4 сапога, 5 юбок, 2 шубы и пр.

Логопед, показывая на «Волшебное дерево», читает стихотворение:

А у наших у ворот

Чудо-дерево растет,

И на ветках зреют в срок

Много платьев и сапог,

Зреют кофты, туфли, брюки,

Подставляйте, дети, руки! Дети хором считают «плоды» и проговаривают словосочетания (числительное в именительном падеже).

Логопед предлагает детям вспомнить игру «День—ночь» и крепко закрыть глаза. Он убирает одну-две картинки. Открыв глаза, дети должны сказать: чего нет на дереве? Ответы детей: На дереве нет трех платьев, четырех сапог и т.п. (Ошибки исправляются так же, как в предыдущем упражнении.)

3.Игра «Без чего предмет?».

На доске картинки: предметы, у которых не хватает каких-либо деталей (часы без стрелок, стул без трех ножек, машина без четырех колес, елка без пяти веток с одной стороны и т. п.). Задание: догадаться и правильно назвать, без чего предмет? (Ответ: Елка без пяти веток и пр.)

4.Динамическая пауза.

Дети повторяют вслед за логопедом движения и стихи:

Слон сильнее двух коров (Руки согнуты в локтях),

Толще бегемот трех львов (Руки в стороны),

Лошадь быстрее пяти лягушат (Бег на месте),

Выше жираф четырех медвежат (Руки вверх).

Когда дети выполнили упражнение 2—3 раза, логопед спрашивает: Слон сильнее кого? Бегемот толще кого? И т.п. Дети отвечают на вопросы по тексту стихотворения или называют сами животных в количестве от двух до пяти.

5.У логопеда на столе натуральные продукты: 3 морковки, 4 картофелины, 2 яйца, 3 огурца, 1 банка майонеза. Дети называют предметы и их количество. Затем логопед просит рассказать: из чего мама делала салат?

Вызванные дети по очереди перечисляют: Мама делала салат из четырех картофелин, трех морковок и т. п.

6.Работа с индивидуальным наглядным материалом.

У детей на столах по одной картинке с изображением нескольких фруктов (от двух до пяти). Логопед объясняет, что все эти фрукты мама положила в компот, и спрашивает: из чего мама сварила компот?

Дети включают в предложения названия и количество фруктов, нарисованных на их картинках (2 яблока, 3 груши, 4 сливы, 5 вишен, 2 абрикоса, 3 апельсина), произнося утрированно окончания числительного и существительного: Мама сварила компот из четырех яблок; трех груш; пяти слив и пр.

Итог занятия, оценка деятельности детей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 877; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.85.76 (0.007 с.)