Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психоаналитическая модель в консультировании: сущность, цели, задачи.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Главная цель психоанализа – выявить и изучить подсознательную сферу, которая управляет человеком. Как только клиент осознал подсознательные процессы и научился воздействовать на них, считается, что он способен изменяться и решать проблемы. Один из продуктивных путей проникновения в мировоззрение клиента – это распознание его повторяющихся эмоциональных и поведенческих стереотипов. Задача психолога – научиться распознавать повторяющиеся паттерны поведения, которые могут проявиться в наборе защитных механизмов. Эти механизмы действуют на подсознательном уровне. Различают первичные, или примитивные защиты (примитивная изоляция, отрицание, всемогущий контроль, примитивная идеализация и обесценивание, расщепление, проективная идентификация и др.) и зрелые, или вторичные защиты (вытеснение, регрессия, интеллектуализация, рационализация, реактивное образовние, идентификация и др.). Приведем описание наиболее важных защитных механизмов: -вытеснение (помещение в подсознание материалов жизненного опыта, проявляющееся в упорном забывании чего-то, нежелании осознавать какие-то неприятные факты); -отрицание (отказ признать травмирующую реальность); -проекция (отказ замечать негативные черты которые приписываются другим, в себе самом); -реактивное формирование (поведение человека противоположно его бессознательным желаниям); -замещение (перенос действия, направленного на недоступный объект, на действие с доступным объектом); -сублимация (десексуализация, то есть перенос сексуальной энергии в более приемлемые области деятельности – в художественную, спортивную, интеллектуальную); -фиксация (задержка на одной стадии развития, чаще всего в детстве); -рационализация (псевдоразумное объяснение человеком своих поступков, желаний, признание которых грозило бы потерей самоуважения); -регрессия (возврат при угрозе стресса на более раннюю стадию развития); -перенос бессознательных переживаний в физическую сферу (например, трансформация в головную боль); -идентификация (бессознательный перенос на себя качеств, присущих другому человеку) и др. Тем не менее, психоаналитическая консультация направлена, прежде всего, на осознание, инсайт, сущностью которого является понимание функционирования Оно, Я и Сверх-Я. Оно – инстинктивный полюс личности, его содержание является подсознательным, частично наследственным и врожденным, а частично приобретенным и подавленным. Сверх-Я – это все то, что личность приобрела в процессе социализации: социальные нормы, правила поведения, уровень должного. Оно неподконтрольно, Сверх-Я само олицетворяет контроль. Я служит буфером и проводником между Сверх-Я и Оно, то есть между сознательным уровнем с точки зрения морали и бессознательным полем страстей и желаний. Усилить Я можно путем сообщения клиенту его функций буфера между сознанием и подсознанием. Я оперирует на сознательном, предсознательном и подсознательном уровнях человеческого опыта. При консультировании его влияние заметно на сознательном уровне. Принятие творческих решений связано с техникой свободного ассоциирования, лежащей в основе многих техник психоанализа.
Цели психологической помощи: • помощь клиенту в осознании неосознаваемых защитных механизмов, мотивов, способов поведения и принятие их интерпретации; • усиление Я для более продуктивного существования в мире и взаимодействия с окружением. Роли и функции консультанта: отстраненность, нейтралитет, личностная закрытость; умение выдерживать перенос и работать с контрпереносом; способность давать адекватные интерпретации; осознание собственных проблем и их возможного влияния на процесс консультирования и на клиента. Ожидания от клиента: принятие теории психоанализа: полная открытость; готовность к длительной проработке собственных проблем; воздержание от глобальных изменений в своей жизни (развод, женитьба и т.п.) на протяжении работы с консультантом. Причины для изучения психологом-консультантом основ психоанализа: • возможность осознанного отбора и использования психоаналитических моделей для реконструкции целостного жизненного пути личности клиента; • возможность выстраивать профессиональные отношения с клиентом с учетом проявлений бессознательного: переноса, защитных механизмов, сопротиления; • возможность профессионально обращаться с собственным контрпереносом и обеспечивать тем самым психологическую безопасность клиента; • возможность сознательно не использовать психоаналитические методы при отсутствии показаний к работе в данных моделях.
