Интерактивные формы обучения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Интерактивные формы обучения



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Алтайская государственная педагогическая академия»

 

Кафедра

Современного русского языка и методики его преподавания

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ:

 

 

Современные средства оценивания результатов обучения

 

Уровень основной образовательной программы: бакалавриат.

Рекомендуется для направления подготовки

050100.62 «Педагогическое образование»

Профиль подготовки: «Русский язык и литература»

 

Барнаул

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Алтайская государственная педагогическая академия»

 

 

Кафедра

Современного русского языка и методики его преподавания

Учебно-методический комплекс дисциплины

Современные средства оценивания результатов обучения

АННОТАЦИЯ

1. Минимальные требования к содержанию дисциплины

Б2.В.ДВ.1 Современные средства оценивания результатов обучения

Понятие о качестве образования. Оценка как элемент управления качеством. Традиционные и современные средства оценки (рейтинг, мониторинг, накопительная оценка («портфолио»). Виды, формы и организация контроля качества обучения. Оценка и её функции.

Этапы развития тестирования в России и за рубежом. Психолого-педагогические аспекты тестирования. Понятие теста. Виды тестов. Формы тестовых заданий. Компьютерное тестирование и обработка результатов. Интерпретация результатов тестирования.

Единый государственный экзамен, его содержание и организационно-технологическое обеспечение. Контрольно-измерительные материалы.

 

2. Взаимосвязь дисциплины с другими дисциплинами учебного плана специальности (ФГОС ВПО).

В основе курса исторический аспект развития средств оценки (связь с учебной дисциплиной «Педагогика» – раздел по истории педагогической мысли России и зарубежья), а также новейшие и перспективные направления развития методик оценивания результатов обучения и контроля качества образования (связь с дисциплинами естественно-научного блока – «Математика и информатика»).

Основные положения курса раскрываются через призму методических аспектов, изучаемых студентами в курсе «Теория и методика обучения русскому языку и литературе», связаны с профилем специальности, отражённым в дисциплинах предметного блока.

3. Перечень элементов учебно-методического комплекса:

· учебная программа дисциплины (модуля);\

· курс лекций;

· методические указания к практическим и семинарским занятиям.

· материалы для текущего контроля знаний студентов;

· перечень вопросов к зачёту;

· экзаменационный тест;

· методические рекомендации по освоению дисциплины.

4. Список авторов элементов УМК: Крайник О.М., канд. пед. н., доцент;

 

5. Нормативные документы, требования которых учитывались при разработке УМК дисциплины/модуля/спецкурса:

Примерная программа дисциплины «Современные средства оценивания результатов обучения» (Рекомендована Министерством образования Российской Федерации для педагогических специальностей);

- Оценочные и диагностические средства для итоговой аттестации выпускников вузов по педагогическим специальностям.


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Алтайская государственная педагогическая академия»

 

Кафедра

Современного русского языка и методики его преподавания

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по УРиИ___________________

«__» _____________ 20__ г.

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине

Современные средства оценивания результатов обучения

 

Уровень основной образовательной программы: бакалавриат.

Рекомендуется для направления подготовки 050100.62 «Педагогическое образование»

Профиль подготовки: «Русский язык и литература»

Факультет

Филологический

 

Курс обучения III

Семестр 6

Всего часов по учебному плану: 72

В том числе по формам обучения: очная – 72

- лекции 6

- практические 22

- самостоятельная работа 42

Формы итогового контроля знаний:

- зачет 6 сем.

 

Барнаул


ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Цель дисциплины – познакомить студентов с современными средствами оценивания результатов обучения, методологическими и теоретическими основами тестового контроля, порядком организации и проведения единого государственного экзамена (ЕГЭ).

Задачи дисциплины:

· выявить проблемы определения качества образования в современной школе;

· определить особенности современных средств оценивания результатов обучения;

· выявить психологические и педагогические аспекты использования тестов для контроля знаний учащихся;

· рассмотреть методы конструирования и использования гомогенных педагогических тестов, методы шкалирования и интерпретации полученных результатов, компьютерные технологии, используемые в тестировании;

· развить умение составления и оценивания результатов тестовых заданий по русскому языку и литературе.

