Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Трошин О.В., Жулина Е.В., Кудрявцев В.А.↑ Стр 1 из 16Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Трошин О.В., Жулина Е.В., Кудрявцев В.А. Т70 Основы социальной реабилитации и профориентации: Учебное пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2005. — 384 с. — (Учебное пособие). ISBN 5-89144-613-8 В пособии рассматриваются проблемы социализации, реабилитации и профориентации лиц с ограниченными возможностями. Особое внимание уделяется теоретико-прикладным аспектам социально-психологической и социокультурной реабилитации. Представлены различные варианты реабилитационных методик. Пособие будет полезно студентам специальных факультетов педагогических вузов. Пособие в целом отражает содержание учебных дисциплин «Основы социальной реабилитации и профориентации», «Психолого-педагогическая адаптация и трудовая реабилитация лиц с интеллектуальными нарушениями». Предназначено для специальных психологов и коррекцион-ных педагогов, студентов, обучающихся по специальности 031900 — специальная психология, 031700 — олигофренопедагогика. Подготовлено в соответствии с ГОС-2000. ББК 65.272
© ООО «ТЦ Сфера», 2005 СОДЕРЖАНИЕ От авторов....................................................................... 7 Часть I. Теоретические основы реабилитации..... 12 Глава 1. Общие вопросы реабилитации................. 12 § 1. Основные понятия............................................ 12 § 2. Социальная защита инвалидов....................... 15 § 3. Социализация и интеграция инвалидов........ 18 § 4. Структура реабилитационного процесса....... 23 § 5. Социокультурная реабилитация..................... 27 Глава 2. Роль реабилитации в специальной психологии 33 § 1. Основные понятия специальной психологии 33 § 2. Генетический подход в специальной психологии 40 § 3. Синтогенетическая теория психического развития 44 § 4. Общая характеристика детей с ограниченными возможностями................... 53 § 5. Классификации отклонений в развитии........ 59 § 6. Депривация........................................................ 63 Глава 3. Социальная адаптация и интеграция детей с отклонениями развития............................... 69 § 1. Общие вопросы................................................. 69 § 2. Адаптация и интеграция в дошкольных учреждениях....................................................... 73 § 3. Адаптация и интеграция школьников с ограниченными возможностями................... 75 § 4. Сегрегация детей с отклоняющимся интеллектуальным развитием.......................... 78 Глава 4. Профессиональная ориентация............... 82 § 1. Особенности профориентации и образования людей с ограниченными возможностями....... 82 § 2. Основы интегрированного обучения............. 84 Глава 5. Ранняя реабилитация детей с отклонениями в развитии....................................................................... 96 § 1. Особенности ранней помощи.......................... 96 § 2. Методики ранней диагностики развития...... 100 § 3. Программа ранней помощи «Маленькие ступеньки»..................................:...................... 104 § 4. Индивидуальный подход к реабилитации.... 107 Глава 6. Современные концепции реабилитации.......... 112 § 1. Европейская концепция клинико-психологической реабилитации..................................................... 112 § 2. Европейские реабилитационные учреждения 116 Часть П. Социально-психологическая реабилитация 120 Глава 7. Социально-психологическая дезадаптация 120 § 1. Основные понятия........................................... 120 § 2. Агрессия как проявление дезадаптации........ 122 Глава 8. Коррекционные методики и технологии...... 124 § 1. Методики социокультурной реабилитации.. 124 § 2. Анимационная терапия................................... 129 § 3. Эмоционально-экспрессивный тренинг....... 131 Глава 9. Внутрисемейные отношения и их влияние на детей с ограниченными возможностями.......... 142 § 1. Общие вопросы................................................ 142 § 2. Семейное воспитание умственно отсталых детей 146 § 3. Модели семейного воспитания...................... 150 § 4. Функциональная и дисфункциональная семья 152 § 5. Психологическое консультирование и коррекция семейных отношений....................................... 154 § 6. Системно-интегративное консультирование....... 157 § 7. Работа школы с семьей.................................... 160 Часть III. Социальная реабилитация.................... 163 Глава 10. Нравственное и эстетическое воспитание детей с ограниченными возможностями........................ 163 § 1. Нравственное воспитание умственно отсталых детей.... 163 § 2. Эстетическое воспитание умственно отсталых детей............................... 