А теперь…внимание..все говно по психоанализу..которое может относится к вопросам № 11, 12, 13
1. КЛАССИЧЕСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ Термин “психодинамика” был введен, как известно, в 1918 г. Р. Вудвортсом, однако в современной психологии объем и содержание соответствующего понятия в основном определяются психоаналитическими концепциями и индивидуальной психологией А. Адлера. Согласно определению, в центре психодинамического подхода находятся вопросы, связанные с динамичес+ кими аспектами психики — мотивами, влечениями, побуждениями, внут+ ренними конфликтами (противоречиями), существование и развитие кото+ рых обеспечивает функционирование и развитие личностного “Я”. Классический психоанализ З. Фрейда всегда рассматривался в консульта+ тивной психологии как весьма ограниченный по своим возможностям ме+ тод (в силу целого ряда причин: акцент на сексуальность и проблемы дет+ ского возраста; слишком большая временная длительность работы; отвле+ ченность от непосредственной проблемы клиента и др.), но значимость те+ ории и практики З. Фрейда этим никак не умаляется. Дело в том, что клас+ сический психоанализ оказался на редкость продуктивным в качестве “прародителя” как непосредственно вытекающих и ассоциирующихся с ним течений (концепций и психотехник), так и тех, которые появились как реакция, пусть даже негативная, на него*. Являясь одновременно теорией личности (первой в психологии), культуро+ логической концепцией и методом психотерапии, учение З. Фрейда оказа+ ло беспрецедентное влияние не только на психологию, но и, по существу, на всю культурную ситуацию ХХ века. Рассмотрим понятийную структуру и основные особенности консультатив+ ного и психотерапевтического процесса в классическом психоанализе. Представление о человеке. Человек — природное существо, которым уп+ равляют влечения (непознаваемые мотивы, биологические потребности и *Любопытно, насколько этот феномен иллюстрирует психологический защитный механизм “формирования реакции”. 55 Психодинамическое направление инстинкты), а также специфические психосексуальные переживания, отно+ сящиеся к первым шести годам жизни. Концепция З. Фрейда детермини+ стична, она восходит в своих основах к смешанной объяснительной модели в теории познания, которая сочетает в себе одновременно взгляды Локка и Канта, т.е. подчиняется: а) принципу иерархичности и прямой зависимо+ сти “высших” переменных от “низших”; б) принципу, согласно которому наиболее сложные вещи (значения) наиболее абстрактны, а находящиеся в их основании наиболее простые вещи (значения) наименее абстрактны (принцип линейной зависимости). В то же время — это отражено во взглядах З. Фрейда о том, что, подчиня+ ясь инстинктам жизни, человек направляется ими к росту, развитию и творчеству (посредством стремления к удовольствию и избеганию боли), — его концепция строится с учетом кантовской модели познания, предполагающей: а) отсутствие линейной зависимости между “нижними” и “высшими” переменными: б) наиболее сложные вещи (значения) суть не наиболее абстрактные — они образуют наибольшее количество связей с другими в рамках данной теории. Помимо инстинкта жизни, воплощенного в понятии “libido”, З. Фрейд сфор+ мулировал и инстинкт смерти (“mortido”), который может проявляться в виде агрессивного влечения. Согласно основам психоанализа, совладание с врожденной агрессивностью — одна из основных задач человечества. Структура