ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тифлопедагогика, 050713 Сурдопедагогика



Специальности

Тифлопедагогика, 050713 Сурдопедагогика

Олигофренопедагогика, 050716 Специальная психология

С дополнительной специальностью 050715 Логопедия

Факультет специального образования

Составитель:

К.п.н., доцент О.Ю.Федосова

Самара, 2011

СОДЕРЖАНИЕ

I РАЗДЕЛ

1. Выписка из стандарта

2. Пояснительная записка

3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

5. Учебно-тематический план дисциплины

6. Содержание разделов дисциплины

7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

8. Методические рекомендации к проведению лабораторных занятий

- тема по порядку

- вопросы для проверки знаний

- задания для самостоятельной работы

9.Контрольные работы (для заочного обучения)

10. Контрольно-измерительные материалы

11. Тематика рефератов

12. Темы курсовых и дипломных работ

13. Вопросы к зачету (экзамену)

14.Список основной литературы по дисциплине

15. Список дополнительной литературы

II РАЗДЕЛ

Рабочая программа

 

РАЗДЕЛ I

Выписка из стандарта

ДПП.Ф.02Фонетико-фонематические нарушения речи. Общее недоразвитие речи. Определение, история, классификация, обследование. Дифференциальная диагностика и содержание коррекционного обучения.

Пояснительная записка

Программа спецкурса предназначена для студентов 4-го курса (8-й семестр) отделений олигофренопедагогика, тифлопедагогика, сурдопедагогика, специальная психология с дополнительной специальностью логопедия и строится на основе междисциплинарных и внутридисциплинарных связей. Курс предполагает углубление и обобщение студентами теоретических и методических вопросов обучения и воспитания дошкольников, посещающих специальные группы детского сада для детей с фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи.

В процессе лекционных занятий углубляются и систематизируются теоретические знания, полученные студентами при изучении курсов «Логопедия», «Общая и специальная дошкольная педагогика», «Логопсихология», «Психолингвистика», а также дисциплин медицинского цикла.

Программой предусматривается проведение анализа (с теоретических и коррекционно-образовательных позиций) характерных для детей с нарушениями речи отклонений в формировании фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи, знакомство с дошкольными образовательными учреждениями и комплексом коррекционных мероприятий, проводимых в них, с организацией работы по обучению и воспитанию детей с нарушениями речи; изучение и анализ авторских методик коррекционной работы с детьми-логопатами, а также наблюдение и анализ занятий.

Задачи дисциплины:

1. Обучение:

· знаниям о структуре дефекта при ФФН и ОНР, о системе оказания помощи дошкольникам с речевой патологией, о функциональных обязанностях логопеда, содержание различных нормативных документов, о методах, приемах и содержании обследования дошкольников с речевыми нарушениями, об основных положениях коррекционно-логопедической работы.

· умениям отбирать методы и приемы, ориентируясь на результаты обследования и клинические проявления у детей, проводить дифференциальную диагностику ОНР и сходных состояний; анализировать медицинские данные, самостоятельно ставить логопедические заключения, делать прогнозы.

· навыкам проведения всестороннего обследования речи ребенка с речевой патологией, составления конспектов индивидуальных и подгрупповых занятий с дошкольниками с фонетико-фонематическим недоразвитием и общим недоразвитием речи.

2. Воспитание:

· профессиональной культуры в организации и построении коррекционно-логопедического процесса на всех этапах и со всеми участниками.

· стремления к совершенствованию профессиональной компетенции в процессе работы с литературой, Интернет ресурсами и т.д.;

· профессионального интереса к научно-практической деятельности и творческого подхода к ее организации.

3. Развитие:

· профессиональной компетенции;

· профессионального мышления, познавательных способностей студентов;

· коммуникативной компетентности и личностных качеств, необходимых логопеду для профессиональной деятельности.