166 § 3. Роль экскурсий в социальной адаптации учащихся школ VIII вида………………………………169 Глава 11. Профилактическая реабилитация детей с ограниченными возможностями................................. 173 § 1. Формирование здорового образа жизни....... 173 § 2. Профилактика вредных привычек................. 175 § 3. Профилактика правонарушений.................... 177 Глава 12. Социально-бытовая реабилитация умственно отсталых детей........................................ 180 § 1. Развитие навыков самообслуживания........... 180 § 2. Сюжетно-ролевые игры.................................. 181 § 3. Сказкотерапия.................................................. 184 Часть IV. Трудовая реабилитация......................... 191 Глава 13. Основы трудовой реабилитации детей с ограниченными возможностями................................. 191 § 1. Виды трудовой реабилитации........................ 191 § 2. Подготовка к труду умственно отсталых детей 195 Глава 14. Трудовое обучение и воспитание детей....... 197 § 1. Трудовое воспитание дошкольников............ 197 § 2. Трудовое обучение во вспомогательной школе 202 § 3. Коррекционно-воспитательное значение труда для психического развития.............................. 204 § 4. Социально-бытовая ориентировка................ 205 Глава 15. Профессиональное самоопределение детей с ограниченными возможностями................................. 210 § 1. Значение выбора профессии........................... 210 § 2. Факторы, влияющие на выбор профессии.... 213 § 3. Профориентационная работа во вспомогательной школе.................................................................. 217 Глава 16. Профессиональная ориентация детей с ограниченными возможностями................................. 221 § 1. Функции специального психолога................ 221 § 2. Экономическое просвещение и воспитание. 224 § 3. Хозяйственно-бытовая деятельность............. 226 § 4. Внеклассная работа.......................................... 228 Часть У. Реабилитационная диагностика и психокоррекция........................................................... 236 Глава 17. Методологические аспекты психологических исследований.................................................................. 236 § 1. Общая психодиагностика................................ 236 § 2. Психодиагностика в работе школьного психолога 239 § 3. Медицинское обследование............................ 247 § 4. Психодиагностика в структуре системного реабилитационного процесса.......................... 249 Глава 18. Психодиагностические методики.......... 256 § 1. Изучение нейродинамического ресурса........ 256 § 2. Анализ активности жизнедеятельности (субъектные свойства)..................................... 272 § 3. Исследование реабилитационного потенциала (личностные особенности)............................... 300 Глава 19. Реабилитационная психокоррекция..... 329 § 1. Психотерапия................................................... 329 § 2. Трудотерапия.................................................... 339 § 3. Основы нейропсихологической реабилитации 342 § 4. Нейропсихологическая диагностика............. 353 Приложения................................................................... 372 Приложение 1. Учебная программа «Основы социальной реабилитации и профориентации»............................ 372 Приложение 2. Программа по курсу «Психолого- От авторов «Для научного познания человека, — утверждал Б.Г. Ананьев, — характерна все возрастающая дифференциация, специализация отдельных дисциплин, а также тенденция к объединению различных наук, аспектов и методов исследования человека в различные комплексные системы». В 2007 г. исполняется 100 лет со дня рождения академика АПН Бориса Григорьевича Ананьева. Он по праву считается одним из основоположников психологии в России. В своей работе «Человек как предмет познания» он обосновывал системно-интегральный подход к психологической сущности человека. Б.Г. Ананьев стоял у истоков специальной психологии и реабилитологии, чему и посвящена эта книга. На всех этапах своего развития человеческое общество не оставалось безразличным к тем, кто имел физические или психические нарушения. Эти лица требовали к себе особого внимания. Если общество не оказывало им адекватной помощи, то они становились тяжелым бременем и источником таких социальных проблем, как бродяжничество, тунеядство, преступность. Среди взрослого населения России около 8 млн человек имеют официальный статус инвалида. Кроме того, насчитывается еще столько же людей с ослабленным здоровьем и ограниченной трудоспособностью. Все они нуждаются в системе медицинских, психологических, педагогических и социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности.
