Динамика психоаналитического процесса
Модели психоаналитического процесса. Эвристические и процессуальные модели психоаналитического процесса. Подходы к определению целей психоаналитического вмешательства. Стадии психоаналитического процесса: начало, динамика, завершение.
Особенности начального этапа психоаналитического процесса. Первая встреча с потенциальным клиентом. Предварительное интервью и психоаналитическая диагностика. Психоаналитическое обследование и оценка. Принятие решения о целесообразности дальнейшего психоаналитически ориентированного консультирования.
Переход интервью к процессу оказания психологической помощи. Выбор целей и метода психологической помощи. Выработка сеттинга и заключение психоаналитического контракта. Формирование терапевтического альянса.
Особенности средней стадии психоаналитического процесса. Клинические проявления психоаналитического материала в ходе оказания психологической помощи. Техника анализа классического психоаналитического материала. Анализ сопротивления, свободных ассоциаций, сновидений, ошибочных действий, переноса. Терапевтическое значение анализа контрпереноса. «Отыгрывание вовне» и негативная терапевтическая реакция. Терапевтический альянс и реальные отношения между участниками психоаналитического процесса. Профессионально важные качества личности психоаналитически ориентированного специалиста. Личный анализ и практика личных супервизий как неотъемлемое условие профессионального становления психоаналитически ориентированного специалиста.
Особенности заключительной стадии психоаналитического процесса. Критерии завершения консультирования. Возможности и особенности применения самоанализа.
Таблица 2.
Базовые модули дисциплины, рекомендуемая трудоемкость
И виды учебной работы
Наименование
модуля и
тем дисциплины
| Всего
(часов)
| Аудиторные занятия
| Самостоятельная
работа
| Виды контроля
| Лекции
| Семинарские занятия
| Групповые и практические занятия
| Тема 1. Теоретико-методо-логические аспекты современного психоанализа. Введение в дисциплину
|
|
|
| -
|
| -
| Тема 2. История возникновения, становления
и развития психоаналитических идей
|
|
|
| -
|
|
-
| Тема 3. Теоретико-методологические основы психоанализа
|
|
|
|
|
|
-
| Тема 4. Теория и практика психоанализа
|
|
|
| -
|
|
-
| Тема 5. Основы психоаналитической психодиагностики
|
|
|
|
|
| -
| Тема 6. Динамика психоаналитического процесса
|
|
|
|
|
|
-
| Курсовая работа
|
| -
| -
| -
|
|
| Итоговый контроль
|
| -
| -
| -
| -
|
| Итого:
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 3.
Обязательный дидактический минимум содержания
учебно-образовательных модулей и тем дисциплины
№
п/п
| Наименование
модуля и темы
дисциплины
| Дидактический минимум
|
1.
|
Тема 1. Теоретико-методологические аспекты современного психоанализа. Введение в дисциплину
|
Глубинная психология: вклад в развитие мировой психологической науки и практики. Развитие основных направлений глубинной психологии. Современное состояние глубинной психологии и психоанализа. Психоанализ как метод оказания психологической помощи. Международная и Европейская психоаналитические ассоциации. Система психоаналитического образования и стандарты деятельности психоаналитически ориентированного специалиста.
Общая характеристика дисциплины «Основы психоанализа». Место дисциплины в общей системе подготовки бакалавра психологии. Цели и задачи дисциплины. Требования, предъявляемые к уровню подготовки бакалавра психологии по дисциплине. Последовательность изучения дисциплины.
| 2.
| Тема 2. История возникновения, становления
и развития психоаналитических идей
| Культурно-исторические предпосылки возникновения психоаналитических идей. Психоанализ как наука и герменевтика. Жизненный путь и творчество основателя классического психоанализа З. Фрейда. Научное мировоззрение З. Фрейда, медицинская практика, самоанализ. Основные этапы становления и развития западноевропейского и отечественного психоанализа. Теория влечений. Разработка структурной модели психического аппарата.
Своеобразие развития психоаналитических идей в России в 1920-1930-х годах. Современное состояние психоанализа в России. Актуальные проблемы современного психоанализа.
| 3.
| Тема 3. Теоретико-методологические основы психоанализа
| Подходы к определению психоанализа. Классификация способов психоаналитического вмешательства: психоанализ, психоаналитическая психотерапия, психоаналитически ориентированное консультирование. Краткосрочная, экспрессивная и поддерживающая форма психоаналитического вмешательства.
Уровни методологии и основные принципы психоаналитической теории. Фундаментальные психоаналитические принципы. Понятие метапсихологии. Топографический, динамический, экономический, структурный, генетический и адаптационный подходы в психоанализе.
