Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дополнительные состояния, которые могут быть в центре клинического внимания (683)

Поиск

V15.81 Несоблюдение режима медикаментозного лечения (683)

V65.2 Симуляция (683)

V71.01 Антисоциальное поведение в зрелом возрасте (683)

V71.02 Антисоциальное поведение в детском или подростковом

Возрасте (684)

V62.89 Пограничные интеллектуальные расстройства (684)

Примечание: кодируется по оси II

780.9 Возрастное снижение интеллекта (684)

V62.82 Перенесенное горе (684)

V62.3 Трудности в учебе (685)

V62.2 Неспособность справиться с профессиональными

Обязанностями (685)

313.82 Проблемы идентичности (685)

V62.89 Религиозные или духовные проблемы (685)

V62.4 Проблема усвоения культурных норм (685)

V62.89 Проблемы, связанные с фазами жизненного цикла (685)

Дополнительные коды

300.9 Неспецифические (непсихотические) психические

нарушения (687)

V71.09 Отсутствие диагноза или состояния по оси I (687)

799.9 Диагноз или состояние, откладываемое по оси I (687)

V71.09 Отсутствие диагноза по оси II (687)

799.9 Диагноз или состояние, откладываемое по оси II (687)

Многоосевая система

Ось I. Клинические нарушения

Другие состояния, которые могут быть в центре клинического внимания

Ось П. Расстройства личности

Умственная отсталость

Ось III. Общее состояние здоровья

Ось IV. Психосоциальные проблемы и проблемы окружения

СОДЕРЖАНИЕ

 

Предисловие научного редактора.. 4

Психологическое консультирование —... 4

Новый выбор для психологов и клиентов. 4

Предисловие. 8

Часть I Исторические и профессиональные основы консультирования.. 11

Глава 1 История и тенденции развития консультирования.. 12

Определение консультирования. 13

Персональное руководство. 14

Психотерапия. 14

Консультирование. 15

История консультирования. 17

До 1900 года. 17

1900-1909 годы.. 18

1910-е годы.. 19

1920-е годы.. 20

1930-е годы.. 21

1940-е годы.. 22

1950-е годы.. 23

1960-е годы.. 25

1970-е годы.. 26

1980-е годы.. 28

1990-е годы.. 31

Тенденции нового тысячелетия. 34

Проблемы профилактического здравоохранения. 34

Эффективное применение компьютеров и компьютерных технологий в консультировании. 35