 

Изучение курса направлено на решение следующих задач:

· обеспечить углубленное усвоение студентами теоретически и практически значимых вопросов, определяющих условия обучения и воспитания дошкольников с фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи;

· создать условия для реализации студентами творческого и аналитического подходов в изучении литературных и экспериментальных данных по проблеме;

· обучить студентов основам создания и применения технологий и методик многоаспектного обследования дошкольников с речевой патологией, сформировать умение анализировать психолого-педагогическую документацию, составлять и обосновывать логопедическое заключение;

· формировать у студентов умения определять и аналитически обосновывать психолого-педагогические условия преодоления нарушений речи у детей с ФФН и ОНР, разрабатывать структурные и содержательных модели коррекционного обучения, связанного с подготовкой дошкольников с речевой патологией к обучению в школе, составлять перспективный план коррекционного воздействия;

· формировать навыки планирования и проведения подгрупповых и фронтальных занятий с дошкольниками (в группах для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием и общим недоразвитием речи); моделировать фрагменты занятий по соответствующим направлениям работы на разных ее этапах.

Программой предусмотрено сочетание лекционных и практических занятий, система практикоориентированных заданий для самостоятельного и группового выполнения.

Программа курса «Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями речи» рассчитана на 106 часов, из которых 26 часов отводится на лекции, 26 часов на практические занятия. Итоговый контроль проводится в виде зачёта. Внутрисеместровая аттестация проводится в виде контрольной работы.

3. Требования к уровню усвоения содержания дисциплины

Студент должен знать:

· структуру речевого дефекта при ФФН, ОНР, уметь делать диагностические и прогностические выводы;

· последовательность этапов логопедического обследования лиц с ФФН, ОНР;

· принципы объединения детей с недостаточностью различных компонентов языковой системы для проведения групповых логопедических занятий;

· качественные показатели динамики речевого развития детей с ФФН и ОНР под влиянием целенаправленного обучения;

· теоретико-экспериментальное обоснование вариативных коррекционных программ, реализуемых в условиях специального обучения;

уметь:

· обследовать ребенка с различными формами речевой патологии с цель. Выявления уровня развития речи;

· составлять уровневое описание речевого развития по лингвистическим критериям и квалифицировать его;

· осуществить выбор коррекционных методик и проводить психолого-педагогическую работу;

· обосновывать педагогическую стратегию как тип реабилитационной программы, адекватной структуре выявленных нарушений;

· осуществлять планирование индивидуальной работы с детьми;

· разрабатывать структурные и содержательные модели индивидуальных занятий с детьми;

· производить целенаправленный и адекватный задачам занятий отбор наглядно-иллюстративного, дидактического, речевого материала по коррекции фонетико-фонематических и лексико-грамматических нарушений.

владеть навыками:

· составления протокола обследования детей;

· анализа материалов обследования фонетико-фонематической и лексико-грамматической стороны речи;

· коррекционного обучения детей с ФФН и ОНР.

 

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Виды занятий Всего часов
Общая трудоемкость
Аудиторные занятия
Лекции
Практические занятия (семинары)
Лабораторные занятия  
Самостоятельная работа
Указать другие виды работы (если есть), в том числе курсовые проекты, рефераты  
Вид итогового контроля (зачет, экзамен) зачет

 

5. Учебно-тематический план дисциплины

Наименование тем Всего часов Аудиторная работа Самос-тоятель-ная работа
лекции семинары
ДО ЗО ДО ЗО ДО ЗО ДО ЗО
1. Фонетико-фонематическое недоразвитие          
2. Формирование навыков фонемного анализа и синтеза как базы для овладения грамотой. Трудности усвоения навыков фонемного анализа и синтеза характерные для дошкольников с нарушением речи.          
3. Основные направления и приемы логопедической работы с детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие          
4. Организация коррекционного обучения в группах для детей с фонетико-фонематическимнедоразвитием          
5. Особенности обучения грамоте детей с фонетико-фонематическим недоразвитием          
6. Общее недоразвитие речи          
7. Методика коррекционно-логопедической работы в группах дошкольников с ОНР          
8. Анализ программ коррекционного обучения детей с общим недоразвитием речи            
9. Основные направления работы и методические рекомендации для проведения коррекционной работы по обучению грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи.          
10. Организация логопедической работы в группах для детей с общим недоразвитием речи          
11. Совместная работа логопеда, воспитателя, музыкального руководителя в специализированных группах для дошкольников с ФФН и ОНР          
12. Основы технологии обследования дошкольников с ФФН и ОНР          
13. Анализ фронтальных и индивидуальных занятий в группах дошкольников с ФФН и ОНР            

 

6. Содержание разделов дисциплин

Недоразвитием

Планы проведения семинарских занятий

План проведение занятия

1. Определение и этиология ФФН.

