Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Аппаратурная методика для изучения социально-психологических свойств группы в условиях совместной деятельности

Поиск

 

Печатается по изданию: Чернышев А.С., Сарычев С.В., Лунев Ю.А., Гайдар К.М. Аппаратурная методика для изучения социально-психологических свойств группы в условиях совместной деятельности //Журнал практического психолога. - 1998. - №5. - С.23-31.

Сарычев Сергей Васильевич, канд.психол. наук, доцент каф. психологии КГПУ, специалист в области социальной психологии; Лунев Юрий Алексеевич, канд.психол. наук, доцент каф. психологии КГПУ, специалист в области социальной психологии; Гайдар Карина Марленовна, канд.психол. наук, доцент, зам. декана факультета философии и психологии ВГУ.

 

АППАРАТУРНЫЕ МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ГРУППЫ

Использование методов психологических исследований малых групп - актуальная проблема в работе практического психолога. Она обусловлена как потребностями практики, так и сложностью малой группы как объекта психологического исследования. При изучении групповых феноменов акцент традиционно делается на наблюдение и опросные методы. Применение аппаратурных методик (приборов-моделей) встречается гораздо реже. Их включение в арсенал методических приемов расширяет возможности психолога и создает перспективу изучения и моделирования сложных социально-психологических явлений, в частности, групповой совместной деятельности [3, 4, II]. Возможно использование приборов-моделей совместной деятельности как для диагностики, так и для социально-психологического тренинга групп.

Ф.Д. Горбовым разработаны требования к моделированию совместной деятельности группы, в соответствии с которыми была создана гомеостатическая методика: групповая деятельность должна быть проста; не требовать предварительной выработки специфических навыков; должна быть взаимосвязанной; деятельность и ее ход должны быть объективированными; оценка ее результатов должна производиться опосредованно, через приборы. Мы считаем, что экспериментальная модель должна соответствовать групповой деятельности, но не быть копией конкретного случая (то есть тренажером).

На основе положений, изложенных выше, Л.И. Уманским, его сотрудниками и учениками А.С. Чернышевым, Л.И. Акатовым, Е.И. Дымовым, А.С. Крикуновым, А.Н. Лутошкиным, В.Я. Подорогой, Е.И. Тимощуком, Е.А. Шаниным, Г.И. Якушевой, разработаны, апробированы и описаны приборы-модели групповой совместной деятельности: "Арка", "Групповой сенсомоторный интегратор" (ГСИ), "Волюнтограф", "Эстакада", "Групповой эргограф", "Стрессор", "Самоорганизация". Эти приборы позволяют в ситуации эксперимента актуализировать одновременно взаимоотношения и взаимодействие; стимулировать взаимовлияние индивидов; осуществлять как столкновение, таки гармонизацию личных и групповых мотивов; порождать мотив достижения успеха, преобладающий над мотивом избегания неудачи; получать подробную информацию о вкладе каждого индивида в общий результат.

Наиболее практичной (портативной, не требующей больших финансовых средств и т.д.) является аппаратурная методика "Арка". В течение 20-ти лет она успешно используется курскими психологами в полевых экспериментах, а последние 5 лет - при разработке социотехник, направленных на оказание психологической помощи "детям Чернобыля".

"Арка" - методика для изучения психологического настроя группы на совместную деятельность, сочетает эвристики с алгоритмическими способами решения задачи, реализует не только результат, но и сам процесс совместной деятельности, предполагает обратную связь, а значит, возможность активно влиять на этот процесс. "Арка" актуализирует процесс организации совместной деятельности и ее успешность. С ее помощью можно изучить влияние группового статуса на самочувствие членов группы, их общественную активность и гуманизацию межличностных отношений в группе. Кроме целей диагностики, она может использоваться для решения задач формирующего и психотерапевтического характера.

ОПИСАНИЕ ПРИБОРА МОДЕЛИ "АРКА"

Прибор представляет собой сборно-разборную конструкцию в виде арки(отсюда и название прибора). Состоит из основания, свода, составленного из 31 элемента ("кирпичика") и металлического крепежного обода с ключом (см.рис. 1.). Элементы ("кирпичики") изготовлены из пенопласта, пронумерованы и складываются только в строго определенном порядке. Например, "кирпичик" № 14 соединяется лишь с "кирпичиком" № 13 снизу и "кирпичиком" № 15 сверху. На одной рабочей поверхности каждого "кирпичика" находятся 2-4 отверстия, на другой - 2-4 "штырька", что обеспечивает механическое соединение элементов между собой.

