Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 2. Формирование навыков фонемного анализа и синтеза как базы для овладения грамотой. Трудности усвоения навыков фонемного анализа и синтеза, характерные для дошкольников с нарушением речиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Часа Цель: Проанализировать различные подходы к определению фонематических процессов, закрепить знания студентов о закономерностях их развития. Проанализировать характер и причины трудностей усвоения навыков фонемного анализа и синтеза детьми с речевыми нарушениями. План проведение занятия 1. Определение понятий «фонемный анализ» и «фонемный синтез». 2. Анализ подходов к трактовке понятий «звуковой анализ», «фонемный анализ». 3. Формирование навыков фонемного анализа и синтеза как основы становления процессов письма и чтения. 4. Характеристика этапов формирования умственного действия «фонемный анализ». 5. Трудности формирования навыков фонемного анализа и синтеза слов, характерные дошкольникам с речевым недоразвитием. Причины имеющихся трудностей.
Задания для самостоятельной работы. 1. Конспектирование литературы. 2. Составить таблицу «Операции фонематического слуха». 3. Подобрать игры и упражнения по развитию операций анализа и синтеза на предметном уровне у дошкольников с речевыми нарушениями. 4. Подобрать игры и упражнения по развитию фонематического восприятия у дошкольников с речевыми нарушениями. 5. Подобрать игры и упражнения по формированию фонемного анализа и синтеза у дошкольников с речевыми нарушениями. Рекомендуемая литература: 1. Бородич А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М., 1984. 2. Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. – М., 1997. 3. Игры в логопедической с детьми/Под ред. В.И.Селиверстова. – М., 1987. Вып.2. 4. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. – М.. 1985. 5. Ковшиков В.А. Исправление нарушений различения звуков. Методы и дидактические материалы. – СПб., 1995. 6. Логопедия/Под ред. Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской. – М., 1998. 7. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (Коррекция стертой дизартрии): Учебное пособие. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена: Изд-во «Союз», 2001. – 191 с. 8. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб.пособие для студ. сред. пед.учеб.заведений/Т.В.Волосовец, Н.В.Горина, Н.И.Зверева и др.; Под ред. Т.В.Волосовец. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 200с. 9. Основы теории и практики логопедии/Под ред. Р.Е. Левиной. – М., 1968. 10. Правдина О.В. Логопедия. – М., 1973. 11. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. – М.: ВЛАДОС, 1994. 12. Ткаченко Т.А. Если ребенок плохо говорит. – СПб., 1997. 13. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. – СПб: Детсво-пресс, 2000. 14. Филичева Т.Б., Каше Г.А. Дидактический материал по развитию речи у детей дошкольного возраста. – М., 1989. 15. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Учись говорить правильно. – М., 1993. 16. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. – М., 1999. 17. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Формирование звукопроизношения у дошкольников. – М., 1993. 18. Филичева Т.Б., Чиркина Г.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. – М.: Просвещение, 1987. 19. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М., 1981. 20. Хватцев М.Е. Логопедия. – М., 1958. 21. Эльконин Д.Б., Журова Л.Е. К вопросу о формировании фонематического восприятия\ у детей дошкольного возраста// Сенсорное восприятие дошкольников/Под ред. Запорожца, А.П.Усовой. – М., 1963. С.213-227. Дополнительная литература 1. Гаркуша Ю.Ф. Система коррекционных занятий воспитателя в детском саду для детей с нарушениями речи. – М., 1992. 2. Глинка Г.А. Буду говорить, читать, писать правильно. – СПб, 1996. 3. Практикум по дошкольной логопедии/Под ред. В.И. Селиверстова. – М., 1988. 4. Эльконин Д.Б. Как учить детей читать. – М., 1976. Тема 3. Основные направления логопедической работы с детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие 2 часа Цель: у глубить знания студентово методических принципах построения коррекционно-логопедической работы, сформировать умение отбирать приемы логопедической работы, ориентируясь на этап коррекционно-логопедической работы. План проведение занятия 1. Основные положения коррекционной работы. 2. Этапы формирования фонематического слуха у дошкольников с ФФН. Развитие умения различать неречевые звуки. 3. Формирование способности различать звуки по силе, высоте, тембру. Приёмы логопедической работы. 4. Различение слов, близких по звучанию. Приёмы логопедической работы. 5. Дифференциация слогов. Приёмы логопедической работы. 6. Дифференциация фонем. Приёмы логопедической работы. 7. Последовательность формирования различных операций фонематического анализа и синтеза. 8. Формирование операций анализа и синтеза у дошкольников с речевыми нарушениями на предметном уровне. 9. Методика, приемы работы по развитию элементарных операций фонематического анализа. 10. Методика, приемы работы по развитию сложных форм фонематического анализа. 11. Последовательность работы по овладению дошкольниками навыками слого-звуко-буквенным анализом.
