Контрольно-измерительные материалы по русскому языку и литературе единого государственного экзамена 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Контрольно-измерительные материалы по русскому языку и литературе единого государственного экзамена



 

Вопросы теоретико-практического характера:

1. Выполните вариант ЕГЭ по русскому языку и литературе. Какие трудности Вы испытали? Какие типы заданий Вам было выполнить сложнее других? Попытайтесь определить, что нужно изменить в традиционной методике преподавания русскому языку и литературе, чтобы выпускники лучше выполняли задания ЕГЭ.

2. Используя знания по методике преподавания русского языка и литературы, определите обобщённые способы решения типовых тестовых заданий по этим учебным предметам.

3. Разработайте и предложите вариант урока с использованием ИКТ по работе с любым заданием КИМа части А либо части В по русскому языку или литературе. Групповая работа (3-5 человек) и представление проекта.

 

Литература:

1. Демонстрационные версии КИМов по русскому языку и литературе, а также спецификации данных экзаменационных работ расположены на сайте www.fipi.ru.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6

ЗНАКОМСТВО С ПРОГРАММНЫМИ ПРОДУКТАМИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ КОМПЬЮТЕРНОГО ТЕСТИРОВАНИЯ

1. http://www.i-fgos.ru/ - Федеральный интернет-экзамен в сфере профессионального образования: компетентностный и традиционный подходы.

2. http://fipi.ru/ - Федеральный институт педагогических измерений: сопровождение и поддержка ЕГЭ и ГИА-9. Выполнение зачётного теста по русскому языку или литературе в открытом сегменте федерального банка заданий.

3. «Фраза» – обучающая программа-тренажёр по русскому языку. Год выпуска: 2006. Жанр: Стратегии. Программа «Фраза» – это своеобразный электронный репетитор, разработанный опытными преподавателями русского языка, методистами и психологами. "Фраза" содержит около 4 000 заданий по ВСЕМ темам курса русского языка средней школы, в том числе около 1 000 заданий для подготовки к выпускным и вступительным экзаменам. Системные требования: Windows 95/98/2000; Pentium 120 МГц и выше; 16 Мб оперативной памяти; разрешение экрана 800х600 с глубиной цвета 16 бит.

4. Программа АСТ-тест.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 7

КОНСТРУИРОВАНИЕ КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ

 

  1. Изучите научно-методические и лингвистические требования к тексту для его использования в качестве дидактического и языкового материала в структуре КИМ ЕГЭ по русскому языку.

Методические требования:

В условиях классно-урочной системы текст, с одной стороны, должен стать стимулом для обсуждения различных проблем, с другой стороны, должен предоставить необходимый фактический и языковой материал для создания собственного речевого высказывания (смысловая информация, структура и набор языковых средств). Поэтому к тексту, по которому экзаменуемый пишет третью часть экзаменационного теста в ЕГЭ, предъявляются следующие требования:

· текст должен соответствовать требованию «текстуальности» (внешней связности, внутренней осмысленности и т.п.);

· текст должен касаться этических, нравственных и других социально или личностно значимых проблем, содержать материал для раздумий и вызывать у экзаменуемых желание высказать свое мнение по поводу прочитанного;

· текст должен содержать актуальную проблему или несколько проблем, но при этом учитывать возрастные особенности выпускника, содержание текста не должно выходить за рамки коммуникативного, читательского и жизненного опыта экзаменуемого;

· текст должен способствовать реализации одной из целей экзаменационной работы: проверить овладение важнейшим видом речевой деятельности – сознательным чтением. Поэтому он не должен быть слишком простым с точки зрения коммуникативного замысла автора и его реализации;

· содержание текста должно давать возможность неоднозначной трактовки выпускником той или иной проблемы, поставленной в тексте;

· содержание текста не должно дискриминировать экзаменуемых по религиозному, национальному и другим признакам;

· основная мысль может быть выражена в тексте как явно, так и эксплицитно;

· текст может принадлежать к любому стилю и функционально-смысловому типу речи, но являться образцом того или иного функционального или авторского стиля;

· текст не должен быть перегружен информативными элементами: терминами, именами собственными, фактологическими и цифровыми данными;

· объем текста – 300-400 слов.

 

  1. Подберите текст для ЕГЭ по русскому языку.
  2. Предложите варианты рецензии к подобранному Вами тексту и информацию о нём (согласно предложенному примеру).