личности. Личностная структура включает три инстанции: Ид (Оно) — биологический компонент, первичный источник психической активности, вместилище инстинктов, управляемое принципом удоволь+ ствия. Сохраняется неизменным на протяжении всей жизни человека. Это неосознаваемая часть личностного “Я”, выступающая импульсивным ис+ точником влечений и действий. Эго (Я) — центральная инстанция саморегуляции личности. Управляемое принципом реальности, Эго контролирует поведение, уравновешивая им+ пульсы с требованиями социального окружения, осуществляет рациональ+ ный анализ ситуации, вырабатывает план поведения, ориентируясь на окружающую среду. Супер+Эго (Сверх+Я) — моральная инстанция личностного “Я”, производя+ щая оценку действий или намерений с точки зрения допустимости их с учетом общественных норм, правил, ценностей и идеалов. Представляет собой усвоенную (интериоризованную), как правило, через родителей или ближайших взрослых шкалу ценностей. Для характеристики личностного состояния З. Фрейд ввел понятие “бо+ язнь”. Он различал три вида боязни: невротическую, реалистичную и мо+ Психологическая помощь: теория и практика 56 ральную. Боязнь возникает из конфликта между Ид, Эго и Супер+Эго. С ней связаны чувство вины и механизмы психологической защиты “Я”. Модель личностной структуры З. Фрейда явилась, в сущности, одной из первых психологических концептуальных моделей личности, причем полу+ ченной эмпирическим путем, посредством констатации реальных фактов в процессе исследовательской и лечебной работы. Стадии психосексуального развития. Согласно З. Фрейду, к пятилетнему возрасту личность ребенка в основном устанавливается как целостное об+ разование. В периоде психосексуального становления З. Фрейд выделил пять фаз, отражающих своеобразие психосексуального развития. Оральная фаза: от рождения до полутора лет. Фаза, в течение которой раз+ вивается осознание действительности. Кормление материнской грудью удовлетворяет потребность в еде и удовольствии. Затем, с развитием зу+ бов, добавляется удовольствие от кусания. Важен постоянный телесный и эмоциональный контакт с ребенком, обеспечение базисных потребностей, поскольку ребенок полностью зависим от матери. В противном случае из оральной фазы вырастают такие психологические проблемы и соответ+ ствующие личностные черты, как чувство собственной ненужности, повы+ шенной зависимости от других, неадекватности, недоверчивости, неспо+ собности принять любовь, завистливости, жадности. В психоанализе про+ блемы этого ряда получили название “оральная фиксация”. Анальная фаза: от полутора до трех лет. В соответствии с теорией З. Фрейда, в этот период зона ануса становится определяющей — ребенок овладевает актом дефекации. Сопряженные с ним удовольствие, произ+ вольная задержка или осуществление акта становятся определенным мо+ ментом формирования личности. Родители и взрослое окружение, как из+ вестно, уделяют специальное внимание процессу овладения ребенком дея+ тельностью ануса. Различный уровень дисциплинирования ребенка со сто+ роны родителей и их отношение к его поведению в этот период, по З. Фрейду, влияют на формирование таких личностных черт и проблем, как бережливость, скупость, аккуратность, упрямство, открытость выражения отрицательных чувств, степень личной независимости, осознание своей значимости и др. Анальная фиксация выражается в том, что клиент чув+ ствует свое бессилие, стремится определить, кто он и что он может; выска+ зывание “я не знаю себя” — типичное ее проявление. Фаллическая фаза: в возрасте от трех до шести лет основной зоной, по З. Фрейду, является область гениталий, которая вызывает интерес и попыт+ ки манипулирования, включая и противоположный пол. З. Фрейд утверж+ дал, что в этом возрасте возникает эдипов комплекс у мальчиков (когда мать выступает объектом любви) и комплекс Электры (термин учеников 57 Психодинамическое направление З. Фрейда), когда девочка стремится добиться одобрения и любви отца. От+ крытие того факта, что “на месте выпуклости у девочек впуклость”* ведет к возникновению “комплекса кастрации” у мальчиков и “зависти к пенису” у девочек. Данная фаза имеет решающее значение в идентификации с со+ ответствующим полу ролевым поведением, в процессе которого огромную роль играет общение родителей с ребенком, у которого проснулась хоть и детская, но сексуальность. Неверное, (построенное на запретах) воспита+ ние в этой фазе приводит к таким психологическим проблемам и чертам, как низкое самоуважение, гипертрофированное чувство вины, конфликт+ ность, категоричность. Латентная фаза: с шести до двенадцати лет, т.