ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Олигофренопедагогика, 050716 Специальная психология



С дополнительной специальностью 050715 Логопедия

Факультет специального образования

Составитель:

К.п.н., доцент О.Ю.Федосова

Самара, 2011

СОДЕРЖАНИЕ

I РАЗДЕЛ

1. Выписка из стандарта

2. Пояснительная записка

3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

5. Учебно-тематический план дисциплины

6. Содержание разделов дисциплины

7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

8. Методические рекомендации к проведению лабораторных занятий

- тема по порядку

- вопросы для проверки знаний

- задания для самостоятельной работы

9.Контрольные работы (для заочного обучения)

10. Контрольно-измерительные материалы

11. Тематика рефератов

12. Темы курсовых и дипломных работ

13. Вопросы к зачету (экзамену)

14.Список основной литературы по дисциплине

15. Список дополнительной литературы

II РАЗДЕЛ

Рабочая программа

 

РАЗДЕЛ I

Выписка из стандарта

ДПП.Ф.02Фонетико-фонематические нарушения речи. Общее недоразвитие речи. Определение, история, классификация, обследование. Дифференциальная диагностика и содержание коррекционного обучения.

Пояснительная записка

Программа спецкурса предназначена для студентов 4-го курса (8-й семестр) отделений олигофренопедагогика, тифлопедагогика, сурдопедагогика, специальная психология с дополнительной специальностью логопедия и строится на основе междисциплинарных и внутридисциплинарных связей. Курс предполагает углубление и обобщение студентами теоретических и методических вопросов обучения и воспитания дошкольников, посещающих специальные группы детского сада для детей с фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи.

В процессе лекционных занятий углубляются и систематизируются теоретические знания, полученные студентами при изучении курсов «Логопедия», «Общая и специальная дошкольная педагогика», «Логопсихология», «Психолингвистика», а также дисциплин медицинского цикла.

Программой предусматривается проведение анализа (с теоретических и коррекционно-образовательных позиций) характерных для детей с нарушениями речи отклонений в формировании фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи, знакомство с дошкольными образовательными учреждениями и комплексом коррекционных мероприятий, проводимых в них, с организацией работы по обучению и воспитанию детей с нарушениями речи; изучение и анализ авторских методик коррекционной работы с детьми-логопатами, а также наблюдение и анализ занятий.

Задачи дисциплины:

1. Обучение:

· знаниям о структуре дефекта при ФФН и ОНР, о системе оказания помощи дошкольникам с речевой патологией, о функциональных обязанностях логопеда, содержание различных нормативных документов, о методах, приемах и содержании обследования дошкольников с речевыми нарушениями, об основных положениях коррекционно-логопедической работы.

· умениям отбирать методы и приемы, ориентируясь на результаты обследования и клинические проявления у детей, проводить дифференциальную диагностику ОНР и сходных состояний; анализировать медицинские данные, самостоятельно ставить логопедические заключения, делать прогнозы.

· навыкам проведения всестороннего обследования речи ребенка с речевой патологией, составления конспектов индивидуальных и подгрупповых занятий с дошкольниками с фонетико-фонематическим недоразвитием и общим недоразвитием речи.

2. Воспитание:

· профессиональной культуры в организации и построении коррекционно-логопедического процесса на всех этапах и со всеми участниками.

· стремления к совершенствованию профессиональной компетенции в процессе работы с литературой, Интернет ресурсами и т.д.;

· профессионального интереса к научно-практической деятельности и творческого подхода к ее организации.

3. Развитие:

· профессиональной компетенции;

· профессионального мышления, познавательных способностей студентов;

· коммуникативной компетентности и личностных качеств, необходимых логопеду для профессиональной деятельности.