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Программа содержит отобранную в соответствии с задачами и целями обучения систему понятий из области дидактики, психологии, общего и русского языкознания, а также некоторые сведения по истории методики преподавания русского языка, тестологии.

Основные понятия, с которыми знакомятся студенты, создают основу систематического изучения курса.

Студент, изучивший дисциплину,

должен знать:

  • историю и современное состояние системы тестирования в России и за рубежом;
  • традиционные и современные подходы к оценке учебных достижений;
  • особенности тестовых технологий, виды и типы тестов, формы предтестовых заданий;
  • различные методы оценивания результатов тестирования;
  • нормативные документы, регламентирующие проведение ЕГЭ,
  • структуру и содержание контрольно-измерительных материалов для ЕГЭ по своему предмету;
  • процедуру проведения тестирования;

уметь:

  • давать экспертную оценку предтестовым заданиям, использовать на практике тесты разных видов;
  • проводить тестирование и анализировать полученные данные в рамках классической и современной теории создания тестов;

владеть:

  • методами разработки занятий по подготовке учащихся к ЕГЭ по предмету;
  • навыками работы с компьютерными пакетами программ по обработке результатов тестирования.

 

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Последовательность изучения разделов, а также некоторых тем внутри разделов может быть изменена с учётом опыта преподавания, современных изменений в методической мысли. Отдельные проблемы по решению кафедры и ведущих специалистов могут быть изучены студентами самостоятельно. Ряд тем выносится на практические занятия, количество которых может быть различно на разных специальностях и определяется соответствующими учебными планами.

Содержание практических занятий составляют самостоятельная работа студентов с литературой по проблеме изучаемой дисциплины, критическое осмысление материала с современных позиций тестологии, конспектирование и анализ теоретических концепций научно-методической литературы, разработка тестовых заданий разных типов, методическая оценка подборок конкретного дидактического материала, использование наглядных пособий и ТСО, выступление студентов с докладами и сообщениями, апробация тестовых методик, проведение микроэкспериментов, ролевые и деловые игры и т.п.

Особенность содержания программы – её ориентация на целенаправленное осуществление подготовки студентов к практической деятельности в системе общего и профессионального образования в рамках современных изменений общества.

 

Вид учебной работы Всего часов Семестры
   
Аудиторные занятия (всего)      
В том числе:      
Лекции (Л)      
Практические занятия (ПЗ)      
Семинары (С)      
Лабораторные работы (ЛР)      
Консультации      
Самостоятельная работа (всего)      
Творческое задание (разработка фрагментов уроков)      
Задание научно-исследовательского характера      
Подготовка к семинарским и практическим занятиям      
Вид промежуточной аттестации: зачет      
Общая трудоемкость часы зачетные единицы      
     

