Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Функциональная и дисфункциональная семья

Поиск

Семью можно рассматривать как функциональную и дисфункциональную.

Функциональная семья характеризуется гибкой иерар­хической структурой власти, ясно сформулированными семейными правилами, сильным родительским союзом. Здоровая семья — это семья в развитии. Семейные пра­вила открыты и служат позитивными ориентирами для роста. Четкая дистанция между поколениями — один из компонентов в структуре функциональной семьи.

Такая семья ответственно и дифференцированно вы­полняет свои функции, обеспечивая удовлетворение по­требности каждого ее члена. Для нее характерны толе­рантность, уважение друг к другу, честность, желание быть вместе, сходство интересов и ценностных ориента­ции. У супругов совпадают интересы и духовные ценно­сти, хотя по личностным качествам они могут быть кон­трастны, они умеют вести переговоры по всем аспектам совместной жизни.

Дисфункциональная семья не обеспечивает личностно­го роста каждого из своих членов. В дисфункциональных семьях испытывается недостаток интимности, чувство стыда используется для мотивации индивидуального по­ведения, семейные роли размыты, личный интерес при носится в жертву семейной идентичности, а индивиду­альные потребности — потребностям семьи в целом.

В дисфункциональных семьях всегда существуют пси­хологические проблемы:

— ошибочный выбор партнера (ожидания, что муж/
жена будут напоминать отца/мать);

— незавершенные отношения с родительской семьей
: (обращение за советом к родителям, вместо того

чтобы советоваться друг с другом при решении внут­рисемейных проблем);

— утрата иллюзий;

— переживание растерянности;

— супружеская измена и угроза развода.

В таких семьях роль защитного механизма играет се­мейный миф о ее единстве: «Мы такая отличная семья, но другим не дано этого понять», «Он такой поганец (о ребенке), что не стоит нашей заботы».

Подобные семейные мифы предъявляются окружаю­щим для оправдания поведения членов семьи. Цель тако­го мифа — замаскировать неудовлетворенные потребно­сти, конфликты, которые имеются у членов семьи, и согласовать некие идеализированные представления друг о друге. В основе этих мифов лежат неосознаваемые эмо­ции, определенным образом соединяющие членов семьи: вина, эмоциональное отвержение, страх перед ответствен­ностью выступления в определенной семейной роли.

Семейный миф представляет собой неадекватный «об­раз семьи», противоречащий стилю жизни семьи, реаль­ным супружеским отношениям. В результате в семье зре­ет конфликт, не удовлетворены потребности ее членов в росте и изменении, самоактуализации, семья в целом ригидно воспроизводит свой прошлый опыт, мало учи­тывая изменения в более широкой системе — обществе.

Дисфункциональная семья не умеет обсуждать и ре­шать не только семейные, но и любые другие проблемы. Отсутствие таких навыков часто связано с культурным уровнем семьи, ее традициями, особенностями социаль­ного слоя, к которому она принадлежит, и т.д. В таких семьях возникают коммуникационные проблемы и барь­еры, т.е. такая ситуация, когда у одного из членов семьи существует определенная потребность, удовлетворение которой зависит от действий другого члена семьи. Эти действия имели бы место, если бы член семьи, имею­щий потребность, передал определенную информацию. Однако это невозможно в силу каких-то психологиче­ских особенностей данного лица.

Можно сделать вывод, что дисфункциональные семьи являются ригидными семейными системами, которые не справляются с поставленными внешними и внутренни­ми задачами.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ

КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ И КОРРЕКЦИЯ

СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ

В процессе психокоррекционной работы часто выяв­ляются искаженные родительские установки на пробле­мы ребенка. Большинство родителей ориентируются на отдельные симптомы заболеваний и всю ответственность за результат возлагают на психолога-консультанта. Перед психологом стоит задача переориентации внимания ро­дителей с симптома на личность ребенка в целом.

Организация и проведение коррекционной работы с семьей определяется рядом факторов. Наиболее оптималь­ной является ситуация, когда выбор того или иного спо­соба семейной психокоррекции зависит в основном от индивидуальных особенностей семьи, а не от научных воззрений.

Любая коррекционная техника представляет собой инструмент, и ценность его определяется тем, как он используется и какова квалификация пользователя. Рас­смотрим, например, ситуацию, когда члены семьи не способны поддерживать беседу и четко формулировать свои мысли. В этом случае применим метод «семейная скульптура». Для этого предложим членам семьи наглядно изобразить свои отношения. Один из них — протагонист — требует от остальных (по возможности используя минимум слов) расположиться таким образом, чтобы из занимаемых от­носительно друг друга позиций стало видно, каковы взаимоотношения между членами семьи. Такая «скульптура» может произвести сильное впечатление на семью, их се­мейная ситуация станет «осязаемой». Это заставит членов семьи задуматься над внутрисемейными проблемами.