е. после разрешения эди+ пова комплекса. Проблемы сексуальности отходят на второй план. Их за+ мещают интересы, связанные с учением, спортом, общением со сверстни+ ками, в более широком плане — с социализацией. К этому времени в основном сформированы Ид, Эго и Супер+Эго, как и от+ ношения между ними. В латентной фазе происходит формирование пред+ ставлений о внешнем мире, которое может приводить к психологическим проблемам: отрицательная “Я+концепция”, чувство неполноценности в со+ циальных отношениях, стремление уходить от ситуаций, требующих со+ перничества; чувство неуверенности по отношению к учению; ценностные конфликты и др. Генитальная фаза: от двенадцати (пубертат) до восемнадцати лет и далее, по З. Фрейду, до старости. На этой стадии подростки, несмотря на сексу+ альность и сексуальное экспериментирование, научаются трансформиро+ вать свою сексуальную энергию в различные приемлемые виды социаль+ ной активности (сублимация)**. Они учатся устанавливать отношения с противоположным полом, освобождаются от родительской опеки, “приме+ ряют” различные социальные роли и формируют способность “любить и работать”, завершая процесс идентификации собственного “Я”. Понятие защитных механизмов и их характеристика. З. Фрейду при+ надлежит важнейшая идея, относящаяся к собственно психотерапевтичес+ кому процессу: положение о психологическом сопротивлении клиента, вы+ ражающемся в том, что его Эго защищает себя с целью избежать “боязни” от тех переживаний, которые для него неприемлемы. Формы сопротивле+ ния различны: юмор, молчание, засыпание и т.п. Но наиболее существен+ ным для психотерапии является такая форма сопротивления, как “перенос” (“трансфер”), — перенесение на психотерапевта чувств, вызванных в свое *Формулировка М. Мамардашвили. **От лат. sublimatio — поднимаю ввысь, возношу. Согласно З. Фрейду, это процесс трансфор+ мации низших влечений в высшие, социально приемлемые формы. Психологическая помощь: теория и практика 58 время другими значимыми для клиента лицами. Считая поначалу “пере+ нос” препятствием для лечения, З. Фрейд позже открыл, что именно этот феномен делает возможным само излечение, поскольку в процессе повтор+ ного переживания прежних психологических травм клиент изживает их, осознавая ранее неосознаваемое. Совокупность переживаний, связанных с явлением “переноса”, получила название “невроз переноса”. Попутно от+ метим, что данный феномен имеет и обратную сторону, т.е. возможен и со стороны психотерапевта. В этом случае он называется “контрперенос”. Среди психологических механизмов эго+защиты выделяются следующие. Рационализация. Рационализация есть псевдообъяснение: клиент на мес+ то реальных, действительных мотивов и причин своих действий подстав+ ляет другие, рисующие его в более привлекательном свете. Классическая иллюстрация рационализации — басня “о зеленом винограде”, в которой лиса, пытаясь достать виноград, не сумела сделать это и свою неудачу объяснила тем, что виноград зелен. Отрицание. Отрицание есть разновидность перцептивной защиты, при ко+ торой человек в буквальном смысле слова не замечает неприятных для него фактов и явлений. Например, женщина может отрицать наличие у нее враждебных чувств к собственному ребенку (как социально неприемле+ мых) после развода с его отцом. Известный феномен подобного же рода — “неузнавание” участниками Т+группы себя на экране видеомонитора. Регрессия. Регрессия — психологический механизм эго+защиты: клиент начинает вести себя, как бы “спустившись” на