Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Агрессия как проявление дезадаптацииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Агрессия — это поведение или действия, направленные на причинение психологического или физического вреда, ущерба кому-либо. Агрессивность как черта личности характеризуется устойчиво присущей человеку готовностью к враждебным действиям. Для исследования агрессивности необходимо выявить те особенности эмоционально-волевой сферы личности подростка с отклонениями в развитии, которые в критических обстоятельствах могут способствовать возникновению у него дезадаптивных форм поведения. С этой целью эффективно применяется опросник Басса-Дарки, который позволяет определить типичные формы агрессивного поведения. Опросник учитывает различные формы агрессивных реакций. 1. Физическая агрессия — использование физической 2. Косвенная агрессия — направленная на всех или ни 3. Раздражение — готовность к проявлению негатив 4. Негативизм — оппозиционная манера поведения (от 5. Обида — зависть и ненависть к окружающим за дей 6. Подозрительность — от недоверия и осторожности 7. Вербальная агрессия — выражение негативных чувств 8. Чувство вины — убеждение субъекта, что он являет Физическая, косвенная агрессия, раздражение и вербальная агрессия вместе образуют суммарный индекс агрессивных реакций (прямой и мотивационной агрессивности), а обида и подозрительность — индекс враждебности. Методика Басса-Дарки позволяет разделять агрессивные проявления на два типа: мотивационную агрессию как самоценность и инструментальную агрессию как средство. И та и другая агрессии могут проявляться как под контролем сознания, так и вне его и сопряжены с эмоциональными переживаниями (гнев, враждебность). Инструментальная агрессия используется как средство достижения эмоционально нейтральной цели. Проблема агрессивного поведения остро стоит перед специалистами, работающими в сфере воспитания и образования подростков с отклонениями в психофизическом развитии. В последние годы разработано большое количество разнообразных коррекционно-терапевтических мероприятий, базирующихся на фундаментальных основах различных психологических школ и направленных на преодоление эмоционально-психического дискомфорта, агрессивности, повышение социально-коммуникативной и эмоциональной компетентности. Вопросы и задания 1. Назовите уровни и подуровни дезадаптации. Дайте 2. Какова роль агрессии в структуре индивидуально- 3. 3. Опишите структуру агрессивности и методы ее исследования. Литература Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. М., 1989. Кудрявцев В.А. Многоуровневый анализ экспрессивных вариантов психологической дезадаптации у подростков с задержкой психического развития. Ниж. Новгород, 2000. Трошин О.В., Кудрявцев В.А. Основы мимологии. Ниж. Новгород, 2002. Трошин О.В., Кудрявцев В.А. Динамика дезадаптацион-ных проявлений при ЗПР в процессе применения эмоционально-экспрессивного тренинга. Ниж. Новгород, 2003. Шарапановская Е.В. Социально-психологическая дезадаптация школьников. Диагностика и коррекция. М., 2005. Глава 8 Коррекционные методики и технологии § 1. МЕТОДИКИ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ В настоящее время существует немало коррекционных методик, применяемых в социокультурной реабилитации. Охарактеризуем некоторые из них. Библиотерапия. Она предполагает специальное кор-рекционное воздействие на лицо с ограниченными возможностями с помощью чтения специально подобранной литературы, которая способствует нормализации или оптимизации психического состояния. Коррекционное чтение отличается своей направленностью на те или иные психические состояния или свойства лиц с ограничением жизнедеятельности, испытывающих неудовлетворенность своим образом жизни и желание его изменить; эмоционально-застойные депрессивные, фру-страционные состояния, из которых инвалиды часто не знают выхода; желание войти в круг людей, творчески владеющих словом, чтобы поделиться своим творческим опытом и др. Чаще библиотерапия осуществляется через художественное чтение, дискуссии, литературные вечера, встречи с персонажами произведений и их авторами, участие в литературных и поэтических клубах, посещение выставок книг и конечно же предполагает работу в читальном зале, библиотеках. Реабилитационное воздействие чтения проявляется в том, что художественные образы и связанные с ними чувства, влечения, желания, мысли, усвоенные с помощью книги, восполняют недостаток собственных образов и представлений, заменяют тревожные мысли и чувства или направляют их по новому руслу, к новым целям. Проигрывая в воображении диалоги, альтернативное поведение и учитывая свои особенности, инвалид получает знания об альтернативных способах переживания, об иных возможных формах поведения. Чтение книг, сюжет которых совпадает с сюжетом жизни инвалида, позволяет видеть возможные пути выхода из ситуации, помогает разрешению конфликтов в реальной жизни. Таким образом, через познание образов литературных героев участники занятий познают себя, тем самым открывая пути к самоизменению и самореализации. Изотерапия. Терапия художественным творчеством — универсальный интердисциплинарный (на стыке медицины, психологии, педагогики, культуры, социальной