СЕГРЕГАЦИЯ ДЕТЕЙС ОТКЛОНЯЮЩИМСЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

СЕГРЕГАЦИЯ ДЕТЕЙС ОТКЛОНЯЮЩИМСЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ



Сегрегация — это процесс, результат и состояние, при которых инвалиды или другие члены общества, имею­щие ограниченные возможности здоровья, интеллекта, сенсорики и др., обучаются отдельно от своих нормаль­но развивающихся сверстников.

Сегрегация рассматривается как раздельное обучение детей, имеющих различные отклонения в развитии. Спе­циальная общеобразовательная школа-интернат (или школа) для умственно отсталых детей (вспомогательная школа), являясь одним из звеньев общей системы на­родного образования, определяет социальное и правовое положение лиц с умственной отсталостью в обществе, узаконивает для них равные гражданские права на полу­чение образования.

Вспомогательная школа как государственное учреж­дение в нашей стране функционирует с 1918 г. и обеспе­чивает воспитание и обучение аномальных детей, чтобы они, повзрослев, могли полноценно жить и трудиться. Структура таких школ неоднократно претерпевала изменения. В 1987 г. был увеличен срок обучения на год. Большинство вспомогательных школ перешло на деся­тилетний срок обучения.

Вызвано это тем, что многие умственно отсталые уча­щиеся в 15—16 лет ни физически, ни нравственно не были готовы к самостоятельной жизни. Возникали боль­шие сложности с их адаптацией. Ежедневная шестичасо­вая работа оказывалась непосильной многим выпускни­кам по состоянию здоровья. В настоящее время вспомога­тельная школа имеет младшие (1—4) и старшие (5—7, 8) классы.

Специальной задачей вспомогательной школы являет­ся коррекция недостатков психофизического развития и познавательной деятельности школьников. Исправление недостатков развития достигается в основном педагоги­ческими средствами в процессе обучения. Исправление речевых нарушений и моторики осуществляется на кор-рекционных занятиях — логопедических, ритмики, ЛФК.

Подготовка умственно отсталых школьников к само­стоятельной жизни осуществляется уже в младших клас­сах в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности во время экскурсий и предметных уроков, в старших классах — на специаль­ных занятиях по социально-бытовой ориентировке, а так­же в общей системе учебно-воспитательной работы.

Вспомогательные школы решают следующие специ­альные задачи:

— осуществляют раннюю диагностику интеллектуаль­
ных нарушений;

» — организуют специальное обучение по результатам диагностики первичного нарушения в развитии не­зависимо от возраста ребенка;

—используют «обходные пути» обучения, специфи­
ческие средства и методы, которые не применяют­
ся в традиционном образовании;

—регулярно осуществляют контроль за соответствием
выбранной программы обучения реальным дости­
жениям, уровню развития ребенка;

обеспечивают пространственную и временную орга­низацию образовательной среды в соответствии с возможностями ребенка (умственно отсталые дети нуждаются в особом структурировании жизненно­го и образовательного пространства, облегчающем им понимание смысла происходящего и обеспечи­вающем возможность предсказать ход событий, планировать свое поведение);

— решают особые образовательные задачи за предела­
ми образовательного заведения, координируя свои
усилия с семьей, другими организациями;

— привлекают квалифицированных специалистов,
компетентных в решении развивающих и коррек-
ционных задач обучения.

Вовремя начатая и грамотно построенная средствами образования реабилитация позволяет предупредить по­явление вторичных и третичных отклонений в развитии, корректировать уже имеющиеся нарушения и значитель­но снижать степень социальной недостаточности, дости­гать максимально возможного для каждого ребенка уров­ня общего развития, образования, социальной интегра­ции. Удовлетворение особых образовательных потребностей ребенка — одно из базовых условий его психического здо­ровья и развития.

Дети с нарушениями интеллекта нуждаются в специ­альном разделе обучения — социально-бытовой ориен­тации, а также в целенаправленной поддержке эмоцио­нального развития, формировании механизмов сознатель­ной регуляции собственного поведения и взаимодействия с окружающими людьми.

Сегрегация детей с нарушениями интеллекта позво­ляет учитывать характерные особенности познавательной деятельности (общее состояние когнитивной сферы, эмо­ционально-волевых проявлений умственно отсталых уча­щихся) и в соответствии с ними вести процесс обуче­ния.

Вопросы и задания

1. Дайте определение социальной адаптации.

2. Какова роль школы и семьи в социальной адапта­ции детей?

3. Чем характеризуются проблемы создания семьи выпускниками специализированных школ?

4. Как осуществляется совершенствование системы
социальной адаптации лиц с отклоняющимся развити­
ем?

5. Проанализируйте актуальные проблемы современ­
ного специального образования.

6. Рассмотрите принципы организации коррекционно-
образовательных учреждений.

7. Охарактеризуйте дошкольное образование детей с
ограниченными возможностями.

8. Какие интеграционные модели в ДОУ вы знаете?

9. Что входит в социально-бытовую ориентировку уча­
щихся?

 

10. Что такое внеклассная воспитательная работа?

11. Какова роль социального педагога в специализиро­
ванной школе?

12. Как осуществляется взаимодействие школы и се­
мьи в социальной адаптации учащихся?

13. Охарактеризуйте концепцию включенного обуче­
ния.

14. Обоснуйте необходимость сегрегации в обучении
лиц с отклоняющимся интеллектуальным развитием.

15. Сравните интеграцию и сегрегацию. Почему необ­
ходимы специальные школы?

Литература

Алмазов Б.Н. Психологическая средовая адаптация не­совершеннолетних. Свердловск, 1986.

Бодалев А.А. Психология личности. М., 1988.

Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. М., 1989.

Гарбузов В.И. Практическая психотерапия, или как вернуть ребенку и подростку уверенность в себе, истин­ное достоинство и здоровье. СПб., 1994.

Дуликов В.З. Социальные аспекты культурно-досуго-вой деятельности за рубежом. М, 1999.

Жарков А.Д. Технология социокультурной деятельно­сти. М., 1998.

Организация и методика разработки индивидуальной программы реабилитации: Учеб. пособие / Сост. М.В. Коро­бов, Э.А. Дворкин и др. СПб., 1999.

Общая психодиагностика. Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологическая консуль­тация / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. М., 1987.

Психодрама: вдохновение и техника / Под ред. П. Хомса и М. Карп / Пер. с англ. М., 2000.

Психология социальной работы / Под ред. М.А. Гули-ной. СПб., 2002.

Российская энциклопедия социальной работы / Под ред. А.М. Панова, Е.И. Холостовой. М., 1997.

Сборник документов по комплексной реабилитации инвалидов в реабилитационных учреждениях социальной защиты населения России. М., 2001.

Социальная работа с инвалидами. Настольная книга специалиста / Под ред. Е.И. Холостовой, А.И. Осадчих. М., 1996.

Социальная реабилитация дезадаптированных детей и подростков в специализированном учреждении / Под ред. СВ. Дармодехина, М.Н. Мирсагаевой, A.M. Панина. М., 1996.



Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.173.234.169 (0.006 с.)