Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Функциональная и дисфункциональная семьяСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Семью можно рассматривать как функциональную и дисфункциональную. Функциональная семья характеризуется гибкой иерархической структурой власти, ясно сформулированными семейными правилами, сильным родительским союзом. Здоровая семья — это семья в развитии. Семейные правила открыты и служат позитивными ориентирами для роста. Четкая дистанция между поколениями — один из компонентов в структуре функциональной семьи. Такая семья ответственно и дифференцированно выполняет свои функции, обеспечивая удовлетворение потребности каждого ее члена. Для нее характерны толерантность, уважение друг к другу, честность, желание быть вместе, сходство интересов и ценностных ориентации. У супругов совпадают интересы и духовные ценности, хотя по личностным качествам они могут быть контрастны, они умеют вести переговоры по всем аспектам совместной жизни. Дисфункциональная семья не обеспечивает личностного роста каждого из своих членов. В дисфункциональных семьях испытывается недостаток интимности, чувство стыда используется для мотивации индивидуального поведения, семейные роли размыты, личный интерес при носится в жертву семейной идентичности, а индивидуальные потребности — потребностям семьи в целом. В дисфункциональных семьях всегда существуют психологические проблемы: — ошибочный выбор партнера (ожидания, что муж/ — незавершенные отношения с родительской семьей чтобы советоваться друг с другом при решении внутрисемейных проблем); — утрата иллюзий; — переживание растерянности; — супружеская измена и угроза развода. В таких семьях роль защитного механизма играет семейный миф о ее единстве: «Мы такая отличная семья, но другим не дано этого понять», «Он такой поганец (о ребенке), что не стоит нашей заботы». Подобные семейные мифы предъявляются окружающим для оправдания поведения членов семьи. Цель такого мифа — замаскировать неудовлетворенные потребности, конфликты, которые имеются у членов семьи, и согласовать некие идеализированные представления друг о друге. В основе этих мифов лежат неосознаваемые эмоции, определенным образом соединяющие членов семьи: вина, эмоциональное отвержение, страх перед ответственностью выступления в определенной семейной роли. Семейный миф представляет собой неадекватный «образ семьи», противоречащий стилю жизни семьи, реальным супружеским отношениям. В результате в семье зреет конфликт, не удовлетворены потребности ее членов в росте и изменении, самоактуализации, семья в целом ригидно воспроизводит свой прошлый опыт, мало учитывая изменения в более широкой системе — обществе. Дисфункциональная семья не умеет обсуждать и решать не только семейные, но и любые другие проблемы. Отсутствие таких навыков часто связано с культурным уровнем семьи, ее традициями, особенностями социального слоя, к которому она принадлежит, и т.д. В таких семьях возникают коммуникационные проблемы и барьеры, т.е. такая ситуация, когда у одного из членов семьи существует определенная потребность, удовлетворение которой зависит от действий другого члена семьи. Эти действия имели бы место, если бы член семьи, имеющий потребность, передал определенную информацию. Однако это невозможно в силу каких-то психологических особенностей данного лица. Можно сделать вывод, что дисфункциональные семьи являются ригидными семейными системами, которые не справляются с поставленными внешними и внутренними задачами. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ И КОРРЕКЦИЯ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ В процессе психокоррекционной работы часто выявляются искаженные родительские установки на проблемы ребенка. Большинство родителей ориентируются на отдельные симптомы заболеваний и всю ответственность за результат возлагают на психолога-консультанта. Перед психологом стоит задача переориентации внимания родителей с симптома на личность ребенка в целом. Организация и проведение коррекционной работы с семьей определяется рядом факторов. Наиболее оптимальной является ситуация, когда выбор того или иного способа семейной психокоррекции зависит в основном от индивидуальных особенностей семьи, а не от научных воззрений. Любая коррекционная техника представляет собой инструмент, и ценность его определяется тем, как он используется и какова квалификация пользователя. Рассмотрим, например, ситуацию, когда члены семьи не способны поддерживать беседу и четко формулировать свои мысли. В этом случае применим метод «семейная скульптура». Для этого предложим членам семьи наглядно изобразить свои отношения. Один из них — протагонист — требует от остальных (по возможности используя минимум слов) расположиться таким образом, чтобы из занимаемых относительно друг друга позиций стало видно, каковы взаимоотношения между членами семьи. Такая «скульптура» может произвести сильное впечатление на семью, их семейная ситуация станет «осязаемой». Это заставит членов семьи задуматься над внутрисемейными проблемами. После построения «скульптуры» каждый должен в беседе описать свои переживания. Если консультант наладил доверительные отношения в семье, он может перейти к созданию «желаемых скульптур», их «оживлению», т.