 

Изучение курса направлено на решение следующих задач:

· обеспечить углубленное усвоение студентами теоретически и практически значимых вопросов, определяющих условия обучения и воспитания дошкольников с фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи;

· создать условия для реализации студентами творческого и аналитического подходов в изучении литературных и экспериментальных данных по проблеме;

· обучить студентов основам создания и применения технологий и методик многоаспектного обследования дошкольников с речевой патологией, сформировать умение анализировать психолого-педагогическую документацию, составлять и обосновывать логопедическое заключение;

· формировать у студентов умения определять и аналитически обосновывать психолого-педагогические условия преодоления нарушений речи у детей с ФФН и ОНР, разрабатывать структурные и содержательных модели коррекционного обучения, связанного с подготовкой дошкольников с речевой патологией к обучению в школе, составлять перспективный план коррекционного воздействия;

· формировать навыки планирования и проведения подгрупповых и фронтальных занятий с дошкольниками (в группах для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием и общим недоразвитием речи); моделировать фрагменты занятий по соответствующим направлениям работы на разных ее этапах.

Программой предусмотрено сочетание лекционных и практических занятий, система практикоориентированных заданий для самостоятельного и группового выполнения.

Программа курса «Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями речи» рассчитана на 106 часов, из которых 26 часов отводится на лекции, 26 часов на практические занятия. Итоговый контроль проводится в виде зачёта. Внутрисеместровая аттестация проводится в виде контрольной работы.

3. Требования к уровню усвоения содержания дисциплины

Студент должен знать:

· структуру речевого дефекта при ФФН, ОНР, уметь делать диагностические и прогностические выводы;

· последовательность этапов логопедического обследования лиц с ФФН, ОНР;

· принципы объединения детей с недостаточностью различных компонентов языковой системы для проведения групповых логопедических занятий;

· качественные показатели динамики речевого развития детей с ФФН и ОНР под влиянием целенаправленного обучения;

· теоретико-экспериментальное обоснование вариативных коррекционных программ, реализуемых в условиях специального обучения;

уметь:

· обследовать ребенка с различными формами речевой патологии с цель. Выявления уровня развития речи;

· составлять уровневое описание речевого развития по лингвистическим критериям и квалифицировать его;

· осуществить выбор коррекционных методик и проводить психолого-педагогическую работу;

· обосновывать педагогическую стратегию как тип реабилитационной программы, адекватной структуре выявленных нарушений;

· осуществлять планирование индивидуальной работы с детьми;

· разрабатывать структурные и содержательные модели индивидуальных занятий с детьми;

· производить целенаправленный и адекватный задачам занятий отбор наглядно-иллюстративного, дидактического, речевого материала по коррекции фонетико-фонематических и лексико-грамматических нарушений.

владеть навыками:

· составления протокола обследования детей;

· анализа материалов обследования фонетико-фонематической и лексико-грамматической стороны речи;

· коррекционного обучения детей с ФФН и ОНР.

 

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Виды занятий Всего часов
Общая трудоемкость
Аудиторные занятия
Лекции
Практические занятия (семинары)
Лабораторные занятия  
Самостоятельная работа
Указать другие виды работы (если есть), в том числе курсовые проекты, рефераты  
Вид итогового контроля (зачет, экзамен) зачет

 

5. Учебно-тематический план дисциплины

Наименование тем Всего часов Аудиторная работа Самос-тоятель-ная работа
лекции семинары
ДО ЗО ДО ЗО ДО ЗО ДО ЗО
1. Фонетико-фонематическое недоразвитие          
2. Формирование навыков фонемного анализа и синтеза как базы для овладения грамотой. Трудности усвоения навыков фонемного анализа и синтеза характерные для дошкольников с нарушением речи.          
3. Основные направления и приемы логопедической работы с детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие          
4. Организация коррекционного обучения в группах для детей с фонетико-фонематическимнедоразвитием          
5. Особенности обучения грамоте детей с фонетико-фонематическим недоразвитием          
6. Общее недоразвитие речи          
7. Методика коррекционно-логопедической работы в группах дошкольников с ОНР          
8. Анализ программ коррекционного обучения детей с общим недоразвитием речи            
9. Основные направления работы и методические рекомендации для проведения коррекционной работы по обучению грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи.          
10. Организация логопедической работы в группах для детей с общим недоразвитием речи          
11. Совместная работа логопеда, воспитателя, музыкального руководителя в специализированных группах для дошкольников с ФФН и ОНР          
12. Основы технологии обследования дошкольников с ФФН и ОНР          
13. Анализ фронтальных и индивидуальных занятий в группах дошкольников с ФФН и ОНР            

 

6. Содержание разделов дисциплин





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.205.144 (0.009 с.)