Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Семейное воспитание умственно отсталых детейСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Большинство родителей болезненно реагируют на признание их ребенка умственно отсталым, рекомендацию обучать его во вспомогательной школе. Существование родителей, родных и близких такого ребенка отравлено чувством ущербности, переживаниями за его будущность. Умственно отсталый ребенок вызывает нездоровый, оскорбительный интерес у посторонних. Он подвержен насмешкам, обидным репликам, нежеланию сверстников допускать его в свое общество. Умственная отсталость детей действует на родителей не только в психологическом, но и в экономическом и социальном плане. Первичная реакция на диагноз обыкновенно вызывает сознание вины: «Почему именно у меня?», «Почему я?». Другими реакциями у родителей являются стресс, кризис хронического напряжения. Умственно отсталый ребенок нуждается в более интенсивном и постоянном внимании, таким образом, лишает родителей возможности следовать обычному укладу жизни, привычным семейным отношениям. Он влияет на жизнь и деятельность и остальных членов семьи. Умственно отсталый ребенок часто страдает от недостаточного социального опыта, и отрицательное поведение окружающих людей может вызвать у него фрустрацию. Если же семья его принимает, он может научиться многим простым вещам и усвоить обычные нормы поведения. Консультация с родителями начинается обычно с беседы сначала с одним из них, затем с обоими. Если ответственность и решение переносится на одного (обыкновенно мать), то последствием может быть несогласие в семье. Если ответственность чувствуют оба родителя, они сотрудничают и помогают друг другу. Однако будущее умственно отсталого ребенка — это не только проблема родителей, но и общества в целом. Гуманное отношение к таким детям характерно для современного цивилизованного общества. Родители умственно отсталых детей не всегда достаточно правильно и ответственно выполняют свои родительские обязанности. Они считают, что их ребенок больной, поэтому нуждается в постоянной опеке. Его освобождают от всех забот, а потом он не может себя обслужить, не ориентируется в условиях быта. Родители сужают окружающий мир ребенка и тем самым задерживают его развитие. В таком случае родителей убеждают срочно изменить обстановку в семье. Ребенок должен научиться полностью себя обслуживать: без помощи и напоминания убирать за собой постель, мыть посуду и др. Родителям рекомендуют уделять внимание физической закалке ребенка, заниматься с ним изготовлением поделок, требующих мелких точных движений.В некоторых семьях не считаются с особенностями умственно отсталого ребенка. К нему предъявляют неадекватные требования, наказывают за оплошности. Такие наказания могут дезадаптировать ребенка, он будет расти озлобленным и агрессивным. В культурной семье мама иногда никак не может примириться с тем, что ребенок плохо читает, не усваивает материал. Она нервничает, упрекает ребенка. Для него реакция матери небезразлична, он болезненно воспринимает ее, теряет уверенность перед любым порученным ему делом. Для некоторых родителей умственно отсталый ребенок является лишним. Они любыми путями стремятся от него избавиться. Эта ситуация требует особого внимания. Родителям надо показать, какой хороший у них сын или дочь, и напомнить о том, что пройдет время, наступит старость, и они будут нуждаться в его помощи. Очень важна совместная деятельность семьи умственно отсталого ребенка и школы. Индивидуальная работа учителя с родителями будет успешной в том случае, если учитель хорошо знает, как и чем живет семья. Не имея таких сведений, педагог не сможет оказать ученику необходимой поддержки. Учитель может пригласить родителей в школу, но не для жалоб на поведение ребенка, а для выработки общих направлений воспитательно-педагогических воздействий. На классных собраниях можно познакомить родителей с учебными книгами, рассказать, какие планируются экскурсии, какова их цель, какой помощи ожидает школа от родителей. В работе школы с родителями должна решаться еще одна важная задача — укрепление семейных уз школьников с родителями. Родители не всегда умеют объяснить своим детям те трудности, которые они переживают: плохие жилищные условия, финансовые затруднения и т.