Диаметры отверстий несколько больше диаметров "штырьков". Это снижает жесткость соединений и делает сборку "Арки" одним человеком практически невозможной, так как необходимо постоянно поддерживать правую и левую части "Арки" и вершину свода. "Кирпичики" № 9 и № 10 снизу не имеют "штырьков", они вкладываются в выемки на основании прибора. Собранную "Арку" необходимо закрепить. Для этого служит крепежный обод, который состоит из двух металлических полос. Каждая полоса в нижней своей части неподвижно прикреплена к основанию, а в верхней заканчивается изгибом ("ушком"). Когда все элементы соединены, необходимо обтянуть всю конструкцию ободом так, чтобы над сводом соединились "ушки" правой и левой частей обода. Приложенные друг к другу "ушки" закрепляются ключом -металлической пластиной с вырезом. Задача считается выполненной, когда испытуемая группа соединит все элементы, закрепит собранную "Арку" ободом и замкнет ключом. "Арка" предназначена для предъявления экспериментальной групповой задачи, требующей дружного, согласованного практического действия группы людей в составе от 2 до 20 человек. Достаточно широк и возрастной диапазон применения прибора: от групп дошкольников до студенческих коллективов и групп специалистов.

 

Рис. 1.

 

 

ПРОЦЕДУРА РАБОТЫ С "АРКОЙ"

Исследуемой группе предъявляется инструкция, в которой объясняется устройство прибора, правила сборки, ставится задача. Психолог в ходе эксперимента дает оценку действий всей группы в целом, а также действиям отдельных лиц (особенно лидеров), сравнивает результаты действий данной группы с достижениями других групп, стремясь, тем не менее, предоставить ей большую самостоятельность.

Инструкция (один из вариантов).

1. Перед Вами сборно-разборная конструкция в виде арки. Она состоит из отдельных" кирпичиков", пронумерованных следующим образом: левая опора начинается "кирпичиком" с № 10 и заканчивается "кирпичикам" под № 20. Вершина свода начинается с №21 и заканчивается № 30, правая опора - с № 31 и заканчивается № 9 (над числом 9 стоит точка, чтобы не перепутать с 6). Каждый элемент имеет на одной стороне два "штырька", а на другой - два отверстия. Сочленение с помощью "штырьков" и отверстий возможно единственным способом только для двух соседних элементов согласно данной нумерации, иначе никаких два любых элемента соединить невозможно (иногда 1-я часть инструкции повторяется. "Арка" разбирается, "кирпичики" беспорядочно "перемешиваются" на столе экспериментатора).

2. Задача Вашей группы: собрать "Арку", действуя совершенно самостоятельно. Вы имеете право совещаться перед началом работы и в ходе ее; сами можете выбирать руководителя из участников своей группы и при необходимости заменять его. (В другом варианте инструкции этот момент опускается, если экспериментатору целесообразно самому назначить руководителя работы или изучить спонтанный характер выделения лидеров и т.д.) Разрешается разговаривать. давать друг другу советы, вносить предложения и т.д. Главное - собрать как можно быстрее и качественно (без падения частей конструкции) разобранную "Арку".

3. После доклада руководителя Вашей группы о готовности к работе я даю команду: "Внимание", чтобы Вы были полностью готовы к работе. По команде:"Начали" Вы начинаете выполнять задание, а я включаю секундомер. Когда сборка будет закончена, руководитель группы должен поднять руку и сказать: "Готово". По этой команде останавливается секундомер.

Сборка "Арки" настолько технически проста и в то же время своеобразна, что в этом процессе почти полностью нивелируются любые специальные технические умения и навыки (техническая подготовленность), кроме социально-психологической подготовленности (то есть согласованной, совместной работы группы как субъекта деятельности). Она дает возможность широко варьировать условия работы и изменять их в зависимости от задач исследования. Если сборка конструкции предлагается в виде игры, то мы имеем естественный эксперимент; если в виде специальной задачи, то она выступает в роли лабораторной методики. Для работы со стандартной "Аркой" в условиях лаборатории желательно иметь стол, а при использовании модифицированных процедур- два стола.

