Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Технологий и управления им. К. Г. Разумовского↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ ИМ. К.Г. РАЗУМОВСКОГО
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ ПСИХОАНАЛИЗА Направление подготовки: Психология Степень выпускника: Бакалавр Форма обучения Очная Г.
УДК 577.12:664
Обсужден и одобрен на заседании кафедры «Прикладная психология» Московского государственного университета технологий и управления (протокол № 7 от 14 марта 2011г.). Утвержден на заседании Совета института «Социально-гуманитарных технологий» Московского государственного университета технологий и управления (протокол № 8 от 21 апреля 2011г.). Составитель: Парамонова Анжела Анатольевна – кандидат психологических наук
Рецензенты: Шишов Сергей Евгеньевич – доктор педагогических наук, профессор Кондратьев Сергей Владимирович – кандидат педагогических наук, доцент
Парамонова А.А. Основы психоанализа: рабочая учебная программа. – М.: МГУТУ, 2011. – 39с. (1,3 п.л.)
Рабочая учебная программа учебной дисциплины «Основы психоанализа» профессионального цикла базовой части составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки бакалавров 030300.62 «Психология». Рабочая программа предназначена для студентов всех форм обучения.
©Московский государственный университет технологий и управления, 2011. 109004, Москва, Земляной вал, 73
© А .А. Парамонова СОДЕРЖАНИЕ Характеристика и целевая установка учебной дисциплины «Основы психоанализа» ………………………………………………………4 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Основы психоанализа»……………………………..5 Требования к минимуму содержания, предъявляемые вузом по дисциплине «Основы психоанализа» ……………………………………..9 Структура и содержание дисциплины «Основы психоанализа» ………….10 Учебная программа по дисциплине «Основы психоанализа» ……………..11 Базовые модули дисциплины, рекомендуемая трудоемкость и виды учебной работы ……………………………………………………….17 Обязательный дидактический минимум содержания учебно-образовательных модулей и тем дисциплины………………………..18 Лабораторный практикум………………………………………………………21 Учебно-образовательные модули дисциплины и междисциплинарные связи с последующими дисциплинами……………….24 Тематика рефератов по дисциплине……………………………………………24 Примерный перечень вопросов для подготовки к итоговому контролю……………………………………………………………..26 Примерная модульно-рейтинговая карта по дисциплине…………………….29 Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины……...30 Рекомендованная литература………………………………………………….30 Рекомендованные психоаналитические произведения З.Фрейда (для самостоятельного изучения) …………………………………33 Программное обеспечение и интернет-ресурсы дисциплины………………39
ХАРАКТЕРИСТИКА И ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ПСИХОАНАЛИЗА» Б 3.2.9
Дисциплина «Основы психоанализа» является дисциплиной в профессиональном цикле, установленным вузом в рамках предметных дисциплин профильной подготовки профессионального образования по направлению «Психология» 030300.62. Дисциплина имеет общую логику и опирается на изучении студентами дисциплин «История психологии», «Психология стресса», «Введение в клиническую психологию», «Основы патопсихологии», «Психология социальной работы», находится в тесной связи с дисциплинами «Аналитическая психология», «Гуманистическая психология», «Основы консультативной психологии», «Транзактный анализ», и др. Целью освоения дисциплины является подготовка бакалавра, обладающего комплексом фундаментальных знаний основ теории и практики психоанализа для решения практических и научно-исследовательских задач в области глубинно-психологического консультирования, а также личностными и профессиональными качествами, способствующими практической деятельности во взаимодействии со специалистами смежных областей. Основными задачами изучения дисциплины являются: - формирование у студентов теоретических знаний, способствующих ориентировке в психоаналитически ориентированном консультировании как одной из научных концепций глубинной психологии; - овладение студентами основными теоретическими концепциями психоанализа, основами глубинно-психологического инструментария оказания психологической помощи людям, нуждающимся в ней, - развитие у студентов критического, аналитического и синтетического мышления при изучении концептуальных основ психоанализа, а также при анализе ситуаций, возникающих в процессе психоаналитически ориентированного консультирования; - формирование у студентов умений и навыков грамотно ставить и решать практические задачи в области психоаналитически ориентированного консультирования и оказанию психологической помощи; - формирование у студентов позитивного и эмпатийного отношения к людям, обратившихся за психологической помощью; - формирование психологической готовности к применению полученных знаний и умений в практической работе во взаимодействии со специалистами смежных областей. