Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Теоретические подходы к определению «неполная семья»Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Семья представляет собой систему социального функционирования человека, один из основных институтов социализации. Ее функции трансформируются не только под воздействием социально-экономических условий, но и в силу внутренних процессов своего развития. Современная семья переживает сложный этап — переход от традиционной модели к новой. Наряду с традиционными функциями, связанными с рождением и воспитанием ребенка, с решением повседневных проблем, семья призвана быть надежным психологическим «укрытием», помогающая человеку выживать в трудных, быстро изменяющихся условиях современной жизни. Семья обеспечивает своим членам экономическую, социальную и физическую безопасность, заботу о малолетних, престарелых и больных, условия для социализации детей, молодежи и, что важнее всего, объединяет своих членов чувством любви, общности и дает возможность разделять с другими трудности и радости жизни. За последние годы наблюдается сокращение структуры и состава семьи: рост разводов, рождение детей одинокими матерями и др. В настоящее время много детей, которые воспитываются в неполных семьях. Учитывая разнородный характер неполных семей, выделены проблемы, которые сказываются на психическом состоянии ребенка в разведенной, осиротевшей и внебрачной семье. В наше время растет количество разводов, велико количество внебрачных рождений и достаточно высок уровень смертности среди взрослых людей, находящихся еще в довольно молодом возрасте, в силу различных причин (несчастные случае на производстве, алкоголизм, наркомания, заболевания и т.д.). И как следствие всего этого — неполные семьи, в которых воспитываются один или несколько детей. В отечественной и зарубежной литературе существуют различные дефиниции неполной семьи. Обратимся к отечественной справочной литературе. В словаре «Семейное воспитание» неполная семья определяется следующим образом: «Неполная семья состоит из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми. Неполная семья образуется вследствие расторжения брака, внебрачного рождения, смерти одного из родителей или раздельного проживания» [26, с. 152-153]. В справочнике «Семья: социально-психологические и эстетические проблемы» дается следующее определение неполной семьи: «Неполная семья — это объединение людей, состоящее из мужчины или женщины с его или ее потомством, а также включающее в некоторых случаях других лиц, связанных с выше указанной кровнородственной связью» [24, с. 64]. Ведущие отечественные социологи имеют несколько отличные взгляды на определение данного термина (таблица 1). Таблица 1 — Определение понятия «неполная семья» по мнению отечественных социологов
Рассмотрим позиции зарубежных авторов по определению термина «неполная семья» (таблица 2). Образование неполной семьи оказывает огромное влияние на становление личности растущего ребенка. Основными причинами увеличения неполных семей являются: Таблица 2 — Позиции зарубежных авторов по определению термина «неполная семья»
1. Увеличение количества разводов. Развод — частая причина появления неполных семей. Поскольку дети, как правило, остаются с матерью, то у матери образуется неполная семья, а отец либо становится одиночкой, либо вступает в новый брак, либо возвращается к своим родителям. Фактор развода в современных условиях стал механизмом, понижающим ценность брачно-семейных отношений. Сегодня наблюдается сокращение доли мужчин и женщин, состоящих в браке, рост численности разведенных и повторно не вступивших в брак женщин. 2. Увеличение количества рождений вне официально зарегистрированного брака. При внебрачных рождениях семья изначально является неполной, ребенок с первых дней своей жизни воспитывается только матерью, без отца. Такая семья всегда состоит из матери с детьми. В данном случае семья изначально является монородительской, и ребенок с первых дней своей жизни воспитывается только матерью, без отца. В обыденном российском сознании за женщинами, воспитывающими ребенка без отца, закрепился термин «мать-одиночка». Можно выделить 3 категории женщин, решивших родить ребенка без мужа: - Матери, родившие ребенка без мужа сознательно. - Матери, родившие ребенка без мужа вынужденно. - Матери, усыновившие ребенка, без мужа. Если раньше рождение внебрачных детей происходило в силу непредвиденных обстоятельств, то к концу XX в. - началу XXI в. все больше женщин рожают «вне брака» сознательно, чтобы реализовать свои потребности в материнстве. В первую очередь, следует классифицировать причины возникновения неполной семьи. Неполная семья образуется вследствие смерти одного из родителей, развода, рождения внебрачных детей, фактического распада семейных отношений при их юридическом сохранении по данным Федеральной службы статистики, что мы можем увидеть на рисунке 2 [11].