Рост движения лидерства. 36

Резюме. 37

Сводная таблица. Вехи в истории консультирования. 37

1900-е годы.. 37

1910-е годы.. 38

1920-е годы.. 38

1930-е годы.. 38

1940-е годы.. 38

1950-е годы.. 39

1960-е годы.. 39

1970-е годы.. 39

1980-е годы.. 40

1990-е годы.. 40

Задания для самостоятельной работы.. 41

Литература.. 41

глава 2 Качества эффективного консультанта.. 45

Личностные качества и квалификация консультанта.. 46

Нездоровые мотивы выбора профессии консультанта. 46

Личностные качества эффективного консультанта. 47

Поддержание профессионального уровня консультанта. 49

Образование консультантов. 51

Уровни помощи. 51

Специальности, связанные с оказанием профессиональной помощи. 53

Обучение профессиональных консультантов. 54

Теоретическая и системная подготовка консультанта.. 55

Теоретические подходы.. 56

Системы консультирования. 59

Участие консультантов в смежных видах деятельности.. 62

Продолжение образования. 63

Супервизирование. 63

Пропаганда консультирования. 65

Резюме. 66

Задания для самостоятельной работы.. 67

Литература.. 67

Глава 3 Этические и правовые аспекты консультирования.. 71

Определения: этика, мораль, право.. 72

Этика и консультирование. 73

Кодексы профессиональной этики и стандарты практической работы.. 74

Разработка этических кодексов для консультантов. 75

Ограниченность этических кодексов. 76

Противоречия в этических кодексах и между этическими кодексами. 77

Принятие этически верных решений.. 78

Другие этические принципы.. 79

Обучение консультантов принятию решений в ситуации этического выбора.. 80

Этические вопросы в особых консультационных ситуациях.. 82

Этические проблемы школьного консультирования. 83

Компьютеры, консультирование и вопросы этики. 83

Этические вопросы брачного/семейного консультирования. 83

Этические вопросы в других ситуациях. 84

Двойственные отношения. 84

Работа с консультантами, которые подозреваются в неэтичных действиях.. 85

Закон и консультирование. 86

Правовое признание консультирования. 87

Профессиональные полномочия. 88

Правовые аспекты отношений консультирования. 92

Гражданская и уголовная ответственность. 94

Права клиентов и информация о клиентах.. 95

Консультант в суде. 97

Резюме. 98

Задания для самостоятельной работы.. 99

Литература.. 99

Глава 4 Консультирование в мультикультуральном и плюралистическом обществе 104

Консультирование в культурно и этнически разнообразном мире. 105

Определение культуры и мультикультурального консультирования. 106

История мультикультурального консультирования. 108

Трудности мультикультурального консультирования. 109

Спорные вопросы мультикультурального консультирования. 110

Особенности консультирования при работе с отдельными культурными группами.. 114

Евроамериканцы.. 115

Афроамериканцы.. 115

Испаноамериканцы.. 116

Американцы азиатского происхождения и выходцы с островов Тихого океана. 117

Коренные американцы.. 118

Международное консультирование. 119

Консультирование пожилых людей.. 120

Пожилой возраст.. 121

Потребности пожилых людей. 122

Консультирование пожилых людей. 123

Консультирование и вопросы пола.. 125

Консультирование женщин. 126

Консультирование мужчин. 129

Консультирование и сексуальная ориентация. 132

Консультирование и духовность. 134

Резюме. 135

Занятия для самостоятельной работы.. 136

Литература.. 137

ЧАСТЬ II Стадии консультирования и основные теоретические подходы... 146

Глава 5 Построение отношений консультирования.. 147

Факторы, влияющие на процесс консультирования. 148

Структура. 148

Инициатива. 151

Физические условия. 154

Особенности клиента. 155

Качества консультанта. 157

Типы первичных интервью... 158

Два типа ознакомительных интервью.. 158

Информационно-ориентированное первичное интервью.. 159

Первичное интервью, ориентированное на установление отношений. 161

Начало первичного интервью... 163

Эмпатия. 164

Вербальное и невербальное поведение. 164

Неверное поведение при проведении интервью.. 166

Исследование и идентификация целей.. 169

Резюме. 171

Задания для самостоятельной работы.. 171

Литература.. 172

Глава 6 Содержание работы в отношениях консультирования.. 176

Навыки, применяемые консультантом в фазах понимания и действия. 178

Изменение восприятия ситуации. 178

Наведение. 180

Полимодальное реагирование. 182

Точная эмпатия. 182

Самораскрытие. 185

Непосредственность реакции. 187

Юмор. 188

Конфронтация. 189

Заключение контракта. 189

Репетиция. 192

Перенос и контрперенос. 193

Реальность взаимоотношений.. 197

Резюме. 198

Задания для самостоятельной работы.. 199

Литература.. 200

Глава 7 Завершение отношений консультирования.. 203

Функция завершения. 204

Выбор времени завершения. 205

Проблемы, связанные с завершением.. 206

Завершение отдельных сессий. 206

Завершение отношений. 207

консультирования. 207

Сопротивление завершению... 209

Сопротивление клиента. 209

Сопротивление консультанта. 211

Преждевременное завершение. 211

Завершение, инициированное консультантом.. 214

Позитивное завершение консультирования. 215

Проблемы, связанные с завершением.. 217

Постконсультационное сопровождение. 217

Направление к другому специалисту и рециркуляция. 218

Резюме. 219

Задания для самостоятельной работы.. 220

Литература.. 220

Глава 8 Психоаналитический и адлерианский подходы в консультировании.. 223

Теория — в практику.. 224

Психоаналитические теории.. 225

Классическая психоаналитическая теория. 225

Зигмунд Фрейд. 225

Понимание человеческой природы.. 227

Роль консультанта. 233

Цели. 233

Методы.. 234

Оценка теории: 235

уникальность и ограничения. 235

Адлерианское консультирование. 238

Альфред Адлер. 238

Понимание человеческой природы.. 239

Роль консультанта. 242

Цели. 242

Методы.. 243

Оценка теории: 245

уникальность и ограничения. 245

Резюме. 247

Задания для самостоятельной работы.. 249

Литература.. 249

Глава 9 Личностно-центрированный, экзистенциальный и гештальт-терапевтический подходы в консультировании.. 252