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

5.1. Содержание разделов дисциплины

№ п/п Наименование раздела дисциплины Содержание раздела
  Понятие о качестве образования. Оценка как элемент управления качеством. Традиционные и современные средства оценки результатов обучения. Понятие о качестве образования. Оценка как элемент управления качеством. Показатели качества образования. Оценка эффективности и качества образования. Мониторинг качества образования. Традиционные и новые средства оценки результатов обучения. Виды контроля (входной, текущий и итоговый). Формы и организация контроля. Оценка, ее функции. Связь оценки и самооценки.
  История развития системы тестирования в России и за рубежом. Возникновение тестирования. Ф. Гальтон – родоначальник тестового движения. Тесты Дж. Кеттела, А. Бине, Т. Симона, Дж. Фамера. Деление тестов на педагогические и психологические. Первые педагогические тесты Э. Торндайка. Современное развитие тестологии в Европе, Японии, Канаде, США. Современная теория тестов (IRT). История её создания. Развитие тестирования в России. Начало развития тестирования в рамках педологии. Период игнорирования тестов. Использование тестов в 70-е годы ХХ в. Современные центры тестирования.
  Психолого-педагогические аспекты тестирования. Педагогические тесты. Термины и определения. Роль психологической подготовки к тестированию. Социально-этические аспекты тестирования. Место педагогических и психологических измерений в образовании. Таксономия образовательных целей и результаты образования. Подходы к структурированию учебных достижений. Педагогическое и психологическое тестирование. Изучение динамики психического и личностного развития в образовательном процессе. Использование педагогических и психологических тестов в учебном процессе. Педагогический контроль, предмет и объект контроля. Принципы педагогического контроля. Понятийный аппарат тестологии. Понятие теста. Предтестовое задание. Классическая теория тестов и теория моделирования и параметризации педагогических тестов. Понятие трудности тестов. Дискриминационная способность заданий. Валидность, надёжность теста. Гомогенность и гетерогенность. Тестовая искушённость, генерализация. Компьютерное тестирование. Адаптированное компьютерное тестирование.
  Виды тестов и формы тестовых заданий. Контрольно-измерительные материалы (КИМы) и интерпретация результатов тестирования. Классификация тестов по разным основаниям. Зависимость видов и форм тестов от специфики учебной дисциплины. Основные виды педагогических тестов: критериально-ориентированный (КОПТ) и нормативно-ориентированный (НОПТ), их сопоставление. Тематические тесты, рубежные, итоговая аттестация. Диагностическое тестирование. Тестовые задания открытой и закрытой формы. Требования к заданиям в тестовой форме. Определение целей тестирования Эмпирическая проверка и статистическая обработка результатов. Структура тестового задания. Принципы отбора содержания. Критерии оценки содержания теста. Экспертиза качества содержания. Принципы отбора ответов. Соотношение формы задания и вида проверяемых знаний, умений, навыков. Педагогические измерения. Шкалирование результатов тестирования. Статистические характеристики теста. Стандартизация теста. Вариативность тестов. Создание параллельных вариантов. Фасет. Пакеты прикладных программ обработки и конструирования тестов.  
  ЕГЭ и качество образования. Организационно-технологическое обеспечение ЕГЭ. ЕГЭ как одно из средств повышения качества общего и педагогического образования. Задачи ЕГЭ: расширение доступности высшего образования, снижение психологической нагрузки на выпускников общеобразовательных учреждений, объективизация и унификация требований к общеобразовательной подготовке поступающих в вузы. Преимущества ЕГЭ перед другими формами контроля – достоверность, объективность, надёжность полученных результатов. Организационные основы ЕГЭ. Требования к пунктам проведения. Получение и использование экзаменационных материалов. Процедура и правила проведения. Инструкция по проведению ЕГЭ. Инструкция для учащихся. Порядок проверки ответов на задания различных видов. Работа конфликтной комиссии по рассмотрению апелляций. Информационная безопасность при организации и проведении ЕГЭ. Структура КИМов ЕГЭ: задания типа А, В, С.
  Содержание и структура тестовых заданий по конкретному предмету. Выявление типовых тестовых заданий ЕГЭ по конкретному предмету. Обобщенные способы выполнения типовых тестовых заданий. Разработка занятий по подготовке к ЕГЭ по конкретному предмету.

 

5.2. Разделы дисциплин и виды занятий

№ п/п Наименование раздела дисциплины Лекц. Практ. зан. Лаб. зан. СРС Всего
  Понятие о качестве образования. Оценка как элемент управления качеством. Традиционные и современные средства оценки результатов обучения.   -      
  История развития системы тестирования в России и за рубежом. -   -    
  Психолого-педагогические аспекты тестирования. Педагогические тесты. Термины и определения.   -      
  Виды тестов и формы тестовых заданий. Контрольно-измерительные материалы (КИМы) и интерпретация результатов тестирования.          
  ЕГЭ и качество образования. Организационно-технологическое обеспечение ЕГЭ. -        
  Содержание и структура тестовых заданий по конкретному предмету. -        

 

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ (ПРОЕКТОВ)

 

Курсовые работы по данной дисциплине не предусмотрены.

