Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психоаналитическая модель в консультировании: сущность, цели, задачи.

Поиск

Главная цель психоанализа – выявить и изучить подсознательную сферу, которая управляет человеком. Как только клиент осознал подсознательные процессы и научился воздействовать на них, считается, что он способен изменяться и решать проблемы.

Один из продуктивных путей проникновения в мировоззрение клиента – это распознание его повторяющихся эмоциональных и поведенческих стереотипов. Задача психолога – научиться распознавать повторяющиеся паттерны поведения, которые могут проявиться в наборе защитных механизмов. Эти механизмы действуют на подсознательном уровне. Различают первичные, или примитивные защиты (примитивная изоляция, отрицание, всемогущий контроль, примитивная идеализация и обесценивание, расщепление, проективная идентификация и др.) и зрелые, или вторичные защиты (вытеснение, регрессия, интеллектуализация, рационализация, реактивное образовние, идентификация и др.). Приведем описание наиболее важных защитных механизмов:

-вытеснение (помещение в подсознание материалов жизненного опыта, проявляющееся в упорном забывании чего-то, нежелании осознавать какие-то неприятные факты);

-отрицание (отказ признать травмирующую реальность);

-проекция (отказ замечать негативные черты которые приписываются другим, в себе самом);

-реактивное формирование (поведение человека противоположно его бессознательным желаниям);

-замещение (перенос действия, направленного на недоступный объект, на действие с доступным объектом);

-сублимация (десексуализация, то есть перенос сексуальной энергии в более приемлемые области деятельности – в художественную, спортивную, интеллектуальную);

-фиксация (задержка на одной стадии развития, чаще всего в детстве);

-рационализация (псевдоразумное объяснение человеком своих поступков, желаний, признание которых грозило бы потерей самоуважения);

-регрессия (возврат при угрозе стресса на более раннюю стадию развития);

-перенос бессознательных переживаний в физическую сферу (например, трансформация в головную боль);

-идентификация (бессознательный перенос на себя качеств, присущих другому человеку) и др.

Тем не менее, психоаналитическая консультация направлена, прежде всего, на осознание, инсайт, сущностью которого является понимание функционирования Оно, Я и Сверх-Я. Оно – инстинктивный полюс личности, его содержание является подсознательным, частично наследственным и врожденным, а частично приобретенным и подавленным. Сверх-Я – это все то, что личность приобрела в процессе социализации: социальные нормы, правила поведения, уровень должного. Оно неподконтрольно, Сверх-Я само олицетворяет контроль. Я служит буфером и проводником между Сверх-Я и Оно, то есть между сознательным уровнем с точки зрения морали и бессознательным полем страстей и желаний. Усилить Я можно путем сообщения клиенту его функций буфера между сознанием и подсознанием. Я оперирует на сознательном, предсознательном и подсознательном уровнях человеческого опыта. При консультировании его влияние заметно на сознательном уровне.

Принятие творческих решений связано с техникой свободного ассоциирования, лежащей в основе многих техник психоанализа.

 

Цели психологической помощи:

• помощь клиенту в осознании неосознаваемых защитных механизмов, мотивов, способов поведения и принятие их интерпретации;

• усиление Я для более продуктивного существования в мире и взаимодействия с окружением.

Роли и функции консультанта: отстраненность, нейтралитет, личностная закрытость; умение выдерживать перенос и работать с контрпереносом; способность давать адекватные интерпретации; осознание собственных проблем и их возможного влияния на процесс консультирования и на клиента.

Ожидания от клиента: принятие теории психоанализа: полная открытость; готовность к длительной проработке собственных проблем; воздержание от глобальных изменений в своей жизни (развод, женитьба и т.п.) на протяжении работы с консультантом.

Причины для изучения психологом-консультантом основ психоанализа:

• возможность осознанного отбора и использования психоаналитических моделей для реконструкции целостного жизненного пути личности клиента;

• возможность выстраивать профессиональные отношения с клиентом с учетом проявлений бессознательного: переноса, защитных механизмов, сопротиления;

• возможность профессионально обращаться с собственным контрпереносом и обеспечивать тем самым психологическую безопасность клиента;

• возможность сознательно не использовать психоаналитические методы при отсутствии показаний к работе в данных моделях.