2. Определение понятий «биологический слух», «речевой слух», «слуховое внимание», «звуковысотный слух», «фонематический слух».

3. Симптомы фонетико-фонематического недоразвития у детей.

4. Особенности проявлений нарушения фонематического слуха.

5. Характеристика нарушений звукопроизношения.

Задания для самостоятельной работы:

1. Составить схемы строения речеслухового и речедвигательного анализаторов.

2. Составить таблицу «Особенности нарушений звукопроизношения у дошкольников с ФФН».

3. Составить таблицу «Особенности нарушений фонематического слуха у дошкольников с ФФН».

 

Рекомендуемая литература:

1. Волкова Л.С. и др. Логопедия. – М.: Просвещение, 1995.

2. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. – М.: Просвещение, 1968.

3. Логопедия/Под ред. Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской. – М., 1998.

4. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб.пособие для студ. сред. пед.учеб.заведений/Т.В.Волосовец, Н.В.Горина, Н.И.Зверева и др.; Под ред. Т.В.Волосовец. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 200с.

5. Основы теории и практики логопедии/Под ред. Р.Е. Левиной. – М., 1968.

6. Правдина О.В. Логопедия. – М., 1973.

7. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. – М., 1999.

8. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. – М., 1989.

9. Хватцев М.Е. Логопедия. – М., 1958.

Часа

Цель:Проанализировать различные подходы к определению фонематических процессов, закрепить знания студентов о закономерностях их развития. Проанализировать характер и причины трудностей усвоения навыков фонемного анализа и синтеза детьми с речевыми нарушениями.

План проведение занятия

1. Определение понятий «фонемный анализ» и «фонемный синтез».

2. Анализ подходов к трактовке понятий «звуковой анализ», «фонемный анализ».

3. Формирование навыков фонемного анализа и синтеза как основы становления процессов письма и чтения.

4. Характеристика этапов формирования умственного действия «фонемный анализ».

5. Трудности формирования навыков фонемного анализа и синтеза слов, характерные дошкольникам с речевым недоразвитием. Причины имеющихся трудностей.

 

Задания для самостоятельной работы.

1. Конспектирование литературы.

2. Составить таблицу «Операции фонематического слуха».

3. Подобрать игры и упражнения по развитию операций анализа и синтеза на предметном уровне у дошкольников с речевыми нарушениями.

4. Подобрать игры и упражнения по развитию фонематического восприятия у дошкольников с речевыми нарушениями.

5. Подобрать игры и упражнения по формированию фонемного анализа и синтеза у дошкольников с речевыми нарушениями.

Рекомендуемая литература:

1. Бородич А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М., 1984.

2. Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. – М., 1997.

3. Игры в логопедической с детьми/Под ред. В.И.Селиверстова. – М., 1987. Вып.2.

4. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. – М.. 1985.

5. Ковшиков В.А. Исправление нарушений различения звуков. Методы и дидактические материалы. – СПб., 1995.

6. Логопедия/Под ред. Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской. – М., 1998.

7. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (Коррекция стертой дизартрии): Учебное пособие. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена: Изд-во «Союз», 2001. – 191 с.

8. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб.пособие для студ. сред. пед.учеб.заведений/Т.В.Волосовец, Н.В.Горина, Н.И.Зверева и др.; Под ред. Т.В.Волосовец. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 200с.

9. Основы теории и практики логопедии/Под ред. Р.Е. Левиной. – М., 1968.

10. Правдина О.В. Логопедия. – М., 1973.

11. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. – М.: ВЛАДОС, 1994.

12. Ткаченко Т.А. Если ребенок плохо говорит. – СПб., 1997.

13. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. – СПб: Детсво-пресс, 2000.

14. Филичева Т.Б., Каше Г.А. Дидактический материал по развитию речи у детей дошкольного возраста. – М., 1989.

15. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Учись говорить правильно. – М., 1993.

16. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. – М., 1999.

17. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Формирование звукопроизношения у дошкольников. – М., 1993.

18. Филичева Т.Б., Чиркина Г.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. – М.: Просвещение, 1987.

19. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М., 1981.

20. Хватцев М.Е. Логопедия. – М., 1958.

21. Эльконин Д.Б., Журова Л.Е. К вопросу о формировании фонематического восприятия\ у детей дошкольного возраста// Сенсорное восприятие дошкольников/Под ред. Запорожца, А.П.Усовой. – М., 1963. С.213-227.

Дополнительная литература

1. Гаркуша Ю.Ф. Система коррекционных занятий воспитателя в детском саду для детей с нарушениями речи. – М., 1992.

2. Глинка Г.А. Буду говорить, читать, писать правильно. – СПб, 1996.

3. Практикум по дошкольной логопедии/Под ред. В.И. Селиверстова. – М., 1988.

4. Эльконин Д.Б. Как учить детей читать. – М., 1976.

План проведение занятия

1. Основные положения коррекционной работы.

2. Этапы формирования фонематического слуха у дошкольников с ФФН. Развитие умения различать неречевые звуки.

3. Формирование способности различать звуки по силе, высоте, тембру. Приёмы логопедической работы.

4. Различение слов, близких по звучанию. Приёмы логопедической работы.

5. Дифференциация слогов. Приёмы логопедической работы.

6. Дифференциация фонем. Приёмы логопедической работы.

7. Последовательность формирования различных операций фонематического анализа и синтеза.

8. Формирование операций анализа и синтеза у дошкольников с речевыми нарушениями на предметном уровне.

9. Методика, приемы работы по развитию элементарных операций фонематического анализа.

10. Методика, приемы работы по развитию сложных форм фонематического анализа.

11. Последовательность работы по овладению дошкольниками навыками слого-звуко-буквенным анализом.

 

Задания для самостоятельной работы.

1. Конспектирование литературы.

2. Составить перспективные планы занятий с группой детей с ФФН.

3. Составить индивидуальные планы занятий с детьми с ФФН.

Рекомендуемая литература:

1. Бородич А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М., 1984.

2. Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. – М., 1997.

3. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1985.

4. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. – М.. 1985.

5. Каше Г.А., Филичева Т.Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи. – М., 1978.

6. Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи (в подготовительной к школе группе). – М.: Просвещение, 1978.

7. Проект программы воспитания и обучения детей с ФФН (седьмой год жизни). – М.: Просвещение, 1986.

8. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. – СПб: Детсво-пресс, 2000.

9. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. – М., 1999.

10. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Формирование звукопроизношения у дошкольников. – М., 1993.

11. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. – М., 1989.

12. Филичева Т.Б., Чиркина Г.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. – М.: Просвещение, 1987.

13. Филичева Т.Б., Чиркина Г.А. Программа обучения и воспитания детей с ФФН (старшая группа детского сада). – М., 1993.

14. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М., 1981.

15. Хватцев М.Е. Логопедия. – М., 1958.

16. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. – М., 1958.

17. Эльконин Д.Б., Журова Л.Е. К вопросу о формировании фонематического восприятия\ у детей дошкольного возраста// Сенсорное восприятие дошкольников/Под ред. Запорожца, А.П.Усовой. – М., 1963. С.213-227.

Дополнительная литература

1. Гаркуша Ю.Ф. Система коррекционных занятий воспитателя в детском саду для детей с нарушениями речи. – М., 1992.

2. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН. – М., 1998.

3. Практикум по дошкольной логопедии/Под ред. В.И. Селиверстова. – М., 1988.

4. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М., 1983.

План проведение занятия

 

1. Структура и содержание "Программы обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи" в старшей группе.

2. Задачи каждого периода обучения в старшей группе.

3. Структура и содержание "Программы обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи" в подготовительной группе.

4. Задачи каждого периода обучения в подготовительной группе.

5. Использование программы воспитания и обучения в детском саду в целях коррекционно-педагогического воздействия на детей с ФФН.

6. Логопедическая ритмика как средство коррекционного воздействия в системе работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития.

