Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Классификации отклонений в развитииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Характер дизонтогенеза зависит от определенных психологических параметров: — особенностей функциональной локализации нару — времени поражения. Чем раньше произошло пора — взаимоотношения между первичным и вторичным — межфункциональных взаимодействий. К ним отно Перечисленные психологические параметры по-разному проявляются при различных видах дизонтогенеза. В.В. Лебединский представил следующие варианты дизонтогенеза. 1. Дизонтогенез по типу общего стойкого недоразвития. 2. Задержанное развитие. Оно характеризуется замедленным темпом формирования познавательной деятельности и эмоциональной сферы с их временной фиксацией на 3. Поврежденное развитие. В этиологии поврежденногоразвития наследственные заболевания, внутриутробные, 4. Дефицитарное развитие. Этот вид связан с тяжелыми 5. Искаженное развитие. Наблюдаются сложные соче 6. Дисгармоничное развитие. Наблюдается врожденная В практической деятельности специалисты предпочитают классификацию Б. П. Пузанова и В.А. Лапшина. К первой группе в этой классификации относятся дети с нарушениями слуха и зрения. Всех детей с недостатками слуха делят на две группы: — глухие (неслышащие) — с тотальным (полным) вы — слабослышащие (тугоухие) — с частичной слуховой Всех детей со стойкими дефектами зрения делят на две группы: — слепые (незрячие) — с полным отсутствием зри — слабовидящие — с остротой зрения на лучше видя Ко второй группе относят детей умственно отсталых и с ЗПР. Умственная отсталость — стойкое нарушение познавательной деятельности в результате органического поражения головного мозга. Она выражается в.двух формах: олигофрении и деменции. Олигофрения проявляется на более ранних этапах онтогенеза (до 1,5—2 лет), деменция (распад психики) — на более поздних этапах онтогенеза (после 1,5—2 лет). Деменция может быть выражена в двух вариантах: резиду-альная (остаточная) и прогредиентная (прогрессирующая). Выделяют три степени интеллектуального недоразвития: идиотия (самая тяжелая степень), имбецильность (более легкая по сравнению с идиотией), дебильность — наиболее легкая степень (по сравнению с идиотией и имбецильностью). В последние годы предпринимаются попытки провести более дифференцированную классификацию степеней интеллектуальной недостаточности, поэтому в основном пользуются классификацией Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) с применением шифров, обозначающих степень интеллектуального нарушения: 317.00 — легкая степень умственной отсталости; 318.00 — умеренная умственная отсталость; 318.10 — выраженная умственная отсталость; 318.20 — глубокая умственная отсталость. Детей с ЗПР подразделяют на четыре подгруппы: конституционного происхождения или гармонический инфантилизм; соматогенного происхождения; психогенного происхождения; церебрастенического характера. К третьей группе относятся дети с тяжелыми нарушениями речи (логопаты). Все виды речевых нарушений можно разделить на две большие группы: нарушения устной речи (дисфония, брадилалия, тахилалия, заикание, дис-лалия, ринолалия, дизартрия, алалия, афазия); нарушения письменной речи (дислексия, дисграфия). К четвертой группе относятся дети с нарушениями опорно-двигательной системы. Основной контингент этой категории — дети, страдающие детским церебральным параличом (ДЦП). ДЦП — заболевание незрелого мозга, которое возникает под влиянием различных вредных факторов, действующих в период внутриутробного развития, в момент родов и на первом году жизни ребенка. К пятой группе относятся дети со смешанным (сложным) дефектом, например: умственно отсталые неслы-шащие или слабослышащие; умственно отсталые слабовидящие или незрячие; слепоглухонемые и т.п. К шестой группе относятся дети с искаженным развитием — психопатией (стойкий дисгармонический склад психики), патологией влечений. О.В. Трошин (2000) предложил следующую системно-психологическую классификацию отклонений в развитии. 1. Психосенсорные: нарушения слуха, нарушения зрения. 2. Аффективные: аутизм, психопатии. 3. Когнитивные: интеллектуальная недостаточность (ум 4. Психомоторные: речевые нарушения, нарушения ДЕПРИВАЦИЯ Одной из причин отклонений в развитии является деп-ривация или изоляция. Депривация — это ограничение определенных функций организма, ведущее к задержке их развития. Такое ограничение может вызываться как аномалией отвечающей за эту функцию системы, так и отсутствием внешних условий для реализации функции. Выделяют следующие формы депривации: сенсорная, интеллектуальная, социальная. Сенсорная депривация. Она связана с нарушениями зрения и слуха у ребенка, что изменяет нормальное взаимодействие биологических, психологических и социальных факторов в его психическом развитии. Прежде всего, нарушается биологическое созревание структур мозга в условиях выраженной сенсорной депривации (изоляции). Известно, что созревание ЦНС зависит не только от