 

 

А теперь…внимание..все говно по психоанализу..которое может относится к вопросам № 11, 12, 13

 

1. КЛАССИЧЕСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ

Термин “психодинамика” был введен, как известно, в 1918 г. Р. Вудвортсом,

однако в современной психологии объем и содержание соответствующего

понятия в основном определяются психоаналитическими концепциями и

индивидуальной психологией А. Адлера. Согласно определению, в центре

психодинамического подхода находятся вопросы, связанные с динамичес+

кими аспектами психики — мотивами, влечениями, побуждениями, внут+

ренними конфликтами (противоречиями), существование и развитие кото+

рых обеспечивает функционирование и развитие личностного “Я”.

Классический психоанализ З. Фрейда всегда рассматривался в консульта+

тивной психологии как весьма ограниченный по своим возможностям ме+

тод (в силу целого ряда причин: акцент на сексуальность и проблемы дет+

ского возраста; слишком большая временная длительность работы; отвле+

ченность от непосредственной проблемы клиента и др.), но значимость те+

ории и практики З. Фрейда этим никак не умаляется. Дело в том, что клас+

сический психоанализ оказался на редкость продуктивным в качестве

“прародителя” как непосредственно вытекающих и ассоциирующихся с

ним течений (концепций и психотехник), так и тех, которые появились как

реакция, пусть даже негативная, на него*.

Являясь одновременно теорией личности (первой в психологии), культуро+

логической концепцией и методом психотерапии, учение З. Фрейда оказа+

ло беспрецедентное влияние не только на психологию, но и, по существу,

на всю культурную ситуацию ХХ века.

Рассмотрим понятийную структуру и основные особенности консультатив+

ного и психотерапевтического процесса в классическом психоанализе.

Представление о человеке. Человек — природное существо, которым уп+

равляют влечения (непознаваемые мотивы, биологические потребности и

*Любопытно, насколько этот феномен иллюстрирует психологический защитный механизм

“формирования реакции”.

55 Психодинамическое направление

инстинкты), а также специфические психосексуальные переживания, отно+

сящиеся к первым шести годам жизни. Концепция З. Фрейда детермини+

стична, она восходит в своих основах к смешанной объяснительной модели

в теории познания, которая сочетает в себе одновременно взгляды Локка и

Канта, т.е. подчиняется: а) принципу иерархичности и прямой зависимо+

сти “высших” переменных от “низших”; б) принципу, согласно которому

наиболее сложные вещи (значения) наиболее абстрактны, а находящиеся в

их основании наиболее простые вещи (значения) наименее абстрактны

(принцип линейной зависимости).

В то же время — это отражено во взглядах З. Фрейда о том, что, подчиня+

ясь инстинктам жизни, человек направляется ими к росту, развитию и

творчеству (посредством стремления к удовольствию и избеганию

боли), — его концепция строится с учетом кантовской модели познания,

предполагающей: а) отсутствие линейной зависимости между “нижними”

и “высшими” переменными: б) наиболее сложные вещи (значения) суть не

наиболее абстрактные — они образуют наибольшее количество связей с

другими в рамках данной теории.

Помимо инстинкта жизни, воплощенного в понятии “libido”, З. Фрейд сфор+

мулировал и инстинкт смерти (“mortido”), который может проявляться в

виде агрессивного влечения. Согласно основам психоанализа, совладание с

врожденной агрессивностью — одна из основных задач человечества.

Структура личности. Личностная структура включает три инстанции:

Ид (Оно) — биологический компонент, первичный источник психической

активности, вместилище инстинктов, управляемое принципом удоволь+

ствия. Сохраняется неизменным на протяжении всей жизни человека. Это

неосознаваемая часть личностного “Я”, выступающая импульсивным ис+

точником влечений и действий.