Часть I Права инвалидов Общие права инвалидов сформулированы в Декларации ООН «О правах инвалидов». Основные, фундаментальные положения декларации гласят: — инвалиды имеют право на уважение их человече — имеют те же гражданские и политические права, — имеют право на меры, предназначенные для того, — имеют право на медицинское, техническое или фун — инвалиды должны быть защищены от какой бы то Литература Гусева Н.К., Старикова Н.В., Разумовский А.В. Основные направления работы врача-реабилитолога: Метод, рек. Ниж. Новгород, 1997. Дуликов В.З. Социальные аспекты культурно-досуго-вой деятельности за рубежом. М., 1999. Жарков АД. Технология социокультурной деятельности. М., 1998. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности. М., 1995. Концепция социокультурной политики в отношении инвалидов в РФ / Э.А. Орлова и др. М., 1997. Кудрявцев В.А., Трошин О.В. Проблемы социально-психологической реабилитации лиц с ограниченными возможностями. Ниж. Новгород, 2003. Кукушкина Т.Н., Докиш Ю.М., Чистякова Н.А. Руководство по реабилитации больных, частично утративших трудоспособность. Л., 1989. Организационно-методические основы социально-психологической реабилитации инвалидов: методические рекомендации / Сост. М.П. Ширанович, Р.Г. Мархаева и др. Вып. 18. М., 2000. Организация и методика разработки индивидуальной программы реабилитации: Учеб. пособие / Сост. М.В. Коробов, Э.А. Дворкин и др. СПб., 1999. Психология социальной работы / О.Н. Александрова, О.Н. Боголюбова, Н.Л. Васильева и др. СПб., 2002. Социальная работа с инвалидами: Настольная книга специалиста/Под ред. Е.И. Холостовой, АИ. Осадчих. М., 1996. Трошин О. В. Основы психологии коммуникации. Ниж. Новгород, 2002. Трошин О.В., Кудрявцев В.А. Динамика дезадаптацион-ных проявлений при ЗПР в процессе применения эмоционально-экспрессивного тренинга. Ниж. Новгород, 2003. Шабалина КБ. и др. Особенности социальной интеграции инвалидов: Метод, рек. для врачей ВТЭК. М., 1992.
Глава 2 Роль реабилитации в специальной психологии § 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ Специальная психология изучает особенности формирования психологических функций у детей с отклоняющимся развитием. Она обеспечивает психологическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями в течение всей жизни, а также исследует возможности реабилитации, адаптации и интеграции детей с различными вариантами социально-психологической дезадаптации в обществе. Задачи специальной психологии: —исследование психологических механизмов нарушений —диагностика психофизических, индивидуально-психологических и социально-психологических расстройств; —разработка программы психологического консультирования, социально-психологической реабилитации и интеграции; —внедрение методов психологической коррекции нарушений у детей. Специальная психология тесно взаимодействует с возрастной и медицинской (клинической) психологией, имеет тесные связи с дифференциальной, генетической психологией, психодиагностикой, невропатологией, психопатологией, нейропсихологией, патопсихологией и педагогикой (коррекционной, лечебной, реабилитационной). Психодиагностика. Это область психологической науки, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности. Она позволяет определить особенности развития аномальных детей, специального коррекционного обучения, степень отставания от нормы, уровень познавательной деятельности. Современная психодиагностика направлена на наиболее раннее выявление отклонений (в возрасте до года), на своевременное начало компенсаторного развития, эффективную социальную адаптацию и интеграцию детей в обществе. Психодиагностика занимается также разработкой и апробацией новых методик, составлением к ним инструкций, выработкой правил поведения при обследовании, способов обработки и интерпретации полученных результатов. К психодиагностическим методикам относятся: тесты (для определения особенностей интеллекта, способностей, свойств личности); опросники и анкеты (для выявления интересов, склонностей, ориентации личности); проективные методики (для диагностики установок, отношений, предпочтений); психофизиологические методики для диагностики свойств нервной системы, динамических особенностей психики (работоспособность, переключаемость внимания, темп деятельности); мало-формализованные методики (методы наблюдения, беседы). Психодиагностические методики должны быть стандартизированы, надежны и валидны. Задачи психодиагностики: — поиск причин возникновения конкретных психо — поиск определенного психологического признака, — определение психологических симптомов, ведуще — изучение механизмов развития психического отклонения (патогенетический диагноз); — решение частных вопросов (определение