генетического фактора, но и от внешних воздействий. Они воспринимаются сенсорными системами и в виде афферентной информации передаются на центральные отделы анализаторов. Ограничение специфической сенсорной информации, афферентации вызывает депривационный (изолирующий) эффект в сетях корковых нейронов. В частности, в зрительной зоне коры головного мозга при слепоте отмечается гибель части нейронов, нарушаются имеющиеся связи между сохранившимися нейронами; у других нейронов снижается общий уровень их функционирования. В результате взаимодействия в нейронной сети нарушается и в ответ на внешнее воздействие не формируется такой же общей реакции, как в норме при аналогичных условиях. Уменьшение числа и ослабление функцио нальных связей в проекционных отделах сенсорных систем вызывает не только их дефицитарность, но и вызывает нарушение и высших психических функций, и ин-тегративной функции мозга. Это оказывает отрицательное влияние на сенсомоторное развитие, формирование когнитивных функций. Известно, что структура мозга, его вес, форма, выраженность, локализация извилин, борозд на 50% формируются к году жизни и еще на 50% к 20—25 годам. Резкое снижение поступления афферентной информации по определенной сенсорной системе вызывает недоразвитие соответствующих зон мозга, куда эта информация проецируется и под действием которой происходит их развитие. В норме специфическая информация запускает генетические механизмы выработки белков, ферментов, медиаторов, участвующих в синтезе связей между нейронами. Неспецифическая афферентация оказывает также энергезирующее воздействие, сообщая неспецифическую энергию для реализации этих функций нейронов. Поэтому наиболее выраженное недоразвитие наблюдается при врожденной или возникающей до года сенсорной депри-вации, когда отмечаются выраженные структурные нарушения как в проекционной зоне мозга, так и вторично связанных с ней ассоциативных зонах. Зрительная информация составляет 90% от всей информации, поступающей в организм человека, поэтому ее недостаток вызывает понижение общего уровня функционирования мозга. При этом отмечается снижение эмоционального фона настроения, внимания, памяти и других психических процессов. Любая сенсорная информация оказывает также неспецифическую активацию через ретикулярные структуры мозга на все функциональные системы. В результате происходит недоразвитие энергезирующих структур, в результате чего вторично страдает эмоционально-мотива-ционная сфера с ограничением эмоциональных проявлений, изоляцией своих потребностей, упрощением мотиваций, снижением мимической экспрессии. Снижается функция внутренних органов с формированием физического недоразвития. Сенсорная депривация влечет за собой социальную изоляцию ребенка, страдают коммуникативная функция, общение, учебная деятельность. Это еще более утяжеляет как нейрофизиологические нарушения, так и психологические отклонения в развитии. Интеллектуальная депривация. Ребенок, оказавшись в условиях искусственной сенсорной изоляции, когда ограничивается поступление информации от родителей, от окружающей социальной среды, от сверстников, оказывается без формирующих интеллект воздействий. Поэтому с раннего детского возраста рекомендуется использовать различные сенсорные стимулы для активации его психических функций. Интеллектуальная депривация связана, с одной стороны, с внутренней невозможностью реализовать адекватные функции мышления (наличие аномалии развития мозга); с другой стороны, с ограничением интеллектуального взаимодействия с окружающими. Интеллектуальная депривация может быть вторичной по отношению к сенсорной. Она формируется вследствие недостаточного поступления информации о внешнем мире, общего снижения активности мозга и всех психических процессов. Поражение центров мозга, ответственных за процессы мышления, вызывает первичную недостаточность интеллектуальных функций. При этом раннее недоразвитие более простых форм мышления ограничивает (депривирует) дальнейшее развитие более сложных и совершенных форм. Отсутствие или нарушение адекватных механизмов мышления затрудняет не только его собственное развитие, но и формирование высших познавательных функций (ВПФ). Так как мышление является интегративной функцией мозга, то страдают многие другие психические процессы (внимание, память, произвольная деятельность). Низкий уровень культуры микросоциальной среды, недостаточные образовательные условия, редкое общение взрослых с ребенком вызывают внешнюю интеллектуальную депривацию. В этом случае развитие мышления задерживается из-за недостатка педагогического воздействия на ребенка, отсутствия стимуляции познавательной активности со стороны взрослых. В результате снижается познавательная активность, не развиваются необходимые навыки интеллектуальной деятельности. Социальная депривация. Она вызывается неблагоприятными условиями жизни и воспитания, следствием которых являются нарушения сенсорного развития, общения с окружающими, задержка умственного