Четыре концептуальные модели



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Четыре концептуальные модели



 

Существует целый ряд различных моделей экспертного консультирования, но только некоторые из них являются достаточно полными и полезными. В работах ряда авторов выделены четыре всесторонние модели экспертного консультирования (Keys, Bemak, Carpenter & King-Sears, 1998; Kurpius, 1978; Kurpius & Brubaker, 1976; Schein, 1978).

1. Модель «эксперта», или модель обеспечения. Консультант-эксперт обеспечивает прямое обслуживание консультируемых, которые не имеют времени, желания или навыков, чтобы заниматься определенной проблемной областью. Эта модель консультации была разработана раньше других (Kurpius & Robinson, 1978). Она широко использовалось в 1940-х — начале 1950-х годов. Преимущество модели состоит в том, что эксперты могут разрешить трудные проблемы-за консультируемого, предоставив последним возможность без помех заниматься другими обязанностями. Главный недостаток модели состоит в том, что если по определенной проблеме не удается добиться улучшения, то вина может быть возложена на консультанта-эксперта.

2. Модель «доктор—пациент», или модель «выдачи рецепта». Консультант-эксперт объясняет консультируему, что неправильно в его (консультируемого) отношениях с третьим лицом и что в связи с этим необходимо предпринять. Чтобы лучше понять суть данного метода, можно сравнить его с традиционной моделью медицинского обслуживания, согласно которой сначала диагностируется проблема пациента, а затем предлагается рецепт для исправления ситуации. Эта модель обычно применяется в случаях, когда консультируемым недостает уверенности в правильности своих собственных интервенционных стратегий. Она не требует, чтобы консультант-эксперт сам вызывал терапевтические изменения или проводил лечение, как это предполагается в модели обслуживания.

3. Модель посредничества. Консультанты-эксперты действуют как координаторы. Их главная функция состоит в объединении услуг разных людей, которые пытаются разрешить проблему. Они достигают этой цели: 1) путем координирования услуг, которые уже предоставлены; 2) созданием альтернативного плана услуг, который представляет собой синтез нескольких решений. Таким способом консультант-эксперт мог бы действовать в школьной системе, в ситуации, когда ребенок-инвалид получает различные виды услуг, которые в силу разрозненности не приносят пользы ни ребенку, ни школе. Благодаря посредничеству услуги предоставляются систематически, и их несогласованность уменьшается.

4. Развивающая консультация, или модель сотрудничества. Консультанты помогают в процессе выработки решения. Их главная задача состоит в том, чтобы вовлечь консультируемых в активный поиск решений проблем, возникших в их работе с клиентами. Таким образом, консультируемые (например, в школе — родители, учителя, дети, консультанты или работники общественных агентств) должны представить ясное изложение своих проблем, провести их тщательный анализ, разработать возможные решения, а затем осуществлять их и оценивать свои собственные планы действия. Этот подход не предполагает, что кто-либо один обладает достаточными знаниями для выработки и внедрения решений. Вся группа должна работать как единый, слаженный ансамбль.

Создание атмосферы, в которой может осуществляться этот процесс, — главная задача коллаборативных консультантов-экспертов (придерживающихся модели сотрудничества). Это требует применения значительного числа межличностных навыков консультирования, таких как эмпатия, активное слушание и структурирование информации. Кроме того, консультанты-эксперты должны обладать эрудицией и аналитическим мышлением, уметь вызывать у других людей энтузиазм, оптимизм и уверенность в себе. Они должны обладать способностью интегрировать и использовать эмоциональные, бихевиоральные и когнитивные способы решения проблем.

Уровни экспертного консультирования

 

Услуги эксперт-консультирования могут предоставляться на разных уровнях. Три из наиболее распространенных способов осуществления процесса — это работа на индивидуальном, на групповом уровне или на уровне организаций и сообществ (Kurpius, 1985).