работы) метод, используемый в целях комплексной реабилитации и направленный на устранение или уменьшение нервно-психических расстройств, восстановление и развитие нарушенных функций, компенсаторных навыков, формирование способностей к игровой, учебной, трудовой деятельности в процессе занятий специфическими, целенаправленными видами творчества. Будучи напрямую связанным с важнейшими психическими функциями — зрительным восприятием, моторной координацией, речью, мышлением, — рисование не просто способствует развитию каждой функции, но и связывает их между собой, помогая человеку упорядочить усваиваемые знания, оформить и зафиксировать свои представления об окружающем мире. Рисование может служить и способом решения психологических, внутриличностных проблем (страхи, тревога, неуверенность, одиночество, преодоление негативных переживаний, формирование умелости и уверенности руки, точности движений и т.д.). Например, по тональному и цветовому решению, ритмике и композиции рисунка, по выбору персонажей, сюжета можно судить о наличии проблем в психике и мироощущении. Иными словами, рисование может быть и психодиагностическим, и психокоррекционным инструментом. Арттерапия. Это реабилитационная технология, основанная на применении средств искусства и используемая психологами, дефектологами, аниматорами, педагогами и другими специалистами в целях реабилитации людей с ограниченными возможностями. Музыкотерапия. В ней используются разнообразные музыкальные средства для психолого-педагогической и лечебно-оздоровительной коррекции лиц с ограничением жизнедеятельности, развития их творческих способностей, расширения кругозора, активации социально-адаптивных способностей. Прослушивание музыки стимулирует человека к собственному творчеству, так как сопряжено с эмоционально-образной сферой. Музыка часто соответствует уже имеющемуся настроению или способна его менять в позитивную сторону. Воздействие музыки объединяет людей в делах, мыслях, чувствах: на празднике, соревновании, вечерах, карнавалах и семейных торжествах. Двигательная активность под музыку усиливает обмен веществ в организме, повышает общий тонус, улучшает деятельность сердечно-сосудистой системы, регулирует нервную деятельность, развивает физические способности. Музыкальное образование с полной уверенностью можно рассматривать как один из важных факторов в процессе реабилитации и социальной адаптации людей с ограниченными возможностями. Игровая терапия. Она рассматривается как средство для раскрепощения патологических психических состояний человека. Являясь уникальным средством комплексной реабилитации, эта технология может выполнять функции социализации, развития, воспитания, адаптации, релаксации, рекреации и др. Уникальность игротерапии состоит и в том, что травмирующие жизненные обстоятельства переживаются в условном, ослабленном виде, хотя эмоциональное отражение (катарсис) их достаточно реален. Игротерапия помогает опробовать типы поведения, выбрать наиболее подходящий для конкретной личности в определенной жизненной ситуации. С целью изменения отношения инвалида к себе и другим, улучшения психологического и эмоционального самочувствия (повышение самооценки) применяются две формы игротерапии: направленная (директивная) и ненаправленная (недирективная). При направленной игротерапии специалист сам участвует в игре, внося в нее сюжетно-ролевой аспект. Это игры-драматизации, занятия в театральных кружках, конкурсы, турниры, соревнования, импровизации. Ненаправленная игротерапия ориентирована на самостоятельную игру инвалида, где он выражает свой внутренний мир, самочувствие. Отсюда и наличие самостоятельно организуемых и развиваемых сюжетов: импровизации, сочинения и др. Игры несут в себе элементы физического и социально-психологического тренинга, активизируют мыслительную деятельность, воображение, творческие способности людей с ограниченными возможностями. Игра развивает ориентацию, учит поиску необходимого решения, оптимального выхода. Ей принадлежит особая роль в расширении коммуникативных навыков. Психолого-педагогическая поддержка инвалидов средствами игры является динамичным способом коррекции разбалансированной эмоционально-волевой, коммуникативной и двигательной сферы. Игра позволяет участникам наиболее естественно самовыражаться и преодолевать субъективные комплексы, связанные с дефектом и фрустрациями. Сказкотерапия. Это вид и способ эмоционально-психологического, педагогического влияния, социально-нравственного формирования личности. Выделяют несколько актуальных в коррекционной работе направлений: — психокоррекция эмоционально-волевых нарушений; — обретение свободного опыта общения через роле — формирование творческого потенциала через сказ — преодоление чувства страха и неуверенности через Глинотерапия. Это работа с пластическими материалами (глина, пластилин, тесто и др.). Изготовление различных поделок способствует развитию интеллекта, мотивации для активного участия в социокультурном пространстве, повышения самооценки, овладения навыками профессионального мастерства. Гарденотерапия. Это приобщение к работе с растениями, что помогает корректировать поведенческие и эмоциональные расстройства, восстанавливает после перенесенных заболеваний, улучшает