После построения «скульптуры» каждый должен в бе­седе описать свои переживания.

Если консультант наладил доверительные отношения в семье, он может перейти к созданию «желаемых скульп­тур», их «оживлению», т.е. превращению в ролевую игру или в психодраматическую технику. После того как кон­сультант утвердился в гипотезе о семейной проблеме, применяется «техника позитивной коннотации» (поло­жительное переформулирование).

Психолог-консультант рассказывает семье о том, как он воспринял и понял содержание семейной дисфункции.

Он стремится снять тревогу семьи по поводу происхо­дящего. Для этого подходит прием нормализации: содер­жание семейной дисфункции рассматривается в более широком социокультурном, возрастном, статистическом аспекте. В случае дисфункции, связанной с определен­ной стадией жизненного цикла семьи, полезно сообщить клиентам о закономерностях происходящего и повсемес­тной распространенности случившегося. Такой разговор снимает с членов семьи чувство вины.

Любая дисфункция в семье имеет положительную сто­рону, «работает» как стабилизатор. Положительно пере­формулировать можно не только текущий симптом, но и любые прошлые события.

Техника (методика) «Семейная фотография». Она при­меняется для изучения структуры семьи, ролей, комму­никации и внутрисемейных взаимоотношений.

С ее помощью можно проанализировать влияние про­шлого семьи на ее настоящее. Она используется для ди­агностики и коррекции семейных взаимоотношений.

Консультант просит каждого члена семьи принести оп­ределенное количество семейных фотографий. Из них можно узнать нечто существенное о взаимоотношениях в

семье.

На консультации обсуждается главная тема взаимоотно­шений в семье, каждому члену семьи уделяется до 15 мин, во время которых он представляет выбранные им фотогра­фии и рассказывает, почему именно они выбраны, какое значение имеют для него и какие чувства вызывают.

Существенным оказывается уже порядок представления фотографий и то, как это осуществляется. Особое внима­ние заслуживает очередность: какая фотография является первой, какая — последней. Имеет значение и скорость показа, степень интереса или тревожности, а также пове­дение членов семьи во время всего действия: серьезны ли, шутят ли, нервничают. Обсуждается содержание каждой фотографии, отмечаются детали: насколько близки друг к другу изображенные члены семьи, уровень формальности во взаимоотношениях между ними, а также присутствие или отсутствие тех или иных родственников на снимке.

После того как член семьи закончил представление при­несенных им фотографий, других членов семьи просят зада­вать вопросы и рассказывать о своих наблюдениях во время показа. Эта методика не вызывает тревожности и позволяет анализировать такие специфические области внутрисемей­ных взаимоотношений, как власть, зависимость, близость, тревожность, мужские и женские роли членов семьи.

Методика «Семейный ритуал». Она относится к струк­турным методикам, которые применяются на начальных стадиях коррекционной работы, когда консультируемые чувствуют, что они «застряли» в болезненной ситуации, и не знают, как из нее выбраться.

Цель такой структурной методики — реорганизовать систему, чтобы ее члены могли перейти с одной пози­ции на другую, от одной роли к другой, установить адек­ватные границы между позициями в системе и таким образом способствовать тому, чтобы система реоргани­зовала сама себя.

Играя новые роли, члены семьи занимают новые по­зиции в семейной системе, начинают следовать новым правилам. Это стимулирует их к тому, чтобы смотреть на вещи с иной точки зрения. Поддержка консультантом родителей в их роли создателей семейных правил и под­держка детей в их потребности уважения и большей от­ветственности помогают выстроить более правильные внутрисемейные взаимоотношения. Иногда какие-то члены семьи объединяются для того, чтобы противостоять остальным. Например, один из ро­дителей и ребенок объединяются для противостояния другому родителю. В этом случае консультант должен сде­лать все возможное, чтобы разрушить такой альянс, пре­кратить вмешательство ребенка в дела родителей.

Изменяя свое место в системе внутрисемейных отно­шений, люди, а тем более имеющие ограниченные воз­можности, получают возможность попробовать новые по­веденческие образцы и открыть новые стороны своей лич­ности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 1415; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.92.96 (0.008 с.)