Для проведения опытов необходим секундомер. Кроме фиксации времени, затраченного группой на сборку "Арки", ведется протокольная запись процесса выполнения задачи, а в отдельных случаях применяется звукозапись и видео или киносъемка. Можно фиксировать следующие показатели:

- качественные показатели взаимодействия (сотрудничество, соперничество, конфликт);

-количественные и качественные характеристики ориентировки в предстоящей совместной деятельности;

- лидерство и его динамика;

- субъективная оценка членами группы результата работы с "Аркой";

- стиль взаимоотношений членов группы друг с другом.

Для получения более полной и достоверной информации о группе рекомендуется по окончании работы с "Аркой" провести опрос участников по следующим вопросам:

1. Удовлетворены ли вы работой на "Арке"? Чем это вызвано?

2. Какую из процедур (перечислить все проведенные процедуры) вы хотели бы повторить еще раз? Почему?

3. Какую из процедур (перечислить все проведенные процедуры) вы хотели бы исключить из испытания? Почему?

4. Расскажите, как вы работаете.

5. Что нужно сделать, чтобы вы могли собирать "Арку" еще быстрее?

6. Какими качествами должна обладать команда, хорошо собирающая"Арку"?

7. Какие советы, рекомендации по сборке "Арки" вы могли бы дать другим командам (которые еще не собирали "Арку")?

8. Что является самым главным из того, что вы сейчас назвали?

9. Что нового вы вносите в свою работу при введении новой процедуры?

10. Бывает ли так, что вы помогаете друг другу в сборке "Арки"? Как это бывает и почему?

11. А бывает ли так, что вы мешаете друг другу в сборке "Арки"? Как это бывает и почему?

Как правило, сначала задача воспринимается группой как легкое задание, которое можно выполнить очень быстро (за 20-30 сек.), без особого напряжения. Однако в первой же пробе возникает много непредвиденных трудностей, вызванных тем, что не все члены группы сумели одновременно актуализировать свои чувства и волю и "соединить" их в единое групповое состояние высокого напряжения. Поэтому время выполнения задачи резко увеличивается: вместо предполагаемых 20-40 сек. возрастает до 2-3 мин. Если группа создает единое эмоционально-волевое состояние, близкое к спортивному азарту, она приближается к наилучшему результату - 20 сек.

Подобное наблюдается и при последовательном наращивании эмоционального фона групповой деятельности: от работы в условиях изоляции, затем в присутствии другой группы и, наконец, в условиях соревнования с ней. Соответственно время (у хорошо организованных групп) дважды улучшается, но при продолжении повторных испытаний начинает ухудшаться (то есть увеличивается), так как, видимо, наступает снижение коллективного настроя на деятельность.

Таким образом, "Арка" актуализирует такую характеристику групповой деятельности, как психологический настрой - способность группы создавать одномоментное напряжение эмоционально-волевых состояний индивидов, необходимое для энергичного начала и продолжения работы. Помимо этого "Арка" позволяет изучать некоторые другие групповые явления, в частности мотивацию совместной деятельности, а также определять лидеров-организаторов.

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ

Поскольку время решения экспериментальной задачи связано с характером согласования желаний, настроений, волевых актов и является довольно устойчивой величиной для данной группы, допускается, что оно косвенно отражает состояние психологического настроя группы на совместную деятельность. Принцип количественной оценки психологического настроя на совместную деятельность состоит в сравнении времени, затраченного на сборку реальной и идеальной (эталонной) группами. Эталонные группы (по 7-12 человек) формировались в наших исследованиях из числа наиболее организованных и мотивированных на задачу людей, имеющих хорошие дружеские связи между собой и с психологами-экспериментаторами. Формирование такой группы осуществлялось в течение 7-10 дней в ходе совместной вместе с психологами деятельности: игровой, трудовой, художественной и т.п. Затем она проходила испытание на"Арке". Время эталонной группы принималось за идеальное и обозначалось То. На основе изучения в реальных и экспериментальных ситуациях 187 групп дошкольников, школьников, студентов, насчитывающих в общей сложности2832 человека, была выведена эмпирическая формула и получена шкала оценки уровня психологического настроя группы на совместную деятельность:

 

 

L =

 

To

-----,

T

 

где L - коэффициент состояния психологического настроя;

То - постоянная величина для "Арки";

Т - время выполнения задачи изучаемой группой.

Величина L, согласно структуре эмпирической формулы, находится в интервале значений от 0,05 до 1,0 (0.05 <L< 1,0). Эталонное время выполнения задания в различных условиях приведено в таблице 1.