Вариант 1

(1)Натка вышла из дома и направилась вдоль улицы. (2)Вопреки ясной, солнечной погоде на душе было мрачно и тягостно. (3)Сегодня мама ей купит платье, даже мысль о котором отравляет предпраздничное настроение. (4)Мама бы купила это платье ещё вчера вечером, когда они завершали «последний», как она сказала, тяжкий поход по магазинам. (5)Но их отказались обслужить, так как время работы торгового центра истекло и все кассы были закрыты. (6)Это было простое шёлковое белое платье, совершенно не соответствующее мечте Натки о наряде на выпускном балу, который состоится через два дня. (7)Она сама точно не знала, какое именно хочет. (8)Но знала точно, что не хочет такое платье, на котором настояла мама.(9)Натка вообще уже потеряла надежду на то, чтоб найти общий язык с мамой, которая с каждым днём становилась всё более агрессивной по отношению к ней. (10)Казалось, что мама только и ждёт чего-то плохого от неё, опасается плохих новостей о внедомашней и внешкольной жизни дочери, которая всё более замыкалась. (11)Но Натка знала себя. (12)Она знала, что заложенное именно мамой сидит в ней так прочно, что она никогда не сможет переступить черту, за которой то, на что падки некоторые её ровесники… (13)Натка знала, что никогда не позволит себе опустить планку требований к себе, не предаст своего идеала самой себя, стремление к которому ей внушала мама с самого раннего детства. (14)Но, как бы назло самой себе, Натка свою внутреннюю «правильность» тщательно прятала за внешней бравадой, выраженной в манере разговаривать (неподобающей «приличной девушке», со слов мамы), в одежде. (15)«Словечки», мини-юбки, бикини и тому подобное пугали маму, приводили в шок, заставляли вырабатывать методы борьбы с помощью всё увеличивающейся шкалы запретов. (16)Это влекло противоположный эффект, и дочь придумывала всё более изощрённые (нередко успешные) способы противостояния. (17)Но подготовка к выпускному завершилась полным поражением Натки, олицетворённым в этом отвратительном платье, на котором настаивала мама тоном, не допускающим возражений.(18)Натка брела, сама не зная куда, по городу без какой-либо цели. (19)На одной из улиц, где, как ей показалось, она вообще не бывала, её внимание привлекла витрина маленького (судя по всему, совсем нового) магазинчика. (20)Девушка из праздного любопытства отворила дверь, и её глазам предстало платье, которое приворожило её. (21)Оно было светло-пепельного цвета, составленное из нескольких слоёв мягкого шифона. (22)Платье было без рукавов, и даже лямочек. (23)От драпировки у груди шифон спадал каскадом воланов разной ширины, которые, как воздушная спираль, обволакивали фигуру манекена. (24)Натка не могла не примерить это чудо, и, глянув в зеркало, не узнала себя. (25)Её фигура стала какой-то отточенной с более удлинённой шеей и более округлыми плечами. (26)Платье было словно специально подогнано к натуральным цветам её внешности: пепельным волосам, персиковой коже и светло-карим глазам.(27)»Цена платья превышает вдвое стоимость того, что выбрала и уже, наверняка, купила мама в обеденный перерыв, – размышляла молча девушка, с грустью возвращая платье на место. – (28)Но здесь дело не только в цене. (29)Попадись это платье на глаза маме ранее даже при сходной цене, она бы всё равно не купила его, так как оно выходит за рамки её представления о платье, которое подобает «скромной девушке».(30)Уже поздним вечером Натка зашла к старшей подруге (первокурснице университета) Оле и за чаепитием поделилась с ней своим настроением. (31)Семья подруги относилась к числу весьма зажиточных. (32)Оля предложила Натке взаймы деньги на неопределённый срок на полюбившееся платье. (33)Девушка возвращалась домой с мечтой о том, как завтра побежит прямо к открытию магазинчика за платьем-мечтой.(34)Натка осторожно повернула ключ входной двери, поскольку мама уже должна спать, как обычно в это время. (35)Девушка была рада тому, что так оно и оказалось и ей не нужно объясняться с мамой. (36)Она тихо прошмыгнула в свою комнату и нашла выключатель. (37)Когда вспыхнул свет, её глазам предстало разложенное посреди кровати то самое платье, которое она мерила в новом магазинчике несколько часов назад.(По Л. Матрос*)

* Лариса Григорьевна Матрос – юрист по профессии, писатель, литературный критик.

Текст рецензии В8

В8 «…Л.Г. Матрос, рассуждая о проблемах, возникающих между родителями и детьми, строит свои размышления на основе такого приёма, как ________ (предложения 10 – 11). Использование таких лексических средств, как _______ (предложения 11 – 13) и _________ (предложения, 9, 12, 13) придаёт этим размышлениям особую эмоциональность. Описывая наряд, который понравился героине, автор употребляет __________ (предложение 23), показывая тем самым именно ту особенность платья, которая привлекла девушку».

Список терминов:

1) метафора

2) сравнительный оборот

3) противопоставление

4) эпитеты

5) фразеологические обороты

6) ряды однородных членов

7) эмоционально-оценочная лексика

8) риторические восклицания

9) лексический повтор

 

Информация о тексте

Основные проблемы Авторская позиция
1. Проблема взаимопонимания подростков и их родителей (Способны ли родители понимать современные предпочтения подростков? Способны ли дети понимать и принимать требования родителей?).   1. Несмотря на возникающие противоречия между родителями и детьми и те, и другие стремятся понять и принять личностные убеждения, принципы и позиции.
2. Проблема подросткового поведения (Почему очень часто подростки стремятся «спрятать» свою внутреннюю сущность за внешней бравадой?). 2. Довольно часто подростки стремятся проявить свою индивидуальность именно агрессивным внешним обликом, на самом деле принимая позиции своих родителей.  

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 8



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 365; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.212.26.248 (0.041 с.)