Консультирование и психологическая 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Консультирование и психологическая



Работа в средних классах школы

 

Консультирование и психологическая работа в средних классах (6-9-е) — явление даже более новое, чем консультирование в начальной школе. Оно приобрело известность в 1970-е годы как способ оказания комплексных услуг учащимся, которым оказывалось недостаточно услуг, предоставляемых консультантами для начальной и старшей ступени школы (Cole, 1988; Stamm & Nissman, 1979). Идея создания специальной программы и подразделения для предподросткового и раннеподростково-го периодов была сначала воплощена для средних классов (7-9-х классов) — это была попытка отделить детей младшего подросткового периода (возраст 12-14 лет, 7-9-е классы) от старших подростков.

К средней ступени обучения обычно относятся дети от 10 до 14 лет — с 6-го до 9-го класса. Этот возраст обычно упоминается как переходный (в англ, языке используется термин transes-cents, иногда — bubblegummers) (Cole, 1988; Eichhorn, 1968; Thornburg, 1978). «Кроме обычных проблем, которые существуют в семье, школе, и обществе, школьники переходного возраста должны приспосабливаться к возрастным переменам, происходящим в их организме, к жесткой среде сверстников, к школьным требованиям в части учебы, к противоречиям родительских установок и к другим проблемам, связанным со становлением личности» (Matthews & Burnett, 1989, p. 122). Эта возрастная категория очень неоднородна, и наиболее общей ее характеристикой можно считать непохожесть на другие возрастные группы (Stamm & Nissman, 1979).

Согласно Догерти (Dougherty, 1986), мы знаем об этой возрастной группе меньше, чем о любой другой. Частично это объясняется тем, что слишком мало консультантов, работающих в средних классах, проводят исследования или публикуют результаты своей работы с этой возрастной категорией (St.Clair, 1989). Тем не менее Институт развития ребенка Гезелла (Gesell Institute of Child Development) предлагает описание когнитивных, физических и эмоциональных факторов, которые могут оказывать влияние на ребенка в этот период (Johnson & Kottman, 1992). Мало кто из консультантов пользуются этими данными. Тем не менее в целом большинство консультантов средней ступени школы понимают главные задачи физического, интеллектуального и социального развития, которые должны решить школьники в этом возрасте. Торнбург перечисляет их (Thornburg, 1986, р. 170-171).

• Узнавать о происходящих изменениях в организме.

• Упорядочивать свои знания и представления, формируя на их основе стратегии решения задач.

• Научиться переходить от конкретного содержания к абстрактным символам.

• Изучать новые социальные и половые роли.

• Усваивать стереотипные ролевые модели.

• Развивать дружеские отношения.

• Вырабатывать чувство независимости.

• Воспитывать чувство ответственности.

Элкйнд (Elkind, 1986) отмечает, что в дополнение к задачам развития школьники средних классов также должны научиться правильно действовать в трех главных типах стрессовых ситуаций. Во-первых, это стрессовые ситуации типа А, которые можно предвидеть и избежать, например не появляться в опасных местах по ночам. Во-вторых, это ситуации типа Б, которые нельзя ни предвидеть, ни избежать, например внезапная смерть. Ситуации типа В являются предвидимыми, но неизбежными, например посещение зубного врача.

В целом ученики средних классов демонстрируют тенденцию к большей тревожности, чем младшие или старшие школьники. Следовательно, существует опасность, что они не смогут успешно выполнить задачи, характерные для этого этапа развития (Matthews & Burnett, 1989). Таким образом, консультанты средней ступени школы могут принести в разрешение стрессовых ситуаций наибольшую пользу, потому что они предоставляют детям возможность разнообразно и творчески проявить себя и свой внутренний мир (Schmidt, 1991). Они могут благоприятствовать развитию ощущения собственной уникальности и чувства единства с миром. В данном процессе консультанты помогают школьникам справляться со своим беспокойством и переживаниями и противостоять влияниям сверстников и массовой культуры, которые считают насилие или другие виды деструктивного поведения приемлемыми способами разрешения сложных, запутанных проблем (Peterson & O'Neal, 1998).

Основные задачи и обязанности

Консультантов

 

Часто школы пренебрегают физическим и социальным развитием детей, занимаясь исключительно интеллектуальным ростом (Thornburg, 1986). Консультирование и психологическое сопровождение школе средней ступени, подобно консультированию и сопровождению в начальной школе, пытается исправлять этот дисбаланс, сосредоточиваясь на гармоничном развитии ребенка. Подчеркивается холистический (целостный) характер подхода: консультант обращает внимание не только на рост и развитие, но также и на процесс перехода, связанный с расставанием с детством и вступлением в подростковый период (Schmidt, 1999). Вот основные направления работы консультантов (Campbell & Dahir, 1997):

• индивидуальная и групповая работа со школьниками;

• работа с учителями и администрацией;

• сотрудничество с образовательными агентствами, социальными службами и бизнесменами;

• сотрудничество с родителями в целях.удовлетворения потребностей особых категорий детей.

Чтобы успешнее справляться со своими обязанностями, консультанты должны накапливать объем информации и программ определенными способами. Необходимая информация, согласно Торнбургу (Thornburg, 1986), включает знание общих характеристик развития средних школьников и специфических целей развития, которых должны достичь школьники. Кроме того, консультанты должны понимать особенности тех детей, с которыми они работают, и их возможности в отношении решения данной проблемы. Наконец, консультантам необходимо знать, как помочь учащимся принимать решения, чтобы учащиеся могли сами помогать себе в будущем.