готовно На основе данных психодиагностики проводится психологическое консультирование родителей и учителей. Психопрофилактика. Это система психологического оздоровления ребенка, создания адекватных условий индивидуального, семейного, образовательного развития его психологической сферы. Цель психопрофилактики — предотвращение возможных психологических отклонений. Психопрофилактика бывает первичной, когда проводится на фоне здорового состояния ребенка и не позволяет сформироваться отклонениям в психическом развитии; и вторичной, когда начинается на фоне уже имеющейся органической недостаточности ЦНС или первичных психических отклонений. Цель вторичной профилактики — предотвращение развития дополнительных вторичных нарушений, которые могут значительно усложнить течение аномалии. Психопрофилактика должна начинаться с момента рождения ребенка и постоянно продолжаться для создания наиболее благоприятных психологических условий его развития. Первые мероприятия проводятся уже на стадии внутриутробного развития плода. Важным является правильный психологический настрой женщины на будущую беременность, эмоциональное принятие ребенка, адекватная подготовка к родам с использованием специальных техник саморегуляции и расслабления. Психопрофилактика должна следовать за естественным процессом психологического развития ребенка, создавая для каждого этапа условия наибольшего психологического комфорта. Это позволяет сформировать определенные качества личности. Однако в специальной психологии психопрофилактика преимущественно вторичная. Она связана с поздним обращением родителей за помощью, несвоевременным выявлением аномалий или первичных отклонений в психическом развитии. В целом психопрофилактика обеспечивает предотвращение развития патологических черт характера, семейной, образовательной и социальной дезадаптации; приспособление ребенка к аномалии или к психическим отклонениям для адекватного выполнения основных социальных функций. Психологическая коррекция. Под психическим здоровьем понимают состояние психического благополучия, характеризующееся отсутствием психологических патологических проявлений, адекватной регуляцией поведения, деятельности. У здорового человека субъективные образы соответствуют отражаемым объектам действительности, а психологические реакции — внешним раздражителям; он имеет адекватный возрасту уровень зрелости эмоционально-волевой и познавательной сфер личности; приспособлен к микросоциальным отношениям и способен к саморегуляции поведения; разумно планирует жизненные цели и достигает их. Психологическая коррекция (от лат. «исправление») — это система психологических мероприятий, направленных на исправление, ослабление или восполнение имеющихся недостатков психофизического развития детей. Психологическая коррекция может исправить первичный биологический дефект (глухота, слепота и др.), но в ряде случаев (язвенная болезнь желудка, бронхиальная астма и др.) удается в определенной степени корригировать проявления болезни с помощью психологических воздействий. Это наблюдается, когда биологический дефект (органическая болезнь) имеет психосоматический характер, т.е. вызывается психическими патогенными факторами и является вторичным по отношению к ним. Кроме того, при умеренно выраженных биологических аномалиях, не достигающих степени выпадения функции органа, психологическое воздействие может значительно исправить эту функцию. Коррекция высших функций обеспечивает значительное исправление более низших. Однако, как правило, исправляется не биологический дефект, а отклонение в психическом развитии, так как методы воздействия и место их приложения соответствуют друг другу. Различают коррекцию вторичных отклонений в психическом развитии (на фоне аномалии или других психических отклонений) и первичную, когда исправляются впервые возникшие психологические нарушения. Однако достичь исправления имеющихся нарушений удается не всегда и тогда решается задача их ослабления. Ослабление психических нарушений обеспечивает предотвращение выраженных отклонений в развитии, социальной адаптации на последующих этапах развития. Одновременно проводится психологическая десенсибилизация (понижение чувствительности) ребенка к уже имеющимся нарушениям, снижение субъективной чувствительности к дефекту или психической аномалии. Ребенок учится спокойно жить с аномалией и болезненно не воспринимать имеющиеся отклонения. Вырабатывается адекватное восприятие себя и своих возможностей в коммуникации, обучении. Психологическая компенсация (от лат. «возмещение, уравновешивание»). Это сложный процесс замещения или перестройки нарушенных, недоразвитых функций организма. В основе перестройки нарушенных функций лежат механизмы приспособления психофизических систем