Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Динамика психоаналитического процесса

Поиск

Модели психоаналитического процесса. Эвристические и процессуальные модели психоаналитического процесса. Подходы к определению целей психоаналитического вмешательства. Стадии психоаналитического процесса: начало, динамика, завершение.

Особенности начального этапа психоаналитического процесса. Первая встреча с потенциальным клиентом. Предварительное интервью и психоаналитическая диагностика. Психоаналитическое обследование и оценка. Принятие решения о целесообразности дальнейшего психоаналитически ориентированного консультирования.

Переход интервью к процессу оказания психологической помощи. Выбор целей и метода психологической помощи. Выработка сеттинга и заключение психоаналитического контракта. Формирование терапевтического альянса.

Особенности средней стадии психоаналитического процесса. Клинические проявления психоаналитического материала в ходе оказания психологической помощи. Техника анализа классического психоаналитического материала. Анализ сопротивления, свободных ассоциаций, сновидений, ошибочных действий, переноса. Терапевтическое значение анализа контрпереноса. «Отыгрывание вовне» и негативная терапевтическая реакция. Терапевтический альянс и реальные отношения между участниками психоаналитического процесса. Профессионально важные качества личности психоаналитически ориентированного специалиста. Личный анализ и практика личных супервизий как неотъемлемое условие профессионального становления психоаналитически ориентированного специалиста.

Особенности заключительной стадии психоаналитического процесса. Критерии завершения консультирования. Возможности и особенности применения самоанализа.

 

 

Таблица 2.

Базовые модули дисциплины, рекомендуемая трудоемкость

И виды учебной работы

Наименование модуля и тем дисциплины Всего (часов) Аудиторные занятия Самостоятельная работа Виды контроля
Лекции Семинарские занятия Групповые и практические занятия
Тема 1. Теоретико-методо-логические аспекты современного психоанализа. Введение в дисциплину         -   -
Тема 2. История возникновения, становления и развития психоаналитических идей         -     -
Тема 3. Теоретико-методологические основы психоанализа               -
Тема 4. Теория и практика психоанализа         -     -
Тема 5. Основы психоаналитической психодиагностики             -
Тема 6. Динамика психоаналитического процесса               -
Курсовая работа   - - -    
Итоговый контроль   - - - -  
Итого:            

 

Таблица 3.