Рисунок 2 — Причины образования неполных семей [11]
Неполные семьи можно классифицировать по различным признакам: причинам, вследствие которых они образовались, полу родителя, структуре (количеству детей, наличию или отсутствию совместно проживающих родственников), наличию и мере участия второго родителя в воспитании ребенка (детей), этапу жизненного цикла семьи (определяется как возрастом родителя, так и возрастом детей). Итак, неполная российская семья образуется вследствие: 1. Расторжение брака. 2. Внебрачного рождения ребенка. 3. Смерти одного из родителей. 4. Раздельного проживания родителей. Совокупность неполных семей крайне неоднородна и многообразна. Источниками их возникновения традиционно считались овдовение (смерть одного из супругов), развод, внебрачная рождаемость. По количеству поколений в семье различают: 1. Неполную простую семью — мать (отец) с ребенком или несколькими детьми. 2. Неполную расширенную семью — мать (отец) с одним или несколькими детьми и другими родственниками. Воспитание детей в неполных семьях обладает рядом особенностей: - недостаточное влияние на ребенка внутри семьи; - односторонность воспитательного воздействия; - проявление неуравновешенности родительских чувств; - возможность возникновения в сознании ребенка мысли о собственной неполноценности. На практике наиболее частыми причинами образования неполных семей являются развод супругов и внебрачное рождение. Соответственно, такие типы неполных семей сегодня являются доминирующими. Причины возникновения неполных семей в прежние годы специалисты традиционно связывали с воздействием объективных демографических факторов. Учитывалось также то, что потенциальные женихи часто отставали от своих сверстниц по образовательному и культурному уровню, среди них было немало алкоголиков, бывших заключенных и других категорий, фактически «непригодных» или «малопригодных» к семейной жизни. Вопрос о неполных семьях актуален потому, что в них сосредоточена значительная часть того населения, у которого не сложились естественные, заложенные в самой природе семейно-брачных отношений условия жизни. Это дети, без отца (или матери), взрослые люди, не имеющие собственной семьи и продолжающие жить вместе с родителями. Такое положение не только усложняет большинству из них материальную сторону жизни, но и лишает их полноценной духовной жизни, которую могло бы дать счастливое супружество. Неполные семьи сегодня уже реальность, на которую трудно закрыть глаза. Число их не только не снижается, но и имеет постоянную тенденцию к росту. Причины, по которым кто-то из родителей (в большинстве случаев мать) вынужден воспитывать ребенка один, могут быть самыми разными. Процесс воспитания в неполной семье обычно деформирован. Дети из неполных семей испытывают острую потребность в определенном социальном статусе, хотят иметь обоих родителей. При разрыве отношений, родители часто занимают противоположные позиции в деле воспитания, что, несомненно, сказывается на детях. Воспитательные позиции родителей могут существенно расходиться, что вызывает у ребенка чувство растерянности и неполноценности, т.к. оба родителя являются для него значимыми другими. Начало формыКонец формы Специалисты выделяют несколько видов неполных семей: материнская, отцовская, осиротевшая, внебрачная, разведенная. Попытаемся раскрыть эти понятия. Материнская семья — это семья, в которой женщина воспитывает ребенка. Такая семья является наиболее распространённым типом неполной семьи. Существует три типа неполных семей: когда один родитель ушёл, а оставшийся не вступил в повторный брак; одинокий человек официально усыновил (удочерил) ребёнка; незамужняя женщина одна воспитывает сына или дочь [7, с. 75]. Матери-одиночки, воспитывающие детей без отцовского участия, возводят процесс воспитания в тяжелую степень. У таких матерей чаще возникают различные страхи и опасения. Тогда матери начинают вести себя очень строго по отношению к своему ребенку, стараясь при общении с сыном вести себя как строгий отец, что отрицательно влияет на воспитание ребенка и развитие его личности. Ведь дети не одинаково относятся к материнскому и отцовскому авторитету. Дело в том, что отец критикует по делу, а материнская критика может ассоциироваться ребенком подсознательно как отказ ему в любви. В таком случае ребенок начнет отстаивать свои права на потребность ощущать себя любимым и значимым, используя все доступные ему средства, а именно капризы и непослушания, либо, рано или поздно, прекратить свои порывы, признав всестороннюю доминанту женской натуры, и вырастет мягкотелым и пассивным человеком. Или наоборот, родитель относится к ребенку с позиции жалости, мол, сиротка несчастливая, которой просто по определению все дозволено. Такая позиция вырабатывает у ребенка эгоистичные задатки, что особенно нежелательно для мужчин. Неполная отцовская семья характеризуется наличием главы семьи (отца) и ребенка либо нескольких детей. В некоторых случаях имеют место расширенные неполные отцовские семьи, они, как правило, отличаются совместным проживанием или ведением совместного хозяйства с близкими родственниками: бабушками, дедушками, тетями, дядями. Осиротевшая неполная семья образуется в результате смерти одного из родителей. Несмотря на то, что потеря близкого человека это страшный удар для семьи, оставшиеся ее члены способы сплотиться и поддержать целостность семейной группы. Родственные связи в таких семьях не разрушаются: сохраняются взаимоотношения со всеми родственниками по линии погибшего (умершего) супруга, которые продолжают оставаться членами семьи. Неполная разведенная семья — семья, в которой родители по какой-то причине не захотели или не смогли жить вместе. Ребенок, выросший в такой семье, получает психологическую травму, обуславливает появления чувства неполноценности, страха, стыда. Поэтому, естественно желание, особенно маленьких детей, надежда на воссоединение, восстановление брачных отношений между отцом и матерью. Внебрачная семья (мать-одиночка) имеет свои особенности. В силу, каких либо обстоятельств, женщина принимает решение родить ребенка, не вступая в брак. Это может быть желание скрасить одиночество, стремление удовлетворить потребность в материнстве или оставить ребенка в качестве напоминания о человеке, которого она страстно любила и др. причины[13, с. 68]. Одной из проблем неполных семей — совмещение профессиональной и родительской ролей, что, при режиме полной занятости, существенно снижает время, которое могло бы быть использовано матерью для совместного времяпрепровождения с ребенком, минимизируя, таким образом, воспитательное внимание матери. В тех случаях, когда одинокая мать не получает помощи по уходу за ребенком и воспитанию его со стороны родственников, ей крайне трудно работать в режиме полной занятости. Согласно данным исследования, проведенного Т.А. Гурко, лишь 53% матерей получают такую помощь от родителей, 7% помогает мужчина, с которым они поддерживают близкие отношения, 4% — подруги, коллеги по работе, 3% — соседи, 3% — родители отца ребенка, 4% — отец ребенка. Значительной части матерей (21%) помощи по уходу за ребенком и по его воспитанию практически никто из близких не оказывает. Только 7% из них в момент опроса не работало, большинство матерей (68%) работали полный рабочий день [3, с. 213]. В неполных семьях остро стоит проблема надзора за детьми, потому женщина бывает вынуждена оставлять детей одних или малознакомым людям. Из-за стремления сохранить уровень материальной обеспеченности, что требует дополнительного времени и сил, матери приходится перекладывать исполнение воспитательной функции на других людей, лишая себя саму и своих детей возможности посвящать друг другу достаточное количество времени. Среди проблем неполных семей особенно остро стоит проблема ее функционирования как института воспитания и социализации детей. Правы те, кто полагает, что издержки воспитания детей в неполной семье связаны, прежде всего, с воздействием негативных экономических факторов. Специфический образ жизни семьи с одним родителем ощутимо отражается на воспитательном процессе. Отсутствие одного родителя в семье может явиться причиной неполноценного, неудачного воспитания детей. В материнских неполных семьях мальчики не видят примера мужского поведения в семье, что способствует формированию в процессе их социализации неадекватного представления о ролевых функциях мужчины, мужа, отца. Поведение незамужней матери в семье во многом обусловлено отсутствием второго родителя. Это влияет и на социализацию воспитывающихся в материнских