человека к изменяющимся условиям внутренней и внешней среды. При этом перестраиваются как психологические связи человека, так и социальные с окружающим миром. Изменение имеющихся связей обеспечивает восстановление адекватных функций мозга и органов (биологическое приспособление); функций соответствующих психологических систем (психологическое приспособление); функций коммуникации, общения, учебной деятельности (социальное приспособление). Психологическое воздействие способствует высвобождению потенциальных возможностей, эмоционально активизирует личность, мотивирует ее на изменение своего отношения к аномалии, указывает пути деятельности. Роль психологической опоры в восстановлении функций играют не только психолог, но и близкие, сверстники, учителя. Другой процесс — замещение утраченных функций с помощью других систем, которые берут на себя функцию первой. Это могут быть: другие зоны мозга, связанные с пораженной зоной; другие ВПФ, ассоциированные с измененной ВПФ; внешние инструментальные приспособления, искусственно усиливающие сниженную Функцию (слуха, зрения); специальные пособия для обучения, коррекционные материалы и методики. Здесь компенсация связана с коррекцией, восполняющей нарушенную функцию с помощью специальных способов обучения и воспитания. Выделяют также псевдокомпенсацию или ложную компенсацию, когда пораженная функция временно оказывается компенсированной, а затем снова декомпенсиру-ется. Псевдокомпенсация возникает также в случаях отказа ребенка от выполнения обычной деятельности, в которой может проявиться недостаточность функции. Если ребенок осуществляет такую деятельность (например, учебную), то скрытая недостаточность функции становится явной, что связано с отсутствием истинной ее компенсации. Декомпенсация — процесс обратный компенсации и связанный с повторным нарушением ранее восстановле-ной функции. Сверхкомпенсация связана с чрезмерным замещением или усилением нарушенной функции, когда ее недостаточность преобразуется в избыточность. Компенсаторная избыточность, как и недостаточность, способствует возникновению отклонения в развитии, но противоположного по своим свойствам. ДЕПРИВАЦИЯ Одной из причин отклонений в развитии является деп-ривация или изоляция. Депривация — это ограничение определенных функций организма, ведущее к задержке их развития. Такое ограничение может вызываться как аномалией отвечающей за эту функцию системы, так и отсутствием внешних условий для реализации функции. Выделяют следующие формы депривации: сенсорная, интеллектуальная, социальная. Сенсорная депривация. Она связана с нарушениями зрения и слуха у ребенка, что изменяет нормальное взаимодействие биологических, психологических и социальных факторов в его психическом развитии. Прежде всего, нарушается биологическое созревание структур мозга в условиях выраженной сенсорной депривации (изоляции). Известно, что созревание ЦНС зависит не только от генетического фактора, но и от внешних воздействий. Они воспринимаются сенсорными системами и в виде афферентной информации передаются на центральные отделы анализаторов. Ограничение специфической сенсорной информации, афферентации вызывает депривационный (изолирующий) эффект в сетях корковых нейронов. В частности, в зрительной зоне коры головного мозга при слепоте отмечается гибель части нейронов, нарушаются имеющиеся связи между сохранившимися нейронами; у других нейронов снижается общий уровень их функционирования. В результате взаимодействия в нейронной сети нарушается и в ответ на внешнее воздействие не формируется такой же общей реакции, как в норме при аналогичных условиях. Уменьшение числа и ослабление функцио нальных связей в проекционных отделах сенсорных систем вызывает не только их дефицитарность, но и вызывает нарушение и высших психических функций, и ин-тегративной функции мозга. Это оказывает отрицательное влияние на сенсомоторное развитие, формирование когнитивных функций. Известно, что структура мозга, его вес, форма, выраженность, локализация извилин, борозд на 50% формируются к году жизни и еще на 50% к 20—25 годам. Резкое снижение поступления афферентной информации по определенной сенсорной системе вызывает недоразвитие соответствующих зон мозга, куда эта информация проецируется и под действием которой происходит их развитие. В норме специфическая информация запускает генетические механизмы выработки белков, ферментов, медиаторов, участвующих в синтезе связей между нейронами. Неспецифическая афферентация оказывает также энергезирующее воздействие, сообщая неспецифическую энергию для реализации этих функций нейронов. Поэтому наиболее выраженное недоразвитие наблюдается при врожденной или возникающей до года сенсорной депри-вации, когда отмечаются выраженные структурные