Эго (Я) — центральная инстанция саморегуляции личности. Управляемое

принципом реальности, Эго контролирует поведение, уравновешивая им+

пульсы с требованиями социального окружения, осуществляет рациональ+

ный анализ ситуации, вырабатывает план поведения, ориентируясь на

окружающую среду.

Супер+Эго (Сверх+Я) — моральная инстанция личностного “Я”, производя+

щая оценку действий или намерений с точки зрения допустимости их с

учетом общественных норм, правил, ценностей и идеалов. Представляет

собой усвоенную (интериоризованную), как правило, через родителей или

ближайших взрослых шкалу ценностей.

Для характеристики личностного состояния З. Фрейд ввел понятие “бо+

язнь”. Он различал три вида боязни: невротическую, реалистичную и мо+

Психологическая помощь: теория и практика 56

ральную. Боязнь возникает из конфликта между Ид, Эго и Супер+Эго. С ней

связаны чувство вины и механизмы психологической защиты “Я”.

Модель личностной структуры З. Фрейда явилась, в сущности, одной из

первых психологических концептуальных моделей личности, причем полу+

ченной эмпирическим путем, посредством констатации реальных фактов в

процессе исследовательской и лечебной работы.

Стадии психосексуального развития. Согласно З. Фрейду, к пятилетнему

возрасту личность ребенка в основном устанавливается как целостное об+

разование. В периоде психосексуального становления З. Фрейд выделил

пять фаз, отражающих своеобразие психосексуального развития.

Оральная фаза: от рождения до полутора лет. Фаза, в течение которой раз+

вивается осознание действительности. Кормление материнской грудью

удовлетворяет потребность в еде и удовольствии. Затем, с развитием зу+

бов, добавляется удовольствие от кусания. Важен постоянный телесный и

эмоциональный контакт с ребенком, обеспечение базисных потребностей,

поскольку ребенок полностью зависим от матери. В противном случае из

оральной фазы вырастают такие психологические проблемы и соответ+

ствующие личностные черты, как чувство собственной ненужности, повы+

шенной зависимости от других, неадекватности, недоверчивости, неспо+

собности принять любовь, завистливости, жадности. В психоанализе про+

блемы этого ряда получили название “оральная фиксация”.

Анальная фаза: от полутора до трех лет. В соответствии с теорией

З. Фрейда, в этот период зона ануса становится определяющей — ребенок

овладевает актом дефекации. Сопряженные с ним удовольствие, произ+

вольная задержка или осуществление акта становятся определенным мо+

ментом формирования личности. Родители и взрослое окружение, как из+

вестно, уделяют специальное внимание процессу овладения ребенком дея+

тельностью ануса. Различный уровень дисциплинирования ребенка со сто+

роны родителей и их отношение к его поведению в этот период, по

З. Фрейду, влияют на формирование таких личностных черт и проблем, как

бережливость, скупость, аккуратность, упрямство, открытость выражения

отрицательных чувств, степень личной независимости, осознание своей

значимости и др. Анальная фиксация выражается в том, что клиент чув+

ствует свое бессилие, стремится определить, кто он и что он может; выска+

зывание “я не знаю себя” — типичное ее проявление.

Фаллическая фаза: в возрасте от трех до шести лет основной зоной, по

З. Фрейду, является область гениталий, которая вызывает интерес и попыт+

ки манипулирования, включая и противоположный пол. З. Фрейд утверж+

дал, что в этом возрасте возникает эдипов комплекс у мальчиков (когда

мать выступает объектом любви) и комплекс Электры (термин учеников

57 Психодинамическое направление

З. Фрейда), когда девочка стремится добиться одобрения и любви отца. От+

крытие того факта, что “на месте выпуклости у девочек впуклость”* ведет

к возникновению “комплекса кастрации” у мальчиков и “зависти к пенису”

у девочек. Данная фаза имеет решающее значение в идентификации с со+

ответствующим полу ролевым поведением, в процессе которого огромную

роль играет общение родителей с ребенком, у которого проснулась хоть и

детская, но сексуальность. Неверное, (построенное на запретах) воспита+

ние в этой фазе приводит к таким психологическим проблемам и чертам,

как низкое самоуважение, гипертрофированное чувство вины, конфликт+

ность, категоричность.