неполных семьях девочек, искажает их представления о ролевых функциях женщины, жены, матери. Дети, воспитывающиеся в монородительских семьях, лишены примера взаимоотношений мужчины и женщины в семье, что негативно влияет на их социализацию в целом и на подготовленность к будущей семейной жизни в частности. Педагогика оценивает показатель идентификации детей со своими родителями одним из основных критериев эффективности семейного воспитания. При этом ребенок выражает принятие нравственных и идеологических норм своих родителей. Осуществление этой составляющей воспитательного процесса в неполной семье деформируется в связи с отсутствием одного родителя. В отцовских неполных семьях к перечисленным выше проблемам добавляются отсутствие материнской ласки, без которой воспитание детей тоже не может быть полноценным полноценный контроль за ребенком и в целом влиять на их поведение. Эффективному воспитанию мешает ряд объективных причин: разрушается привычная триада в семье: «отец + мать + дети»; основная причина — чрезмерная занятость на работе, не позволяющая уделять детям достаточного внимания. Следующая социальная характеристика, которая требует внимания общества к неполной семье с несовершеннолетними детьми, связана с качеством здоровья последних [16, с. 267]. Ученые-педиатры, исследующие уровень здоровья детей, приходят к неутешительному выводу: дети из неполных семей значительно чаще подвержены острым и хроническим заболеваниям. Женщина вынуждена, прежде всего, выполнять функции материального обеспечения семьи в ущерб традиционно материнским обязанностям воспитания и укрепления здоровья детей. Статистически значима частота наличия в неполной семье вредных привычек (курение, употребление алкоголя), социально-бытовая и жилищная неустроенность, несоблюдение гигиенических норм жизни, не обращаемость к врачам в случае болезни детей, самолечение и т.п. Среди проблем неполных семей особенно острой предстает проблема ее функционирования как института воспитания и социализации детей. Сегодня в каждой пятой семье с несовершеннолетними детьми отсутствует один из родителей. Неполные семьи можно классифицировать по различным признакам: причинам, вследствие которых они образовались, полу родителя, структуре (количеству детей, наличию или отсутствию совместно проживающих родственников), наличию и мере участия второго родителя в воспитании ребенка (детей), этапу жизненного цикла семьи (определяется как возрастом родителя, так и возрастом детей). На практике наиболее частыми причинами образования неполных семей являются развод супругов и внебрачное рождение. Соответственно, такие типы неполных семей сегодня являются доминирующими. Причины возникновения неполных семей в прежние годы специалисты традиционно связывали с воздействием объективных демографических факторов. Учитывалось также то, что потенциальные женихи часто отставали от своих сверстниц по образовательному и культурному уровню, среди них было немало алкоголиков, бывших заключенных и других категорий, фактически «непригодных» или «малопригодных» к семейной жизни. Вопрос о неполных семьях актуален потому, что в них сосредоточена значительная часть того населения, у которого не сложились естественные, заложенные в самой природе семейно-брачных отношений условия жизни. Это дети, без отца (или матери), взрослые люди, не имеющие собственной семьи и продолжающие жить вместе с родителями. Такое положение не только усложняет большинству из них материальную сторону жизни, но и лишает их полноценной духовной жизни, которую могло бы дать счастливое супружество. Неполные семьи сегодня уже реальность, на которую трудно закрыть глаза. Число их не только не снижается, но и имеет постоянную тенденцию к росту. Причины, по которым кто-то из родителей (в большинстве случаев мать) вынужден воспитывать ребенка один, могут быть самыми разными. Таким образом, в обыденном сознании неполная семья понимается как семья, в которой забота о детях и защита их интересов осуществляется либо одним из родителей, либо родственниками и иными лицами, проживающими совместно с этими детьми. Установить истинное число неполных семей весьма трудно и возможно только всеобщей переписью населения, так как такие семьи за последнее время стали все более чаще появляться в нашем обществе. Завершая анализ неполной семьи, сделаем следующие выводы. 