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ПСИХОАНАЛИЗА» Б 3.2.9 В результате изучения дисциплины «Основы психоанализа» студент должен: Иметь представление: - о развитии психоанализе и его вкладе в развитие мировой психологической науки и практики; - о разновидностях школ в системе психоаналитически ориентированных методов оказания психологической помощи; - о системе психоаналитического образования и стандартах деятельности психоаналитически ориентированных специалистов; - о месте психоаналитически ориентированного консультирования в системе оказания психологической помощи людям, нуждающейся в ней. Знать: - предпосылки возникновения, историю становления и развития психоанализа, жизненный путь и творчество основателя психоанализа З.Фрейда; - историческое своеобразие развития психоаналитических идей в России; - методологические основы, основные теоретические понятия и категории современного психоанализа. - динамику процесса психоаналитически ориентированного консультирования, сущность и содержание стадий психоаналитического процесса, особенности работы психоаналитически ориентированного специалиста, психоаналитические правила и процедуры. Овладеть: - концептуальными основами и категориальным аппаратом психоанализа; - умениями и навыками психоаналитически ориентированного интервью-ирования и психоаналитической психодиагностики, структурирования консультативной беседы, использования факторов, влияющих на характер протекания консультативного процесса и изменения в психологическом статусе клиента. Уметь: - ориентироваться в системе историко-психологического знания, аналитически и критически подходить к изучению и освоению трудов З.Фрейда, как выдающегося представителя психологического знания, и его последователей; - использовать теоретический материал дисциплины в научно-исследова-тельской деятельности, а также в будущей консультативной работе; - применять требования профессиональной этики в работе с клиентами, проектировать приемы психологической помощи клиенту.
Обладать следующими компетенциями: общекультурными: способностью и готовностью к: - совершенствованию своего интеллектуального и общекультурного уровня, нравственного развития личности; - принятию ответственности за свои решения в рамках профессиональной компетенции психолога, выработке нестандартных решений в проблемных ситуациях практической деятельности; - адаптации к новым ситуациям в психологической практике, переоценке накопленного опыта в этой практике, анализу своих возможностей; - позитивному воздействию личным примером на клиентов, обратившихся за психологической помощью на основе соблюдения норм и рекомендаций здорового образа жизни; - оформлению, представлению в устной и письменной форме результатов выполненной работы; профессиональными: в практической деятельности: способностью и готовностью к: - диагностике и коррекции психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов в рамках психоаналитически ориентированного консультирования; - выстраиванию эффективных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе, и развитии клиента в рамках психоаналитически ориентированного консультирования - ассистированию деятельности магистра или специалиста при осуществлении психоаналитически ориентированного психологического вмешательства и воздействия с целью оптимизации психического функционирования индивида в различных сферах жизнедеятельности; научно-исследовательской деятельности: способностью и готовностью к: - применению знаний по психоанализу как отрасли мировой психологической науки о психологических феноменах, категориях и методах изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики; - пониманию и постановке профессиональных задач в области научно- исследовательской и практической деятельности; - участию в проведении психологических исследований на основе применения психоаналитических знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии; - реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях; - выбору магистерских образовательных программ в различных областях глубинной психологии и социальной работы. в проектно-инновационной деятельности: способностью и готовностью к: - профессионально профилированному использованию современных информационных технологий и системы Интернет-ресурсов; в организационно-управленческой деятельности: способностью и готовностью к: - использование нормативно-правовых и этических знаний при осуществлении профессиональной деятельности.
