Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Системно-интегративное консультирование↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 16 из 16 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Такое консультирование (по М.И. Каргину) характеризуется шестью основными особенностями: ориентированность на клиента, на проблему, структурированность, плюрализм методов и техник, профессионально-этические принципы, область применения. Ориентированность на клиента. Направленность работы определяется пониманием проблемы клиентом и его представлением о цели консультирования. Теории и ценности психолога отходят на второй план, а на первый выходит выбранная совместная цель. Консультант должен знать, чем отличается клиент от пациента. Пациент — это тот, кто болен, нуждается в помощи и обращается за ней к обученным профессионалам. Клиент — тот, кто нуждается в услуге и полагает, что он может сделать это сам. Клиент, хотя у него есть проблемы, все же рассматривается как человек, внутренне способный понимать собственную ситуацию. Ориентированность на проблему. Психолог совместно с клиентом выбирает главную проблему из числа тех, с которыми в данный момент клиент сталкивается в жизни. Затем определяется реальная возможность ее решения за ограниченный период времени. Структурированность. Для достижения поставленной цели в ограниченное время процесс консультирования нужно разделить на этапы, структурировать. Это отно сится не только к самому процессу консультирования, но также и к отдельным сеансам. На первом этапе консультирования происходит диагностика проблемы. Мало выявить запрос клиента, необходимо определить психологический контекст проблемы. Например, заявленная проблема — «я безработный», а психологическим контекстом может быть нарушение социального статуса, межличностных отношений, утеря смысла жизни и пр. На втором этапе работа осуществляется в двух направлениях. Вначале консультант распрашивает клиента о том, какие чувства он испытал, когда узнал о том, что с ним произошло, и пр. Затем предлагает проанализировать предыдущий опыт решения подобных проблем, осуществляет их дробление по актуальности. К примеру, сколько ему надо денег для полного счастья и за какой срок их можно заработать. В конце консультант предлагает решить какую-либо проблему в настоящее время. На третьем этапе консультант выделяет альтернативы решений проблемы и конкретные шаги к ее разрешению. В конце консультирования интересуется, как клиент узнает, что его проблема решена.
Рассмотрим этапы консультирования на примере безответной любви, но без учета первого этапа (поиска психологического контекста проблемы). Здесь можно предложить пошаговую процедуру. Первый шаг — поиск позитивного контекста. Необходимо разобрать, что дают возникшие отношения, чем выгодны они для клиента. Второй шаг — определение вторичной выгоды (что получает клиент в этой любви, зачем такая любовь ему нужна, предложить подумать, как шла бы его жизнь, если бы не было этого человека). Третий шаг — децентрализация роли. Здесь необходимо выяснить, была ли ситуация, когда клиент сам выступал объектом «безответной любви», т.е. кто-то его любил, а он нет. При этом разобрать, какие чувства он испытывал в этой ситуации. Четвертый шаг — временные перспективы. Разобрать с клиентом, что он почувствует, если его любовь станет угасать и т.д. Плюрализм методов и техник. В рамках сугубо практического и целостного подхода к проблеме клиента психолог может использовать элементы различных методик, число которых колеблется по разным оценкам от 200 до 400. Поэтому не нужно акцентировать внимание на одной какой-либо технике, а использовать все их множество. Профессионально-этические принципы. На них основывается работа психолога-консультанта. Прежде всего он должен быть профессионалом, стремиться увидеть процесс консультирования глазами клиента. Для эффективной работы консультант не только анализирует свой опыт работы, но и обменивается опытом работы с коллегами, рассматривает и анализирует неудавшиеся, на его взгляд, сеансы консультирования, ищет более эффективные способы воздействия. Консультант должен учитывать, что процесс консультирования длится максимум 20 сеансов, по часу на каждый. Исходя из этого ограничения он обязан полностью сосредоточиться на анализе заявленной проблемы клиента. Этически нецелесообразно консультирование родственников, друзей, сотрудников, обучающихся у консультанта студентов. Недопустимы сексуальные контакты с клиентами. Такой запрет вполне понятен, поскольку консультирование дает специалисту преимущественное положение и возникает угроза, что при личных отношениях это преимущество может использоваться в корыстных или иных целях.
Как священник соблюдает тайну исповеди, так и психолог — тайну консультаций. Однако есть границы конфиденциальности. Ее допустимо нарушать, если клиент совершил или хочет совершить преступные действия, хочет покончить жизнь самоубийством, в других аналогичных случаях, если есть повышенный риск для жизни клиента и других людей, совершены или возможны преступные действия, нужна госпитализация клиента, вскрыто участие клиента в распространении наркотиков, других уголовно наказуемых деяниях. Психолог не имеет права обучать консультированию лиц, не имеющих специального образования. Области применения. Психологическое консультирование не используется в лечении каких-либо психогенных нарушений, а направлено на анализ проблем, среди них могут быть: низкая самооценка; межличностные от
ношения; постоянные неудачи; развод; импульсивное поведение; последствия насилия; воспоминания, связанные с психологической травмой; скованность; одиночество и многие другие. Для самого клиента сигналами тревоги являются: чувство безнадежности; глубокая продолжительная депрессия; саморазрушающее поведение (пьянство, наркомания); постоянные преследующие страхи; резкие и неожиданные перемены настроения; мысли о самоубийстве; навязчивые действия (например, бесконечное мытье рук); сексуальные проблемы и др. РАБОТА ШКОЛЫ С СЕМЬЕЙ Важна согласованность семьи и школы в отношении единства требований. Родители помогают ребенку в выполнении домашних заданий, отводят ему для занятий постоянное удобное место, следят за соблюдением режима, помогают организовать досуг. Они создают условия для закрепления на практике полученных в школе навыков письма, чтения, счета, социально-бытовой ориентировки, трудовых навыков (заполнение счетов, запись денежных расходов по дому, приготовление пищи и т.д.). Школа и семья совместными усилиями осуществляют профориентацию выпускников. Вспомогательная школа должна помочь не только своим учащимся стать самостоятельными людьми, подготовить их к жизни, но и смягчить переживания родителей, уверить их в том, что жизнь ребенка налажена. Формы вспомогательной работы школы с родителями: индивидуальная; классные родительские и общешкольные собрания; работа с родительским активом. Можно предложить такой план психолого-педагогической работы школы с семьей. 1. Сбор, систематизация информации о психолого- 2. Сбор информации о семье ребенка (образователь 3. Рекомендации родителям по организации режима 4. Привлечение родителей первоклассников в первые 5. Создание родительского комитета. 6. Общешкольные собрания. 7. Родительские собрания. 8. Тематические лекции для родителей. 9. Беседы с родителями по интересующим их вопросам.
10. Открытые уроки. 11. Тематические конференции с участием родителей и 12. Соревнования с демонстрацией профессионально-
13. Праздничные мероприятия с приглашением роди 14. Психологические консультации. 15. Психологические тренинги для решения тех или иных 16. Обучение родителей приемам воспитания детей и 17. Посещение социальным педагогом неблагополучных
18. Медицинские осмотры школьников и рекоменда 19. Привлечение родителей к участию в профориента 20. Трудоустройство выпускников. 21. Дальнейшая связь с выпускниками, их семьями и
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 183; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.241.87 (0.011 с.) |