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Название Автор Вид издания (учебник, учебное пособие) Место издания, издательство, год издания, кол-во страниц Колич-во экземп-ляров Место
а) Основная литература
Оценка качества результатов обучения при аттестации (компетентностный подход) [Электронный ресурс] В. И. Звонников, М. Б. Челышкова. учебное пособие Москва: Логос, 2012. — 278 с. — ISBN 978-5-98704-623-4. — <URL:http://www.biblioclub.ru/book/119434.   НПБ АлтГПА
Б) Дополнительная литература
. Современные средства оценивания результатов обучения в школе Шамова Т.И. [и др.]. учебное пособие М.: Педагогическое общество России, 2007. - 189 с.   НПБ АлтГПА
Тестовый контроль в образовании [Электронный ресурс] Ефремова Н.Ф. учебное пособие М.: Университетская книга: Логос, 2007. — 368 с. Неограниченный доступ ЭБС http://www.biblioclub.ru/book/84744/
Современные средства оценивания результатов обучения Самылкина Н.Н.   М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. - 172 с.   НПБ АлтГПА
Воспитательная и образовательная функции оценки умения Амонашвили Ш.А   М.: Педагогика, 1984. – 297 с.   НПБ АлтГПА
Словарь терминов и понятий тестологии Балыхина Т.М.   М.: МГУП, 2000. – 162 с.   НПБ АлтГПА
Статистические методы в педагогике и психологии Гласс Дж   М.: Прогресс, 1976. – 495 с.   НПБ АлтГПА
Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках Кларин М.В.   пособие к спецкурсу для высших педагогических учебных заведений М.: Арена, 1994. - 222 с.   НПБ АлтГПА
Тесты школьных достижений: конструирование, проведение, использование. Майоров А.Н.   СПб.: Образование и культура, 1997.- 302 с.   НПБ АлтГПА
Современные образовательные технологии Селевко Г.К. учебное пособие М.: Народное образование, 1998. – 255 с.   НПБ АлтГПА
Педагогический менеджмент Симонов В.П. учебное пособие М.: Юрайт: Высшая школа, 2009.   НПБ АлтГПА
Теория и практика конструирования педагогических тестов Челышкова М.Б. учебное пособие М.: Логос, 2002. – 432 с.   НПБ АлтГПА
Разработка и экспертиза контрольно-измерительных материалов при контроле качества общего образования Крайник О. М. методические рекомендации Барнаул, 2011. — 103 с.   НПБ АлтГПА
Разработка и экспертиза контрольно-измерительных материалов при контроле качества общего образования [Электронный ресурс] Крайник О. М. методические рекомендации 119 компьютерных файлов (pdf; 717 KB). — Барнаул, 2011. — Заглавие с экрана. — Электронная версия печатной публикации. Неограниченный доступ ЭБ НПБ АлтГПА http://esb.general.uni-altai.ru/EBooks/74/krainik/krainik.pdf  
             

в) программное обеспечение

АСТ-тест, программа Power Point.

 

г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

1. Информационно-справочный портал «Русский язык»: www.gramota.ru

2. Интерактивные словари русского языка: www.slovari.ru

3. Русский филологический портал: www.philology.ru

4. Сайт Центра развития русского языка: www.ruscentr.ru

5. Сайт «Культура письменной речи»: www.gramma.ru

6. Сайт «Словесник»: www.slovesnik.ru

7. slovnik.narod.ru

8. festival.1september.ru

6. Единое окно доступа к образовательным ресурсам, раздел «русский язык» – http//window.edu.ru.

 

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Для обеспечения данной дисциплины необходимы:

  • оборудованный компьютерный класс, аудитории;
  • технические средства обучения: видеомагнитофон, диапроектор, мультимедийный портативный переносной проектор, мультимедийное обеспечение; настенный экран;
  • учебные и методические пособия: учебники, учебно-методические пособия, компьютерные программы, пособия для самостоятельной работы, сборники тренировочных тестов по различным дисциплинам.

 

УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Не предусмотрена.

 

 

Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 050301.65 – Русский язык и литература. Утверждена на заседании кафедры 30 августа 2013 г., протокол № 1.