 

Таблица 1

Эталонное время выполнения процедур при работе с "Аркой"

 

Экспериментальная процедура

Время сек. (То)

Сборка "Арки" в обычных условиях

Сборка "Арки" с отсчетом времени, через 5 секунд

Сборка "Арки" при фиксации ведущей руки у всех членов группы

Сборка "Безымянной Арки"

Одновременная сборка двух "Арок"

Сборка одной "Арки" из смешанных элементов для двух "Арок"

Сборка "Арки" в условиях соревнования двух групп

Сборка "Арки" в особо мотивированных условиях ("на рекорд")

 

Шкала оценки психологического настроя приведена в таблице 2.

 

Таблица 2

Оценка психологического настроя группы

 

Значение коэффициента L

Уровень психологического настроя группы

0.05-0,24

низкий

0,25 - 0.40

средний

0,41 - 0,70

близкий к высокому

0,71-1,00

высокий

 

МОДИФИКАЦИЯ ПРОЦЕДУРЫ РАБОТЫ С "АРКОЙ"

С.В. Сарычевым и Ю.А. Луневым были разработаны модификации экспериментальных процедур работы с "Аркой". Суть первой группы модификаций заключалась в создании ситуаций организационной неопределенности, новизны и неожиданности: деятельность в особо мотивированных условиях ("на рекорд"); деятельность в условиях исключения или замены одного из членов группы, деятельность в условиях лимита времени ("отсчет времени").

В процедуре "на рекорд" перед группой ставится задача выполнить уже знакомую задачу (собрать "Арку") как можно быстрее. Экспериментатор сообщает о "рекордах" других групп. Как правило, это вызывает у испытуемых интерес, повышение активности.

Процедура с заменой или выведением одного человека вынуждает группу изменить взаимодействие и функциональные обязанности членов группы. Старый способ организации совместной деятельности не может быть применен.Дополнительные коллизии создают выведение или замена лидера-организатора. Один из вариантов этой модификации - лишение того или иного члена группы возможности активно участвовать в процессе совместной деятельности посредством надевания очков с непрозрачными стеклами. Если даже этот член группы будет участвовать в совместной деятельности, он сможет выполнять лишь ряд ограниченных функций под руководством других. В этом случае также потребуется внесение изменений в организацию взаимодействия.

Весьма остро, с большим напряжением воспринимается ситуация отсчета времени. Введение этого внешнего условия затрудняет взаимодействия, ведет, как правило, к увеличению числа ошибок, а в некоторых группах - к деструкции совместной деятельности.

"Безымянная Арка" является скорее модификацией самого прибора. От стандартной "Арки" отличается тем, что ее элементы ("кирпичики") не пронумерованы. Вследствие этого сборка "безымянной Арки" представляет организационную задачу большей трудности. Затруднения проистекают из-за того, что здесь нелегко упорядочить совместную деятельность, то есть создать конкретный сценарий с четкой последовательностью действий, жестко предусмотреть определенные функции для каждого члена группы.

Особенность следующей процедуры заключается в создании помех, трудностей в осуществлении совместной деятельности за счет фиксации у всех испытуемых одной руки (ведущей, обычно правой) при помощи ремня и осуществление операций с "Аркой" одной рукой. Дело в том, что многие операции с"Аркой" невозможно выполнить одной рукой: поставить собранный блок на основание, закрыть замок и т.п. Операции, которые обычно выполняет один человек, теперь должны выполнять двое или больше испытуемых. Это требует от них повысить уровень взаимодействия и взаимовлияния в группе.

Другая группа модифицированных процедур предполагает одновременное использование двух "Арок". Одна из процедур - одновременная сборка двух "Арок" одной группой. Внешне они выглядят абсолютно одинаковыми, полностью сходны их элементы. Однако элементы одной "Арки" к другой "Арке" не подходят, так как у них разное сочленение "штырьков" и отверстий на элементах. Сборка двух "Арок" заставляет искать резервы организации, требует более четкого распределения функций, более плотного взаимодействия.

Значительную трудность представляет сборка двух "Арок", разнесенных пространственно (на разных столах). Это требует по-иному организовать деятельность или дублировать ее. Интересную информацию можно получить, наблюдая, как будет происходить деление на микрогруппы, каким будет их состав, будут ли выделяться новые функциональные обязанности (какие и на каких основаниях), будет ли осуществляться взаимопомощь между микрогруппами.

