![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Характеристика звукопроизношения в нормеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В возрасте 3—4 лет ребенок правильно произносит гласные и согласные звуки раннего онтогенеза. В это время допускается смягчение речи. Звуки с, з, ш, ж произносятся недостаточно четко, пропускаются, заменяются звуками т, д, ф, в; аффрикаты ч, щ заменяются на ть, ц, сь; звуки р, л, могут пропускаться или заменяться на ль. В 4—5 лет изсчезают смягченное произношение звуков, замены на звуки т—д. Шипящие могут произноситься недостаточно четко. Не у всех детей еще формируется звук р. В 5—6 лет правильно произносятся звонкие, глухие, твердые, свистящие, шипящие звуки, аффрикаты. Могут быть ошибки при Дифференциации. Недостаточно сформированными являются сонорные звуки. В 6—7 лет в условиях правильного речевого воспитания и при отсутствии органических нарушений центрального и периферического аппарата дети правильно пользуются в самостоятельной речи всеми звуками родного языка. Полученные данные о состоянии речевого развития ребенка должны быть всесторонне проанализированы с опорой на достаточно большое количество примеров детской речи и на динамическом наблюдении. При этом недостаточно ограничиться лишь констатацией пробелов в лексико-грамматическом и фонетическом оформлении речи. Необходимо иметь в виду (что, как правило, всегда имеет место), пусть незначительное, но все-таки спонтанное речевое продвижение. Отсюда вытекает важность выявления имеющихся у ребенка потенциальных возможностей, на которые можно опираться при дальнейшем обучении языку. Адекватная оценка речевого развития обследуемого ребенка обязательно включает в себя не только то, что «они не знают, не умеют», но и то, что «они знают, умеют», а также то, что лежит в «ближайшей зоне» их речевого развития. Всесторонний анализ и оценка речевой деятельности обследуемого ребенка дают возможность отобрать наиболее эффективные пути и методы коррекционной работы. Правильная оценка состояния речи дает возможность базироваться на тех усвоенных явлениях родного языка, которыми спонтанно или с помощью специалиста овладел ребенок. Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что для преодоления речевой недостаточности требуется длительное, специально организованное коррекционное воздействие, включающее комплекс логопедических и воспитательных мероприятий, направленных на формирование всех компонентов языковой коммуникативной и регулирующей функций речи.
Нормализация речи в сочетании с активизацией познавательной деятельности, мышления, памяти, аффективно-волевой сферы, позволит обеспечить полноценную готовность детей к обучению в школе. Данные логопедического обследования подробно записываются в речевую карту. Речевая карта 1. Дата поступления ребенка в группу______________________________________________________ 2. Фамилия, идея____________________ _________3. Возраст_________________________________ 4. Домашний адрес__________________________5. Откуда поступил______________________________ 6. Фамилия, имя, отчество родителей, место работы, должность: Отец ________________________________________________________________________________ 7. Анамнез: от какой беременности по счету? ______________________________________________ Как протекали беременность и роды?_____________________________________________________ Когда закричал? _______________________________________ Как протекало физическое развитие: стал держать головку _______________ _____________сидеть ________________________________ вставать___________________ _____________ходить _____________________________________ Какие заболевания перенес от года?_____________________ _______________________________ Речевое развитие ребенка: гуление____________________лепет __________________________________ первые слова _______________ ___________речь фразой__________________________________ Не прерывалось ли речевое развитие (если прерывалось, то по какой причине, как долго длилось, с какими последствиями_______________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ Как быстро наращивался словарный запас? _________________ _______________________________ 8. Слух________ ________9. Зрение_____________________ 10. Интеллект________________________ 11. Речевая среда и социальные условия _____________________ _______________________________ Обращались ли ранее к логопеду? Как долго длились занятия?_______________________________ их результативность_________________________________________________________________ Как сам ребенок относится к речевому дефекту?___________________________________________ 12. Общее звучание речи: темп____________ голос,____________ разборчивость___________________ дыхание_______________________________. 13. Обследование артикуляционного аппарата: подвижность языка,___________ __________________прикус_________________________________ строение нёба_____________________ ___________ зубов __________________________________
состояние подъязычной уздечки________ ___________губы___________________________________ 14. Состояние общей моторики (координированносгь движений, состояние тонкой моторики, какой рукой предпочитает работать ребенок?)______________________________________________________ 15. Общее развитие ребенка а) разговорно-описательная беседа: Как тебя зовут? ___________________ __________________ _______________________________ Сколько тебе лет? _________________________ __________________________________________