е. превращению в ролевую игру или в психодраматическую технику. После того как консультант утвердился в гипотезе о семейной проблеме, применяется «техника позитивной коннотации» (положительное переформулирование). Психолог-консультант рассказывает семье о том, как он воспринял и понял содержание семейной дисфункции. Он стремится снять тревогу семьи по поводу происходящего. Для этого подходит прием нормализации: содержание семейной дисфункции рассматривается в более широком социокультурном, возрастном, статистическом аспекте. В случае дисфункции, связанной с определенной стадией жизненного цикла семьи, полезно сообщить клиентам о закономерностях происходящего и повсеместной распространенности случившегося. Такой разговор снимает с членов семьи чувство вины. Любая дисфункция в семье имеет положительную сторону, «работает» как стабилизатор. Положительно переформулировать можно не только текущий симптом, но и любые прошлые события. Техника (методика) «Семейная фотография». Она применяется для изучения структуры семьи, ролей, коммуникации и внутрисемейных взаимоотношений. С ее помощью можно проанализировать влияние прошлого семьи на ее настоящее. Она используется для диагностики и коррекции семейных взаимоотношений. Консультант просит каждого члена семьи принести определенное количество семейных фотографий. Из них можно узнать нечто существенное о взаимоотношениях в семье. На консультации обсуждается главная тема взаимоотношений в семье, каждому члену семьи уделяется до 15 мин, во время которых он представляет выбранные им фотографии и рассказывает, почему именно они выбраны, какое значение имеют для него и какие чувства вызывают. Существенным оказывается уже порядок представления фотографий и то, как это осуществляется. Особое внимание заслуживает очередность: какая фотография является первой, какая — последней. Имеет значение и скорость показа, степень интереса или тревожности, а также поведение членов семьи во время всего действия: серьезны ли, шутят ли, нервничают. Обсуждается содержание каждой фотографии, отмечаются детали: насколько близки друг к другу изображенные члены семьи, уровень формальности во взаимоотношениях между ними, а также присутствие или отсутствие тех или иных родственников на снимке. После того как член семьи закончил представление принесенных им фотографий, других членов семьи просят задавать вопросы и рассказывать о своих наблюдениях во время показа. Эта методика не вызывает тревожности и позволяет анализировать такие специфические области внутрисемейных взаимоотношений, как власть, зависимость, близость, тревожность, мужские и женские роли членов семьи. Методика «Семейный ритуал». Она относится к структурным методикам, которые применяются на начальных стадиях коррекционной работы, когда консультируемые чувствуют, что они «застряли» в болезненной ситуации, и не знают, как из нее выбраться. Цель такой структурной методики — реорганизовать систему, чтобы ее члены могли перейти с одной позиции на другую, от одной роли к другой, установить адекватные границы между позициями в системе и таким образом способствовать тому, чтобы система реорганизовала сама себя. Играя новые роли, члены семьи занимают новые позиции в семейной системе, начинают следовать новым правилам. Это стимулирует их к тому, чтобы смотреть на вещи с иной точки зрения. Поддержка консультантом родителей в их роли создателей семейных правил и поддержка детей в их потребности уважения и большей ответственности помогают выстроить более правильные внутрисемейные взаимоотношения. Иногда какие-то члены семьи объединяются для того, чтобы противостоять остальным. Например, один из родителей и ребенок объединяются для противостояния другому родителю. В этом случае консультант должен сделать все возможное, чтобы разрушить такой альянс, прекратить вмешательство ребенка в дела родителей. Изменяя свое место в системе внутрисемейных отношений, люди, а тем более имеющие ограниченные возможности, получают возможность попробовать новые поведенческие образцы и открыть новые стороны своей личности.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 1415; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.92.96 (0.008 с.) |