Возможно задание, когда из элементов двух смешанных "Арок" необходимо собрать одну: экспериментатор забирает одно основание "Арки". В этом случае испытуемым необходимо в процессе сборки стыковать все элементы, а затем одну "Арку" отбросить.

Большие возможности дает использование "Арки" для изучения межгруппового взаимодействия. На первом этапе две группы работают в разных помещениях, то есть в условиях заочного межгруппового соревнования. Вариант инструкции может быть следующим: "Результат, показанный вашей группой, будет сравниваться с результатами других групп (отрядов, команд, классов, бригад и т.д.)".

На втором этапе обе группы собираются в одном помещении. Экспериментатор представляет их друг другу и знакомит с результатами, показанными каждой группой на предыдущем этапе. Затем он объявляет очное соревнование между ними. Напряжение, возникающее в ходе такого соревнования, повышение взаимного влияния членов группы друг на друга, усложнение условий принятия решений и выполнения экспериментальной задачи способствует раскрытию глубинных групповых процессов.

Самым "чувствительным" индикатором характера межгруппового взаимодействия является одновременная сборка "Арок" двумя группами на одном столе при смешении элементов конструкции. В диагностическом плане очень важным является фиксирование показателей подготовительного этапа сборки: пространственное расположение за столом членов группы; тип распределения разбросанных на столе элементов конструкции (наличие или отсутствие стремления к равному распределению "кирпичиков" по поверхности стола между соревнующимися сторонами).

Необходимо тщательно регистрировать характеристики ориентировочной деятельности членов групп: ориентируются ли они только на свою группу или есть желание согласовывать свои действия с действиями соперников; предлагается ли им взаимопомощь; кто из членов группы руководит ее действиями.

Второй этап исследования направлен на изучение особенностей межгрупповых отношений в условиях совместной деятельности. Они складываются с момента встречи двух групп в одной комнате. Доброжелательность испытуемых, предложение о взаимопомощи, передача элементов и собранных блоков другой группе из рук в руки - все это свидетельствует о межгрупповом сотрудничестве. И, наоборот, высокомерные фразы, насмешки (особенно, когда другая группа терпит неудачу), нежелание передавать элементы другой группе или передача их только бросанием "на чужую территорию", разрушение ранее собранных блоков, захват большего, чем у соперника числа элементов с целью создания собственного "банка" служат проявлениями конфронтации в межгрупповом взаимодействии.

Третий этап экспериментальной процедуры - оценивание испытуемыми успешной групповой деятельности с помощью специально разработанных приемов (шкал) и беседы с каждой группой в отдельности. На этом этапе экспериментатор уточняет информацию, полученную в ходе предыдущих испытаний, а также выявляет скрытые от наблюдения элементы межгрупповых отношений.

Из описанных экспериментальных процедур, моделирующих напряженные ситуации, ситуации межгруппового взаимодействия, возможно конструирование различных программ лабораторного эксперимента в зависимости от конкретных задач исследования.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ КОМПЛЕКСНОГО ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДИКИ "АРКА"

Мы убедились на практике, что в конструировании такого рода программ должен быть соблюден ряд требований.

Начинать блок процедур необходимо со сборки "Арки" в обычных условиях. Это важно как своего рода измерение фона. Именно относительно данной процедуры все модифицированные создают ситуацию организационной неопределенности, напряженности, новизны.

1. Процедуру "работа в особо мотивированных условиях" ("на рекорд") целесообразно ставить в конце блока процедур.

2. Группа модифицированных процедур с двумя "Арками", в том числе и межгрупповое соревнование, должна входить в программу как нечто единое.

3. Для большей достоверности эксперимента рекомендуется повторить каждую из процедур не менее двух-трех раз, а процедуру "на рекорд" - не менее пяти раз.

4. Длительность лабораторного эксперимента с применением "Арки" не должна превышать полутора часов.

 

 

А.С. Чернышев

Л. И. УМАНСКИЙ - ОРГАНИЗАТОР ПЕРВОГО В СТРАНЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЦЕНТРА ПО ПОДГОТОВКЕ МОЛОДЕЖНЫХ ЛИДЕРОВ

Печатается по изданию: Чернышев А.С. Л.И. Уманский - организатор первого в стране психологического центра по подготовке молодежных лидеров // Ярославский педагогический вестник, № 1 за 2002 г. - Ярославль, 2002. - С. 190-191.