более ранние, приближен+ ные к детским формам поведения, этапы развития. Этот защитный меха+ низм под иным названием “инфантилизация” часто используется в группо+ вых формах общения для снятия психологических барьеров. Вытеснение. Вытеснение (подавление) — один из важнейших феноменов функционирования сознания, открытый З. Фрейдом. Сущность действия данного эго+защитного механизма заключается в из+ гнании (вытеснении) из сознания травмирующих моментов. З. Фрейд по+ лагал, что именно этот механизм лежит в основе детерминации поведе+ ния человека, ранние психологические травмы которого (в первые пять лет жизни) были вытеснены из сознания, но тем не менее продолжают влиять на нынешнее поведение. Вытесненные переживания проявляются, по З. Фрейду, в оговорках, забывчивости, непроизвольных “нечаянных” действиях. Проекция. Действие этого эго+защитного механизма заключается в том, что неприемлемые для индивида (с точки зрения общественной морали или интериоризованных личных норм) его собственные переживания или 59 Психодинамическое направление состояния приписываются другим, что избавляет клиента от их осознания, принятия и переработки (изживания). Интроекция. Сущность данного механизма в том, что человек “встраива+ ет”, впитывает в себя ценности и нормы другого, принимая их в качестве своих личных и тем самым избавляясь от внутриличностного конфликта*. Идентификация. Тесно связанный с интроекцией эго+защитный механизм, функция которого — защита Эго от фрустрации путем отождествления с некой более могущественной инстанцией, чем Эго. В период фаллической фазы идентификация играет роль механизма личностного развития. В жиз+ ни взрослых идентификация зачастую выступает средством защиты от чувства собственной неполноценности путем присоединения к какой+либо могущественной организации или авторитетному человеку. Данный меха+ низм весьма важен в понимании психологической специфики психотера+ пии и существования личности. В частности, заслуживает внимания то об+ стоятельство, что в ситуации психологического консультирования и психо+ терапии клиент может идентифицироваться с одной из трех позиций: аг+ рессора, жертвы или нарциссической. Интеллектуализация. Этот защитный механизм относится скорее к пси+ хологу+консультанту и психотерапевту, чем клиенту. Сущность его в том, чтобы отстранять свое Эго от непосредственного эмоционального контакта с Эго другого и трактовать этого другого как объект — посредством кон+ цептуальных моделей, понятийно и терминологически ориентированных схем. Образование реакции. Действие механизма проявляется в осуществлении намеренных действий, содержание которых защищает Эго от осознания подлинных переживаний. Образование реакций — это социальный фасад “любви”, призванной избежать страха столкновения с реальными чувства+ ми агрессии, относящейся к тому, кому предъявляется “фасад хорошего от+ ношения”. З. Фрейд считал ее низшей формой сублимации. Замещение. Этот защитный механизм предназначается для избегания страха (боязни) путем вымещения накопившейся энергии на доступный или безопасный объект, когда в отношении настоящего объекта разрядить ее невозможно. Например: не смея выразить свои отрицательные чувства по отношению к начальнику (боязнь санкций, последствий), человек при+ ходит домой и вымещает досаду и раздражение на детях. Сублимация. Знаменитый защитный механизм, который, согласно З. Фрей+ ду, трансформирует сексуальную или агрессивную энергию в творческую *Существуют весьма специфические зарубежные исследования, в которых доказано, что в ус+ ловиях пыток и в концентрационных лагерях жертвы, пытаясь справиться со страхом, при+ нимали навязываемые им ценности и нормы своих мучителей. Психологическая помощь: теория и практика 60 социально приемлемую деятельность: искусство, спорт и т.