Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Характеристика звукопроизношения в нормеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В возрасте 3—4 лет ребенок правильно произносит гласные и согласные звуки раннего онтогенеза. В это время допускается смягчение речи. Звуки с, з, ш, ж произносятся недостаточно четко, пропускаются, заменяются звуками т, д, ф, в; аффрикаты ч, щ заменяются на ть, ц, сь; звуки р, л, могут пропускаться или заменяться на ль. В 4—5 лет изсчезают смягченное произношение звуков, замены на звуки т—д. Шипящие могут произноситься недостаточно четко. Не у всех детей еще формируется звук р. В 5—6 лет правильно произносятся звонкие, глухие, твердые, свистящие, шипящие звуки, аффрикаты. Могут быть ошибки при Дифференциации. Недостаточно сформированными являются сонорные звуки. В 6—7 лет в условиях правильного речевого воспитания и при отсутствии органических нарушений центрального и периферического аппарата дети правильно пользуются в самостоятельной речи всеми звуками родного языка. Полученные данные о состоянии речевого развития ребенка должны быть всесторонне проанализированы с опорой на достаточно большое количество примеров детской речи и на динамическом наблюдении. При этом недостаточно ограничиться лишь констатацией пробелов в лексико-грамматическом и фонетическом оформлении речи. Необходимо иметь в виду (что, как правило, всегда имеет место), пусть незначительное, но все-таки спонтанное речевое продвижение. Отсюда вытекает важность выявления имеющихся у ребенка потенциальных возможностей, на которые можно опираться при дальнейшем обучении языку. Адекватная оценка речевого развития обследуемого ребенка обязательно включает в себя не только то, что «они не знают, не умеют», но и то, что «они знают, умеют», а также то, что лежит в «ближайшей зоне» их речевого развития. Всесторонний анализ и оценка речевой деятельности обследуемого ребенка дают возможность отобрать наиболее эффективные пути и методы коррекционной работы. Правильная оценка состояния речи дает возможность базироваться на тех усвоенных явлениях родного языка, которыми спонтанно или с помощью специалиста овладел ребенок. Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что для преодоления речевой недостаточности требуется длительное, специально организованное коррекционное воздействие, включающее комплекс логопедических и воспитательных мероприятий, направленных на формирование всех компонентов языковой коммуникативной и регулирующей функций речи. Нормализация речи в сочетании с активизацией познавательной деятельности, мышления, памяти, аффективно-волевой сферы, позволит обеспечить полноценную готовность детей к обучению в школе. Данные логопедического обследования подробно записываются в речевую карту. Речевая карта 1. Дата поступления ребенка в группу______________________________________________________ 2. Фамилия, идея____________________ _________3. Возраст_________________________________ 4. Домашний адрес__________________________5. Откуда поступил______________________________ 6. Фамилия, имя, отчество родителей, место работы, должность: Отец ________________________________________________________________________________ 7. Анамнез: от какой беременности по счету? ______________________________________________ Как протекали беременность и роды?_____________________________________________________ Когда закричал? _______________________________________ Как протекало физическое развитие: стал держать головку _______________ _____________сидеть ________________________________ вставать___________________ _____________ходить _____________________________________ Какие заболевания перенес от года?_____________________ _______________________________ Речевое развитие ребенка: гуление____________________лепет __________________________________ первые слова _______________ ___________речь фразой__________________________________ Не прерывалось ли речевое развитие (если прерывалось, то по какой причине, как долго длилось, с какими последствиями_______________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ Как быстро наращивался словарный запас? _________________ _______________________________ 8. Слух________ ________9. Зрение_____________________ 10. Интеллект________________________ 11. Речевая среда и социальные условия _____________________ _______________________________ Обращались ли ранее к логопеду? Как долго длились занятия?_______________________________ их результативность_________________________________________________________________ Как сам ребенок относится к речевому дефекту?___________________________________________ 12. Общее звучание речи: темп____________ голос,____________ разборчивость___________________ дыхание_______________________________. 13. Обследование артикуляционного аппарата: подвижность языка,___________ __________________прикус_________________________________ строение нёба_____________________ ___________ зубов __________________________________ состояние подъязычной уздечки________ ___________губы___________________________________ 14. Состояние общей моторики (координированносгь движений, состояние тонкой моторики, какой рукой предпочитает работать ребенок?)______________________________________________________ 15. Общее развитие ребенка а) разговорно-описательная беседа: Как тебя зовут? ___________________ __________________ _______________________________ Сколько тебе лет? _________________________ __________________________________________