Чернышев Алексей Сергеевич, доктор психологических наук, профессор, специалист в области социальной психологии.

 

40 лет назад впервые в СССР в Курской области известным ученым-психологом Л.И. Уманским и его учениками был создан "Комсорг", который воспитал более 30 тысяч способных руководителей для различных сфер народного хозяйства.

"Комсорг" стал центром личностного развития молодежи, "островком детского счастья", "восьмым чудом света", по меткому выражению комсорговцев всех поколений. 29 октября 2001 года исполнилось бы 80 лет его основателю - нашему земляку, участнику Великой Отечественной войны, доктору психологических наук, профессору, лауреату премии Ленинского комсомола - Льву Ильичу Уманскому.

Л.И.Уманский после демобилизации из армии поступил в Курский пединститут на исторический факультет, а затем был оставлен преподавателем кафедры педагогики и психологии.

Молодой ученый в равной мере был предан науке и детям, которым сполна отдавал свое горячее сердце. В отпускное время Лев Ильич, несмотря на солидный возраст (более 30 лет), каждый год работал в пионерских лагерях и считался лучшим воспитателем области.

Особенно был велик его авторитет как мастера обеспечивать интересную жизнь в пионерских лагерях. Студенты мечтали на период летней практики попасть в тот лагерь, где старшим воспитателем был психолог Л.И. Уманский. И не только студенты. В одной команде с Л.И. Уманским много лет подряд выезжали преподаватели разных кафедр различных факультетов: физик Б.В. Тарасов, географ Р. В. Кабанова, филолог Б.Н. Баланенко, педагог Л.Ф. Спирин. Этот дружный научный коллектив преподавателей вуза вместе со студентами, учителями, пионервожатыми и другими работниками создали образцовый пионерский лагерь имени Веры Терещенко (героини-партизанки, курянки, казненной фашистами). Лагерь славился необычайно многоплановой, содержательной жизнью, заметным психологическим ростом детей, развитием их творчества и т.д. Начальником лагеря, конечно, был Л.И. Уманский.

Опыт их деятельности был обобщен в прекрасной книге (Баланенко Б., Кабанова Р., Спирин Л., Уманский Л. Пионерский лагерь имени Веры Терещенко. Курск, 1960. 125 с.), которая по праву считается одной из лучших работ данного жанра.

По сути, этот лагерь был прототипом "Комсорга".

К 1961 году Л.И. Уманский фактически подготовил докторскую диссертацию по проблеме организаторских способностей, но первое же ее обсуждение в Институте общей, возрастной и педагогической психологии (Москва) в лаборатории В.А. Крутецкого вызвало ряд трудностей в связи со статусом самого понятия - "организаторские способности", которые якобы не входили в разряд классических способностей.

Преодоление трудностей решалось через предложение В.А. Крутецкого: экспериментально проверить гипотезу на молодежных лидерах, таковыми в то время были комсомольские организаторы - комсорги.

Предстояла задача неимоверной трудности - вне обычных нормативных документов и традиций создать молодежный центр только в одной области и вести в нем формирующий эксперимент. По счастью, в 1961 г. преподаватель кафедры физкультуры А.И. Бурцева организовала на одной из летних площадок г, Курска лагерную смену для старшеклассников и пригласила туда воспитателем Л.И. Уманского. Это уже был первый "Комсорг", а с 1962 г. инициатива по развитию лагеря полностью переходит в руки Л.И. Уманского.

Для создания научного обеспечения в лагере Л.И. Уманский в 1964 году открывает аспирантуру и создает группу аспирантов-психологов для работы в "Комсорге" в составе А.С. Чернышева и В.А. Миргорода, а также соискателей - И.А. Бессмертнова, А.Н. Гонтаренко и педагога-музыканта В.П. Ситникова.

Следует отметить роль военного опыта создателей "Комсорга" в становлении традиций и духа "Комсорга": Л.И. Уманский - в прошлом военный летчик, офицер, А.С. Чернышев - офицер-артиллерист, В.А. Миргород - военный моряк, штурман дальнего плавания, офицер, В.П. Ситников - радист, ст. сержант, А.Н. Гонтаренко и И.А. Бессмертнов - тоже офицеры запаса.