психоэмоциональное состояние людей с патологией тех или иных органов и систем. Гарденотерапию можно применять с элементами других технологий социокультурной деятельности. Туротерапия. Основными функциями туризма с социальной точки зрения являются: воспроизводящая, компенсаторная, восстановительная, реабилитационная. Туризм предполагает двигательную активность и тем обеспечивает терапию и профилактику психосоматических заболеваний. Туризм способствует общению, установлению контактов, помогает интегрироваться в коллектив, отвлекает (переключает) мышление от безысходных мыслей. Снортивно-оздоровительные технологии. В их число входят йога и иппотерапия. Йога — система гармонии с окружающим миром внутри себя на физическом и ментальном уровнях. Цель йоги — последовательно развивать и утверждать самосознание, дисциплинировать функционирование мозга и психики. Занятия йогой мобилизуют физический и психический потенциал организма; укрепляют здоровье; закаливают духовно-волевую сферу психики; включают человека в групповые виды занятий; воспитывают культуру тела и духа. Естественное излечение (натуротерапия) основано на принципе самоисцеления, возрастании потенциала возможностей человеческого организма. Занятия йогой отвлекают от негативных мыслей, делают досуг содержательным, помогают найти единомышленников и установить социальные связи, включиться в организованный процесс проведения оздоровительных мероприятий. Иппотерапия — использование реабилитационных возможностей верховой езды на лошади. Иппотерапия воздействует на людей с соматическими, психическими заболеваниями, является хорошим средством восстановления после травм. Верховая езда способствует активизации двигательной и дыхательной функций, кровообращения, благотворно влияет с точки зрения общеукрепляющего, психологического, эстетического, воспитательного эффекта. Компьютерные технологии. Они важны как источник информации при проведении библиотерапии. Овладев достаточно простыми поисковыми системами, люди с ограниченными возможностями получают доступ к интересующим книгам, статьям и другой информации, а также к значительной базе музыкального, изобразительного материала. Компьютерные игры — мощный резерв в игротерапии. Игры не только развлекают, но и тренируют эмоциональные психические и моторные функции. В компьютерных играх моделируются различные состояния — как сенсорные, так и эмоциональные, развивается координация движений через механизм «глаз — рука». АНИМАЦИОННАЯ ТЕРАПИЯ В структурах социально-психологической службы целесообразно иметь специалиста — организатора свободного времени — аниматора. Аниматор старается создать условия для интересной деятельности, побуждает человека ею заниматься. Он воспринимается как член группы, участвующий в ее жизни, а не находящийся вне ее или рядом с нею. Организатор свободного времени старается чаще быть с пациентами, хорошо их знать и жить их интересами. Любая организуемая деятельность не является самоцелью. Это лишь средства для создания среды, в которой каждый человек мог бы успешно развиваться. Правильно организованная социальная среда оказывает влияние на повышение общего уровня развития личности. Аниматор помогает формировать общую культуру человека, побуждает в нем веру в свои силы и возможности, активизирует процесс общения, самопознания и самоутверждения. Именно такой вид организации свободного времени отвлекает человека, особенно имеющего ограниченные возможности. Социокультурная анимация — реабилитационная технология, участники которой ставят перед собой целью определенное изменение поведения, межличностных и коллективных отношений путем прямых воздействий на индивида. Это воздействие осуществляется посредством разнообразных видов деятельности. Одной из форм анимационной терапии стали клубы общения. Их деятельность может содержать элементы групповой психотерапии и психологические тренинги, релаксационные программы, пантомимические сцены, участие в конструктивном споре и разыгрывании ролевых ситуаций, обсуждения анонимных историй жизни, сновидений, фантазий, ассоциаций и др. Участие в таких видах деятельности позволяет членам анимационной группы выступать одновременно в роли и активного участника, и наблюдателя. При этом тренируется эмоциональная сфера, вырабатываются навыки интеллектуального анализа, поиска и выбора подходящей модели поведения. Ведущим методом анимационной терапии является художественное творчество. Эффективно и целесообразно проведение анимационной работы в группах реабилитантов стационарного пребывания. Для этого, как правило, используются вечерние часы. Анимационная терапия способствует развитию социо-адаптивных процессов; снимает эмоционально-психическое напряжение; обеспечивает эффективную рекреацию, формирование комфортной психологической атмосферы и единого коммуникативного пространства в группе реабилитантов. Среднестатистическая численность группы — 14— 15 человек. Если группы разновозрастные, подбор мероприятий должен соответствовать всем возрастным группам. Можно рекомендовать цикл вечеров, оптимально вписывающийся в общую программу реабилитационных мероприятий.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 268; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.110.139 (0.013 с.) |