д. Сублимация, следовательно, — высшая форма замещения. В классическом психоанализе выделяется еще несколько механизмов— “компенсация”, “ритуал”, “изоляция” и “частичная (компромиссная) реакция”. Компенсация. Компенсация состоит в развитии тех сторон, свойств или способностей личности, которые позволяют ей справиться с чувством не+ полноценности за счет получения социального признания в доступных об+ ластях деятельности. Например: подросток с низкой успеваемостью начи+ нает усиленно заниматься спортом и достигает заметных успехов. Ритуал. Ритуал — система защитных действий, призванных справиться со страхом или другими негативными переживаниями. Носящие избыточный и иррациональный характер, ритуальные действия предназначены для от+ мены, исправления нежелательных действий. Согласно З. Фрейду, вся сис+ тема религии, к примеру, построена на таких компенсаторных, замещаю+ щих, символических ритуальных действиях, предназначенных для мораль+ ного оправдания или искупления того, что признано нежелательным. Изоляция. Как и механизм интеллектуализации, изоляция отделяет эмо+ ции от когнитивных процессов. Но, в отличие от интеллектуализации, изо+ ляция действует не посредством изменения теоретических конструктов, а путем изменения перцептивных характеристик воспринимаемых объектов, т.е. путем отстранения, эмоционального дистанцирования от них. Частичная компромиссная реакция — эго+защита от негативных чувств (зависти, агрессии, презрения и др.), при которой поведение строится двойственно, чтобы хотя бы частично удовлетворить (реализовать) соци+ ально нежелательные переживания. Например: муж обращается к жене со следующими словами: “Замечательный торт! Как это ты удосужилась его приготовить?”. Основная теоретическая дихотомия. Основным теоретическим различе+ нием, с которым работал З. Фрейд, является сознание — не сознание (под+ сознание), осознаваемое — неосознаваемое. Восходящее к работам Р. Декарта и Н. Гартмана понятие “бессознательное” занимает центральное место в концепции и психотерапевтической практи+ ке З. Фрейда. Ключевыми моментами в характеристике “бессознательного” выступают следующие: а) его нельзя обнаружить непосредственно, только лишь косвенно (сны, фантазии, конфликты, ошибки, выпадения из памяти, оговорки, а также с помощью специальных техник — свободные ассоциации, проективные методы); 61 Психодинамическое направление б) на пути между бессознательным и сознанием находится цензура; в) бессознательное настолько действенно и значимо, что может составить основу невротической симптоматики и проблематики. Неосознаваемые влечения, побуждаемые психической (т.е. биологической по своему происхождению) энергией, сталкиваются с силами сдерживания, принадлежащими Эго. Силы влечения, привязанные к определенным идеям и поведению, З. Фрейд называл “катексис”, а силы сдерживания — “анти+ катексис”. Момент осознания неосознаваемого (инсайт — озарение) З. Фрейд выделял в качестве отличительного признака психоаналитичес+ кой терапии, которая, по его мнению, устраняла более глубокие причины неврозов, чем “акаузальная” — непсихологичная — медицинская терапия, основанная на устранении симптомов с помощью лекарств. Описание консультативного и психотерапевтического процесса Цели психологической помощи. В классическом психоанализе выделя+ ются две главных цели психотерапии и консультирования: 1. Осознавание неосознаваемого (мотивов, фиксаций, защитных механизмов, способов по+ ведения)) и принятие адекватной и реалистической интерпретации. 2. Уси+ ление Эго для построения более реалистичного поведения. Роль психолога)консультанта. В классическом психоанализе роль и по+ зиция психотерапевта (консультанта) достаточно жестко фиксирована*. Основные требования к нему: невмешательство, отстраненность, нейтрали+ тет и личностная закрытость; умение и способность выдерживать “пере+ нос” и работать с “контрпереносом”; тонкая наблюдательность и способ+ ность к адекватным интерпретациям. Одним из важнейших требований к психоаналитику выступает требование осознания собственных проблем, реакций и их возможного влияния на клиента. Недаром прохождение кур+ са длительного и подробного психоанализа есть непременное условие про+ фессиональной подготовки психоаналитика. Требования и ожидания от клиента. Во+первых, от