ТРЕБОВАНИЯ К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ ВУЗОМ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ ПСИХОАНАЛИЗА», Б 3.2.9
Психоанализ и его вклад в развитие мировой психологической науки и практики. Психоанализ как метод оказания психологической помощи и его место в общей системе психологического знания. Система психоаналитического образования и стандарты деятельности психоаналитически ориентированного специалиста. Предпосылки возникновения, история становления и развития западноевропейских и отечественных психоаналитических идей. Жизненный путь и творчество основателя психоанализа З.Фрейда. Теоретико-методологические положения психоаналитически ориентированного консультирования и психотерапии. Психоаналитическая теория конфликта. Структура психического аппарата. Уровни функционирования и типы организации личности в психоаналитической теории. Классификация психоаналитической психопатологии. Уровни методологии и основные принципы психоаналитически ориентированных методов оказания психологической помощи. Техники психоаналитически ориентированного консультирования. Классический психоаналитический материал: свободные ассоциации, сопротивление, сновидения и фантазии, ошибочные действия, переносно - контрпереносные отношения, внешний и внутренний сеттинг. Психоаналитические правила и процедуры. Требования и ограничения для участников психоаналитического процесса, аналитического окружения. Модели психоаналитического процесса. Психоаналитическое исследование и исследование в психоанализе. Стадии психоаналитического процесса. Особенности работы психоаналитически ориентированного специалиста на различных стадиях психоаналитического процесса. Личный анализ и супервизии психоаналитического специалиста.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ПСИХОАНАЛИЗА»
Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов, 3 зачет. единицы.
Таблица 1. Распределение трудоемкости дисциплины по видам учебной работы
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ПСИХОАНАЛИЗА» Тема 3. Классического психоанализа Методологические основы классического психоанализа. Подходы к определению психоанализа. Классификация способов психоаналитического вмешательства: психоанализ, психоаналитическая психотерапия, психоаналитически ориентированное консультирование. Краткосрочная, экспрессивная и поддерживающая форма психоаналитического вмешательства. Уровни методологии и основные принципы психоаналитической теории. Фундаментальные психоаналитические принципы. Понятие метапсихологии. Топографический, динамический, экономический, структурный, генетический и адаптационный подходы в психоанализе. Основные теоретические положения классического психоанализа. Структура психического аппарата. Теория драйвов. Теория психосексуального развития. Принципы удовольствия и реальности. Защитные механизмы психики. Психоаналитическая теория конфликта. Психоаналитическое понимание нормы и психопатологии. Уровни функционирования психики и типы организации личности в современном психоанализе.
Тема 4. Тема 5. Тема 6. Таблица 2. Базовые модули дисциплины, рекомендуемая трудоемкость И виды учебной работы
Таблица 3. Таблица 5 Лабораторный практикум
Таблица 6 Учебно-образовательные модули дисциплины и междисциплинарные связи с последующими дисциплинами
* Примечание: В приведенной таблице цифрами обозначаются следующие дисциплины: 1.- «История психологии»; 2 - «Психология стресса», 3 - «Введение в клиническую психологию»; 4 - «Основы патопсихологии», 5 - «Аналитическая психология», 6 -«Гуманистическая психология»; 7 - «Основы консультативной психологии», 8 -«Транзактный анализ».
ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ ПСИХОАНАЛИЗА» 1. Научный вклад М. Балинта в теорию и методологию психоанализа 2. Психоаналитическая теория интерсубъективности Г. Салливана 3. Гуманистический психоаналитический подход Э. Фромма 4. Х. Хартманн и современный психоанализ 5. Психоаналитическое творчество М. Кляйн 6. Психоаналитическое понимание психопатологии детства (А. Фрейд) 7. Становление экзистенциального психоанализа (Ж.-П. Сартр, М. Босс, Л. Бинсвангер, В. Франкл, Р. Лэйнг, Р. Мэй) 8. Развитие психологии самости Х. Когута 9. Бессознательный образ тела у женщин: психоаналитические исследования Д.Пайнз и К.Хорни. 10. Теория объектных отношений: сравнительный анализ психоаналитических подходов М. Кляйн, Д.В. Винникотта, Р. Фейрберна, М. Балинта. 11. Сравнительный анализ классического и структурного психоанализа: З.Фрейд и Ж.Лакан. 12. Развитие психологии мужчины и женщины в конструктивном психоанализе К.Хорни. 13. Невротические конфликты и их разрешения: разные точки зрения. 14. Психоаналитические исследования в психосоматической медицине. 15. Вклад психоаналитических исследований в проблему суицида. 16. Психоаналитическая концепция депрессии: классический и современный подходы. 17. Психоаналитическое понимание психозов и аутизма. 18. Проблема наркомании с точки зрения современного психоанализа. 19. Нарушение психического развития с психоаналитической точки зрения. 20. Техника активного воображения и ее развитие в аналитической психологии. 21. Вклад российских психоаналитиков 1920-х годов в становление детского психоанализа в России (И.Д. Ермаков, М.В. Вульф, С.Н. Шпильрейн, В.Ф. Шмидт и др.) 22. Психоаналитическое изучение ребенка в детском доме-лаборатории «Международная солидарность» (Москва, 1921-1925 годы). 23. Развитие психоанализа в России: вчера, сегодня, завтра. 24. Диагностические методы в современном психоаналитическом консультировании. 25. Развитие профессиональной идентичности. Необходимые личностные качества психоаналитического психотерапевта. 26. Шесть походов в классическом психоанализе: топический, структурный, динамический, генетический, экономический, адаптационный. 27. Теория сновидений З.Фрейда. Виды и формы сновидений. Механизмы работы сновидений. Символический язык бессознательного. Сновидения пациентов и аналитический процесс. Примерный перечень вопросов РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Айви А., Айви М., Саймэн-Даунинг Л. Психологическое консультирование и психотерапия. Методы, теории и техники: практическое руководство. – М.: Психотерапевтический колледж, 2000. 2. Антология современного психоанализа. Т.1. –М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2000. - 448с. 3. Белый Б.И. Тест Роршаха. Практика и теория./ Под. Ред. Л.Н. Собчик. – СПб.: «Дорваль», 1992. – 200с. 4. Бержере Ж. Психоаналитическая патопсихология. - М.: Изд-во МГУ, 2001. - 400с. 5. Буш Ф. Новый взгляд на психоаналитическую психотерапию/ Пер. с англ.. –СПб.: ВЕИП, 2005. -196с. 6. Гринсон Р. Техника и практика психоанализа. – М: «Когито-Центр», 2003. – 478с. 7. Джонс Э. Жизнь и творения Зигмунда Фрейда. – М.: «Гуманитарий» АГИ, 1997. – 440с. 8. Кондрашенко В.Т., Донской Д.И., Игумнов С.А. Общая психотерапия: Руководство для врачей. – М.: Институт психотерапии, 2003. – 464с. 9. Крис А. Свободные ассоциации: Метод и процесс. - М.: «Когито-Центр», 2007. – 159с. 10. Куттер П. Современный психоанализ. – СПб.: Б.С.К., 1997. - 351с. 11. Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу /Пер. с фр. – М.: Высш.шк.,1996. -623с. 12. Лейбин В.М. Психоанализ. Учебник. – СПб: Питер, 2002. -572с. 13. Лейбин В.