Личностно-центрированное консультирование. 253

Карл Роджерс. 253

Понимание человеческой природы.. 255

Роль консультанта. 256

Цели. 257

Методы.. 257

Оценка теории: уникальность и ограничения. 259

Экзистенциальное консультирование. 261

Ролло Мэй. 261

Виктор Франкл. 262

Понимание человеческой природы.. 263

Роль консультанта. 264

Цели. 265

Методы.. 266

Оценка теории: уникальность и ограничения. 267

Гештальт-терапия. 268

Фриц Перлз. 268

Понимание человеческой природы.. 269

Роль консультанта. 270

Цели. 271

Методы.. 272

Оценка теории: уникальность и ограничения. 274

Резюме. 275

Задания для самостоятельной работы.. 276

Литература.. 277

Глава 10 Рационально-эмотивная терапия и транзактный анализ. 281

Общие аспекты когнитивного консультирования. 282

Когнитивная терапия А. Бека.. 283

Рационально-эмотивная терапия поведения. 284

Альберт Эллис. 284

Понимание человеческой природы.. 286

Роль консультанта. 287

Цели. 287

Методы.. 290

Оценка теории: уникальность и ограничения. 293

Транзактный анализ. 295

Эрик Берн. 295

Понимание человеческой природы.. 296

Роль консультанта. 304

Цели. 304

Техники. 304

Оценка теории: уникальность и ограничения. 306

Резюме. 307

Задания для самостоятельной работы.. 307

Литература.. 308

Глава 11 Бихевиоральный, когнитивно-бихевиоральный подходы и терапия реальностью 311

Краткий обзор бихевиоральных подходов Бихевиоральные теории.. 313

Б. Ф. Скиннер. 313

Понимание человеческой природы.. 315

Модель «стимул—реакция». 315

Прикладной бихевиоральный анализ. 316

Социально-когнитивная теория. 317

Роль консультанта. 318

Цели. 318

Методы.. 319

Когнитивно-бихевиоральная теория и методы.. 325

Когнитивное реструктурирование. 326

Оценка теории: уникальность и ограничения. 327

Терапия реальностью... 329

Уильям Глассер. 329

Понимание человеческой природы.. 330

Роль консультанта. 332

Цели. 332

Методы.. 334

Оценка теории: уникальность и ограничения. 336

Развитие и интеграция теорий консультирования. 338

Резюме. 339

Задания для самостоятельной работы.. 340

Литература.. 345

Часть III Навыки и направления в практике консультирования.. 348

Глава 12 Консультирование по вопросам брака и семьи: системная теория.. 349

Зарождение консультирования по вопросам брака и семьи.. 351

Развитие в русле психоанализа. 351

Общая теория систем.. 351

Проблема шизофрении в контексте семьи. 352

Возникновение супружеского консультирования. 353

Развитие консультационной работы с трудными детьми. 353

Возникновение группового консультирования. 353

Изменения после Второй мировой войны.. 354

Мультикультуральное консультирование. 354

Ассоциации, образование и исследования. 355

Жизнь семьи и жизненный цикл семьи. 356

Отличия брачного и семейного консультирования от индивидуального и группового.. 359

