СИСТЕМНО-ИНТЕГРАТИВНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

СИСТЕМНО-ИНТЕГРАТИВНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ



Такое консультирование (по М.И. Каргину) характе­ризуется шестью основными особенностями: ориентиро­ванность на клиента, на проблему, структурированность, плюрализм методов и техник, профессионально-этиче­ские принципы, область применения.

Ориентированность на клиента.Направленность рабо­ты определяется пониманием проблемы клиентом и его представлением о цели консультирования. Теории и цен­ности психолога отходят на второй план, а на первый выходит выбранная совместная цель.

Консультант должен знать, чем отличается клиент от пациента. Пациент — это тот, кто болен, нуждается в помощи и обращается за ней к обученным профессиона­лам. Клиент — тот, кто нуждается в услуге и полагает, что он может сделать это сам. Клиент, хотя у него есть проблемы, все же рассматривается как человек, внут­ренне способный понимать собственную ситуацию.

Ориентированность на проблему.Психолог совместно с клиентом выбирает главную проблему из числа тех, с которыми в данный момент клиент сталкивается в жиз­ни. Затем определяется реальная возможность ее реше­ния за ограниченный период времени.

Структурированность.Для достижения поставленной цели в ограниченное время процесс консультирования нужно разделить на этапы, структурировать. Это отно сится не только к самому процессу консультирования, но также и к отдельным сеансам.

На первом этапе консультирования происходит диагно­стика проблемы. Мало выявить запрос клиента, необходимо определить психологический контекст проблемы. Например, заявленная проблема — «я безработный», а психологиче­ским контекстом может быть нарушение социального стату­са, межличностных отношений, утеря смысла жизни и пр. На втором этапе работа осуществляется в двух направ­лениях. Вначале консультант распрашивает клиента о том, какие чувства он испытал, когда узнал о том, что с ним произошло, и пр. Затем предлагает проанализировать предыдущий опыт решения подобных проблем, осуще­ствляет их дробление по актуальности. К примеру, сколько ему надо денег для полного счастья и за какой срок их можно заработать. В конце консультант предлагает решить какую-либо проблему в настоящее время.

На третьем этапе консультант выделяет альтернативы решений проблемы и конкретные шаги к ее разрешению. В конце консультирования интересуется, как клиент уз­нает, что его проблема решена.

Рассмотрим этапы консультирования на примере бе­зответной любви, но без учета первого этапа (поиска психологического контекста проблемы). Здесь можно пред­ложить пошаговую процедуру.

Первый шаг — поиск позитивного контекста. Необхо­димо разобрать, что дают возникшие отношения, чем выгодны они для клиента.

Второй шаг — определение вторичной выгоды (что получает клиент в этой любви, зачем такая любовь ему нужна, предложить подумать, как шла бы его жизнь, если бы не было этого человека).

Третий шаг — децентрализация роли. Здесь необходи­мо выяснить, была ли ситуация, когда клиент сам вы­ступал объектом «безответной любви», т.е. кто-то его лю­бил, а он нет. При этом разобрать, какие чувства он ис­пытывал в этой ситуации.

Четвертый шаг — временные перспективы. Разобрать с клиентом, что он почувствует, если его любовь станет угасать и т.д.

Плюрализм методов и техник. Врамках сугубо практи­ческого и целостного подхода к проблеме клиента психо­лог может использовать элементы различных методик, число которых колеблется по разным оценкам от 200 до 400. Поэтому не нужно акцентировать внимание на одной какой-либо технике, а использовать все их множество.

Профессионально-этические принципы.На них основы­вается работа психолога-консультанта. Прежде всего он дол­жен быть профессионалом, стремиться увидеть процесс кон­сультирования глазами клиента. Для эффективной работы консультант не только анализирует свой опыт работы, но и обменивается опытом работы с коллегами, рассматривает и анализирует неудавшиеся, на его взгляд, сеансы консульти­рования, ищет более эффективные способы воздействия.

Консультант должен учитывать, что процесс консуль­тирования длится максимум 20 сеансов, по часу на каждый. Исходя из этого ограничения он обязан полностью сосре­доточиться на анализе заявленной проблемы клиента.