Основные теоретические положения психоанализа. Психоаналитическое понимание нормы и психопатологии. Уровни функционирования психики и типы организации личности в современном психоанализе.
|
| Тема 4. Теория и практика психоанализа
| Свободные ассоциации. Сопротивление. Сновидения. Ошибочные действия. Регрессия, фиксация. Невроз переноса. Контрперенос и психотерапевтические отношения. Внутренний и внешний сеттинг. Обучение в психоаналитическом процессе. Психоаналитические правила. Психоаналитические процедуры. Техника интерпретации. Требования к аналитическому окружению, к участникам, продолжительности психоаналитического консультирования. Оценка эффективности психоанализа. Показания и противопоказания к проведению психоанализа, психоаналитической психотерапии и психоаналитически ориентированного консультирования.
|
| Тема 5. Основы психоаналитической психодиагностики
| Основные принципы современного психоаналитического интервью (цели, задачи, условия, структура). Структурированное и неструктурированное психоаналитически ориентированное интервью. Модели психоаналитического интервью М. Балинта, Н. Мак-Вильямс, О. Кернберга, Д. Боулби. Соотнесение психических нарушений с различными типами защиты, конфликта, страха, подбор психотерапевтического вмешательства и типа психокоррекции. Диагностическое заключение.
Классификация психоаналитической психопатологии. Психопатологии, обусловленные конфликтами. Патогенные доэдипальные и эдипальные конфликты. Этиология неврозов. Психодинамика депрессивных неврозов, фобических неврозов, неврозов навязчивости, истерических неврозов. Бегство в болезнь. Разборы клинических случаев.
|
| Тема 6. Динамика психоаналитического процесса
| Модели психоаналитического процесса. Подходы к определению целей психоаналитического вмешательства. Стадии психоаналитического процесса.
Особенности начального этапа психоаналитического процесса. Психоаналитическое обследование и оценка.
Выбор целей и метода психологической помощи. Выработка сеттинга и заключение психоаналитического контракта. Формирование терапевтического альянса.
Особенности средней стадии психоаналитического процесса. Техника анализа классического психоаналитического материала. Анализ сопротивления, свободных ассоциаций, сновидений, ошибочных действий, переноса. Терапевтическое значение анализа контрпереноса. «Отыгрывание вовне» и негативная терапевтическая реакция. Терапевтический альянс и реальные отношения между участниками психоаналитического процесса. Профессионально важные качества личности психоаналитически ориентированного специалиста. Личный анализ и практика личных супервизий как неотъемлемое условие профессионального становления психоаналитически ориентированного специалиста.
Критерии завершения консультирования. Возможности и особенности применения самоанализа.
|
Таблица 5
Лабораторный практикум
№
п/п
| Учебно-образовательный
модуль.
Цели лабораторного практикума
| Примерный перечень
лабораторных (практических работ или семинарских занятий)
| Часы
| | |
|
Тема 1. Теоретико-методологические аспекты современного психоанализа. Введение в дисциплину
Цель: Углубление представлений у студентов о структуре мировой психоаналитической практики и стандартах обучения в психоаналитической системе психологической помощи населению Международная и Европейская психоаналитические ассоциации.
| 1. Семинар. Тема 1.Теоретико-методологические аспекты современного психоанализа. Введение в дисциплину
На самостоятельное изучение выделено осмысление различий в этических кодексах отечественных и Западноевропейских
|
| |
2.
| Тема 2. История возникновения, становления и развития психоаналитических идей
Цель: расширение и углубление знаний студентов культурно-исторических предпосылок возникновения и развития глубинной психологии в России. Углубление понимания студентами актуальных проблем современного психоанализа в России и за рубежом.
| 1. Семинар. Тема № 2.
История возникновения, становления и развития психоаналитических идей
На самостоятельное изучение выделяется изучение основных понятий психоанализа и теории влечений с последующим групповым обсуждением на семинаре. Работа З.Фрейда «Лекции по введению в психоанализ»
|
| |
3.
| Тема 3. Теоретико-методологические основы психоанализа
Цель: углубление знаний студентов в области современного представления о функционировании психического аппарата в психоаналитической парадигме. Психоаналитическое понимание нормы и психопатологии и шести подходов метапсихологии.
| 1.Семинар. Тема №. 3.
Теоретико-методологические основы психоанализа
На самостоятельное изучение выделяется метапсихологические подходы в психоанализе с последующим обсуждением на семинаре. Работы З.Фрейда
«Лекции по введению в психоанализ»
|
4+8
| | 4.
| Тема 4. Теория и практика психоанализа
Цель: углубление представлений студентов о классическом материале психоаналитических сессий, строении внешнего и внутреннего сеттинга, развитии и анализе переноса и контрпереноса, основных психоаналитических правилах и процедурах.
| 1. Семинар. Тема № 4.
Теория и практика психоанализа
На самостоятельное изучение выделяются изучение работ З.Фрейда «Анализ конечный и бесконечный»; «Техника и практика психоанализа» с последующим обсуждением на семинаре
|
| |
5.
| Тема 5. Основы психоаналитической психодиагностики
Цель: расширение и углубление знаний студентов о различных моделях психоаналитически ориентированных интервью и диагностике пациентов с различной психопатологией.