 

Задания для самостоятельной работы.

1. Конспектирование литературы.

2. Составить таблицу «Сравнение программ обучения детей с ФФН».

3. Составить конспект логоритмического занятия для группы детей с ФФН.

Рекомендуемая литература:

1. Бородич А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М., 1984.

2. Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. – М., 1997.

3. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. – М.. 1985.

4. Каше Г.А., Филичева Т.Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи. – М., 1978.

5. Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи (в подготовительной к школе группе). – М.: Просвещение, 1978.

6. Проект программы воспитания и обучения детей с ФФН (седьмой год жизни). – М.: Просвещение, 1986.

7. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. – М., 1999.

8. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Формирование звукопроизношения у дошкольников. – М., 1993.

9. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. – М., 1989.

10. Филичева Т.Б., Чиркина Г.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. – М.: Просвещение, 1987.

11. Филичева Т.Б., Чиркина Г.А. Программа обучения и воспитания детей с ФФН (старшая группа детского сада). – М., 1993.

Дополнительная литература

1. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН. – М., 1998.

2. Практикум по дошкольной логопедии/Под ред. В.И. Селиверстова. – М., 1988.

План проведение занятия

1. Подготовка и обучение грамоте в системе коррекционной работы. Разнообразиеподходов к содержанию работы по обучению грамоте детей, имеющих аномалии развития.

2. Общие и специфические тенденции в подходах к обучению грамоте детей с нормальной и нарушенной речевой деятельностью.

3. Задачи и содержание работы по подготовке детей с ФФН к обучению грамоте.

4. Соответствие между коррекцией речевого дефекта и обучением чтению и письму.

5. Специфические особенности усвоения детьми с ФФН предлагаемого материала.

6. Методические приёмы, обеспечивающие успешное овладение детьми навыками чтения и письма наряду с коррекцией речевых дефектов. Содержание знаний, умений и навыков на разных этапах обучения.

7. Задачи подготовительного периода.

8. Особенности введения буквенных обозначений звуков. Особенности букварного периода.

 

Задания для самостоятельной работы.

1. Составление и анализ конспектов занятий по обучению грамоте.

2. Конспектирование литературы.

3. Составление таблицы «Сравнительный анализ методик обучения грамоте».

Рекомендуемая литература:

1. Бородич А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М., 1984.

2. Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. – М., 1997.

3. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1985.

4. Журова Л.Е. Обучение грамоте в детском саду. – М., 1978. С.10-16, 21-52, 86-113.

5. Игры в логопедической работе с детьми/Под ред. В.И.Селиверстова. – М., 1987. Вып.2.

6. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. – М.. 1985.

7. Каше Г.А., Филичева Т.Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи. – М., 1978.

8. Ковшиков В.А. Исправление нарушений различения звуков. Методы и дидактические материалы. – СПб., 1995.

9. Коноваленко В.В. Коррекционная работа воспитателя в подготовительной логопедической группе (для детей ФФН). – М., 1998.

10. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (Коррекция стертой дизартрии): Учебное пособие. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена: Изд-во «Союз», 2001. – 191 с.

11. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М., 1992.

12. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб.пособие для студ. сред. пед.учеб.заведений/Т.В.Волосовец, Н.В.Горина, Н.И.Зверева и др.; Под ред. Т.В.Волосовец. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 200с.

13. Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи (в подготовительной к школе группе). – М.: Просвещение, 1978.

14. Проект программы воспитания и обучения детей с ФФН (седьмой год жизни). – М.: Просвещение, 1986.

15. Ткаченко Т.А. Если ребенок плохо говорит. – СПб., 1997.

16. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. – СПб: Детсво-пресс, 2000.

17. Филичева Т.Б., Каше Г.А. Дидактический материал по развитию речи у детей дошкольного возраста. – М., 1989.

18. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Учись говорить правильно. – М., 1993.

19. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. – М., 1999.

20. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. – М., 1989.

21. Филичева Т.Б., Чиркина Г.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. – М.: Просвещение, 1987.

22. Филичева Т.Б., Чиркина Г.А. Программа обучения и воспитания детей с ФФН (старшая группа детского сада). – М., 1993.

23. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М., 1981.

24. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. – М., 1958.

План проведение занятия

1. Теоретическое обоснование общего недоразвития речи (ОНР).

2. Клинические виды ОНР. Этиология. Периодизация ОНР.

3. Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР.

4. Характеристика речевых симптомов:

· нарушения звукопроизношения,

· нарушения фонематического слуха,

· недоразвитие грамматического строя речи,

· недоразвитие связной речи,

· вторичные нарушения письменной речи.

5. Характеристика неречевых симптомов:

· неврологические нарушения,

· психопатологические нарушения.

6. Дифференциальная диагностика ОНР со сходными нарушениями:

· ОНР и нарушения слуха.

· ОНР и ранний детский аутизм.

· ОНР и олигофрения.

 

Задания для самостоятельной работы.

1. Составить схему «Структура дефекта у детей с ОНР».

2. Составить таблицу «Сходные и отличительные признаки ОНР и сходных состояний».

3. Конспектирование литературы.

 

Рекомендуемая литература:

1. Волкова Л.С. и др. Логопедия. – М.: Просвещение, 1995.

2. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1985.

3. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. – М.. 1985.

4. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. – М.: Просвещение, 1968.

5. Логопедия/Под ред. Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской. – М., 1998.

6. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М., 1992.

7. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб.пособие для студ. сред. пед.учеб.заведений/Т.В.Волосовец, Н.В.Горина, Н.И.Зверева и др.; Под ред. Т.В.Волосовец. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 200с.

8. Основы теории и практики логопедии/Под ред. Р.Е. Левиной. – М., 1968.

9. Правдина О.В. Логопедия. – М., 1973.

10. Ткаченко Т.А. Если ребенок плохо говорит. – СПб., 1997.

11. Федоренко Л.П., Фомичева Н.А. и др. Методика развития речи детей дошкольного возраста. -–М., 1984.

12. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. – М., 1989.

13. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. – М., 1989.

14. Филичева Т.Б., Чиркина Г.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. – М.: Просвещение, 1987.

15. Хватцев М.Е. Логопедия. – М., 1958.

16. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. – М., 1958.

 

План проведение занятия

1. Характеристика основных принципов коррекционной работы:

· принцип раннего воздействия на речевую деятельность с целью предупреждения вторичных отклонений;

· онтогенетический принцип (учёт закономерностей развития детской речи в норме);

· принцип системности в работе;

· принцип дифференцированного подхода в логопедической работе к детям с ОНР, имеющим различную структуру речевого нарушения;

· принцип связи речи с другими сторонами психического развития.

2. Основные направления логопедической работы:

· развитие высших психических функций;

· развитие общей, мелкой, артикуляторной моторики;

· развитие импрессивной стороны речи;

· развитие фонематического слуха (восприятия, представлений, анализа и синтеза);

· развитие экспрессивной стороны речи: коррекция грамматического строя речи, развитие лексической подсистемы языка, коррекция звукопроизношения, коррекция нарушений слоговой структуры слова, развитие связной речи;

· подготовка к обучению грамоте.

3. Содержание этапов формирования речи при её недоразвитии.

 

Задания для самостоятельной работы.

1. Составить перспективное планирование на I период первого года обучения (второго года обучения) детей с ОНР.

2. Составить индивидуальные планы работы с дошкольниками с ОНР.

3. Составить таблицу «особенности логопедической работы при I, II, III и IV уровне ОНР».

4. Составить конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка.

5. Составить конспект логопедического занятия по развитию связной речи.

6. Составить конспект логопедического занятия по формированию произношения.

 

Рекомендуемая литература:

1. Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. – М., 1997.

2. Игры в логопедической работе с детьми/Под ред. В.И.Селиверстова. – М., 1987. Вып.2.

3. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. – М.. 1985.

4. Ковшиков В.А. Исправление нарушений различения звуков. Методы и дидактические материалы. – СПб., 1995.

5. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (Коррекция стертой дизартрии): Учебное пособие. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена: Изд-во «Союз», 2001. – 191 с.

6. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М., 1992.

7. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб.пособие для студ. сред. пед.учеб.заведений/Т.В.Волосовец, Н.В.Горина, Н.И.Зверева и др.; Под ред. Т.В.Волосовец. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 200с..

8. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. – М.: ВЛАДОС, 1994.

9. Ткаченко Т.А. Если ребенок плохо говорит. – СПб., 1997.

10. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. – СПб: Детсво-пресс, 2000.

11. Федоренко Л.П., Фомичева Н.А. и др. Методика развития речи детей дошкольного возраста. -–М., 1984.

12. Филичева Т.Б., Каше Г.А. Дидактический материал по развитию речи у детей дошкольного возраста. – М., 1989.

13. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Учись говорить правильно. – М., 1993.

14. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Формирование звукопроизношения у дошкольников. – М., 1993.

15. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. – М., 1989.

16. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. – М., 1989.

17. Филичева Т.Б., Чиркина Г.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. – М.: Просвещение, 1987.

18. Филичева Т.Б., Чиркина Г.А. Программа обучения и воспитания детей с ФФН (старшая группа детского сада). – М., 1993.

19. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М., 1981.

20. Хватцев М.Е. Логопедия. – М., 1958.

21. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. – М., 1958.

22. Эльконин Д.Б., Журова Л.Е. К вопросу о формировании фонематического восприятия\ у детей дошкольного возраста// Сенсорное восприятие дошкольников/Под ред. Запорожца, А.П.Усовой. – М., 1963. С.213-227.

Дополнительная литература

1. Глинка Г.А. Буду говорить, читать, писать правильно. – СПб, 1996.

2. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН. – М., 1998.

3. Лалаева Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников. – М.: Просвещение, 1983.

4. Практикум по дошкольной логопедии/Под ред. В.И. Селиверстова. – М., 1988.

5. Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. – М., 1991.

6. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М., 1983

План проведение занятия

Структура, содержание программ.

Основные задачи занятий по формированию лексико-грамматических средств.

Основные задачи занятий по формированию произносительной стороны речи.

Планирование фронтальных занятий по формированию лексико-грамматических средств языка.

Планирование фронтальных занятий по формированию произношения.

Структура, содержание логопедического занятия.

Критерии анализа логопедического занятия.

 

Задания для самостоятельной работы.

1. Составить таблицу «Сравнение программ обучения и воспитания детей с ОНР».

2. Проанализировать конспекты логопедических занятий, определив период обучения, комплексность поставленных задач.

Рекомендуемая литература:

1. Волкова Л.С. и др. Логопедия. – М.: Просвещение, 1995.

2. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1985.

3. Игры в логопедической работе с детьми/Под ред. В.И.Селиверстова. – М., 1987. Вып.2.

4. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. – М.. 1985.

5. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. – М.: Просвещение, 1968.

6. Логопедия/Под ред. Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской. – М., 1998.

7. Логопедия/Под ред. Л.С.Волковой. – М., 1989.

8. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (Коррекция стертой дизартрии): Учебное пособие. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена: Изд-во «Союз», 2001. – 191 с.

9. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М., 1992.

10. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб.пособие для студ. сред. пед.учеб.заведений/Т.В.Волосовец, Н.В.Горина, Н.И.Зверева и др.; Под ред. Т.В.Волосовец. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 200с.

11. Основы теории и практики логопедии/Под ред. Р.Е. Левиной. – М., 1968.

12. Правдина О.В. Логопедия. – М., 1973.

13. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. – М.: ВЛАДОС, 1994.

14. Ткаченко Т.А. Если ребенок плохо говорит. – СПб., 1997.

15. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. – СПб: Детсво-пресс, 2000.

16. Федоренко Л.П., Фомичева Н.А. и др. Методика развития речи детей дошкольного возраста. -–М., 1984.

17. Филичева Т.Б., Каше Г.А. Дидактический материал по развитию речи у детей дошкольного возраста. – М., 1989.

18. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Учись говорить правильно. – М., 1993.

19. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Формирование звукопроизношения у дошкольников. – М., 1993.

20. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. – М., 1989.

21. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. – М., 1989.

22. Филичева Т.Б., Чир





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.208.73.179 (0.068 с.)