клиента ожидается принятие самой концепции психоанализа. Во+вторых, предполагается пол+ ная открытость и готовность к длительному (от нескольких месяцев до не+ скольких лет) периоду совместной работы. В+третьих, в условия контракта вносится пункт, согласно которому клиент берет на себя обязательство воздерживаться от резких перемен личной жизни на протяжении курса психоанализа. *З. Фрейд сознавался: “Я никогда не был собственно врачом”. В многочисленных исследова+ ниях+свидетельствах подчеркивается его исследовательская позиция. Известно, что сам З. Фрейд не соблюдал жестких правил психоаналитической процедуры, вовлекаясь в жизнь своих пациентов, пытался устраивать их дела, в том числе и личные. Поэтому он говорил: “Равняйтесь не на меня, а на теорию”. Психологическая помощь: теория и практика 62 Психотехника в классическом психоанализе. Классический психоанализ включает пять базисных техник: а) метод свободных ассоциаций; б) толко+ вание сновидений; в) интерпретация; г) анализ сопротивления; д) анализ переноса. а) Метод свободных ассоциаций предполагает порождение произвольных, в случайном порядке приходящих на ум высказываний, содержание ко+ торых может отражать любые переживания клиента. Для консультанта+ аналитика важны: содержание, последовательность и блокировка в вы+ сказываниях. Последние два момента являются ключами к неосознавае+ мой проблематике, определить которую обязан психоаналитик. б) Толкование сновидений. Данной технике посвящена знаменитая работа основателя психоанализа с идентичным названием. Поэтому мы отме+ тим лишь самые существенные моменты, относящиеся к работе со сно+ видениями. Во+первых, в сновидении различается манифестируемое и латентное содержание (последнее “включает в себя подавленные, пред+ ставленные в иносказательной форме переживания”). Во+вторых, нема+ ловажным является то обстоятельство, что во время сна ослабляются эго+защитные механизмы и проявляются скрытые от сознания пережи+ вания. В+третьих, сновидение — не только иллюстрация подавленных переживаний, но и процесс трансформации их в более приемлемую для принятия и совладания форму. Именно эту функцию сновидений З. Фрейд обозначил как “работа сновидения”. Задача консультанта+аналитика (психотерапевта) состоит в обеспечении интерпретации, раскрытии латентного содержания и, путем побуждения клиента к высказыванию свободных ассоциаций, связанных со сновидени+ ем, — оказании ему помощи в осознании реальных событий прошлого и настоящего, вызвавших те или иные картины снов. в) Интерпретация, т.е. толкование, объяснение, включает в себя три про+ цедуры: идентификацию (обозначение), разъяснение (собственно толко+ вание) и перевод на язык повседневной жизни клиента. Основные пра+ вила интерпретации таковы: 1) идти от поверхности вглубь; 2) интерпретировать то, что клиент уже способен принять; 3) прежде чем интерпретировать то или иное переживание, указать кли+ енту на защитный механизм, лежащий в его основе. г) Анализ сопротивления. Основная функция этой техники — обеспечить осознание клиентом своих эго+защитных механизмов и принять необхо+ димую конфронтацию по отношению к ним, учитывая то обстоятельство, что именно сопротивления Эго являются главной помехой на пути осо+ знания различных проблем. Главное правило консультанта— использо+ вать для интерпретации наиболее очевидные эго+защитные механизмы. 63 Психодинамическое направление Существенным моментом в анализе сопротивления является не преодо+ ление его, ибо психологическая защита необходима, а именно осознание как психологического механизма, вслепую действующего там, где, как оказывается, эго+защитная функция уже не нужна. д)Анализ переноса (“трансфера”). В классическом психоанализе перенос постулируется в качестве непременного атрибута психотерапии и спе+ циально поощряется специфической позицией аналитика (невмешатель+ ство, отстраненность, закрытость и т.п.). Анализ “невроза переноса” — ключевой момент психотерапии, т.