Обязательный дидактический минимум содержания

учебно-образовательных модулей и тем дисциплины

№ п/п Наименование модуля и темы дисциплины Дидактический минимум
  1. Тема 1. Теоретико-методологические аспекты современного психоанализа. Введение в дисциплину     Глубинная психология: вклад в развитие мировой психологической науки и практики. Развитие основных направлений глубинной психологии. Современное состояние глубинной психологии и психоанализа. Психоанализ как метод оказания психологической помощи. Международная и Европейская психоаналитические ассоциации. Система психоаналитического образования и стандарты деятельности психоаналитически ориентированного специалиста. Общая характеристика дисциплины «Основы психоанализа». Место дисциплины в общей системе подготовки бакалавра психологии. Цели и задачи дисциплины. Требования, предъявляемые к уровню подготовки бакалавра психологии по дисциплине. Последовательность изучения дисциплины.
2. Тема 2. История возникновения, становления и развития психоаналитических идей   Культурно-исторические предпосылки возникновения психоаналитических идей. Психоанализ как наука и герменевтика. Жизненный путь и творчество основателя классического психоанализа З. Фрейда. Научное мировоззрение З. Фрейда, медицинская практика, самоанализ. Основные этапы становления и развития западноевропейского и отечественного психоанализа. Теория влечений. Разработка структурной модели психического аппарата. Своеобразие развития психоаналитических идей в России в 1920-1930-х годах. Современное состояние психоанализа в России. Актуальные проблемы современного психоанализа.  
3. Тема 3. Теоретико-методологические основы психоанализа   Подходы к определению психоанализа. Классификация способов психоаналитического вмешательства: психоанализ, психоаналитическая психотерапия, психоаналитически ориентированное консультирование. Краткосрочная, экспрессивная и поддерживающая форма психоаналитического вмешательства. Уровни методологии и основные принципы психоаналитической теории. Фундаментальные психоаналитические принципы. Понятие метапсихологии. Топографический, динамический, экономический, структурный, генетический и адаптационный подходы в психоанализе. Основные теоретические положения психоанализа. Психоаналитическое понимание нормы и психопатологии. Уровни функционирования психики и типы организации личности в современном психоанализе.  
  Тема 4. Теория и практика психоанализа   Свободные ассоциации. Сопротивление. Сновидения. Ошибочные действия. Регрессия, фиксация. Невроз переноса. Контрперенос и психотерапевтические отношения. Внутренний и внешний сеттинг. Обучение в психоаналитическом процессе. Психоаналитические правила. Психоаналитические процедуры. Техника интерпретации. Требования к аналитическому окружению, к участникам, продолжительности психоаналитического консультирования. Оценка эффективности психоанализа. Показания и противопоказания к проведению психоанализа, психоаналитической психотерапии и психоаналитически ориентированного консультирования.  
  Тема 5. Основы психоаналитической психодиагностики   Основные принципы современного психоаналитического интервью (цели, задачи, условия, структура). Структурированное и неструктурированное психоаналитически ориентированное интервью. Модели психоаналитического интервью М. Балинта, Н. Мак-Вильямс, О. Кернберга, Д. Боулби. Соотнесение психических нарушений с различными типами защиты, конфликта, страха, подбор психотерапевтического вмешательства и типа психокоррекции. Диагностическое заключение. Классификация психоаналитической психопатологии. Психопатологии, обусловленные конфликтами. Патогенные доэдипальные и эдипальные конфликты. Этиология неврозов. Психодинамика депрессивных неврозов, фобических неврозов, неврозов навязчивости, истерических неврозов. Бегство в болезнь. Разборы клинических случаев.
  Тема 6. Динамика психоаналитического процесса   Модели психоаналитического процесса. Подходы к определению целей психоаналитического вмешательства. Стадии психоаналитического процесса. Особенности начального этапа психоаналитического процесса. Психоаналитическое обследование и оценка. Выбор целей и метода психологической помощи. Выработка сеттинга и заключение психоаналитического контракта. Формирование терапевтического альянса. Особенности средней стадии психоаналитического процесса. Техника анализа классического психоаналитического материала. Анализ сопротивления, свободных ассоциаций, сновидений, ошибочных действий, переноса. Терапевтическое значение анализа контрпереноса. «Отыгрывание вовне» и негативная терапевтическая реакция. Терапевтический альянс и реальные отношения между участниками психоаналитического процесса. Профессионально важные качества личности психоаналитически ориентированного специалиста. Личный анализ и практика личных супервизий как неотъемлемое условие профессионального становления психоаналитически ориентированного специалиста. Критерии завершения консультирования. Возможности и особенности применения самоанализа.  

Таблица 5

Лабораторный практикум

 

№ п/п Учебно-образовательный модуль. Цели лабораторного практикума Примерный перечень лабораторных (практических работ или семинарских занятий) Часы  
 
  Тема 1. Теоретико-методологические аспекты современного психоанализа. Введение в дисциплину   Цель: Углубление представлений у студентов о структуре мировой психоаналитической практики и стандартах обучения в психоаналитической системе психологической помощи населению Международная и Европейская психоаналитические ассоциации. 1. Семинар. Тема 1.Теоретико-методологические аспекты современного психоанализа. Введение в дисциплину На самостоятельное изучение выделено осмысление различий в этических кодексах отечественных и Западноевропейских        
    2.     Тема 2. История возникновения, становления и развития психоаналитических идей     Цель: расширение и углубление знаний студентов культурно-исторических предпосылок возникновения и развития глубинной психологии в России. Углубление понимания студентами актуальных проблем современного психоанализа в России и за рубежом.     1. Семинар. Тема № 2. История возникновения, становления и развития психоаналитических идей На самостоятельное изучение выделяется изучение основных понятий психоанализа и теории влечений с последующим групповым обсуждением на семинаре. Работа З.Фрейда «Лекции по введению в психоанализ»        
    3.     Тема 3. Теоретико-методологические основы психоанализа   Цель: углубление знаний студентов в области современного представления о функционировании психического аппарата в психоаналитической парадигме. Психоаналитическое понимание нормы и психопатологии и шести подходов метапсихологии.   1.Семинар. Тема №. 3. Теоретико-методологические основы психоанализа На самостоятельное изучение выделяется метапсихологические подходы в психоанализе с последующим обсуждением на семинаре. Работы З.Фрейда «Лекции по введению в психоанализ»   4+8  
4.     Тема 4. Теория и практика психоанализа   Цель: углубление представлений студентов о классическом материале психоаналитических сессий, строении внешнего и внутреннего сеттинга, развитии и анализе переноса и контрпереноса, основных психоаналитических правилах и процедурах. 1. Семинар. Тема № 4. Теория и практика психоанализа   На самостоятельное изучение выделяются изучение работ З.Фрейда «Анализ конечный и бесконечный»; «Техника и практика психоанализа» с последующим обсуждением на семинаре      
  5.   Тема 5. Основы психоаналитической психодиагностики Цель: расширение и углубление знаний студентов о различных моделях психоаналитически ориентированных интервью и диагностике пациентов с различной психопатологией.   Цель: выработка у студентов навыка установления психологического контакта и понимания диагностических принципов психоаналитической работы. 1. Семинар. Тема № 5. Основы психоаналитической психодиагностики   2. Практическое занятие. Пробное проведение первичного интервью с клиентом На самостоятельное изучение выделяется модели психоаналитического интервью Н.Мак-Вильямс. Н. Мак-Виль-ямс «Психоаналитическая психодиагностика» с последующим обсуждением на семинаре      
6. Тема 6. Динамика психоаналитического процесса Цель: углубление понимания студентами различных стадий психоаналитического процесса, особенностей начальной, средней и заключительной стадий процесса, умения выбирать цели психоаналитической психотерапии; осознавание студентами профессионально важных качеств личности психоаналитически ориентированного специалиста, необходимости прохождения личного анализа и практики личных супервизий как неотъемлемого условия профессионального становления психоаналитически ориентированного специалиста.     Семинар 1. Тема 6. Динамика психоаналитического процесса   На самостоятельное изучение отводится изучение работ З.Фрейда и просмотр учебного фильма. 4+4  
  Всего часов (аудиторные)    