нарушения как в проекционной зоне мозга, так и вторично связанных с ней ассоциативных зонах. Зрительная информация составляет 90% от всей информации, поступающей в организм человека, поэтому ее недостаток вызывает понижение общего уровня функционирования мозга. При этом отмечается снижение эмоционального фона настроения, внимания, памяти и других психических процессов. Любая сенсорная информация оказывает также неспецифическую активацию через ретикулярные структуры мозга на все функциональные системы. В результате происходит недоразвитие энергезирующих структур, в результате чего вторично страдает эмоционально-мотива-ционная сфера с ограничением эмоциональных проявлений, изоляцией своих потребностей, упрощением мотиваций, снижением мимической экспрессии. Снижается функция внутренних органов с формированием физического недоразвития. Сенсорная депривация влечет за собой социальную изоляцию ребенка, страдают коммуникативная функция, общение, учебная деятельность. Это еще более утяжеляет как нейрофизиологические нарушения, так и психологические отклонения в развитии. Интеллектуальная депривация. Ребенок, оказавшись в условиях искусственной сенсорной изоляции, когда ограничивается поступление информации от родителей, от окружающей социальной среды, от сверстников, оказывается без формирующих интеллект воздействий. Поэтому с раннего детского возраста рекомендуется использовать различные сенсорные стимулы для активации его психических функций. Интеллектуальная депривация связана, с одной стороны, с внутренней невозможностью реализовать адекватные функции мышления (наличие аномалии развития мозга); с другой стороны, с ограничением интеллектуального взаимодействия с окружающими. Интеллектуальная депривация может быть вторичной по отношению к сенсорной. Она формируется вследствие недостаточного поступления информации о внешнем мире, общего снижения активности мозга и всех психических процессов. Поражение центров мозга, ответственных за процессы мышления, вызывает первичную недостаточность интеллектуальных функций. При этом раннее недоразвитие более простых форм мышления ограничивает (депривирует) дальнейшее развитие более сложных и совершенных форм. Отсутствие или нарушение адекватных механизмов мышления затрудняет не только его собственное развитие, но и формирование высших познавательных функций (ВПФ). Так как мышление является интегративной функцией мозга, то страдают многие другие психические процессы (внимание, память, произвольная деятельность). Низкий уровень культуры микросоциальной среды, недостаточные образовательные условия, редкое общение взрослых с ребенком вызывают внешнюю интеллектуальную депривацию. В этом случае развитие мышления задерживается из-за недостатка педагогического воздействия на ребенка, отсутствия стимуляции познавательной активности со стороны взрослых. В результате снижается познавательная активность, не развиваются необходимые навыки интеллектуальной деятельности. Социальная депривация. Она вызывается неблагоприятными условиями жизни и воспитания, следствием которых являются нарушения сенсорного развития, общения с окружающими, задержка умственного развития с формированием соответствующих свойств личности. К. Рубин предложил социоэмоционалъную модель регуляции поведения, выделив три уровня: внутрииндивидуальньгх, межиндивидуальных и макросистемных психологических сил. Внутрииндивидуальные взаимодействия он рассматривает через особенности темперамента ребенка, в основе которого лежат врожденные психофизиологические процессы. Сложности детского темперамента (сильная возбудимость, плохой сон, частый плач) вызывают раздражение родителей, их неадекватные эмоциональные реакции приводят к социальной изоляции детей. Межиндивидуальные взаимодействия. Через них ребенок приобретает опыт общения с родителями. Если родители внимательно и адекватно реагируют на чувства, потребности детей, умеют предвидеть последствия их поступков, поддерживают их уверенность в себе, в межличностных отношениях, у них формируется доверие к миру, повышается активность в исследовании социального и предметного окружения. Если родители часто раздражаются, ведут себя неровно, у ребенка не возникает доверия к миру, что негативно отражается на его развитии. Чрезмерная опека родителей является одной из причин возникновения у ребенка психологической зависимости от них, страх перед новыми проблемными ситуациями, что закрепляет чувство незащищенности. Макросистемные взаимоотношения. Это экономическое положение семьи, образование родителей и характер социально-психологических взаимоотношений в семье. Нарушения этих взаимодействий, семейные кризисы приводят к неадекватному поведению родителей по отношению к ребенку. Негативное влияние любых из