к. способствует осознанию фиксаций, определяющих поведение и переживания клиента таким образом, что фигура психотерапевта становится как бы фантомом, на который нала+ гаются отношения и переживания, связанные с эмоциональными трав+ мами первых пяти лет жизни. Смысл анализа переноса состоит в обна+ ружении подлинных психоэмоциональных основ зафиксированных форм поведения, интерпретации их и, тем самым, помощи в их перера+ ботке и изживании. Краткая характеристика концепции. Классический психоанализ З. Фрей+ да с начала своего возникновения был оценен с той самой выраженной ам+ бивалентностью, которую он детально описал как чередование любви и не+ нависти. Как бы то ни было, в истории мировой науки имя З. Фрейда стоит в одном ряду с именами Н. Коперника и Ч. Дарвина — столь огромны по+ следствия его открытий и их влияние на самопонимание человечества. Об+ щепризнана громадная эвристическая ценность концепции З. Фрейда, ока+ завшей влияние практически на весь ряд гуманитарных наук, не говоря уже о такой сфере общественного сознания, как искусство. Сложность и неоднозначность восприятия концепции З. Фрейда, которую иногда имену+ ют не иначе как своего рода “мифологией ХХ века”, свидетельствует, по глубокому замечанию М. Мамардашвили, “о трудности изменения наших привычек научного исследования, уходящих, кстати, корнями в то понятие наблюдения (или рациональности), какое сформулировано и лежит в осно+ ве классической науки” (см. Мамардашвили М. К., с. 4—5.) Не случайно представители позитивистской научной ориентации критикуют З. Фрейда именно за метафоричность его языка, которая, по их мнению, является ан+ типодом научности. На самом деле гносеологическая проблематика, при+ влекающая внимание критиков позитивистской традиции, гораздо глубже, чем это может показаться на первый взгляд. Дело в том, что метафора в постклассической науке признана и трактуется как “новое проявление он+ тологического единства мира”*. Поэтому концепцию З. Фрейда, как и кон+ *“Одним из продуктивных направлений исследования в этой области представляется анализ метафоры как стержневого принципа работы сознания вообще на пути от доязыкового опы+ та к языковому значению, от спонтанного зарождения смыслов... к их рациональной фикса+ ции, интеллектуальному расчленению и проявлению” — Автономова Н. С. Рассудок. Разум. Рациональность. — М.: Наука, 1988. — С. 263. Психологическая помощь: теория и практика 64 цепции современного естествознания, следует оценивать не с позиций на+ уки ХIХ века, а с позиций, учитывающих уровень мышления в науке, каким он стал с момента утверждения постулатов и теорий копенгагенской шко+ лы “новой физики” (см.: Belkin G. С., р. 109—111). Что касается влияния концепции З. Фрейда на теорию и практику психоте+ рапии и консультирования, следует отметить исключительную продуктив+ ность классического психоанализа в этом отношении. Основанные на про+ тивостоянии или на продолжении традиций ортодоксального психоанализа последующие течения оказались исключительно плодотворными, а некото+ рые из них сами превратились в самостоятельные научные традиции. Вме+ сте с тем следует отметить, что открытия и новшества З. Фрейда вошли, в том или ином виде, практически в любое направление, связанное с оказа+ нием психологической помощи. Поэтому вполне справедливо считать З. Фрейда основателем практической психологии. 2. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ К. ЮНГА Психотерапевтическая концепция К. Юнга настолько же связана в своих основах с концепцией З. Фрейда, насколько и отлична от последней, что, на наш взгляд, объясняется прежде всего личностными особенностями созда+ теля аналитической психологии, а уже затем всеми привходящими обстоя+ тельствами. Мы вообще склонны полагать, что в истории консультативной психологии и психотерапии особенно ярко проявляются влияние и взаи+ мозависимость личности автора и создаваемой им системы. Проблема вза+ имосвязи и взаимоопределения личности, содержания и пространст |
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 2640; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.119.67 (0.013 с.) |