Кроме того, в идеале роль консультанта в среднем звене включает обеспечение индивидуального консультирования, организацию групповой работы, налаживание систем взаимопомощи, предоставление экспертных консультаций учителям, проведение обследований учащихся, экспертные консультации для родителей и оценивание психологических услуг (Bonebrake & Borgers, 1984; Schmidt, 1999). На основании опроса руководителей и консультантов в штате Канзас Боунбрэйк и Борджерс (Bonebrake and Borgers) обнаружили, что участники не только соглашались с идеальной ролью консультанта среднего звена, но также проявили единодушие при определении наименее важных обязанностей консультанта. В их числе — выполнение административных функций, наблюдение за поведением в столовой и замещение учителей. Результаты обследования можно считать внушающими оптимизм, потому что они показывают тесное согласие между руководителями и консультантами относительно идеальных ролей. В конце концов, именно руководители обычно «определяют роль и обязанности консультанта в школе» (Ribak-Rosenthal, 1994, р. 158). Однако вне школы различные группы имеют разное представление относительно целей и приоритетов консультанта среднего школьного звена. Чтобы ослабить напряженность, которая может являться результатом расхождений оценок, Боунбрейки Бордерс рекомендуют, чтобы консультанты документально оформляли свои функции и следовали «наглядно представляемой, четкой и тщательно продуманной программе» (Bonebrake & Borgers, 1984, p. 198). Кроме того, консультанты, работающие со средними классами школы, должны поддерживать постоянную связь с общественностью, информируя ее о своей деятельности. Гласность, равно как и доступность услуг, важна в работе консультантов среднего школьного звена не менее, чем в работе консультантов начальной школы (Ribak-Rosenthal, 1994).

Характер деятельности

 

Работа со школьниками средних классов направлена и на профилактику, и на коррекцию. Она подобна работе с учениками начальных классов, за исключением того, что консультанты должны преодолевать больше барьеров, если они действительно стремятся помочь формированию целостной личности.

Профилактика. Одной из наиболее перспективных профилактических программ для школьников средних классов является программа «Succeeding in School» («Успешность в школе») (Gerler & Anderson, 1986). Составленная в виде 50-минутных уроков, эта программа помогает детям стать более уверенными в себе, комфортно чувствовать себя в школе и взаимодействовать с учителями (Gerler, 1987). Это многосторонний подход, и направлен он на активное вовлечение детей в процесс обучения. План каждого урока сосредоточивается на про-социальной стороне личной и школьной жизни, например на идентификации с благополучными людьми, на достижении ощущения комфорта в школе, на установлении отношений сотрудничества со сверстниками и преподавателями и на постижении светлой стороны жизненных событий (Gerler, Drew & Mohr, 1990).

Дополнением к программе «Успешность в школе» являются сессии группового консультирования с младшими подростками (Morganett, 1990). Эти занятия посвящены развитию жизненных навыков. Поскольку упражнения для малых групп могут использоваться различными способами, консультанты среднего звена могут проявлять гибкость, помогая ученикам разобраться с болезненно переживаемыми проблемами, такими как гнев, печаль, стресс, развод родителей, переживание утрат, обретение уверенности в себе и дружба.

В дополнение к классным занятиям и работе в малых группах, консультант среднего школьного звена (подобно консультанту начальных классов) может использовать индивидуальное консультирование, консультирование через помощников и предоставление консультаций для предотвращения потенциальных проблем (Thompson & Rudolph, 1996). Другим типом превентивной работы является взаимовоспитание. Такая форма работы подразумевает, что более старшие школьники, например восьмиклассники, объединяются в пары с более младшими, например с шестиклассниками. Старшие школьники одновременно опекают и обучают младших школьников в процессе совместных мероприятий. Нолл (Noll, 1997) сообщает, что в программе разновозрастного воспитания, которую она разработала для школьников с проблемами в обучении с целью помочь младшим в усвоении социальных навыков, данная форма работы дала хорошие результаты. Младшие школьники сделали значительные шаги в своем социальном развитии, а старшие достигли увеличения «способности лучше относиться к родителям, повышения самооценки, усовершенствовали свои навыки улаживания конфликтов и развили организационные навыки» (р. 241).

Коррекция. Один из самых лучших способов проведения коррекционной работы со школьниками средних классов заключается в комбинировании ее с профилактическим подходом. Согласно Стамму и Ниссману (Stamm &Nissman, 1979), действия школьного консультанта среднего звена лучше всего рассматривать как деятельность в русле программы «Центра развития человека (Human Development Center — HDC), которая направлена на работу с впечатлительными людьми (ученики, преподаватели, родители и общество в целом)» (р. 52). Стамм и Ниссман (Stamm & Nissman, 1979) рекомендуют развивать взаимопонимание с работающими по этой программе людьми и координировать работу служб консультирования и психологического сопровождения в средних классах школы со всеми остальными участниками, чтобы добиться максимальной возможной продуктивности программы. Стамм и Ниссман описывают восемь направлений предоставления услуг, которые, по их мнению, необходимо реализовать для организации всесторонней программы консультирования и психологической работы в среднем звене школы (см. рис. 15.2).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 289; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.151.231 (0.013 с.)