Цель: выработка у студентов навыка установления психологического контакта и понимания диагностических принципов психоаналитической работы.
| 1. Семинар. Тема № 5.
Основы психоаналитической психодиагностики
2. Практическое занятие.
Пробное проведение первичного интервью с клиентом
На самостоятельное изучение выделяется модели психоаналитического интервью Н.Мак-Вильямс. Н. Мак-Виль-ямс «Психоаналитическая психодиагностика» с последующим обсуждением на семинаре
|
| | 6.
| Тема 6. Динамика психоаналитического процесса
Цель: углубление понимания студентами различных стадий психоаналитического процесса, особенностей начальной, средней и заключительной стадий процесса, умения выбирать цели психоаналитической психотерапии; осознавание студентами профессионально важных качеств личности психоаналитически ориентированного специалиста, необходимости прохождения личного анализа и практики личных супервизий как неотъемлемого условия профессионального становления психоаналитически ориентированного специалиста.
| Семинар 1. Тема 6. Динамика психоаналитического процесса
На самостоятельное изучение отводится изучение работ З.Фрейда и просмотр учебного фильма.
| 4+4
| |
| Всего часов
| (аудиторные)
|
| |
Таблица 6
Учебно-образовательные модули дисциплины и
междисциплинарные связи с последующими дисциплинами
№
п/п
| Учебно-образователь-ные модули дисциплины, необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин
| Наименование обеспечиваемых
(последующих) дисциплин*
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Тема 1.
| *
| *
| *
| *
|
|
| *
|
|
| Тема 2.
| *
| *
|
| *
|
|
| *
|
|
| Тема 3.
| *
|
|
|
| *
| *
| *
| *
|
| Тема 4.
| *
|
| *
|
|
| *
|
|
|
| Тема 5.
| *
|
|
|
| *
| *
| *
| *
|
| Тема 6.
|
|
|
|
|
|
| *
|
|
* Примечание: В приведенной таблице цифрами обозначаются следующие дисциплины: 1.- «История психологии»; 2 - «Психология стресса», 3 - «Введение в клиническую психологию»; 4 - «Основы патопсихологии», 5 - «Аналитическая психология», 6 -«Гуманистическая психология»; 7 - «Основы консультативной психологии», 8 -«Транзактный анализ».
ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ОСНОВЫ ПСИХОАНАЛИЗА»
1. Научный вклад М. Балинта в теорию и методологию психоанализа
2. Психоаналитическая теория интерсубъективности Г. Салливана
3. Гуманистический психоаналитический подход Э. Фромма
4. Х. Хартманн и современный психоанализ
5. Психоаналитическое творчество М. Кляйн
6. Психоаналитическое понимание психопатологии детства (А. Фрейд)
7. Становление экзистенциального психоанализа (Ж.-П. Сартр, М. Босс, Л. Бинсвангер, В. Франкл, Р. Лэйнг, Р. Мэй)
8. Развитие психологии самости Х. Когута
9. Бессознательный образ тела у женщин: психоаналитические исследования Д.Пайнз и К.Хорни.
10. Теория объектных отношений: сравнительный анализ психоаналитических подходов М. Кляйн, Д.В. Винникотта, Р. Фейрберна, М. Балинта.
11. Сравнительный анализ классического и структурного психоанализа: З.Фрейд и Ж.Лакан.
12. Развитие психологии мужчины и женщины в конструктивном психоанализе К.Хорни.
13. Невротические конфликты и их разрешения: разные точки зрения.
14. Психоаналитические исследования в психосоматической медицине.
15. Вклад психоаналитических исследований в проблему суицида.
16. Психоаналитическая концепция депрессии: классический и современный подходы.
17. Психоаналитическое понимание психозов и аутизма.
18. Проблема наркомании с точки зрения современного психоанализа.
19. Нарушение психического развития с психоаналитической точки зрения.
20. Техника активного воображения и ее развитие в аналитической психологии.
21. Вклад российских психоаналитиков 1920-х годов в становление детского психоанализа в России (И.Д. Ермаков, М.В. Вульф, С.Н. Шпильрейн, В.Ф. Шмидт и др.)
22. Психоаналитическое изучение ребенка в детском доме-лаборатории «Международная солидарность» (Москва, 1921-1925 годы).
23. Развитие психоанализа в России: вчера, сегодня, завтра.
24. Диагностические методы в современном психоаналитическом консультировании.
25. Развитие профессиональной идентичности. Необходимые личностные качества психоаналитического психотерапевта.
26. Шесть походов в классическом психоанализе: топический, структурный, динамический, генетический, экономический, адаптационный.
27. Теория сновидений З.Фрейда. Виды и формы сновидений. Механизмы работы сновидений. Символический язык бессознательного. Сновидения пациентов и аналитический процесс.
Примерный перечень вопросов
|