Исследование группы как субъекта деятельности и субъекта общения в работах Л. И. Уманского и его учеников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исследование группы как субъекта деятельности и субъекта общения в работах Л. И. Уманского и его учеников



 

Печатается по изданию: Чернышев А.С. Исследование группы как субъекта деятельности и субъекта общения в работах Л.И. Уманского и его учеников // Социально-психологические аспекты оптимизации жизнедеятельности молодежных групп в изменяющихся социально-экономических условиях. - Курск: Изд-во КГПУ, 2000. - С. 6-15.

Чернышев Алексей Сергеевич, доктор психологических наук, профессор, специалист в области социальной психологии.

 

В 1960-е годы сложился сплоченный научный коллектив, объединивший сотрудников кафедры психологии, аспирантов, директоров школ, учителей и воспитателей, научным и административным руководителем которого стал ученик Б.М.Теплова Л.И.Уманский. Так сложилась курская научная школа, избравшая главным принципом следующее: обучение и воспитание личности школьника (и студента) должно осуществляться через его активное включение в жизнь группы, т.е. в ее систему отношений и совместную деятельность.

Определились и характерные признаки школы проф. Л.И.Уманского, вытекающие из особенностей ее научно-исследовательской и практической деятельности.

Во-первых, научные исследования велись в тесной связи с потребностями педагогической практики следующего содержания: подготовка молодежных лидеров, будущих учителей и классных руководителей, консультационная работа с родителями школьников, социально-психологическая помощь школьникам и т.д. В основу этой деятельности положен комплексный подход, поэтому психологи работают совместно с педагогами, методистами и организаторами практической работы. Кроме научных результатов, имелись достижения в подготовке учебных и методических материалов с практической ориентацией. В качестве примеров можно привести некоторые работы: "Социально-психологические аспекты работы классного руководителя" (1981); "Методические рекомендации к проведению бесед с учащимися и родителями" (1980); "Материалы по изучению подготовленности учащихся к выбору профессии (для студентов-практикантов)" (1980); "Кабинет профориентации в школе" (1980); "Организация психологической службы в школе" (1991) и др. То есть доведение научного результата до его практического воплощения - характерный признак школы.

Во-вторых, данную школу характеризует то, что исследования выполняются, в основном, с помощью организации естественного социально-педагогического эксперимента, который, как известно, чрезвычайно трудоемок, поэтому применяется не так часто. Практически этот признак проявляется в организации регулярно действующего лагеря молодежного актива, в котором прошли подготовку многие тысячи молодежных лидеров из числа школьников, учащихся ПТУ, студентов, правонарушителей и др. Результаты этого направления работы получили обобщение в монографии А.С.Чернышева "Психологические основы диагностики и формирования личности и коллектива школьников" (1980).

В-третьих, курская школа очень известна разработками аппаратурных методик социально-психологической диагностики группы, получивших широкое распространение в практике исследовательской и практической работы. Имеются в виду такие аппаратурные методики, как "групповой сенсомоторный интегратор", "Арка", "Эстакада" и их многочисленные модификации, разработанные как Л.И.Уманским и А.С.Чернышевым, так и их учениками. То есть лабораторный эксперимент принципиально дополняет естественный - это характерно для курской школы. Научные работы, посвященные возможностям применения лабораторного эксперимента в социально-психологических исследованиях группы, стали востребованными для современной социальной психологии.

На основе вышеуказанного подхода получены новые научные данные относительно субъектности группы в деятельности, общении и отношениях.

Особо следует отметить концептуальные теоретические положения о поэтапном развитии группы, ее организованности и формах совместной деятельности. В этой связи А.И.Донцов отмечает, что структура группы, согласно Л.И.Уманскому, образована тремя блоками подструктур: общественным блоком, включающим параметры "направленность", "организованность" и "подготовленность", отражающие соответственно идеологическую, управленческую и профессионально-деловую сферы групповой жизнедеятельности; "личностным" проявлением выступает второй блок, включающий подструктуры - интеллектуальную, эмоциональную и волевую коммуникативность; и, наконец, третий блок отражает такие субъектные качества группы, как интегративность, микроклимат, референтность, лидерство, интра- и - интергрупповую активность.