Где ты живешь?___________________________________________________________________ Как зовут маму?___________________________ ________________________________________ Есть ли у тебя друзья? _____________________ ________________________________________ б) счет прямой ______________ _________обратный______________________________________ в) геометрические формы: квадрат,______ __прямоугольник__________________________________ г) основные цвета____________ __________оттеночные _____________________________________ д) классификация предметов___________________________ _____________________________ е) выделение четвертого лишнего ______________________ _____________________________ ж) ориентация во времени_________________в пространстве____________________________ з) способность к логическому мышлению _______________________________________________ 16. Обследование понимания речи: а) выполнение инструкций_____________________________ _____________________________ б) понимание значения предлогов ______________________ _____________________________ в) понимание числа,_______ ___________рода,___________ падежа ______________________ 17. Обследование связной речи: а) составление рассказа по картинке_____________________ _____________________________ б) доставление рассказа по серии картин _________________ _____________________________ в) пересказ__________________________________________________________________________ г) рассказ-описание или рассказ по представлению_________ _____________________________ 18 Обследование грамматического строя: а) образование множественного числа существительных и родительного падежа существительных множественного числа: мост _____________________ _______________дом ___________________________________ стул _____________________ _______________пчела____________________________________ ведро_____________________________________ухо_______________________________________ воробей ___________________________________утенок___________________________________ б) образование уменьшительно-ласкательной формы: дом____________ ________елка____ ______________ Женя_ ______________________________ стул___________ _________гриб____ ______________ Костя_________________________________ в) префиксальное словообразование: шел_________________ летел______________________________ г) согласование прилагательных с существительными: синий шар__________ __ ____________красный флажок__________________________________ синяя машина__________ ___________красное солнышко_________________________________ синее платье_________________________красная звезда _________________________________
д) согласование существительных с числительными: ___1___ ___ 2___ ___ 3 ___ ухо ____________ ____________ ___________________________ _____________________________ помидор ______________________ ___________________________ _____________________________ стул___________________________ ____________________________ ______________________________ ручка_________________________ ___________________________ ____________________________ е) предложно-падежные формы: ______________________ _______________________________ 19. Состояние словаря 1. Предметный словарь: а) объяснение значения слов: холодильник________________ _________________ пылесос__ _______________________________ б) показ и называние частей предметов: Чайник: донышко_____________ __________________Стул: сиденье ________________________________ носик_____________ ____________________спинка ___ _______________________________ крышка______________________________________ножки______________________________________ в) уровень обобщений: Свитер, платье, шорты, юбка, колготки____________________ _______________________________ Сапоги, туфли, тапочки, валенки __________________________________________________________ Блюдце, сковорода, ложка, тарелка_________________________ _____________________________
Помидор, репа, морковь, капуста___________________________________________________________ Яблоко, персик, груша, лимон_____________________________ _____________________________ Кошка, собака, волк, еж_________________________________________________________________ Голубь, утка, воробей____________________________________________________________________ Шкаф, стол, кресло, тумбочка___________________________________________________________ Автобус, электричка, трамвай, самолет____________________________________________________ 2. Словарь признаков: а) подбор прилагательных к существительным: лимон — какой?,.______ ________платье — какое?_______________ лиса — какая?_________________ б) подбор антонимов широкий.____________ ________длинный___ __________________высокий________________________ веселый____________ ________светлый____ ___________________________ больной__________________________ прямой ,____________ __________сухой___ ______________________холодный_____________________ в) образование прилагательных от имен существительных Ручка из пластмассы,___________ _________сумка из кожи____ ______________________________ Матрешка из дерева____________ _________стакан из стекла___ _____________________________ Сок из клюквы __________________________шуба из меха __________________________________
г) образование притяжательных прилагательных Чей хвост?____________ _____________Чей дом?_____________ _____________________________ 3. Глагольный словарь: повар______________________учительница_______________________врач_________________________ почтальон____________________________________ б) кто как голос подает? кошка_______________________собака__________________________гусь__________________________ утка_________________________петух__________________________мышь_________________________ корова_______________________лягушка________________________свинья________________________ 20. Звукопроизношение. Гласные: А ________ У ________ О ________ Ы________ Согласные: С ________ СЬ________ 3____________________ ЗЬ Ц __________ Ч ________ Щ________ Ш ________ Ж ________ Л __________ ЛЬ________ Р _________ РЬ________ Йот_______ Г __________ К _______ X ________ Б _________ П _________ Д __________ Т _________ Н_________ М_________ 21. Фонематический слух. а) дифференциация звуков: С—3__________ С—Ш _______ Ш—Ж _______ Ж—3 _______ Ш—Щ_________ Ш—СЬ ________ Д—С ______ Ц—ТЬ_______ Ч—С__________ Ч—ТЬ ________ Ч—Ц ______ Ч—Ш _______ Щ-Ж___________Л—Р__________ Д—Б ______ Т-Д _________ К-Х _________ К—Г___________Ы—И ____________________ б) повторение: та—да—та ______________________________________________________________ да—та—та ______________________________________________________________ ка—га—га ______________________________________________________________ в) повторение: кот—год—кот __________________________________________________________ том—дом—ком _________________________________________________________ 22. Анализ звукового состава слова а) выделение первого звука в слове: Алик_______________________утка____________________город_____________________________ Оля________________________эхо_____________________волк______________________________ Ира________________________окна____________________банка_____________________________ б) выделение последнего звука в слове: пух________________луна_________________кот_______________шары__________________