1. Последняя четверть ХХ века ознаменована кризисом семьи как социального института. Этот кризис проявляется в следующих тенденциях: - ослаблении родственных связей и преобладании нуклеарной семьи над родственной; - увеличении числа одиноких мужчин и женщин; - росте занятости женщин в общественном производстве; - возникновении новых стилей и форм семейного поведения, означающих зачастую отказ от сложившихся градаций и т.д. 2. Кризис семьи характерен и для российского общества. Разрушение традиционной российской семьи, в свою очередь, приводит к фундаментальным изменениям традиционных ролей членов семьи: - повышению коэффициента иждивенчества среди мужчин; - изменению структуры занятости у женщин; - увеличению малообеспеченных слоев населения. 3. Кризис семьи приводит не только к деструктивным изменениям, но и позитивным: он дает толчок к складыванию нетрадиционных форм, стилей, образцов семейно-брачного поведения, новой ролевой структуры и ценностных ориентаций. Новым явлением в развитии семьи является институализация неполной семьи, состоящей из детей и одного из родителей (чаще всего матери). (Г. З. Нафикова Понятие неполной семьи и ее типы 2009 г. Стр. 241) 4. Неполная семья – одна из допустимых сегодня и распространенных форм семейной организации и может оставаться такой до вступления матери (отца) в юридический или гражданский брак, в том числе и с отцом ребенка (восстановление семьи). Она также может видоизмениться в связи с совершеннолетием и «отделением» детей; лишением оставшегося с ребенком родителя родительских прав или его смерти (сиротство), или смерти ребенка (детей). 5. К числу общих и наиболее остро переживаемых проблем относятся: неустойчивость социального и материально-экономического положения; сверхзанятость, проблемы сочетания работы (трудовой занятости) и семейных функций, ограниченность досуговых возможностей; проблемы морально-нравственного характера и различного рода дискриминации; проблемы распределения родительской ответственности и ограничения воспитательных возможностей женщины; эмоционально-психологические трудности и др. Обострение многих проблем происходит на основе гендерно обусловленных противоречий в результате вынужденного совмещения ролей и выполнения обязанностей, адресованных носителям разных статусов. 6. Рассмотрение неполной семьи в качестве субъекта социокультурной адаптации проводилось с учетом следующего утверждения: неполная семья имеет свою, относительно независимую от общества жизнь и отличается спецификой функционирования. Это позволило проследить и отметить ее активную роль в процессе социальных изменений, те функционально-ролевые изменения, которым поверглась семья вследствие деформации структуры, а также определить отношение к реализации потребностей ее членов и непосредственное воздействие новых условий и обстоятельств (неполноты семьи) на личность женщины. [34, с.99-100] Таким образом, можно сделать вывод: в современном обществе наблюдается процесс ослабления семьи как социального института, изменение ее социальных функций, неролевых семейных отношений. Семья утрачивает свои ведущие позиции в социализации индивидов, в организации досуга и других важнейших функциях. Традиционные роли, при которых женщина вела домашнее хозяйство, рожала и воспитывала детей, а муж был хозяином, часто единоличным собственником имущества и обеспечивал экономическую самостоятельность семьи, заменились ролями, при которых подавляющее большинство женщин в странах с христианской и буддийской культурами стали участвовать в производственной, политической деятельности, экономическом обеспечении семьи и принимать равное, а иногда и ведущее участие в решении семейных проблем. Это существенно изменило характер функционирования семьи и повлекло за собой ряд позитивных и негативных для общества последствий. С одной стороны, оно способствовало росту самосознания женщины, равенства в супружеских отношениях, с другой стороны, усугубило конфликтную ситуацию, воздействовало на демографическое поведение, приводя к снижению рождаемости и увеличивая уровень смертности.
|
||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 1415; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.37.219 (0.018 с.) |