Задания для самостоятельной работы. 1. Конспектирование литературы. 2. Составить перспективные планы занятий с группой детей с ФФН. 3. Составить индивидуальные планы занятий с детьми с ФФН. Рекомендуемая литература: 1. Бородич А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М., 1984. 2. Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. – М., 1997. 3. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1985. 4. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. – М.. 1985. 5. Каше Г.А., Филичева Т.Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи. – М., 1978. 6. Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи (в подготовительной к школе группе). – М.: Просвещение, 1978. 7. Проект программы воспитания и обучения детей с ФФН (седьмой год жизни). – М.: Просвещение, 1986. 8. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. – СПб: Детсво-пресс, 2000. 9. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. – М., 1999. 10. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Формирование звукопроизношения у дошкольников. – М., 1993. 11. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. – М., 1989. 12. Филичева Т.Б., Чиркина Г.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. – М.: Просвещение, 1987. 13. Филичева Т.Б., Чиркина Г.А. Программа обучения и воспитания детей с ФФН (старшая группа детского сада). – М., 1993. 14. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М., 1981. 15. Хватцев М.Е. Логопедия. – М., 1958. 16. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. – М., 1958. 17. Эльконин Д.Б., Журова Л.Е. К вопросу о формировании фонематического восприятия\ у детей дошкольного возраста// Сенсорное восприятие дошкольников/Под ред. Запорожца, А.П.Усовой. – М., 1963. С.213-227. Дополнительная литература 1. Гаркуша Ю.Ф. Система коррекционных занятий воспитателя в детском саду для детей с нарушениями речи. – М., 1992. 2. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН. – М., 1998. 3. Практикум по дошкольной логопедии/Под ред. В.И. Селиверстова. – М., 1988. 4. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М., 1983. Тема 4. Организация коррекционного обучения в группах для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием 2 часа Цель: научить анализировать различные программы обучения и воспитания детей с речевой патологией, определять подходы, лежащие в основе различных нормативных документов. План проведение занятия
1. Структура и содержание "Программы обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи" в старшей группе. 2. Задачи каждого периода обучения в старшей группе. 3. Структура и содержание "Программы обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи" в подготовительной группе. 4. Задачи каждого периода обучения в подготовительной группе. 5. Использование программы воспитания и обучения в детском саду в целях коррекционно-педагогического воздействия на детей с ФФН. 6. Логопедическая ритмика как средство коррекционного воздействия в системе работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития.
Задания для самостоятельной работы. 1. Конспектирование литературы. 2. Составить таблицу «Сравнение программ обучения детей с ФФН». 3. Составить конспект логоритмического занятия для группы детей с ФФН. Рекомендуемая литература: 1. Бородич А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М., 1984. 2. Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. – М., 1997. 3. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. – М.. 1985. 4. Каше Г.А., Филичева Т.Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи. – М., 1978. 5. Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи (в подготовительной к школе группе). – М.: Просвещение, 1978. 6. Проект программы воспитания и обучения детей с ФФН (седьмой год жизни). – М.: Просвещение, 1986. 7. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. – М., 1999. 8. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Формирование звукопроизношения у дошкольников. – М., 1993. 9. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. – М., 1989. 10. Филичева Т.Б., Чиркина Г.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. – М.: Просвещение, 1987. 11. Филичева Т.Б., Чиркина Г.А. Программа обучения и воспитания детей с ФФН (старшая группа детского сада). – М., 1993. Дополнительная литература 1. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН. – М., 1998. 2. Практикум по дошкольной логопедии/Под ред. В.И. Селиверстова. – М., 1988.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 742; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.45.238 (0.009 с.) |