сок________________мука_________________руки______________нос___________________ 23. Произношение слов сложного слогового состава строительство_________________________велосипед____________________________________ милиционер___________________________аквариум_____________________________________ 24. Повторение предложений: типа 25 Логопедическое заключение: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Глава III. МЕТОДИКА КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ (ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ) Преодоление ОНР у детей осуществляется в специальном детском саду для детей с речевыми нарушениями, путем использования поэтапной системы формирования речи. Коррекционная система обучения и воспитания детей с ОНР 5—7 лет разработана в лаборатории логопедии НИИ дефектологии и на кафедре логопедии МГОПИ. В основу ее положены следующие принципы: — раннее воздействие на речевую деятельность с целью предупреждения вторичных отклонений; — развитие речи и опора на онтогенез (учет закономерностей развития детской речи в норме). При этом предполагается анализ объективных и субъективных условий формирования речевой функции ребенка, выявление ведущего речевого дефекта и обусловленных им недостатков психического развития; — взаимосвязное формирование фонетйко-фонематических и лексико-грамматического компонентов языка (единство названных направлений и их взаимоподготовка). Коррекция нарушений произношения звуков и слоговой структуры слов позволяет добиваться нужной четкости и внятности речи. В то же время, развитие фонематического восприятия подготавливает основу для формирования грамматической и морфологической системы словообразования и словоизменения; — дифференцированный подход в логопедической работе к детям с ОНР, имеющим различную структуру речевого нарушения; — связь речи с другими сторонами психического развития, которые раскрывают зависимость формирования отдельных компонентов речи от состояния других психологических процессов. Выявление этих связей лежит в основе воздействия на те психологические особенности детей с ОНР, которые прямо или косвенно препятствуют эффективной коррекции их речевой деятельности. Коррекционная работа, рассчитанная на 2 года, обеспечивает овладение детьми самостоятельной связной, грамматически правильной речью, фонетической системой родного языка, а также элементами грамоты, что формирует готовность к обучению детей в общеобразовательной школе. Основными задачами коррекционного обучения являются: — практическое усвоение лексических и грамматических средств языка; — формирование правильного произношения (воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения, слоговой структуры, фонематического слуха и восприятия);
— подготовка к обучению грамоте. Овладение элементами грамоты; — развитие навыков связной речи. Организация обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи Эффективность коррекционно-воспитательной системы определяется четкой организацией жизни детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня и преемственностью в работе логопеда и воспитателя. В соответствии с «Положением о дошкольных учреждениях Н' группах для детей с нарушениями речи» на каждую специальную группу утверждается одна ставка логопеда и две ставки воспитателя. Логопед работает с 9 до 13 часов. Воспитатель ежедневно проводит занятия с группой по всем видам учебной деятельности (ознакомление с окружающим, развитие элементарных математических представлений, рисование, лепка, конструирование, физическая культура). Режим дня и сетка занятий логопеда и воспитателя строятся с учетом возрастных, речевых и индивидуальных особенностей детей данной группы, а также решаемых в процессе обучения и воспитания коррекционных задач. На первом году обучения пятилетние дети с общим недоразвитием речи не могут полноценно овладевать учебным материалом на фронтальных занятиях со всей группой. Сказывается отставание не только в развитии речи, но и во внимании, памяти, быстрая истощаемость и утомляемость. Поэтому для проведения логопедических занятий, а также частично и воспитательских, целесообразно делить группу на две подгруппы с учетом уровня речевого развития. Предусматриваются следующие виды занятий: — занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи; — занятия по формированию произношения. Количество этих занятий меняется в зависимости от периода обучения. В I периоде обучения фронтальные занятия (с подгруппой) по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи проводятся 2 раза в неделю. Работа по коррекции звукопроизношения — только индивидуально. Bo II периоде обучения речевые возможности детей возрастают: фронтальные занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи проводятся 3 раза в неделю, а фонетические—1 раз. В III периоде акцент переносится на развитие самостоятельной связной речи, активизируется работа не только по закреплению поставленных звуков, но и по овладению детьми звуковым анализом и синтезом. В это время фронтальные занятия проводятся 5 раз в неделю: 3 раза — по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи и 2 раза — по формированию правильного звукопроизношения.
Логопед проводит в течение недели фронтальные занятия (их количество зависит от периода обучения) в утренние часы: с I подгруппой 9.00—9.20; со II —9.30—9.50. В это время воспитатель проводит занятия с параллельной группой по разным видам учебной деятельности. С 10.00 до 13.00 логопед проводит индивидуальную работу с детьми, а остальные дети находятся с воспитателем на прогулке до подготовки к обеду (12.30).
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 442; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.188.227 (0.014 с.) |