 

 

Таблица 6

Учебно-образовательные модули дисциплины и

междисциплинарные связи с последующими дисциплинами

 

№ п/п Учебно-образователь-ные модули дисциплины, необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин*
               
  Тема 1. * * * *     *  
  Тема 2. * *   *     *  
  Тема 3. *       * * * *
  Тема 4. *   *     *    
  Тема 5. *       * * * *
  Тема 6.             *  

 

* Примечание: В приведенной таблице цифрами обозначаются следующие дисциплины: 1.- «История психологии»; 2 - «Психология стресса», 3 - «Введение в клиническую психологию»; 4 - «Основы патопсихологии», 5 - «Аналитическая психология», 6 -«Гуманистическая психология»; 7 - «Основы консультативной психологии», 8 -«Транзактный анализ».

 

 

ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ОСНОВЫ ПСИХОАНАЛИЗА»

1. Научный вклад М. Балинта в теорию и методологию психоанализа

2. Психоаналитическая теория интерсубъективности Г. Салливана

3. Гуманистический психоаналитический подход Э. Фромма

4. Х. Хартманн и современный психоанализ

5. Психоаналитическое творчество М. Кляйн

6. Психоаналитическое понимание психопатологии детства (А. Фрейд)

7. Становление экзистенциального психоанализа (Ж.-П. Сартр, М. Босс, Л. Бинсвангер, В. Франкл, Р. Лэйнг, Р. Мэй)

8. Развитие психологии самости Х. Когута

9. Бессознательный образ тела у женщин: психоаналитические исследования Д.Пайнз и К.Хорни.

10. Теория объектных отношений: сравнительный анализ психоаналитических подходов М. Кляйн, Д.В. Винникотта, Р. Фейрберна, М. Балинта.

11. Сравнительный анализ классического и структурного психоанализа: З.Фрейд и Ж.Лакан.

12. Развитие психологии мужчины и женщины в конструктивном психоанализе К.Хорни.

13. Невротические конфликты и их разрешения: разные точки зрения.

14. Психоаналитические исследования в психосоматической медицине.

15. Вклад психоаналитических исследований в проблему суицида.

16. Психоаналитическая концепция депрессии: классический и современный подходы.

17. Психоаналитическое понимание психозов и аутизма.

18. Проблема наркомании с точки зрения современного психоанализа.

19. Нарушение психического развития с психоаналитической точки зрения.

20. Техника активного воображения и ее развитие в аналитической психологии.

21. Вклад российских психоаналитиков 1920-х годов в становление детского психоанализа в России (И.Д. Ермаков, М.В. Вульф, С.Н. Шпильрейн, В.Ф. Шмидт и др.)

22. Психоаналитическое изучение ребенка в детском доме-лаборатории «Международная солидарность» (Москва, 1921-1925 годы).

23. Развитие психоанализа в России: вчера, сегодня, завтра.

24. Диагностические методы в современном психоаналитическом консультировании.

25. Развитие профессиональной идентичности. Необходимые личностные качества психоаналитического психотерапевта.

26. Шесть походов в классическом психоанализе: топический, структурный, динамический, генетический, экономический, адаптационный.

27. Теория сновидений З.Фрейда. Виды и формы сновидений. Механизмы работы сновидений. Символический язык бессознательного. Сновидения пациентов и аналитический процесс.

Примерный перечень вопросов



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 603; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.67.228 (0.008 с.)