развития с формированием соответствующих свойств личности. К. Рубин предложил социоэмоционалъную модель регуляции поведения, выделив три уровня: внутрииндивидуальньгх, межиндивидуальных и макросистемных психологических сил. Внутрииндивидуальные взаимодействия он рассматривает через особенности темперамента ребенка, в основе которого лежат врожденные психофизиологические процессы. Сложности детского темперамента (сильная возбудимость, плохой сон, частый плач) вызывают раздражение родителей, их неадекватные эмоциональные реакции приводят к социальной изоляции детей. Межиндивидуальные взаимодействия. Через них ребенок приобретает опыт общения с родителями. Если родители внимательно и адекватно реагируют на чувства, потребности детей, умеют предвидеть последствия их поступков, поддерживают их уверенность в себе, в межличностных отношениях, у них формируется доверие к миру, повышается активность в исследовании социального и предметного окружения. Если родители часто раздражаются, ведут себя неровно, у ребенка не возникает доверия к миру, что негативно отражается на его развитии. Чрезмерная опека родителей является одной из причин возникновения у ребенка психологической зависимости от них, страх перед новыми проблемными ситуациями, что закрепляет чувство незащищенности. Макросистемные взаимоотношения. Это экономическое положение семьи, образование родителей и характер социально-психологических взаимоотношений в семье. Нарушения этих взаимодействий, семейные кризисы приводят к неадекватному поведению родителей по отношению к ребенку. Негативное влияние любых из приведенных психологических сил вызывает социальную депривацию и вторичные психические отклонения. Дж. Эйсендорф предложил мотивационную теорию социальной депривации. Отклонения в социальном развитии он рассматривает через механизмы мотивации приближения и мотивации избегания. Нарушения во взаимодействии этих мотивов приводят к возникновению трудностей в общении. Эйсендорф выделяет три типа нарушений. Низкая мотивация приближения. Дети предпочитают находиться отдельно от других людей, что обусловлено преобладанием интереса маленьких детей к предметному миру. Сохранение низкой мотивации приближения в школьном возрасте может свидетельствовать об отклонении в развитии (синдром аутизма). Конфликт мотивации приближения и избегания. Он выражается в том, что дети хотят общаться с другими людьми, но по какой-то причине избегают общения, особенно в новых ситуациях. Часто они наблюдают за другими издалека или играют неподалеку от группы сверстников. Эти дети отличаются осторожностью, застенчивостью, особенно в отношениях с незнакомыми. Такой конфликт появляется из-за негативной оценки, обиды или сверхконтроля взрослых. Сочетание выраженного мотива социального приближения и слабо выраженного мотива избегания. Дети очень контактны, но не знают меры во взаимодействии с другими людьми, они нечувствительны к ограничениям в контактах. Сверстники часто избегают их из-за чрезмерной навязчивости, что может провоцировать у них агрессивное поведение. Вопросы и задания 1. Что такое психический онтогенез? 2. Дайте определение дизонтогенезу. 3. Чем характеризуются ретардация и акселерация? 4. В чем проявляется принцип гетерохронности психо 5. Какие типологии дизонтогенеза вы знаете? 6. Чем характеризуются механизмы и структура синто- 7. Какие психологические системы рассматриваются?
8. Проанализируйте психологические уровни развития 9. Дайте характеристику общей структуры синтогене- 10. Какие кризисы психического развития вьщеляются? 11. В чем заключается синтогенетический закон гло 12. Какие формы дизонтогенеза выделены В.В. Лебе 13. В чем особенности типологии нарушений в разви 14. Раскройте содержание понятия «отклонение в раз 15. Какова роль биологических и социальных факторов 16. Раскройте сущность теории первичного дефекта и 17. Приведите примеры детских аномалий. Каковы их 18. Проанализируйте общие закономерности отклонений в развитии. 19. Рассмотрите механизмы патогенеза. 20. Какие психологические механизмы отклонений в развитии вы знаете? Коберник Г.Н., Синев В.Н. Введение в специальность. Дефектология. Киев, 1984. Ковалев В. В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. М., 1985. Коррекционная педагогика / Под ред. Б.П. Пузанова. М., 1998. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. М., 2004. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986. Мамайчук И. И. Психология дизонтогенеза и основы психокоррекции. СПб., 2000. Рыбалко В. Ф. Возрастная и дифференциальная психология. Л., 1990. Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. М., 2000. Трошин О.В. Кризология. Ниж. Новгород, 1997. Трошин О.В. Психология саморазвития личности. Ниж. Новгород, 2000. Трошин О.В. Синтогенетическая психология. Ниж. Новгород, 2000. Шаповал И.А. Специальная психология. М., 2005. Глава 3
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 3522; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.254.245 (0.01 с.) |