Важнейшей психологической структурой, определяющей все другие подструктуры, - является направленность группы, которая выступает "своеобразным" идеологическим потенциалом группы, фиксируя социальную ценность принятых группой идей, мотивов деятельности, ценностных ориентаций и норм.

Социально-психологическим механизмом актуализации содержания направленности выступает организованность группы как проявление субъектности группы в жизнедеятельности.

Организованность понимается как способность к эффективному самоуправлению.

Проявляется организованность в способности коллектива самостоятельно создавать организацию в ситуации неопределенности, а также сочетать разнообразие мнений и форм инициативного поведения с устойчивым единством действий его учеников.

Уровень организованности влияет на характер взаимосвязи группы и внешней среды: чем выше организованность, тем меньше зависимость группы от влияния среды, зато повышается влияние группы на среду.

В высокоорганизованных группах актуализируется полнота отражения возможностей индивидов и адекватность их оценки людьми друг друга, что во многом определяет характер их взаимодействия и эффективность совместной деятельности.

Большой цикл экспериментальных исследований, выполненных с использованием специально сконструированной оригинальной аппаратуры, позволил А.С.Чернышеву прийти к заключению, что организованность коллектива представляет интегральную характеристику, синтезирующую основные организационные свойства группы: направленность деятельности, единство действий, наличие самоуправляемости, лидерство, общность межгрупповых отношений и стрессоустойчивость.

Параметр "подготовленность" оценивается как уровень знаний, умений, навыков и опыта, требуемых от каждой личности и группы в целом для успешной реализации совместной деятельности.

Параметр "интеллектуальная коммуникативность", основанная на процессах восприятия и понимания человека человеком, исследовалась А.С.Крикуновым. Автор считает, что данный параметр реализуется в способности группы создавать оптимальные пути взаимоинформации в определении общих позиций, суждений, принятия групповых решений.

В ходе масштабных экспериментальных исследований А.Н.Лутошкиным феномена эмоциональной коммуникативности установлено, что данный параметр характеризует преобладающий эмоциональный настрой в группе и является значительным эмоциональным потенциалом, необходимым для жизнедеятельности группы.

Экспериментальное изучение Л.И.Акатовым волевого единства группы позволило автору выявить социально-психологические механизмы способности группы противостоять трудностям и препятствиям и проявить стрессоустойчивость в экстремальных ситуациях.

Важные данные получены Е.И.Тимощуком о структуре мотивации групповой деятельности. Поведение группы в стрессогенных ситуациях экспериментально исследовалось В.Я.Подорогой.

Социально-психологические потенциалы эффективности групповой деятельности, скрытые в явлении разновозрастного состава группы, изучались Е.И.Дымовым. Автор выявил ряд психологических механизмов влияния межвозрастного взаимодействия на личностное развитие участников группы.

Организующую роль речи лидера в условиях совместной деятельности с использованием моделей организации изучал Е.А.Шанин. Автором определены критерии оптимальной воздейственности речи организатора на групповую деятельность.

Монографическое изучение психологии групп трудных подростков провел И.С.Полонский, который описал специфические особенности направленности активности и лидерства в группах трудных подростков.

На основе обобщения вышеуказанных экспериментальных исследований определились специфические функции отдельных параметров (подструктур) в общей социально-психологической структуре группы.

Установлено, что подструктуры, образующие "общественный" и "личностный" блоки, иерархически организованы, функционально взаимосвязаны и проявляются через общие социально-психологические качества группы.

В плане детерминации - параметры "направленность", "организованность" и "подготовленность" группы определяются широкой социальной общностью, обществом в целом, а интеллектуальная, эмоциональная и волевая коммуникативность - образующими группу личностями.

Подструктуры "личностного" блока являются более подвижными, динамичными.

В полном объеме психологическая структура группы представляет собой модель того идеального случая, когда жизнедеятельность группы сильно и значимо функционирует во всех сферах одновременно.