Где ты живешь?___________________________________________________________________ Как зовут маму?___________________________ ________________________________________ Есть ли у тебя друзья? _____________________ ________________________________________ б) счет прямой ______________ _________обратный______________________________________ в) геометрические формы: квадрат,______ __прямоугольник__________________________________ г) основные цвета____________ __________оттеночные _____________________________________ д) классификация предметов___________________________ _____________________________ е) выделение четвертого лишнего ______________________ _____________________________ ж) ориентация во времени_________________в пространстве____________________________ з) способность к логическому мышлению _______________________________________________ 16. Обследование понимания речи: а) выполнение инструкций_____________________________ _____________________________ б) понимание значения предлогов ______________________ _____________________________ в) понимание числа,_______ ___________рода,___________ падежа ______________________ 17. Обследование связной речи: а) составление рассказа по картинке_____________________ _____________________________ б) доставление рассказа по серии картин _________________ _____________________________ в) пересказ__________________________________________________________________________ г) рассказ-описание или рассказ по представлению_________ _____________________________ 18 Обследование грамматического строя: а) образование множественного числа существительных и родительного падежа существительных множественного числа: мост _____________________ _______________дом ___________________________________ стул _____________________ _______________пчела____________________________________ ведро_____________________________________ухо_______________________________________ воробей ___________________________________утенок___________________________________ б) образование уменьшительно-ласкательной формы: дом____________ ________елка____ ______________ Женя_ ______________________________ стул___________ _________гриб____ ______________ Костя_________________________________ в) префиксальное словообразование: шел_________________ летел______________________________ г) согласование прилагательных с существительными: синий шар__________ __ ____________красный флажок__________________________________ синяя машина__________ ___________красное солнышко_________________________________ синее платье_________________________красная звезда _________________________________
д) согласование существительных с числительными: ___1___ ___ 2___ ___ 3 ___ ухо ____________ ____________ ___________________________ _____________________________ помидор ______________________ ___________________________ _____________________________ стул___________________________ ____________________________ ______________________________ ручка_________________________ ___________________________ ____________________________ е) предложно-падежные формы: ______________________ _______________________________ 19. Состояние словаря 1. Предметный словарь: а) объяснение значения слов: холодильник________________ _________________ пылесос__ _______________________________ б) показ и называние частей предметов: Чайник: донышко_____________ __________________Стул: сиденье ________________________________ носик_____________ ____________________спинка ___ _______________________________ крышка______________________________________ножки______________________________________ в) уровень обобщений: Свитер, платье, шорты, юбка, колготки____________________ _______________________________ Сапоги, туфли, тапочки, валенки __________________________________________________________ Блюдце, сковорода, ложка, тарелка_________________________ _____________________________ Помидор, репа, морковь, капуста___________________________________________________________ Яблоко, персик, груша, лимон_____________________________ _____________________________ Кошка, собака, волк, еж_________________________________________________________________ Голубь, утка, воробей____________________________________________________________________ Шкаф, стол, кресло, тумбочка___________________________________________________________ Автобус, электричка, трамвай, самолет____________________________________________________ 2. Словарь признаков: а) подбор прилагательных к существительным: лимон — какой?,.______ ________платье — какое?_______________ лиса — какая?_________________ б) подбор антонимов широкий.____________ ________длинный___ __________________высокий________________________ веселый____________ ________светлый____ ___________________________ больной__________________________ прямой ,____________ __________сухой___ ______________________холодный_____________________ в) образование прилагательных от имен существительных Ручка из пластмассы,___________ _________сумка из кожи____ ______________________________ Матрешка из дерева____________ _________стакан из стекла___ _____________________________ Сок из клюквы __________________________шуба из меха __________________________________
г) образование притяжательных прилагательных Чей хвост?____________ _____________Чей дом?_____________ _____________________________ 3. Глагольный словарь: повар______________________учительница_______________________врач_________________________ почтальон____________________________________ б) кто как голос подает? кошка_______________________собака__________________________гусь__________________________ утка_________________________петух__________________________мышь_________________________ корова_______________________лягушка________________________свинья________________________ 20. Звукопроизношение. Гласные: А ________ У ________ О ________ Ы________ Согласные: С ________ СЬ________ 3____________________ ЗЬ Ц __________ Ч ________ Щ________ Ш ________ Ж ________ Л __________ ЛЬ________ Р _________ РЬ________ Йот_______ Г __________ К _______ X ________ Б _________ П _________ Д __________ Т _________ Н_________ М_________ 21. Фонематический слух. а) дифференциация звуков: С—3__________ С—Ш _______ Ш—Ж _______ Ж—3 _______ Ш—Щ_________ Ш—СЬ ________ Д—С ______ Ц—ТЬ_______ Ч—С__________ Ч—ТЬ ________ Ч—Ц ______ Ч—Ш _______ Щ-Ж___________Л—Р__________ Д—Б ______ Т-Д _________ К-Х _________ К—Г___________Ы—И ____________________ б) повторение: та—да—та ______________________________________________________________ да—та—та ______________________________________________________________ ка—га—га ______________________________________________________________ в) повторение: кот—год—кот __________________________________________________________ том—дом—ком _________________________________________________________ 