приведенных психологических сил вызывает социальную депривацию и вторичные психические отклонения. Дж. Эйсендорф предложил мотивационную теорию социальной депривации. Отклонения в социальном развитии он рассматривает через механизмы мотивации приближения и мотивации избегания. Нарушения во взаимодействии этих мотивов приводят к возникновению трудностей в общении. Эйсендорф выделяет три типа нарушений. Низкая мотивация приближения. Дети предпочитают находиться отдельно от других людей, что обусловлено преобладанием интереса маленьких детей к предметному миру. Сохранение низкой мотивации приближения в школьном возрасте может свидетельствовать об отклонении в развитии (синдром аутизма). Конфликт мотивации приближения и избегания. Он выражается в том, что дети хотят общаться с другими людьми, но по какой-то причине избегают общения, особенно в новых ситуациях. Часто они наблюдают за другими издалека или играют неподалеку от группы сверстников. Эти дети отличаются осторожностью, застенчивостью, особенно в отношениях с незнакомыми. Такой конфликт появляется из-за негативной оценки, обиды или сверхконтроля взрослых. Сочетание выраженного мотива социального приближения и слабо выраженного мотива избегания. Дети очень контактны, но не знают меры во взаимодействии с другими людьми, они нечувствительны к ограничениям в контактах. Сверстники часто избегают их из-за чрезмерной навязчивости, что может провоцировать у них агрессивное поведение. Вопросы и задания 1. Что такое психический онтогенез? 2. Дайте определение дизонтогенезу. 3. Чем характеризуются ретардация и акселерация? 4. В чем проявляется принцип гетерохронности психо 5. Какие типологии дизонтогенеза вы знаете? 6. Чем характеризуются механизмы и структура синто- 7. Какие психологические системы рассматриваются?
8. Проанализируйте психологические уровни развития 9. Дайте характеристику общей структуры синтогене- 10. Какие кризисы психического развития вьщеляются? 11. В чем заключается синтогенетический закон гло 12. Какие формы дизонтогенеза выделены В.В. Лебе 13. В чем особенности типологии нарушений в разви 14. Раскройте содержание понятия «отклонение в раз 15. Какова роль биологических и социальных факторов 16. Раскройте сущность теории первичного дефекта и 17. Приведите примеры детских аномалий. Каковы их 18. Проанализируйте общие закономерности отклонений в развитии. 19. Рассмотрите механизмы патогенеза. 20. Какие психологические механизмы отклонений в развитии вы знаете? Коберник Г.Н., Синев В.Н. Введение в специальность. Дефектология. Киев, 1984. Ковалев В. В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. М., 1985. Коррекционная педагогика / Под ред. Б.П. Пузанова. М., 1998. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. М., 2004. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986. Мамайчук И. И. Психология дизонтогенеза и основы психокоррекции. СПб., 2000. Рыбалко В. Ф. Возрастная и дифференциальная психология. Л., 1990. Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. М., 2000. Трошин О.В. Кризология. Ниж. Новгород, 1997. Трошин О.В. Психология саморазвития личности. Ниж. Новгород, 2000. Трошин О.В. Синтогенетическая психология. Ниж. Новгород, 2000. Шаповал И.А. Специальная психология. М., 2005. Глава 3 ОБЩИЕ ВОПРОСЫ Адаптация (от лат. «приспособляю») — это приспособление строения и функций организма, его психологических систем к условиям среды. Выделяют несколько форм адаптации: биологическую, сенсорную, психологическую, социальную. Биологическая адаптация — это приспособление организма к изменяющимся условиям внешней среды: температуре, влажности, освещенности и др.; а также к изменениям в организме (внутренней среде): заболеванию, потери какого-либо органа или ограничению его функции. Человек, в отличие от животных, обладает способностью к произвольной психологической регуляции некоторых биологических процессов и состояний, что расширяет его адаптационные возможности. Используются средства физической тренировки, закаливания организма. Сенсорная адаптация. Это приспособление органов чувств к действующим на них раздражителям. Она достигается за счет увеличения или уменьшения абсолютной чувствительности как рецепторов, так и нервных центров анализаторов. Играет важную роль в компенсации дефектов зрения, слуха, Психологическая адаптация. Это приспособление человека как личности к существованию в обществе в соответствии с социальными требованиями; внутреннее психологическое равновесие в соответствии с собственными потребностями, мотивами, интересами. Основные проявления психологической адаптации — адекватное взаимодействие чел
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 1223; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.88.18 (0.012 с.) |