КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО КУРСА



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО КУРСА



Уровень основной образовательной программы: бакалавриат.

Рекомендуется для направления подготовки

050100.62 «Педагогическое образование»

Профиль подготовки: «Русский язык и литература»

 

Ведущий лектор:Косых Е.А.

 

 

Барнаул

 


ЛЕКЦИЯ № _1__

Тема:

Понятие о качестве образования.

Оценка как элемент управления качеством.

Понятие о качестве образования. Оценка как элемент управления качеством. Система показателей качества образования и качества управления. Варианты оценки эффективности и качества образования. Виды мониторинговых исследований качества образования.

 

ЛЕКЦИЯ № _2__

Тема:

Традиционные и новые средства оценки результатов обучения.

Система традиционных и новых средств оценки результатов обучения. Оценка и отметка, их функции. Соединение оценки и самооценки личности. Виды контроля в обучении (входной, текущий и итоговый). Исторические аналоги контроля обучения и образования. Возникновение тестирования. Основоположники тестового движения Ф. Гальтон, А. Бино, Т. Симон, Дж. Фамер. Педагогические и психологические тесты. Современное развитие тестирования в Европе, США, Канаде, Японии. Развитие тестирования в России. Периоды использования тестового контроля в XX веке. Современные центры тестирования.

 

ЛЕКЦИЯ № _3__

Тема:

История развития системы тестирования в России и за рубежом. Система современного тестирования.

Понятийный аппарат тестологии. Понятие теста. Классическая теория тестов и теория моделирования и параметризации педагогических тестов. Понятие трудности тестов. Валидность, надежность теста. Гомогенность и гетерогенность. Тестовая искушенность, генерализация. Компьютерное тестирование. Адаптированное компьютерное тестирование.

Педагогический контроль. Предмет и объект контроля. Принципы педагогического контроля.

Классификация тестов по разным основаниям. Зависимость видов и форм тестов от специфики учебной дисциплины. Основные виды педагогических тестов: критериально-ориентированные и нормативно-ориентированные тесты, их сопоставление. Разновидность этапного тестового контроля (тематический тест, рубежный, итоговый). Диагностическое тестирование. Виды и структура тестовых заданий, отбор содержания. Требования к заданиям в тестовой форме. Определение целей тестирования. Критерии оценки содержания теста. Экспертиза качества содержания.

ЕГЭ как одно из средств повышения качества общего и педагогического образования. Цели и задачи проведения ЕГЭ. Преимущества и недостатки ЕГЭ по отношению к другим формам контроля – достоверность, объективность, надежность полученных результатов.

Организационные основы и процедура проведения ЕГЭ. Инструкция для организаторов и учащихся по проведению ЕГЭ. Порядок проверки результатов тестирования. Работа конфликтной комиссии по рассмотрению апелляций. Информационная безопасность при организации и проведении ЕГЭ. Структура КИМов ЕГЭ: задания типа А, В, С.

 

 


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Алтайская государственная педагогическая академия»

 

 

Кафедра

Современного русского языка и методики его преподавания

Учебно-методический комплекс дисциплины

Современные средства оценивания результатов обучения

ПРАКТИЧЕСКИЕ

ЗАНЯТИЯ

 

Уровень основной образовательной программы: бакалавриат.

Рекомендуется для направления подготовки

050100.62 «Педагогическое образование»

Профиль подготовки: «Русский язык и литература»

 

 

Барнаул

 

Учебные и воспитательные цели: Дать представление о современном состоянии системы тестирования за рубежом и в России; познакомить с традиционными и новыми подходами к оценке учебных достижений, видами и типами тестов и формами тестовых заданий: в ходе занятий выполнять тесты ЕГЭ по русскому языку и литературе и составлять варианты КИМов по предмету; осуществлять их апробацию и статистическую обработку результатов.

Задачами семинарско-практических занятий по курсу являются:

- закрепление, углубление знаний студентов основных вопросов курса;

- формирование отдельных умений использовать и конструировать тесты по русскому языку;

 

Семиарско-практические занятия по курсу предполагают:

1) Обсуждение теоретических вопросов курса.

2) Выполнение заданий практического характера.

 

При подготовке к практическому занятию необходимо:

1) Проработать материал лекции, по теме практического занятия.

2) Изучить рекомендуемую лектором литературу.

3) Выполнить задания к лекции, законспектировать, составить тексты, план и т.п. (если есть).

4) Выполнить задания практического занятия.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Вопросы теоретического характера:

  1. Педагогический контроль (предмет, объект, принципы контроля).
  2. Основные понятия тестологии: тест, предтестовое и тестовое задание, трудность тестового задания, спецификация теста, генерализация теста.

 

Вопросы дискуссионного характера для обсуждения:

  1. Какие функции контроля Вы считаете приоритетными для повышения качества обучения? Почему? Разработайте и предложите вариант задания, предполагающий контроль знаний учащихся по теме «Способы образования слов в русском языке», учитывая доминирующую, на Ваш взгляд, функцию контроля.
  2. Каково Ваше отношение к тестам в образовании? Под влиянием каких факторов оно сложилось?
  3. В современном образовательном пространстве появляется большое количество пособий, предлагающих различные варианты тестовых заданий для контроля знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку. Например:

· Нина Григорьевна Гольцова, Игорь Викторович Шамшин. Русский язык. Контрольные тесты: Орфография и пунктуация. 10-11 классы;

· Г.А. Богданова. Тестовые задания по русскому языку: 5 (6, 7, 8) класс: пособие для учащихся;

· М.Ю. Дмитриева. Тесты по русскому языку: к учебнику Разумовской М.М. и др. «Русский язык. 8 класс»;

· Татьяна Губернская. Русский язык. 6 класс: Тестовые задания.