22. Анализ звукового состава слова а) выделение первого звука в слове: Алик_______________________утка____________________город_____________________________ Оля________________________эхо_____________________волк______________________________ Ира________________________окна____________________банка_____________________________ б) выделение последнего звука в слове: пух________________луна_________________кот_______________шары__________________ сок________________мука_________________руки______________нос___________________ 23. Произношение слов сложного слогового состава строительство_________________________велосипед____________________________________ милиционер___________________________аквариум_____________________________________ 24. Повторение предложений: типа 25 Логопедическое заключение: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Глава III. МЕТОДИКА КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ (ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ) Преодоление ОНР у детей осуществляется в специальном детском саду для детей с речевыми нарушениями, путем использования поэтапной системы формирования речи. Коррекционная система обучения и воспитания детей с ОНР 5—7 лет разработана в лаборатории логопедии НИИ дефектологии и на кафедре логопедии МГОПИ. В основу ее положены следующие принципы: — раннее воздействие на речевую деятельность с целью предупреждения вторичных отклонений; — развитие речи и опора на онтогенез (учет закономерностей развития детской речи в норме). При этом предполагается анализ объективных и субъективных условий формирования речевой функции ребенка, выявление ведущего речевого дефекта и обусловленных им недостатков психического развития; — взаимосвязное формирование фонетйко-фонематических и лексико-грамматического компонентов языка (единство названных направлений и их взаимоподготовка). Коррекция нарушений произношения звуков и слоговой структуры слов позволяет добиваться нужной четкости и внятности речи. В то же время, развитие фонематического восприятия подготавливает основу для формирования грамматической и морфологической системы словообразования и словоизменения; — дифференцированный подход в логопедической работе к детям с ОНР, имеющим различную структуру речевого нарушения; — связь речи с другими сторонами психического развития, которые раскрывают зависимость формирования отдельных компонентов речи от состояния других психологических процессов. Выявление этих связей лежит в основе воздействия на те психологические особенности детей с ОНР, которые прямо или косвенно препятствуют эффективной коррекции их речевой деятельности. Коррекционная работа, рассчитанная на 2 года, обеспечивает овладение детьми самостоятельной связной, грамматически правильной речью, фонетической системой родного языка, а также элементами грамоты, что формирует готовность к обучению детей в общеобразовательной школе. Основными задачами коррекционного обучения являются: — практическое усвоение лексических и грамматических средств языка; — формирование правильного произношения (воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения, слоговой структуры, фонематического слуха и восприятия); — подготовка к обучению грамоте. Овладение элементами грамоты; — развитие навыков связной речи. Организация обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи Эффективность коррекционно-воспитательной системы определяется четкой организацией жизни детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня и преемственностью в работе логопеда и воспитателя. В соответствии с «Положением о дошкольных учреждениях Н' группах для детей с нарушениями речи» на каждую специальную группу утверждается одна ставка логопеда и две ставки воспитателя. Логопед работает с 9 до 13 часов. Воспитатель ежедневно проводит занятия с группой по всем видам учебной деятельности (ознакомление с окружающим, развитие элементарных математических представлений, рисование, лепка, конструирование, физическая культура). Режим дня и сетка занятий логопеда и воспитателя строятся с учетом возрастных, речевых и индивидуальных особенностей детей данной группы, а также решаемых в процессе обучения и воспитания коррекционных задач. На первом году обучения пятилетние дети с общим недоразвитием речи не могут полноценно овладевать учебным материалом на фронтальных занятиях со всей группой. Сказывается отставание не только в развитии речи, но и во внимании, памяти, быстрая истощаемость и утомляемость. Поэтому для проведения логопедических занятий, а также частично и воспитательских, целесообразно делить группу на две подгруппы с учетом уровня речевого развития. Предусматриваются следующие виды занятий: — занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи; — занятия по формированию произношения. Количество этих занятий меняется в зависимости от периода обучения. В I периоде обучения фронтальные занятия (с подгруппой) по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи проводятся 2 раза в неделю. Работа по коррекции звукопроизношения — только индивидуально. Bo II периоде обучения речевые возможности детей возрастают: фронтальные занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи проводятся 3 раза в неделю, а фонетические—1 раз. В III периоде акцент переносится на развитие самостоятельной связной речи, активизируется работа не только по закреплению поставленных звуков, но и по овладению детьми звуковым анализом и синтезом. В это время фронтальные занятия проводятся 5 раз в неделю: 3 раза — по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи и 2 раза — по формированию правильного звукопроизношения.
Логопед проводит в течение недели фронтальные занятия (их количество зависит от периода обучения) в утренние часы: с I подгруппой 9.00—9.20; со II —9.30—9.50. В это время воспитатель проводит занятия с параллельной группой по разным видам учебной деятельности. С 10.00 до 13.00 логопед проводит индивидуальную работу с детьми, а остальные дети находятся с воспитателем на прогулке до подготовки к обеду (12.30).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 434; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.247.59 (0.008 с.) |