Латентная фаза: с шести до двенадцати лет, т.е. после разрешения эди+

пова комплекса. Проблемы сексуальности отходят на второй план. Их за+

мещают интересы, связанные с учением, спортом, общением со сверстни+

ками, в более широком плане — с социализацией.

К этому времени в основном сформированы Ид, Эго и Супер+Эго, как и от+

ношения между ними. В латентной фазе происходит формирование пред+

ставлений о внешнем мире, которое может приводить к психологическим

проблемам: отрицательная “Я+концепция”, чувство неполноценности в со+

циальных отношениях, стремление уходить от ситуаций, требующих со+

перничества; чувство неуверенности по отношению к учению; ценностные

конфликты и др.

Генитальная фаза: от двенадцати (пубертат) до восемнадцати лет и далее,

по З. Фрейду, до старости. На этой стадии подростки, несмотря на сексу+

альность и сексуальное экспериментирование, научаются трансформиро+

вать свою сексуальную энергию в различные приемлемые виды социаль+

ной активности (сублимация)**. Они учатся устанавливать отношения с

противоположным полом, освобождаются от родительской опеки, “приме+

ряют” различные социальные роли и формируют способность “любить и

работать”, завершая процесс идентификации собственного “Я”.

Понятие защитных механизмов и их характеристика. З. Фрейду при+

надлежит важнейшая идея, относящаяся к собственно психотерапевтичес+

кому процессу: положение о психологическом сопротивлении клиента, вы+

ражающемся в том, что его Эго защищает себя с целью избежать “боязни”

от тех переживаний, которые для него неприемлемы. Формы сопротивле+

ния различны: юмор, молчание, засыпание и т.п. Но наиболее существен+

ным для психотерапии является такая форма сопротивления, как “перенос”

(“трансфер”), — перенесение на психотерапевта чувств, вызванных в свое

*Формулировка М. Мамардашвили.

**От лат. sublimatio — поднимаю ввысь, возношу. Согласно З. Фрейду, это процесс трансфор+

мации низших влечений в высшие, социально приемлемые формы.

Психологическая помощь: теория и практика 58

время другими значимыми для клиента лицами. Считая поначалу “пере+

нос” препятствием для лечения, З. Фрейд позже открыл, что именно этот

феномен делает возможным само излечение, поскольку в процессе повтор+

ного переживания прежних психологических травм клиент изживает их,

осознавая ранее неосознаваемое. Совокупность переживаний, связанных с

явлением “переноса”, получила название “невроз переноса”. Попутно от+

метим, что данный феномен имеет и обратную сторону, т.е. возможен и со

стороны психотерапевта. В этом случае он называется “контрперенос”.

Среди психологических механизмов эго+защиты выделяются следующие.

Рационализация. Рационализация есть псевдообъяснение: клиент на мес+

то реальных, действительных мотивов и причин своих действий подстав+

ляет другие, рисующие его в более привлекательном свете. Классическая

иллюстрация рационализации — басня “о зеленом винограде”, в которой

лиса, пытаясь достать виноград, не сумела сделать это и свою неудачу

объяснила тем, что виноград зелен.

Отрицание. Отрицание есть разновидность перцептивной защиты, при ко+

торой человек в буквальном смысле слова не замечает неприятных для

него фактов и явлений. Например, женщина может отрицать наличие у нее

враждебных чувств к собственному ребенку (как социально неприемле+

мых) после развода с его отцом. Известный феномен подобного же рода —

“неузнавание” участниками Т+группы себя на экране видеомонитора.

Регрессия. Регрессия — психологический механизм эго+защиты: клиент

начинает вести себя, как бы “спустившись” на более ранние, приближен+

ные к детским формам поведения, этапы развития. Этот защитный меха+

низм под иным названием “инфантилизация” часто используется в группо+

вых формах общения для снятия психологических барьеров.

