ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕАБИЛИТАЦИИ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕАБИЛИТАЦИИ



Глава 1 Общие вопросы реабилитации

§ 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Под реабилитацией понимают весь комплекс меро­приятий, помогающих людям с физическими дефектами и хроническими заболеваниями адаптироваться к требо­ваниям школьного обучения, профессиональной и об­щественной жизни. Реабилитационные мероприятия не­обходимы, когда из-за острого заболевания, травмы, других повреждений на ранних этапах развития ребенка остаются функциональные нарушения. По мере прогрес-сирования хронических заболеваний и их соматических, психических и социальных последствий реабилитация приобретает все более важное значение.

Реабилитационные мероприятия первоначально были применены при состояниях дефекта. Понятие «дефект» применяется в разных значениях, поэтому требуется дать его определение.

Дефектом, согласно определению ВОЗ (1980), называют «обусловленное повреждением ограничение функций и свя­занное с этим нарушение социального функционирования».

Для большинства дефектов характерна триада компо­нентов: повреждение, функциональное ограничение и нарушение социального функционирования. Под ограни­чением функций понимают любое, связанное с повреж­дением ограничение способностей и деятельности, яв­ляющихся для человека нормой, или их отсутствие. Ог­раничение социального функционирования связано с отрицательным воздействием повреждения или функци­онального ограничения на ролевое поведение индивида, по сравнению с нормами, соответствующими его возра­сту, полу и социокультурной принадлежности.

Общая цель реабилитации состоит в том, чтобы совмест­ными усилиями помочь человеку с физическими, психи­ческими или психологическими ограничениями, обуслов­ленными болезнью, врожденной патологией или экзоген­ными повреждениями после лечения острого состояния с помощью комплексных мероприятий медицинского, педа­гогического, профессионального и общесоциального харак­тера, найти свое место в обществе или вернуться к тому образу жизни в повседневной, общественной или профес­сиональной сфере, которого он достоин.

К сожалению, эта цель во многих случаях недостижи­ма. Однако нужно использовать все мероприятия, кото­рые могут служить ее осуществлению. Решающим для ус­пеха реабилитационных мероприятий является время их начала. В настоящее время существует единое мнение, что их надо вводить относительно рано, т.е. начинать не тог­да, когда дефект уже сформировался, а когда уже имеет­ся опасность его формирования.

Перед врачом в связи с реабилитацией психически больных детей и подростков встают следующие вопросы: Имеется ли повреждение или угроза его возникновения? привело ли повреждение к ограничению функций или есть опасность этого? К каким нарушениям социального функционирования привело повреждение или ограниче­ние функций? Требуется ли проведение медицинских, педагогических, профессиональных или социальных ме­роприятий с целью реабилитации?

Реабилитационные мероприятия направлены на дос­тижение следующих целей: развитие сохранных функций путем их активации и тренировки, заместительных фун­кций и способностей, компенсация возникших функци­ональных ограничений.

Различают меры медицинской, педагогической, про­фессиональной и социальной реабилитации.

Медицинская реабилитация.При многих заболеваниях и дефектах она находится на первом месте. К ее сфере относятся многие мероприятия — от протезирования до пробных нагрузок и трудотерапии.

Учебно-педагогическая реабилитация.Она осуществля­ется при врожденных или приобретенных в детском воз расте дефектах. Многие дети и подростки с рано приоб­ретенными повреждениями ограничены в способности к обучению, концентрации внимания. Учебно-педагогичес­кая реабилитация пытается уменьшить влияние дефекта с помощью соответствующей помощи в учебе и адекват­ного дидактического процесса.

Профессиональная реабилитация.Проводится после ус­пешного завершения медицинской и педагогической ре­абилитации. Она начинается с профессионального тре­нинга, пробной профессиональной деятельности и под­готовки, включает профессиональное образование, в зрелом возрасте при необходимости приобретение новой профессии.

Социальная реабилитация.Она направлена на личнос­тные, семейные и общественные изменения, возникшие в результате повреждения, и ее целью является социали­зация или возвращение ребенка или подростка, страда­ющего тем или иным дефектом, в социум и максималь­ное включение его в межличностные и общественные отношения.

В отечественных правовых документах общеприняты­ми являются термины «инвалид» и «лицо с ограничен­ными возможностями здоровья».

Инвалид — это человек, имеющий нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, обуслов­ленные заболеванием, последствиями травм или дефек­тами, приводящими к ограничениям жизнедеятельности и вызывающими необходимость социальной защиты.

В социологическом понимании здоровье — это про­цесс сохранения и развития психических, биологиче­ских, физиологических функций человека, его оптималь­ной трудоспособности и социальной активности при максимальном сохранении продолжительности активной жизнедеятельности. В этом контексте понятия «человек с ограниченными возможностями здоровья», «человек с ог­раниченными возможностями жизнедеятельности» доста­точно корректны для использования в правовой, социо­логической и, возможно, образовательной среде.

Ограничение жизнедеятельности — это полная или ча­стичная утрата индивидуумом способности или возможности самообслуживания, самостоятельного передвиже­ния, ориентировки, общения, контроля своего поведе­ния, обучения и трудовой деятельности.



Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.233.219.62 (0.012 с.)