М. Словарь-справочник по психоанализу –СПб.: Питер, 2001. -688с. 14. Лейбин В.М. Постклассический психоанализ. Энциклопедия. В 2 т. - М.: Издательский дом «Территория будущего», 2006. 15. Лох В. Основы психоаналитической теории. Метапсихология / Пер. с нем. – М.: Когито-Центр, 2007. -304с. 16. Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика. Понимание структуры личности в клиническом процессе. – М.: Независимая фирма «Класс», 2004.- 480с. 17. Мертенс В. Ключевые понятия психоанализа /Пер. с нем. –СПб.: Б&К, 2001. -383с. 18. Нюнберг Г. Принципы психоанализа и их применение к лечению неврозов. – СПб., 1999. -368с. 19. Овчаренко В.И. Психоаналитический глоссарий. – Мн.: Выс.шк., 1994. – 307с. 20. Паттерсон С., Уоткинс Э. Теории психотерапии. – СПб.: Питер, 2003. – 544с. 21. Психоаналитические термины и понятия / Под ред. Б.Мура и Б.Файна. – М.,2000. – 304 с. 22. Психология социальной работы / Под общей ред. М.А. Гулиной – Спб.: Питер, 2002. – 352с. 23. Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа / Пер. с англ. – СПб.: ВЕИП,1995. – 288с. 24. Сандлер Д., Дэр К., Холдер А. Пациент и психоаналитик: основы психоаналитического процесса. - М.: «Когито-Центр», 2007. – 176с. 25. Соколова Е.Т., Чечельницкая Е.П. Психология нарциссизма. – М., 2001. - 90с. 26. Соколов Э.В. Введение в психоанализ. – СПб: Изд-во «Лань»,1999.- 320с. 27. Старшенбаум Г.В. Динамическая психиатрия и клиническая психотерапия. – М.: Изд-во Высшей школы психологии, 2003. – 367с. 28. Старшенбаум Г.В. Как стать семейным психологом: Интерактивный учебник: тесты, упражнения, ролевые игры. – М.: Психотерапия, 2007. – 480с. 29. Тайсон Ф., Тайсон Р.Л. Психоаналитические теории развития. – М: «Когито-Центр», 2006. -407с. 30. Тодд Дж., Богарт А. Основы клинической и консультативной психологии. - СПб.: Сова; М.: Изд-во Эксмо-Пресс, 2001. – 768с. 31. Томэ Х., Кэхеле Х. Современный психоанализ. Т.1. Теория. – М.: Издательская группа «Прогресс» - «Литера», Издательство Агентства «Яхтсмен», 1996.- 466с. 32. Томе Х., Кехеле Х. Современный психоанализ. Т.2. Практика – М.: Издательская группа «Прогресс» - «Литера», Издательство Агентства «Яхтсмен», 1996. - 576с. 33. Урсано Р., Зонненберг С., Лазар С. Психодинамическая психотерапия: краткое руководство. – М.: Российская психоаналитическая ассоциация, 1992. -158с. 34. Фенихель О. Психоаналитическая теория неврозов. – М.: Академический Проект, 2005. – 848с. 35. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. – М.: Питер, 2008. – 384с. 36. Фрейд З. Знаменитые случаи из практики. – М.: «Когито-Центр», 2007. – 538с. 37. Фрейд З. Психология бессознательного. – М.: Питер, 2007. – 448с. 38. Фрейджер Р., Фейдимен Дж. Личность. Теории, упражнения, эксперименты. – СПб.: «прайм-ЕВРОЗНАК», 2006. – 608с. 39. Хайгл-Эверс А, Хайгл Ф., Отт Ю., Рюгер У. Базисное руководство по психотерапии. - СПб.: «Восточно-Европейский Институт Психоанализа» совместно с издательством «Речь», 2002. – 784с. 40. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер, 2006. - 607с. 41. Шульц Д., Шульц С. История современной психологии. – СПб.: Изд-во «Евразия», 2002. - 532с. 42. Энциклопедия глубинной психологии. В 4 Т. /пер. с нем. – М.: ЗАО МГ Менеджмент, 1998. – 800с. 43. Эра контрпереноса: Антология психоаналитических исследований (1949-1999). –М.: Академический проект,2005. – 574с.
РЕКОМЕНДОВАННЫЕ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ ИМ. К.Г. РАЗУМОВСКОГО
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 199; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.135.82 (0.011 с.) |