Вытеснение. Вытеснение (подавление) — один из важнейших феноменов

функционирования сознания, открытый З. Фрейдом.

Сущность действия данного эго+защитного механизма заключается в из+

гнании (вытеснении) из сознания травмирующих моментов. З. Фрейд по+

лагал, что именно этот механизм лежит в основе детерминации поведе+

ния человека, ранние психологические травмы которого (в первые пять

лет жизни) были вытеснены из сознания, но тем не менее продолжают

влиять на нынешнее поведение. Вытесненные переживания проявляются,

по З. Фрейду, в оговорках, забывчивости, непроизвольных “нечаянных”

действиях.

Проекция. Действие этого эго+защитного механизма заключается в том,

что неприемлемые для индивида (с точки зрения общественной морали

или интериоризованных личных норм) его собственные переживания или

59 Психодинамическое направление

состояния приписываются другим, что избавляет клиента от их осознания,

принятия и переработки (изживания).

Интроекция. Сущность данного механизма в том, что человек “встраива+

ет”, впитывает в себя ценности и нормы другого, принимая их в качестве

своих личных и тем самым избавляясь от внутриличностного конфликта*.

Идентификация. Тесно связанный с интроекцией эго+защитный механизм,

функция которого — защита Эго от фрустрации путем отождествления с

некой более могущественной инстанцией, чем Эго. В период фаллической

фазы идентификация играет роль механизма личностного развития. В жиз+

ни взрослых идентификация зачастую выступает средством защиты от

чувства собственной неполноценности путем присоединения к какой+либо

могущественной организации или авторитетному человеку. Данный меха+

низм весьма важен в понимании психологической специфики психотера+

пии и существования личности. В частности, заслуживает внимания то об+

стоятельство, что в ситуации психологического консультирования и психо+

терапии клиент может идентифицироваться с одной из трех позиций: аг+

рессора, жертвы или нарциссической.

Интеллектуализация. Этот защитный механизм относится скорее к пси+

хологу+консультанту и психотерапевту, чем клиенту. Сущность его в том,

чтобы отстранять свое Эго от непосредственного эмоционального контакта

с Эго другого и трактовать этого другого как объект — посредством кон+

цептуальных моделей, понятийно и терминологически ориентированных

схем.

Образование реакции. Действие механизма проявляется в осуществлении

намеренных действий, содержание которых защищает Эго от осознания

подлинных переживаний. Образование реакций — это социальный фасад

“любви”, призванной избежать страха столкновения с реальными чувства+

ми агрессии, относящейся к тому, кому предъявляется “фасад хорошего от+

ношения”. З. Фрейд считал ее низшей формой сублимации.

Замещение. Этот защитный механизм предназначается для избегания

страха (боязни) путем вымещения накопившейся энергии на доступный

или безопасный объект, когда в отношении настоящего объекта разрядить

ее невозможно. Например: не смея выразить свои отрицательные чувства

по отношению к начальнику (боязнь санкций, последствий), человек при+

ходит домой и вымещает досаду и раздражение на детях.

Сублимация. Знаменитый защитный механизм, который, согласно З. Фрей+

ду, трансформирует сексуальную или агрессивную энергию в творческую

*Существуют весьма специфические зарубежные исследования, в которых доказано, что в ус+

ловиях пыток и в концентрационных лагерях жертвы, пытаясь справиться со страхом, при+

нимали навязываемые им ценности и нормы своих мучителей.

Психологическая помощь: теория и практика 60

социально приемлемую деятельность: искусство, спорт и т.д. Сублимация,

следовательно, — высшая форма замещения.

В классическом психоанализе выделяется еще несколько механизмов—

“компенсация”, “ритуал”, “изоляция” и “частичная (компромиссная)

реакция”.

Компенсация. Компенсация состоит в развитии тех сторон, свойств или

способностей личности, которые позволяют ей справиться с чувством не+

полноценности за счет получения социального признания в доступных об+

ластях деятельности. Например: подросток с низкой успеваемостью начи+

нает усиленно заниматься спортом и достигает заметных успехов.