Консультирование по проблемам брака.. 361

Психоаналитическая теория. 362

Социально-когнитивная теория. 363

Системная теория семьи Боуэна. 364

Структурно-стратегическая теория. 364

Рационально-эмотивная теория поведения (РЭТП) 365

Оценка супружеского консультирования и консультирование пар. 365

Семейное консультирование. 366

Психодинамическое консультирование семьи. 368

Эмпирическое консультирование семьи. 369

Бихевиоральное семейное консультирование. 370

Структурное семейное консультирование. 372

Стратегическое (краткосрочное) семейное консультирование. 373

Семейное консультирование, сосредоточенное на решениях. 373

Нарративное семейное консультирование. 374

Резюме. 375

Сводная таблица.. 375

Некоторые теоретические подходы в брачном и семейном консультировании. 375

Задания для самостоятельной работы.. 380

Литература.. 380

Глава 13 Групповое консультирование.. 385

Место групповой работы в общей системе консультирования. 387

Типы групп.. 389

Ориентационные/психолого-образовательные группы.. 389

Группы консультирования/группы решения межличностных проблем.. 390

Группы психотерапии и личностной реконструкции. 391

Целевые группы.. 392

Традиционные типы групп. 392

Т-группы.. 392

Группы встреч. 393

Групповой марафон. 393

Психодрама. 393

Группы самопомощи/поддержки. 394

Теоретические подходы к групповой работе. 395

Стадии групповой работы.. 398

Проблемы групповой работы.. 399

Отбор и подготовка членов группы.. 399

Размер группы и продолжительность групповой работы.. 406

Открытые и закрытые группы.. 407

Конфиденциальность. 407

Обстановка для проведения групповой работы.. 407

Ко-лидеры.. 408

Самораскрытие. 408

Обратная связь. 408

Проспективное наблюдение. 409

Качества эффективных групповых лидеров. 410

Будущее групповой работы.. 413

Резюме. 414

Задания для самостоятельной работы.. 415

Литература.. 415

Глава 14 Консультирование по вопросам карьеры и психологическое сопровождение деятельности.. 419

Значение консультирования по вопросам карьеры.. 420

Организации консультирования по вопросам карьеры.. 422

Карьерное консультирование и характеристика карьер. 423

Информация о карьере. 424

Теории развития карьеры и консультирование. 426

Трейт-факторная теория. 427

Психодинамическая теория. 428

Теории развития. 431

Социально-когнитивные теории. 436

Комплексное. 437

карьерное консультирование. 437

Карьерное консультирование различных групп населения. 438

Карьерное консультирование детей. 439

Карьерное консультирование подростков. 440

Карьерное консультирование студентов колледжа. 443

Карьерное консультирование взрослых. 444

Карьерное консультирование женщин и представителей культурных меньшинств. 446

Резюме. 450

Задания для самостоятельной работы.. 450

Литература.. 451

Глава 15 Консультирование в начальной, средней и старшей школе.. 457

Консультирование и психологическое сопровождение в начальной школе. 459

Основные задачи и обязанности консультантов. 460

Характер деятельности. 462

Консультирование и психологическая работа в средних классах школы.. 470

Основные задачи и обязанности консультантов. 471

Характер деятельности. 472

Консультирование и психологическая работа в старших классах средней школы.. 476

Основные задачи и обязанности консультантов. 477

Характер деятельности. 479

Резюме. 485

Задания для самостоятельной работы.. 486

Литература.. 487

Глава 16 Консультирование в университетах и студенческие службы... 493

Зарождение студенческих служб и университетского консультирования. 495

Теоретические основы и профессиональная подготовка для работы со студентами университетов. 497

Теоретические основы.. 497

Профессиональная подготовка. 499

Университетское консультирование. 500

Основные задачи и обязанности консультантов. 500

Характер деятельности. 502

Профессиональные студенческие службы (Student Life Professionals) 507

Основные задачи и обязанности консультантов. 507

Характер деятельности. 509

Консультирование и работа с нетрадиционными группами студентов. 510

Резюме. 512

Задания для самостоятельной работы.. 513

Литература.. 513

Глава 17 Консультирование по вопросам психического здоровья, зависимости от психоактивных веществ и реабилитационное консультирование.. 519

Консультирование по вопросам психического здоровья. 520

Теории и функции. 522

Консультирование по вопросам зависимости от психоактивных веществ. 527

Природа зависимости от психоактивных веществ. 527

Профилактика зависимости от психоактивных веществ. 529

Лечение лиц, употребляющих психоактивные вещества. 530

Лечение алкогольной зависимости. 531

Лечение других видов наркомании. 532

Семья и лечение зависимости от психоактивных веществ. 533

Работа с эмоциональными зависимостями. 533

Тендерные и культурные аспекты работы с зависимостями. 535

Реабилитационное консультирование. 535

Образование, сертификация и профессиональные организации реабилитационных консультантов. 537