И не случайно эстетика "военного быта" (марш-парады, строй, речевки, форма одежды, знамя и т.д.) прочно вошла в арсенал технологий центра. Первая команда Л.И. Уманского была по-военному собрана, организована, способна к преодолению трудностей. Иначе тогда (да и сейчас) было невозможно создать необыкновенную социальную организацию. Под стать "старшим" была собрана и группа студентов: П. Степашов - делегат XVII съезда ВЛКСМ, Л. Хорошавина - чемпион области по легкой атлетике, С. Фейгинов - спортсмен-разрядник, М. Рожков -инициативный и творческий студент-физматовец, В. Немченко - перворазрядник по легкой атлетике, А. Макарова - отличный организатор, соратник Льва Ильича по пионерским лагерям, Л. Сидорова - отличница учебы, А. Уманский и др.

В июле 1965 г. прошла первая полноценная смена лагеря "Комсорг" в с. Верхний Любаж Курской области, прошла не просто успешно, а блестяще. Курировал "Комсорг" от обкома ВЛКСМ инструктор Е.И. Дымов. Так сложился уникальный, первый в СССР Центр по подготовке молодежных лидеров, "лицо" которого до настоящего дня мало изменилось: имеются в виду дул, традиции, законы "Комсорга". Таким образом, уже в 1965 году удалось открыть те фундаментальные социально-психологические законы Центра, которые обеспечили ему долголетие (В 2001 году в Курске торжественно отмечали 40-летие "Комсорга").

Позже в "Комсорг" пришли аспиранты Льва Ильича А.Н. Лутошкин, Е.А. Шанин, Л.И.Акатов, Е.И. Дымов, Е.И. Тимощук, А.С. Крикунов, В.Я. Подорога, Г.И. Якушева, которые дали "Комсоргу" второе дыхание, позволяющее ему жить до сих пор. Новое руководство - С.П. Маркова и ее команда (Ю.А. Лунев, А.В. Корнев, С.В. Сарычев, Ю.Л. Лобков, С.Г. Елизаров, Т.А. Антопольская, А.А. Кириченко. В.В.Юркин, А.В.Ярыгин, И.О. Носаев и др.) внесли в Центр немало творческого начала, обеспечили ему "плавучесть и непотопляемость", но главная их заслуга в том, что они сохранили дух "Комсорга", его первозданность.

В настоящее время "Комсорг" официально зарегистрирован в государственной программе "Отдых и развитие детей и подростков сегодня".

Даже относительно небольшое время пребывания в "социальном оазисе" благотворно отразилось на судьбе и воспитанников и психологов-воспитателей (по оценке самих участников). Так, из 32 тысяч школьников, прошедших "Комсорг", свыше 15 тысяч стали известными в регионе и за его пределами крупными специалистами и организаторами различных отраслей народного хозяйства.

Стало хорошей традицией приглашать в "Комсорг" для участия в совместных научных исследованиях представителей разных научных школ. В 1990 году был проведен комплексный эксперимент с участием сотрудников НИИ психологии Министерства народного образования Украины - О.Б. Белецкой, И.М. Турчаниновой, Э.И. Дранищевой и доктором философии из США Сью Харрис, представителем психоаналитической ориентации.

Школа лидеров стала притягательной ценностью для учащейся молодежи области. Так, в результате опроса общественного мнения в связи с 40-летием Центра проявилось признание положительной роли Центра в социальном продвижении его воспитанников. В частности, давались такие, например, оценки: "У каждого человека в жизни есть то, что в большей или меньшей мере определяет его жизненных стержень. Знаю, что для многих -это областной лагерь подготовки молодежных лидеров".

Примерно такое же мнение сложилось и у нашего американского коллеги - Сью Харрис. "Я видела, как идет развитие у детей чувства независимости и рождается творчество".

В последнее время модель "Комсорга" использовалась при создании аналогичных центров в Курской области: "Вертикаль" (Н.А. Шерер, И.С.Полонский) - для городских подростков и юношей; "Монолит" (А.П. Трубников) - для неформальных групп подростков; "Спасатель" (В.Е. Пилипенко, Е.Л. Полонская) - для трудных подростков; "Летняя деревня содружества детей" (Т.А. Антопольская, Н.В. Иванова, В.М. Тарасова) - для детей с задержкой психического развития; "Магистр" (Р.Н. Проскурина) -для одаренных школьников. Хочется верить, что имя Л.И. Уманского и идеи центра "Комсорг" будут долгожителями.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 1704; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.253.195 (0.017 с.)