Индивидуальное

Экспертное консультирование

 

Киш (Kish, 1977) проанализировал различные аспекты индивидуального эксперт-консультирования. Он использовал процесс перемены ролей, при котором клиент исполнял роль активного или пассивного консультанта-эксперта, в то время как консультант действовал в роли клиента. Клиент при переходе к новой роли пересаживался в другое кресло. Исполняя роль пассивного консультанта-эксперта, клиент предлагал только привычный, осторожный, не содержащий риска совет в ответ на представленную проблему; при этом никакой конфронтации не возникало. При переходе клиента к активной роли его «мысли, чувства и стратегии становятся чрезмерно настойчивыми, конфронтационными, могут быть новаторскими и рискованнымми» (р. 494). Консультанты всегда спрашивают клиентов о цене, какой может быть воплощена идея клиента-консультанта, и с каким риском это может быть связано.

Другая форма индивидуальной эксперт-консультации заключается в обучении навыкам саморегуляции. Кан (Kahn, 1976) указывает, что проводимые извне методы лечения не очень эффективны. Вместо них он предлагает четырехкомпонент-ную модель, состоящую из взаимозависимых частей.

Самонаблюдение. Наблюдение своего собственного поведения. <

Самоизмерение. Оценивается серьезность проблемы.

Самоисцеление. Разрабатываются и выполняются стратегии изменения.

Самообслуживание. Непрерывно контролируются и измеряются результаты процесса саморегуляции.

Кан приводит примеры эксцессивных или дефйцитарных форм поведения, которые могут быть устранены с помощью этой модели, в том числе табакокурение, ожирение, неуверенность и депрессия. Он указывает, что, косда человек усвоит стадии процесса саморегуляции, он сможет предпринимать профилактические и корректирующие действия.

Курпиус (Kurpius, 1986) подчеркивает, что при проведении консультаций на индивидуальном уровне необходимы «взаимное доверие и уважение» (р. 61). Например, Фогль (Fogle, 1979) полагает, что обучение людей процессу конструктивного негативного мышления может в ряде случаев снимать беспокойство, восстанавливать мотивацию, способствовать стабилизации деятельности в условиях риска и переносить внимание на настоящее. При использовании этого метода клиентам дается инструкция предположить самое плохое из того, что может произойти, и составить план на случай этого наихудшего варианта развития событий. Им предлагается следовать инструкциям консультанта-эксперта лишь в том случае, если они считают, что все предполагаемые ими события обязательно произойдут.

В целом консультанту-эксперту, оказывающему консультационные услуги на индивидуальном уровне, часто приходится заниматься формированием навыков или предлагать решение. Работа на индивидуальном уровне подходит для случаев, когда проблема консультируемого имеет явно индивидуальный характер, когда системное вмешательство является неадекватным или невозможным, а также в случаях, когда индивидуальное изменение представляется наиболее выгодным и эффективным (Fuqua & Newman, 1985).

Групповое

Экспертное консультирование

 

Консультация на уровне группы применяется в случаях, когда несколько человек сталкиваются со сходными проблемами (например, на работе).

Курпиус (Kurpius, 1986) утверждает, что в производственной ситуации, где применяется групповая форма консультации, группа может направлять усилия как на решение проблемы, так и на личностные аспекты. В группах, занимающихся разрешением проблем, консультант-эксперт выступает в роли катализатора и помощника. В личностно-ориентированных группах консультант-эксперт может помогать участникам группы сплотиться в команду для понимания и разрешения личностных проблем.

Одной из первых эффективных коллаборативных моделей консультации была так называемая С-группа (Dinkmeyer, 1971, 1973; Dinkmeyer & Carlson, 1973). Все аспекты этого подхода начинаются с буквы «С»: сотрудничество (collaboration), консультация (consultation), разъяснение (clarification), конфронтация (confrontation), заинтересованность (concern), конфиденциальность (confidentiality) и обязательство (commitment). Его главная цель состоит в том, чтобы предложить участникам группы новую информацию о человеческом поведении. Подход стимулирует участников группы:

• совместно работать на принципах равенства (сотрудничество);

• обмениваться информацией (консультация);

• осознавать связь между убеждениями, чувствами и действиями (разъяснение);

• открыто делиться мнениями друг с другом (конфронтация);

• сопереживать друг другу (проявлять заинтересованность);

• не допускать утечки информации за пределы группы (конфиденциальность);

• принимать программы действий для определенных изменений (обязательство).