Позиция субъектности группы во многом опосредуется уровнем ее развития. Здесь важным представляется концептуальное положение о поэтапном развитии группы. Решение проблемы поэтапного развития группы зависит от определения крайних точек континиума, в пределах которого совершается процесс развития. Допускается, что крайнюю верхнюю точку континиума занимает коллектив - реальная контактная группа, имеющая интегративное единство социально полезной направленности, организованности, подготовленности и психологической коммуникативности.

Т.е. коллектив - это группа, выполняющая социально ценную совместную деятельность и имеющая высокие показатели по всем параметрам (подструктурам).

Крайняя нижняя точка континиума - группа-конгломерат, т.е. группа ранее непосредственно не знакомых людей, собранных на одном пространстве и в одно время и общающихся поверхностно и ситуативно.

В континиуме от образования группы до ее социальной зрелости любая точка может обозначать место конкретной группы в процессе ее движения от "неколлектива" к коллективу.

Отсюда вытекает задача нахождения тех точек, которые характеризуют не столько количественные, сколько качественные изменения жизнедеятельности группы, происходящие в процессе формирования ее структуры.

Наиболее значимыми, поворотными точками развития группы являются группа-кооперация и группа-автономия как необходимые этапы формирования коллектива.

На этапе - "группа-кооперация" социальная общность отличается успешно действующей организационной структурой, высоким уровнем подготовленности и сотрудничества. Межличностные отношения, общение членов группы имеют сугубо деловой характер и подчинены достижению высокого результата совместной деятельности.

Для достижения уровня "группа-кооперация" необходимо пройти этапы (уровни) - номинальной группы и группы-ассоциации.

Статус "номинальной" означает приписывание группе извне "общего имени" и набор целей, видов деятельностей, способов работы и т.д.

В случае принятия заданных целей и способов работы группой происходит первичная межличностная интеграция, и группа становится группой-ассоциацией. С развитием внутригрупповой структуры она превращается в группу-кооперацию. В противном случае номинальная группа остается группой-конгломератом.

Узловым этапом в развитии группы является этап автономизации, характеризующийся высоким внутренним единством по всем подструктурам и общим качеством, за исключением интергрупповой активности. На этом этапе члены группы часто идентифицируют себя с ней, а само членство в группе становится личностной ценностью. Однако этот процесс может привести к гиперавтономизации, а в итоге - к изоляции группы от других групп данной социальной общности, замкнутости общих целей "на себе", т.е. превращению группы в корпорацию ("лжеколлектив").

Если же внутригрупповая интеграция не приводит к межгрупповой разобщенности, группа становится полноправной ячейкой более широкой общности, а через нее и общества в целом. Такая группа достигает высшего уровня социально-психологической зрелости и может называться коллективом.

В 80-90-е годы курские психологи в рамках государственной программы "Помощь" вели исследования по оценке психологических последствий Чернобыльской катастрофы и разработке основ социально-психологической помощи школьникам. В результате мониторинговых исследований (1994-99 гг.) были выявлены некоторые особенности личностного развития школьников и функционирования учебных коллективов в регионах Чернобыльского следа.

Решение проблемы социально-психологической помощи школьникам оказалось в определенной мере возможным в рамках методологических подходов С.Л.Рубинштейна, А.В.Брушлинского, К.А.Абульхановой, А.Л.Журавлева и др., раскрывающих роль субъекта: индивида и группы, а также совместной деятельности в становлении человека, его судьбы и жизнедеятельности. Плодотворными для решения Чернобыльских проблем оказались также идеи Л.И.Уманского и его учеников. В этой связи курские психологи разработали теоретические основы оптимизации жизнедеятельности подростков, юношей и студентов путем включения их на определенное время в развивающие социальные среды (РСС), которые создавались в рамках формирующего эксперимента.

По этой теме выполнен цикл теоретических и эмпирических исследований Чернышевым А.С. и новым поколением курских психологов: Луневым Ю.А., Сарычевым С.В., Лобковым Ю.Л., Елизаровым С.Г., Антопольской Т.А., Логвиновым И.Н., Сазоновой Н.П., Силаковым А.С., Ивановой Н.В., Нестеренко Н.А., Гулякиной В.В., Тимоновой Н.Е., Чернышевой О.В., Скобелевой Л.В. и др.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 342; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.114.125 (0.021 с.)