Ритуал. Ритуал — система защитных действий, призванных справиться со

страхом или другими негативными переживаниями. Носящие избыточный

и иррациональный характер, ритуальные действия предназначены для от+

мены, исправления нежелательных действий. Согласно З. Фрейду, вся сис+

тема религии, к примеру, построена на таких компенсаторных, замещаю+

щих, символических ритуальных действиях, предназначенных для мораль+

ного оправдания или искупления того, что признано нежелательным.

Изоляция. Как и механизм интеллектуализации, изоляция отделяет эмо+

ции от когнитивных процессов. Но, в отличие от интеллектуализации, изо+

ляция действует не посредством изменения теоретических конструктов, а

путем изменения перцептивных характеристик воспринимаемых объектов,

т.е. путем отстранения, эмоционального дистанцирования от них.

Частичная компромиссная реакция — эго+защита от негативных чувств

(зависти, агрессии, презрения и др.), при которой поведение строится

двойственно, чтобы хотя бы частично удовлетворить (реализовать) соци+

ально нежелательные переживания. Например: муж обращается к жене со

следующими словами: “Замечательный торт! Как это ты удосужилась его

приготовить?”.

Основная теоретическая дихотомия. Основным теоретическим различе+

нием, с которым работал З. Фрейд, является сознание — не сознание (под+

сознание), осознаваемое — неосознаваемое.

Восходящее к работам Р. Декарта и Н. Гартмана понятие “бессознательное”

занимает центральное место в концепции и психотерапевтической практи+

ке З. Фрейда. Ключевыми моментами в характеристике “бессознательного”

выступают следующие:

а) его нельзя обнаружить непосредственно, только лишь косвенно (сны,

фантазии, конфликты, ошибки, выпадения из памяти, оговорки, а также с

помощью специальных техник — свободные ассоциации, проективные

методы);

61 Психодинамическое направление

б) на пути между бессознательным и сознанием находится цензура;

в) бессознательное настолько действенно и значимо, что может составить

основу невротической симптоматики и проблематики.

Неосознаваемые влечения, побуждаемые психической (т.е. биологической

по своему происхождению) энергией, сталкиваются с силами сдерживания,

принадлежащими Эго. Силы влечения, привязанные к определенным идеям

и поведению, З. Фрейд называл “катексис”, а силы сдерживания — “анти+

катексис”. Момент осознания неосознаваемого (инсайт — озарение)

З. Фрейд выделял в качестве отличительного признака психоаналитичес+

кой терапии, которая, по его мнению, устраняла более глубокие причины

неврозов, чем “акаузальная” — непсихологичная — медицинская терапия,

основанная на устранении симптомов с помощью лекарств.

Описание консультативного

и психотерапевтического процесса

Цели психологической помощи. В классическом психоанализе выделя+

ются две главных цели психотерапии и консультирования: 1. Осознавание

неосознаваемого (мотивов, фиксаций, защитных механизмов, способов по+

ведения)) и принятие адекватной и реалистической интерпретации. 2. Уси+

ление Эго для построения более реалистичного поведения.

Роль психолога)консультанта. В классическом психоанализе роль и по+

зиция психотерапевта (консультанта) достаточно жестко фиксирована*.

Основные требования к нему: невмешательство, отстраненность, нейтрали+

тет и личностная закрытость; умение и способность выдерживать “пере+

нос” и работать с “контрпереносом”; тонкая наблюдательность и способ+

ность к адекватным интерпретациям. Одним из важнейших требований к

психоаналитику выступает требование осознания собственных проблем,

реакций и их возможного влияния на клиента. Недаром прохождение кур+

са длительного и подробного психоанализа есть непременное условие про+

фессиональной подготовки психоаналитика.