Проанализируйте любой вариант теста из любой «методички», оценив такие характеристики, как валидность, репрезентативность, степень трудности представленных заданий, правильность формулировок.

  1. Чем результаты оценивания качества подготовленности студентов / школьников, полученных на основе педагогических измерений, отличаются от результатов традиционных экзаменов?
  2. Всегда ли компьютерное тестирование облегчает работу учителя? В каких случаях необходимо обращаться к методам компьютерной выдачи тестов? Каково влияние опыта работы учащихся с ПК на результаты выполнения заданий при компьютерном тестировании?

 

Литература:

  1. Балыхина Т.М. Словарь терминов и понятий тестологии. М., 2000.
  2. Челышкова М.Б. Адаптивное тестирование в образовании. М., 2000.
  3. Васильева И.А. Психологические аспекты применения информационных технологий // Вопросы психологии. № 3. 2002. С. 32-37.
  4. Ивлиев М.К. Разработка тестовых заданий для компьютерного тестирования: Учебно-методическое пособие. М., 2001.
  5. Макарова Т.Д. Итоговое тестирование. Дидактика-2000. М., 1999.
  6. Мальцев А.В. Тестовая технология контроля знаний. Екатеринбург, 1997.
  7. Ефремова Н.Ф. Современные тестовые технологии в образовании. М., 2003.
  8. Шмелев А.Г., Бельцер А.И. и др. Адаптивное тестирование знаний в системе «Телетестинг». Школьные технологии. М., 2001.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2-3

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

 

Вопросы теоретического характера:

  1. Сущность, функции, виды оценки в современном образовательном пространстве.
  2. Подготовить индивидуальные развёрнутые ответы-доклады по теме «Современные методики и приёмы оценивания достижений учащихся»:
    1. программированный контроль; выделенные на след паре, остальные на через пару.
    2. кейс-задания;
    3. метод проектов;
    4. метод портфолио;
    5. накопительная система оценки;
    6. балльно-рейтинговая система оценивания.

Вопросы дискуссионного характера для обсуждения:

  1. Каково Ваше отношение к тестам в образовании? Под влиянием каких факторов оно сложилось?
  2. Всегда ли компьютерное тестирование облегчает работу учителя? В каких случаях необходимо обращаться к методам компьютерной выдачи тестов? Каково влияние опыта работы учащихся с ПК на результаты выполнения заданий при компьютерном тестировании?

Совместная практическая деятельность:

  1. Сформулируйте тестовые задания всех форм (открытые, закрытые, на соответствие, на последовательность) по одной из тем школьного курса русского языка: «Грамматические / речевые ошибки»; «Морфемика и словообразование»; «Синтаксис».

 

Литература:

  1. Балыхина Т.М. Словарь терминов и понятий тестологии. М., 2000.
  2. Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Портфолио в системе педагогической диагностики// Педагогическая диагностика– 2005. – № 3.
  3. Журкина А.Я. Мониторинг качества образовательной деятельности в учреждении дополнительного образования детей. – М.: ГОУДОД ФЦРСДОД, 2005. – 72с.
  4. Круглова Л.Ю. Тетрадь успешности.– М.: Полиграфический центр, 2005. – 54 с.
  5. Портфолио – папка индивидуальных достижений // Инфо- net – поиск ( web -версия) – 2005. – № 4.
  6. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е. С. Полат , М. Ю. Бухаркина, — М.: Издательский центр «Академия», 2007.
  7. Е. С. Полат. Метод проектов — статья на сайте Российской Академии Образования
  8. Сайт программы «Обучение для будущего»
  9. Интернет-портал «Исследовательская деятельность школьников»
  10. Н. Кочетурова. Метод проектов в обучении языку: теория и практика — статья на сайте Центра лингвометодических информационных ресурсов.
  11. Л. В. Насонкина. Метод проектов как средство реализации личностно ориентированного подхода при изучении иностранных языков — статья на сайте Ярославского педагогического вестника.
  12. Горлицкая С. И. История метода проектов. Статья на сайте журнала «Вопросы интернет образования».
  13. Полат Е. С. Метод проектовСтатья на сайте журнала «Вопросы интернет образования».
  14. nteva.ucoz.ru›publ/kejs_tekhnologii_v…1-1-0-4 Кейс-технологии в преподавании литературы, Сайт учителя русского языка и литературы Арсентьевой С.А.
  15. festival.1september.ru
  16. Метод портфолио - нечто большее, чем просто альтернативный способ оценки ovcharenkoenshe.ucoz.ru›…metodocenki/2011-08-13-4
  17. zavuch.info Сайт для учителей.
  18. orenipk.ru›rmo_2009/rmo-dop-2008/dop/dop_sovr… Современная оценка качества достижений учащихся в учреждении дополнительного образования детей.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4



Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.50.33 (0.012 с.)