Теории и методы.. 538

Основные задачи и обязанности консультантов. 541

Резюме. 543

Задания для самостоятельной работы.. 544

Литература.. 544

Глава 18 Экспертное консультирование.. 550

Экспертное консультирование: определение многоаспектной деятельности.. 551

Особенности экспертного консультирования. 554

Четыре концептуальные модели.. 555

Уровни экспертного консультирования. 556

Индивидуальное экспертное консультирование. 556

Групповое экспертное консультирование. 557

Экспертное консультирование организаций/сообществ. 559

Стадии экспертного консультирования и установки.. 559

Специфические области экспертного консультирования. 562

Экспертное консультирование в школе. 562

Экспертное консультирование учреждений. 564

Обучение навыкам экспертно-консультационной работы.. 566

Резюме. 569

Задания для самостоятельной работы.. 569

Литература.. 570

Глава 19 Оценивание и исследование.. 573

Природа оценивания и исследования. 574

Оценивание. 575

Некорректные методы оценивания. 575

Этапы оценивания. 575

Выбор модели оценивания. 576

Исследования в консультировании.. 580

Исследование. 581

Этапы процесса исследования. 581

Релевантность исследования. 583

Выбор метода исследования. 583

Типология исследований. 584

Основные методы исследования. 587

Рекомендации по применению результатов исследований. 592

Статистика. 593

Резюме. 595

Задания для самостоятельной работы.. 595

Литература.. 596

Глава 20 Психологическое измерение

и применение психологических тестов.. 600

Тесты и тестовые показатели.. 601

История применения тестов в консультировании. 602

Проблемы и потенциальные возможности применения тестов. 605

Качества хороших тестов. 606

Классификация тестов. 608

Проведение тестирования и интерпретация результатов. 618

Оценка.. 621

Диагноз. 623

Резюме. 624

Задания для самостоятельной работы.. 625

Литература.. 625

Приложение А Этические стандарты Американской ассоциации консультирования. 631

Преамбула. 631

Этический кодекс. 631

Раздел А: Отношения консультирования. 631

Раздел Б: Конфиденциальность. 636

Раздел В: Профессиональная ответственность. 638

Раздел Г: Отношения с другими специалистами. 642

Раздел Е: Преподавание, профессиональная подготовка и супервизирование. 648

Раздел Ж: Исследования и публикации. 652

Раздел 3: Разрешение этических вопросов. 655

Стандарты общепринятой практики. 656

Ссылки. 661

Приложение Б Этические стандарты Американской психологической ассоциации.. 662

ЭТИЧЕСКИЕ СТАНДАРТЫ... 668

1. Общие стандарты.. 668

2. Оценка, анализ или вмешательство. 674

3. Рекламирование и другие публичные заявления. 677

4. Терапия. 679

5. Неприкосновенность частной жизни и конфиденциальность. 681

6. Обучение, контроль за обучением, исследование и публикации. 684

7. Судебные действия. 691

8. Решение этических спорных вопросов. 692

Приложение В Диагностическое и статистическое руководство.. 694

 


[1] То есть непрофессиональных помощников, волонтеров.

[2] В системе заведений, подчиненных Департаменту образования.

 

[3] Среди части коренных американцев — период духовного поиска, часто связанный с ритуалами инициации; обычно включает изоляцию, воздержание от пищи и введение в состояние транса для получения указаний или знаний от высших сил. — Примеч. перев.

 

[4] По первым буквам соответствующих английских прилагательных. — Примеч. перев.

[5] Составлено аналогично; в переводе — собаки. — Примеч. перев.

[6] Составлено аналогично; в переводе — бесполезные, никчемные люди. — Примеч. перев.

 

[7] В английском языке «вы» и «ты» не различаются.

 

[8] Соперничество братьев и/или сестер между собой.

 

[9] Есть перевод этой книги: Джеймс М., Джотвард Д. Рожденные выигрывать. Трансакционный анализ с гештальт-упражнениями / Пер. с англ. Общ. ред. и послесл. Л. А. Петровской. — М.: Прогресс, Прогресс-Универс, 1993. — 336 с.: илл.