 

Программу составили:

Крайник О.М., кандидат педагогических наук, доцент каф. современного русского языка и методики его преподавания.

 


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Алтайская государственная педагогическая академия»

 

Кафедра

Современного русского языка и методики его преподавания

Учебно-методический комплекс дисциплины

ОПД.Ф.08. Современные средства оценивания результатов обучения

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Алтайская государственная педагогическая академия»

 

 

Кафедра

Современного русского языка и методики его преподавания

Учебно-методический комплекс дисциплины

Современные средства оценивания результатов обучения

ПРАКТИЧЕСКИЕ

ЗАНЯТИЯ

 

Уровень основной образовательной программы: бакалавриат.

Рекомендуется для направления подготовки

050100.62 «Педагогическое образование»

Профиль подготовки: «Русский язык и литература»

 

 

Барнаул

 

Учебные и воспитательные цели: Дать представление о современном состоянии системы тестирования за рубежом и в России; познакомить с традиционными и новыми подходами к оценке учебных достижений, видами и типами тестов и формами тестовых заданий: в ходе занятий выполнять тесты ЕГЭ по русскому языку и литературе и составлять варианты КИМов по предмету; осуществлять их апробацию и статистическую обработку результатов.

Задачами семинарско-практических занятий по курсу являются:

- закрепление, углубление знаний студентов основных вопросов курса;

- формирование отдельных умений использовать и конструировать тесты по русскому языку;

 

Семиарско-практические занятия по курсу предполагают:

1) Обсуждение теоретических вопросов курса.

2) Выполнение заданий практического характера.

 

При подготовке к практическому занятию необходимо:

1) Проработать материал лекции, по теме практического занятия.

2) Изучить рекомендуемую лектором литературу.

3) Выполнить задания к лекции, законспектировать, составить тексты, план и т.п. (если есть).

4) Выполнить задания практического занятия.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2-3

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

 

Вопросы теоретического характера:

  1. Сущность, функции, виды оценки в современном образовательном пространстве.
  2. Подготовить индивидуальные развёрнутые ответы-доклады по теме «Современные методики и приёмы оценивания достижений учащихся»:
    1. программированный контроль; выделенные на след паре, остальные на через пару.
    2. кейс-задания;
    3. метод проектов;
    4. метод портфолио;
    5. накопительная система оценки;
    6. балльно-рейтинговая система оценивания.

Вопросы дискуссионного характера для обсуждения:

  1. Каково Ваше отношение к тестам в образовании? Под влиянием каких факторов оно сложилось?
  2. Всегда ли компьютерное тестирование облегчает работу учителя? В каких случаях необходимо обращаться к методам компьютерной выдачи тестов? Каково влияние опыта работы учащихся с ПК на результаты выполнения заданий при компьютерном тестировании?

Совместная практическая деятельность:

  1. Сформулируйте тестовые задания всех форм (открытые, закрытые, на соответствие, на последовательность) по одной из тем школьного курса русского языка: «Грамматические / речевые ошибки»; «Морфемика и словообразование»; «Синтаксис».

 

Литература:

  1. Балыхина Т.М. Словарь терминов и понятий тестологии. М., 2000.
  2. Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Портфолио в системе педагогической диагностики// Педагогическая диагностика– 2005. – № 3.
  3. Журкина А.Я. Мониторинг качества образовательной деятельности в учреждении дополнительного образования детей. – М.: ГОУДОД ФЦРСДОД, 2005. – 72с.
  4. Круглова Л.Ю. Тетрадь успешности.– М.: Полиграфический центр, 2005. – 54 с.
  5. Портфолио – папка индивидуальных достижений // Инфо- net – поиск (web -версия) – 2005. – № 4.
  6. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, — М.: Издательский центр «Академия», 2007.
  7. Е. С. Полат. Метод проектов — статья на сайте Российской Академии Образования
  8. Сайт программы «Обучение для будущего»
  9. Интернет-портал «Исследовательская деятельность школьников»
  10. Н. Кочетурова. Метод проектов в обучении языку: теория и практика — статья на сайте Центра лингвометодических информационных ресурсов.
  11. Л. В. Насонкина. Метод проектов как средство реализации личностно ориентированного подхода при изучении иностранных языков — статья на сайте Ярославского педагогического вестника.
  12. Горлицкая С. И. История метода проектов. Статья на сайте журнала «Вопросы интернет образования».
  13. Полат Е. С. Метод проектов Статья на сайте журнала «Вопросы интернет образования».
  14. nteva.ucoz.ru›publ/ kejs _tekhnologii_v…1-1-0-4 Кейс-технологии в преподавании литературы, Сайт учителя русского языка и литературы Арсентьевой С.А.
  15. festival.1september.ru
  16. Метод портфолио - нечто большее, чем просто альтернативный способ оценки ovcharenkoenshe.ucoz.ru›… metodocenki /2011-08-13-4
  17. zavuch.info Сайт для учителей.
  18. orenipk.ru›rmo_2009/rmo-dop-2008/dop/dop_sovr… Современная оценка качества достижений учащихся в учреждении дополнительного образования детей.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4

ЭКСПЕРТИЗА БТЗ

 

  1. Ознакомьтесь с полной спецификацией банка тематических заданий.

Модель спецификации при оценке уровня подготовки учащихся

1. Назначение контрольно-измерительных материалов. Указывается основная цель проведения контролирующего мероприятия с использование данных контрольно-измерительных материалов. Например: оценить уровень подготовки по русскому языку учащихся IX классов общеобразовательных учреждений с целью их промежуточной аттестации на соответствие требованиям ГОС.

2. Документы, определяющие содержание контрольно-измерительных материалов. Указывается перечень официальных документов, регламентирующих структуру и содержание контрольно-измерительных материалов. Например: Содержание экзаменационной работы определяется на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Основное общее образование. Русский язык (приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089).

3. Характеристика структуры контрольно-измерительных материалов. Даётся краткое описание структуры контрольно-измерительного материала и типов (видов) заданий, представленных в нём. Например: В работу по русскому языку включены 3 задания с выбором ответа из 4-х предложенных, 14 заданий открытого типа, требующих краткого ответа учащегося, и 2 задания с развёрнутым ответом: краткое изложение и одно альтернативное задание (сочинение).

Контрольно-измерительные материалы по русскому языку состоят из трёх частей.

Часть 1 – краткое изложение.

Часть 2 (А1–А3, В1–В14) содержит задания с выбором ответа и задания с кратким ответом.

Часть 3 (С2.1 или С2.2) – это задания открытого типа с развёрнутым ответом (сочинение), проверяющие умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста.

4. Распределение заданий по содержанию контрольно-измерительных материалов. Как правило, материал по данному параметру предлагается в табличной форме, отражающей количество заданий в дидактической единице, возможный максимальный балл за задание и за всю работу. Например, таблица 1:

Таблица 1

Распределение заданий по основным содержательным разделам учебного предмета «Русский язык»

Содержательные разделы Число заданий Максимальный первичный балл   % от максим. балла за работу
Речь. Слушание. Адекватное понимание устной речи. Изложение. Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свёрнутости (сжатое изложение содержания прослушанного текста).     17%
Речь. Чтение. Адекватное понимание письменной речи.     2,5%
Лексика и фразеология.     5%
Синтаксис.     17%
Орфография.     7,5%
Пунктуация.     7,5%
Выразительность русской речи.     2,5%
Речь. Письмо. Создание текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи.     17%
Практическая грамотность и фактическая точность речи. Части 1, 3 (в целом)     24%  
Итого      

Задания теста по русскому языку различны по способам предъявления языкового материала. Учащийся работает с языковыми явлениями, предъявленными в тексте; пишет изложение, создаёт собственное письменное монологическое высказывание.