Требования и ожидания от клиента. Во+первых, от клиента ожидается

принятие самой концепции психоанализа. Во+вторых, предполагается пол+

ная открытость и готовность к длительному (от нескольких месяцев до не+

скольких лет) периоду совместной работы. В+третьих, в условия контракта

вносится пункт, согласно которому клиент берет на себя обязательство

воздерживаться от резких перемен личной жизни на протяжении курса

психоанализа.

*З. Фрейд сознавался: “Я никогда не был собственно врачом”. В многочисленных исследова+

ниях+свидетельствах подчеркивается его исследовательская позиция. Известно, что сам

З. Фрейд не соблюдал жестких правил психоаналитической процедуры, вовлекаясь в жизнь

своих пациентов, пытался устраивать их дела, в том числе и личные. Поэтому он говорил:

“Равняйтесь не на меня, а на теорию”.

Психологическая помощь: теория и практика 62

Психотехника в классическом психоанализе. Классический психоанализ

включает пять базисных техник: а) метод свободных ассоциаций; б) толко+

вание сновидений; в) интерпретация; г) анализ сопротивления; д) анализ

переноса.

а) Метод свободных ассоциаций предполагает порождение произвольных,

в случайном порядке приходящих на ум высказываний, содержание ко+

торых может отражать любые переживания клиента. Для консультанта+

аналитика важны: содержание, последовательность и блокировка в вы+

сказываниях. Последние два момента являются ключами к неосознавае+

мой проблематике, определить которую обязан психоаналитик.

б) Толкование сновидений. Данной технике посвящена знаменитая работа

основателя психоанализа с идентичным названием. Поэтому мы отме+

тим лишь самые существенные моменты, относящиеся к работе со сно+

видениями. Во+первых, в сновидении различается манифестируемое и

латентное содержание (последнее “включает в себя подавленные, пред+

ставленные в иносказательной форме переживания”). Во+вторых, нема+

ловажным является то обстоятельство, что во время сна ослабляются

эго+защитные механизмы и проявляются скрытые от сознания пережи+

вания. В+третьих, сновидение — не только иллюстрация подавленных

переживаний, но и процесс трансформации их в более приемлемую для

принятия и совладания форму. Именно эту функцию сновидений

З. Фрейд обозначил как “работа сновидения”.

Задача консультанта+аналитика (психотерапевта) состоит в обеспечении

интерпретации, раскрытии латентного содержания и, путем побуждения

клиента к высказыванию свободных ассоциаций, связанных со сновидени+

ем, — оказании ему помощи в осознании реальных событий прошлого и

настоящего, вызвавших те или иные картины снов.

в) Интерпретация, т.е. толкование, объяснение, включает в себя три про+

цедуры: идентификацию (обозначение), разъяснение (собственно толко+

вание) и перевод на язык повседневной жизни клиента. Основные пра+

вила интерпретации таковы:

1) идти от поверхности вглубь;

2) интерпретировать то, что клиент уже способен принять;

3) прежде чем интерпретировать то или иное переживание, указать кли+

енту на защитный механизм, лежащий в его основе.

г) Анализ сопротивления. Основная функция этой техники — обеспечить

осознание клиентом своих эго+защитных механизмов и принять необхо+

димую конфронтацию по отношению к ним, учитывая то обстоятельство,

что именно сопротивления Эго являются главной помехой на пути осо+

знания различных проблем. Главное правило консультанта— использо+

вать для интерпретации наиболее очевидные эго+защитные механизмы.

63 Психодинамическое направление

Существенным моментом в анализе сопротивления является не преодо+

ление его, ибо психологическая защита необходима, а именно осознание

как психологического механизма, вслепую действующего там, где, как

оказывается, эго+защитная функция уже не нужна.

д)Анализ переноса (“трансфера”). В классическом психоанализе перенос

постулируется в качестве непременного атрибута психотерапии и спе+

циально поощряется специфической позицией аналитика (невмешатель+

ство, отстраненность, закрытость и т.п.). Анализ “невроза переноса” —

ключевой момент психотерапии, т.к. способствует осознанию фиксаций,

определяющих поведение и переживания клиента таким образом, что

фигура психотерапевта становится как бы фантомом, на который нала+

гаются отношения и переживания, связанные с эмоциональными трав+

мами первых пяти лет жизни. Смысл анализа переноса состоит в обна+

ружении подлинных психоэмоциональных основ зафиксированных

форм поведения, интерпретации их и, тем самым, помощи в их перера+

ботке и изживании.