 

[10] Катексис (в англ, переводах работ Фрейда) — количество энергии, сцепленной с любым объект-представлением или психической структурой.

 

[11] Раствор мербромина, антисептик.

 

[12] Звуконепроницаемый, защищенный от света ящик или клетка для изоляции животных в экспери-1 ментах по оперантному обусловливанию. Как правило, в ящике находился рычаг, на который жи-; вотному необходимо было нажать, чтобы получить подкрепление в виде пищи или чтобы избежать j болезненного стимула, например удара током.

[13] Phi Beta Kappa — Общество (братство) студентов и выпускников университетов, старейшее брат-; ство в США. Греческие буквы названия — первые буквы слон девиза «Философия — рулевой жиз- '. ни». Студент может быть избран членом общества на третьем или четвертом курсе при академической успеваемости.— Примеч. авт.

 

[14] От chaining — формирование цепочки.

 

[15] Контркондищюиировании, стимулироиании замены нежелательной реакции желательной. — Примеч. перев.

 

[16] Невротические расстройства типа нервной анорексии или булимии.

 

[17] Подтекст, смысл, значение.

 

[18] Майлс Стэндиш (Standish, Miles or Myles), 15849-1656, военный и политический лидер первых английских колонистов в Америке. Джон Олден (Alden) (15997-1687), соратник Стэндиша. Олден и Стэндиш получили известность в значительной степени благодаря поэме Генри Лонгфелло «Ухаживание Майлса Стэндиша» (The Courtship of Miles Standish) (1858). В этой поэме Олден просит руки Присциллы Муллинс от имени своего нерешительного друга Стэндиша. На это она ответила: «Почему ты не говоришь от себя, Джон?»

 

[19] Quality circle — группа работников, выполняющих сходные функции, которые периодически встречаются, нередко вместе с руководством, чтобы обсуждать вопросы, имеющие отношение к работе, и предлагать решения и идеи, направленные на совершенствование работы. Кружок качества является эффективным методом контроля качества.

 

[20] В английском языке все эти слова рифмуются: forming, storming, norming, performing, adjourning, mourning/morning. — Примеч. перев.

 

[21] В дальнейшем наравне с данным названием будет употребляться термин карьерное консультирование.

 

[22] Ввиду того что названия периодов «middle school» и «secondary school» не имеют эквивалентов в русском языке, будем обозначать эти периоды соответственно как «средняя ступень» и «старшая ступень». — Примеч. перев.

 

[23] Стопка — 40 граммов крепкого алкоголя.

 

[24] Credit hour — показатель в школе или университете, обычно соответствующий одному часу занятий в педелю.

[25] Grade point average — средний балл.

 

[26] В переводе — «печальная личность». — Примеч. перев.

 

[27] Возможно, со знахарем, шаманом (у американских индейцев). — Примеч. перев.

 

[28] Основное отличие экспертного консультирования заключается в том, что в нем устанавливаются не диадные (клиент — консультант), а триадные (клиент — консультируемый — консультант) отношения. При экспертном типе взаимодействия консультант предоставляет консультируемому информацию, необходимую последнему для некоторой работы с клиентом, и за все время консультирования консультант-эксперт может ни разу не встречаться непосредственно с клиентом. — Примеч. науч. ред.

[29] Чтобы различать понятия, которые представлены английскими словами consultant/consulting, consultation и counselor/counseling, будем первого называть консультантом-экспертом, а его деятельность — экспертным консультированием, в отличие от специалиста, занимающегося непосредственным консультированием.

 

[30] Искусство добиться истины путем установления противоречий в суждении противника. — Примея перев.

 

[31] Термин техника в отечественной психологической литературе стал появляться относительно недавно. Традиционным является употребление эквивалентного термина методика.

 

[32] Существуют разные переводы понятия case study, например: 1) конкретное социологическое исследование; 2) подробный анализ личности или группы как объекта медицинского, психиатрического, психологического или социологического исследования; 3) подробное всестороннее изучение определенного подразделения (корпорации) с целью выявления факторов, влияющих на его деятельность, и т. д.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 227; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.31.100 (0.017 с.)