Этически нецелесообразно консультирование родствен­ников, друзей, сотрудников, обучающихся у консультанта студентов. Недопустимы сексуальные контакты с клиентами. Такой запрет вполне понятен, поскольку консультирова­ние дает специалисту преимущественное положение и воз­никает угроза, что при личных отношениях это преимуще­ство может использоваться в корыстных или иных целях.

Как священник соблюдает тайну исповеди, так и психо­лог — тайну консультаций. Однако есть границы конфиден­циальности. Ее допустимо нарушать, если клиент совершил или хочет совершить преступные действия, хочет покончить жизнь самоубийством, в других аналогичных случаях, если есть повышенный риск для жизни клиента и других людей, совершены или возможны преступные действия, нужна гос­питализация клиента, вскрыто участие клиента в распрост­ранении наркотиков, других уголовно наказуемых деяниях.

Психолог не имеет права обучать консультированию лиц, не имеющих специального образования.

Области применения.Психологическое консультиро­вание не используется в лечении каких-либо психоген­ных нарушений, а направлено на анализ проблем, среди них могут быть: низкая самооценка; межличностные от


 


 

ношения; постоянные неудачи; развод; импульсивное поведение; последствия насилия; воспоминания, связан­ные с психологической травмой; скованность; одиноче­ство и многие другие.

Для самого клиента сигналами тревоги являются: чув­ство безнадежности; глубокая продолжительная депрес­сия; саморазрушающее поведение (пьянство, наркома­ния); постоянные преследующие страхи; резкие и нео­жиданные перемены настроения; мысли о самоубийстве; навязчивые действия (например, бесконечное мытье рук); сексуальные проблемы и др.

РАБОТА ШКОЛЫ С СЕМЬЕЙ

Важна согласованность семьи и школы в отношении единства требований. Родители помогают ребенку в вы­полнении домашних заданий, отводят ему для занятий постоянное удобное место, следят за соблюдением ре­жима, помогают организовать досуг. Они создают усло­вия для закрепления на практике полученных в школе навыков письма, чтения, счета, социально-бытовой ори­ентировки, трудовых навыков (заполнение счетов, запись денежных расходов по дому, приготовление пищи и т.д.). Школа и семья совместными усилиями осуществляют профориентацию выпускников.

Вспомогательная школа должна помочь не только сво­им учащимся стать самостоятельными людьми, подгото­вить их к жизни, но и смягчить переживания родителей, уверить их в том, что жизнь ребенка налажена. Формы вспомогательной работы школы с родителями: индиви­дуальная; классные родительские и общешкольные со­брания; работа с родительским активом.

Можно предложить такой план психолого-педагоги­ческой работы школы с семьей.

1. Сбор, систематизация информации о психолого-
медико-педагогических особенностях ребенка.

2. Сбор информации о семье ребенка (образователь­
ный уровень родителей, род занятий, материальная обес­
печенность).

3. Рекомендации родителям по организации режима
жизни и домашней учебы ребенка.

4. Привлечение родителей первоклассников в первые
дни и недели учебы с целью облегчения процесса адап­
тации ребенка к новым условиям.

5. Создание родительского комитета.

6. Общешкольные собрания.

7. Родительские собрания.

8. Тематические лекции для родителей.

9. Беседы с родителями по интересующим их вопросам.

 

10. Открытые уроки.

11. Тематические конференции с участием родителей и
учеников.

12. Соревнования с демонстрацией профессионально-
трудовых возможностей и умен'ий учеников.

13. Праздничные мероприятия с приглашением роди­
телей.

14. Психологические консультации.

15. Психологические тренинги для решения тех или иных
вопросов во взаимоотношениях детей и родителей.

16. Обучение родителей приемам воспитания детей и
взаимодействия с ними.

17. Посещение социальным педагогом неблагополучных
семей.

 

18. Медицинские осмотры школьников и рекоменда­
ции родителям по сохранению и укреплению здоровья
детей, направление к специалистам.

19. Привлечение родителей к участию в профориента­
ции учащихся.

20. Трудоустройство выпускников.

21. Дальнейшая связь с выпускниками, их семьями и
трудовыми коллективами.



Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.98.69 (0.013 с.)