Краткая характеристика концепции. Классический психоанализ З. Фрей+

да с начала своего возникновения был оценен с той самой выраженной ам+

бивалентностью, которую он детально описал как чередование любви и не+

нависти. Как бы то ни было, в истории мировой науки имя З. Фрейда стоит

в одном ряду с именами Н. Коперника и Ч. Дарвина — столь огромны по+

следствия его открытий и их влияние на самопонимание человечества. Об+

щепризнана громадная эвристическая ценность концепции З. Фрейда, ока+

завшей влияние практически на весь ряд гуманитарных наук, не говоря

уже о такой сфере общественного сознания, как искусство. Сложность и

неоднозначность восприятия концепции З. Фрейда, которую иногда имену+

ют не иначе как своего рода “мифологией ХХ века”, свидетельствует, по

глубокому замечанию М. Мамардашвили, “о трудности изменения наших

привычек научного исследования, уходящих, кстати, корнями в то понятие

наблюдения (или рациональности), какое сформулировано и лежит в осно+

ве классической науки” (см. Мамардашвили М. К., с. 4—5.) Не случайно

представители позитивистской научной ориентации критикуют З. Фрейда

именно за метафоричность его языка, которая, по их мнению, является ан+

типодом научности. На самом деле гносеологическая проблематика, при+

влекающая внимание критиков позитивистской традиции, гораздо глубже,

чем это может показаться на первый взгляд. Дело в том, что метафора в

постклассической науке признана и трактуется как “новое проявление он+

тологического единства мира”*. Поэтому концепцию З. Фрейда, как и кон+

*“Одним из продуктивных направлений исследования в этой области представляется анализ

метафоры как стержневого принципа работы сознания вообще на пути от доязыкового опы+

та к языковому значению, от спонтанного зарождения смыслов... к их рациональной фикса+

ции, интеллектуальному расчленению и проявлению” — Автономова Н. С. Рассудок. Разум.

Рациональность. — М.: Наука, 1988. — С. 263.

Психологическая помощь: теория и практика 64

цепции современного естествознания, следует оценивать не с позиций на+

уки ХIХ века, а с позиций, учитывающих уровень мышления в науке, каким

он стал с момента утверждения постулатов и теорий копенгагенской шко+

лы “новой физики” (см.: Belkin G. С., р. 109—111).

Что касается влияния концепции З. Фрейда на теорию и практику психоте+

рапии и консультирования, следует отметить исключительную продуктив+

ность классического психоанализа в этом отношении. Основанные на про+

тивостоянии или на продолжении традиций ортодоксального психоанализа

последующие течения оказались исключительно плодотворными, а некото+

рые из них сами превратились в самостоятельные научные традиции. Вме+

сте с тем следует отметить, что открытия и новшества З. Фрейда вошли, в

том или ином виде, практически в любое направление, связанное с оказа+

нием психологической помощи. Поэтому вполне справедливо считать

З. Фрейда основателем практической психологии.

2. АНАЛИТИЧЕСКАЯ

ПСИХОЛОГИЯ К. ЮНГА

Психотерапевтическая концепция К. Юнга настолько же связана в своих

основах с концепцией З. Фрейда, насколько и отлична от последней, что, на

наш взгляд, объясняется прежде всего личностными особенностями созда+

теля аналитической психологии, а уже затем всеми привходящими обстоя+

тельствами. Мы вообще склонны полагать, что в истории консультативной

психологии и психотерапии особенно ярко проявляются влияние и взаи+

мозависимость личности автора и создаваемой им системы. Проблема вза+

имосвязи и взаимоопределения личности, содержания и пространст



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 2640; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.119.67 (0.013 с.)