5. Распределение заданий по уровню сложности. С точки зрения соответствия образовательному стандарту выделяется три вида сложности заданий: базовый, повышенный и высокий уровень сложности. С точки зрения тестологии задания делятся на трудные, средней трудности и лёгкие. В спецификации степень трудности задания может быть представлена как в табличной, так и в текстовой форме. Например:

Таблица 2

Распределение заданий экзаменационной работы

по уровню сложности

Уровень сложности Число заданий Максимальный первичный балл   Процент максимального первичного балла за задания данного уровня сложности от максимального первичного балла за всю работу, равного 41 баллу
Базовый     83%
Высокий     17%
Итого     100%

 

6. Время выполнения работы. Например: На выполнение работы отводится 4 часа (240 минут).

7. Дополнительные материалы и оборудование, необходимое для решения контрольно-измерительных материалов. Указываются материалы и оборудование, которым имеет право воспользоваться учащийся при выполнении контрольно-измерительного материала. При отсутствии таковых необходимо выделить и подчеркнуть запрет на использование каких-либо сопутствующих материалов. Например: При работе с контрольно-измерительными материалами учащимся разрешается пользоваться орфографическими словарями.

8. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом. При необходимости указывается система оценивания каждого типа (вида) задания, всего контрольно-измерительного материала, а также шкала перевода набранных баллов (как правило, по 100-балльной или иной системе) в отметку, признанную в качестве нормативной в системе образования. Например: Ответ на задание С1 (сжатое изложение) 1 части работы оценивается по специально разработанным критериям. Максимальное количество баллов за сжатое изложение по критериям ИК1–ИК3 – 7 баллов.

За верное выполнение каждого задания 2 части работы учащийся получает 1 балл. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов. Максимальное количество баллов, которое может набрать учащийся, правильно выполнивший задания второй части работы, – 17 баллов.

Оценка ответа на задание С2.1 или С2.2 3 части работы осуществляется по специально разработанным критериям. Максимальное количество баллов за альтернативное задание – 7 баллов.

Оценка практической грамотности экзаменуемого и фактической точности его письменной речи производится на основании проверки изложения и сочинения в целом и составляет 10 баллов.

Максимальное количество баллов, которое может получить учащийся за выполнение всей экзаменационной работы, – 41 балл.

Таблица 3

Шкала пересчета первичного балла за выполнение
экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале

Отметка по пятибалльной шкале   «2» «3» «4» «5»
Общий балл 0–18 19–28 29–36, из них не менее 4 баллов по критериям ГК1–ГК4   37–41, из них не менее 6 баллов по критериям ГК1–ГК4  

 

9. Условия проведения контролирующего мероприятия и требования к его организаторам. Например: На тестирование по русскому языку в аудиторию не допускаются специалисты-филологи. Учитель-словесник, не работавший с учащимися, приглашается только для двукратного прочтения текста для изложения. После второго прочтения он должен покинуть экзаменационную аудиторию.

Организатором проведения тестирования должен быть педагог, не преподающий русский язык и литературу. Использование единой инструкции по проведению теста позволяет обеспечить соблюдение единых условий без привлечения к организации тестирования лиц со специальным образованием по данному предмету.

Далее приводится рекомендуемый порядок проведения тестирования. Получив пакет с контрольно-измерительными материалами, учащиеся подписывают все листы или бланки, на которых они будут выполнять задания. Подписанные листы или бланки складываются в нужном порядке на рабочем месте и заполняются ими в ходе тестирования.

Сначала учащиеся прослушивают исходный текст. Во время чтения текста разрешается делать записи в черновике. После второго прочтения текста 9-классники пересказывают его сжато в письменной форме.

Затем учащиеся знакомятся с текстом для чтения, который предъявляется каждому из них в распечатанном виде. Предлагается выполнить задания, связанные с содержательным и лингвистическим анализом прочитанного текста. После выполнения части 2 теста учащиеся сдают листы или бланки с ответами на задания частей 1 и 2 и приступают к написанию небольшого сочинения-рассуждения.

Во время испытаний при выполнении всех частей работы тестируемые имеют право пользоваться орфографическим словарём.

Задания с развёрнутым ответом проверяются специалистами по русскому языку, прошедшими специальную подготовку.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 164; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.12.240 (0.154 с.)