Хотя модель «С-группы» имеет достаточный потенциал для того, чтобы существенным образом повлиять на взаимоотношения родителей и детей, группа всегда составляется из взрослых, поскольку, в соответствии со своей ориентацией на теорию Адлера, сторонники подхода считают, что взаимоотношения родителей и детей в любом случае контролируются взрослыми. Кроме того, этот подход никогда не применяется как теоретический базис консультирования, а используется только для обмена информацией и взаимной поддержки.

Войт, Доулер и Фулкерсон (Voight, Lawler & Fulkerson, 1980) разработали программу, которая помогает женщинам принимать решения в ситуациях, связанных с кризисом среднего возраста. Эта программа имеет некоторые параллели с моделью «С-группы», благодаря своей направленности на активизацию у клиентов навыков самопомощи и на распространение информации в условиях группы. Программа использует уже существующие женские социальные объединения, чтобы помочь женщинам стать более устойчивыми психологически и более информированными относительно ресурсов и возможностей своего сообщества. Долгосрочная польза этой программы заключается в том, что участники не только становятся лучше осведомленными и самостоятельными, но и получают возможность жить в дальнейшем в таком окружении, в котором они могут получать поддержку и информацию от других людей, переживших подобный опыт. Подобным же образом был создан центр самопомощи для подростков, предназначенный для групповой консультационной работы (O'Brien & Lewis, 1975). В этом центре, который был первоначально создан для работы с наркоманами, клиентам предоставляют информацию и методики помощи друг другу.

Экспертное консультирование

Организаций/сообществ

 

Поскольку экспертное консультирование организаций и сообществ значительно разнообразнее, чем индивидуальное или групповое консультирование, для продуктивной работы на этом уровне консультанты-эксперты должны обладать разносторонними системными знаниями. В отличие от индивидуального или группового уровня работы, консультанты-эксперты, работающие с организациями, являются внешними по отношению к проекту, хотя подобная ситуация может иметь место и на индивидуальном или групповом уровне. Например, консультанты могут давать политические консультации, потому что они находятся «в позиции посредников, которые могут эффективно доводить до сведения политиков и администрации всех уровней проблемы тех людей, которым они служат» (Solomon, 1982, р. 580). Такие действия предполагают отстаивание интересов отдельных представителей, а также прогнозирование и предоставление рекомендаций специальным комитетам.

Конайн (Сопупе, 1975) упоминает другие примеры консультационной работы на уровне сообществ или организаций. С помощью составления экологических карт он обращает внимание на положение индивида в окружающей среде. Другими словами, он полагает, что, когда консультанты находят людей, живущих или работающих в условиях, далеких от оптимальных с точки зрения психического здоровья, консультанты могут выступить инициаторами изменений, направленных на улучшение условий для данной популяции.

Бэрроу и Прозен (Barrow & Prosen, 1981) также указывают на важность работы консультанта-эксперта по экологическим факторам, но они считают необходимым добиваться глобального изменения. Помимо оказания помощи клиентам в выборе способов преодоления стресса, консультанты должны помочь клиентам изменить факторы, вызывающие стресс. Этот процесс осуществляется лучше, если действия направлены на структурные изменения системы, а не человека в ней. Эплин (Aplin, 1985) предложил модель, описывающую содержательную и процессуальную стороны процесса, в которых консультант-эксперт должен разбираться при работе на уровне организаций или сообществ (рис. 18.2).



Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.239.91 (0.013 с.)