д. Учитель обязан побеседовать со школьником, разъяснить, как трудно бывает его родителям. Чтобы оказать полноценную помощь своему ребенку, родителям необходимы знания об особенностях психофизического развития умственно отсталых детей. Родители должны принимать ребенка таким, какой он есть, и адекватно оценивать его возможности и потребности. Умственное воспитание в семье осуществляется прежде всего в игре (используются цветные разборные, строительные, движущиеся игрушки, куклы, дидактические и сюжетные игры). Играя, ребенок усваивает сенсорные эталоны, учится наблюдать окружающую действительность, у него расширяется кругозор, развиваются мышление и речь. Ребенка приучают сравнивать предметы по количеству, величине, высоте, весу. Формируют временные и пространственные представления (близко — далеко, ниже — выше, справа — слева). Необходимо следить, чтобы все представления формировались правильно, так как изменить у умственно отсталого ребенка неправильно сложившееся первоначальное представление очень трудно. Ребенка нацеливают на предстоящее обучение, развивают желание и умение учиться. Для правильного физического воспитания родители организуют здоровый режим жизни ребенка. Полезно использовать игры с мячом: развивается ловкость, упражняются мышцы всего тела. Для укрепления мышц ног, развития координации движений используют игры со скакалками, обручами, катание на велосипеде. Полезны подвижные коллективные игры на свежем воздухе: с мячом, веревочкой, в более старшем возрасте — теннис, волейбол и др. О нравственном воспитании будет рассказано в следующей главе. Умелое предъявление разумных, четко сформулированных требований, постоянный контроль за поведением ребенка, правильная организация досуга воспитывают стойкие нравственные привычки и качества. В семье занимаются и половым воспитанием ребенка. Не следует поощрять выпускников вспомогательных школ к деторождению, так как в результате рождается отягощенное патологической наследственностью потомство. Отношение окружающих к человеку с ограниченными интеллектуальными возможностями существенно меняется в положительную сторону, если он достаточно воспитан, проявляет вежливость, уважение к старшим и просто к окружающим людям. Это значительно облегчает его жизнь, помогает найти свое место в обществе. Трудовое воспитание начинается в семье. Оно исправляет и компенсирует недостатки умственно отсталого ребенка, обеспечивает возможность в будущем вести самостоятельную трудовую жизнь. Приучать к трудовой деятельности ребенка следует как можно раньше. Задача родителей — заинтересовать, привить ребенку любовь и привычку к труду. Наиболее легкий и простой вид труда — самообслуживание (воспитывается опрятность, чистоплотность, аккуратность). Необходимо приучать ребенка заботиться о семье, принимать участие в домашнем труде. Какие-то обязанности по дому ребенок выполняет как отдельные поручения, а другие — постоянно. Он привыкает выполнять их без напоминания, в определенное время; постепенно они усложняются. Необходимо заинтересовать ребенка определенной профессией, воспитать уважительное отношение к труду других, научить оказывать помощь себе или попросить ее. Если ребенок приучается с детства быть занятым полезной работой, эта привычка, остается на всю жизнь. Те дети, которые получают в семье трудовое воспитание, вырастают более самостоятельными, активными, трудолюбивыми, сознательно выполняют свои профессиональные обязанности. МОДЕЛИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ Модели семейного воспитания детей с ограниченными возможностями часто опираются на «антипедагогику», что деструктивно влияет на развитие личности ребенка в целом. Конструируя определенный социально-психологический климат, семья во многом определяет развитие личности ребенка в настоящем и будущем. Как фактор социализации семья занимает значительно более высокий ранг, чем школа и другие социальные институты. Однако, к сожалению, не все благополучно в семьях, что вызывает у детей различного рода психические травмы. Рассмотрим наиболее распространенные отклоняющиеся типы воспитания. 1. Неприятие. Оно может быть явным и неявным. Явное Проецируя свои проблемы на ребенка, она создает эмоциональный вакуум вокруг него, провоцирует у него обратное неприятие. Как правило, в семьях, где доминируют такого рода отношения, дети становятся агрессивными либо забитыми, робкими, обидчивыми. Неприятие порождает в ребенке чувство протеста. В характере формируются черты неустойчивости, негативизма. 2. Гиперсоциальное воспитание. Причина его в непра 3. Тревожно-мнительное воспитание. Наблюдается в тех 4. Эгоцентричный тип воспитания. Ребенку — единствен Все эти модели воспитания являются источником трудностей в развитии эмоциональной сферы ребенка, наносят различного рода психические травмы здоровью. Ребенок часто испытывает состояние неудовлетворительности, тоски, подавленности, тревоги, страха, беспокойства, неуверенности, беспомощности, эмоционального напряжения, а также сложные совокупности состояний.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 795; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.76.168 (0.01 с.) |