Глава 1. Концепция психологического изучения семьи ребенка с отклонениями в развитии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Концепция психологического изучения семьи ребенка с отклонениями в развитии



1.1. Теоретические основы психологической диагностики семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии

Современный этап развития коррекционной педагогики и психологии характеризуется поиском новых путей соци­альной адаптации детей с физическими и психическими недостатками. Согласно нашему глубокому убеждению, со­циализация ребенка с особыми образовательными потреб­ностями не может быть достигнута без приобщения к этому процессу его семьи и, в первую очередь, родителей. Семья — микросоциум, в котором ребенок не только живет — здесь формируются его нравственные качества, отношение к миру людей, представления о характере межличностных связей. Семья как общественный институт осуществляет функцию социализации ребенка. Именно в семье у ребенка складыва­ются первые представления о человеческих ценностях, нор­мах поведения, характере взаимоотношений между людьми. В семье дети не только подражают близким, но и ориентиру­ются на их социальные и нравственные установки. Уровень психологической зрелости родителей, их идеалы, опыт со­циального общения часто играют в развитии ребенка реша­ющую роль. Это нельзя не учитывать как в диагностической, так и в дальнейшей коррекционной работе с ребенком, имею­щим нарушения развития. В этой связи изучение проблем семьи такого ребенка становится одним из важных направ­лений в деятельности специального психолога.

О необходимости активного изучения всего спектра про­блем семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, свидетельствуют и многочисленные работы, появив­шиеся в разных областях дефектологической науки в после­дние годы. Можно назвать работы И.С. Багдасарьян (2000), Н.В. Мазуровой (1997), ГА. Мишиной (2001), М.М. Семаго (1992), В.В. Ткачевой (1998, 1999, 2003, 2004).

Интерес специалистов не ограничивается теперь лишь методическими вопросами формирования у детей тех или иных знаний и навыков. Акцент коррекционного воздей­ствия переносится на семью ребенка с отклонениями в развитии. Разнообразные формы обучения как в государ­ственных, так и в негосударственных образовательных уч­реждениях, работа с детьми, имеющими выраженные пси­хофизические недостатки, включают семью данной кате­гории в поле коррекционного воздействия в качестве основного стабилизирующего фактора социальной адап­тации ребенка.

Этапы социализации ребенка с отклонениями в развитии

Процесс психологического взросления детей с отклоне­ниями в развитии протекает с большими трудностями, в замедленном темпе, поэтапно. Первой ступенью вхождения ребенка с отклонениями в развитии в социальную среду яв­ляется его адаптация в семье. Успешность этого процесса во многом зависит от того, насколько адекватно реагируют на проблемы ребенка и как ему помогают их преодолевать его близкие родственники. Возникающие у ребенка трудности порой оказываются результатом неправильной позиции ро­дителей, других членов семьи, к сожалению, не замеченной педагогом школы или дошкольного учреждения.

Пребывание в специальном образовательном учреждении — вторая ступень социализации ребенка с отклонениями в развитии. Известно, что во взаимодействии учителя и уче­ника в массовой школе существуют значительные пробле­мы. Эти проблемы не обошли стороной и специальные коррекционные учреждения. Такт учителя, уважительное отношение к ребенку-инвалиду, его близким и семье — залог успешности коррекционного процесса и дальней­шего личностного развития ребенка (Строгова, 1999).

Последней и основной ступенью социализации является адаптация молодого человека с психофизическими недостатками в обществе, включая и адаптацию его семьи. Поиск се­мей с подобной судьбой, установление контактов и взаимо­действие с ними, обретение своей «социальной ниши» яв­ляются формой социальной адаптации семей с аномальны­ми детьми, известной как в нашей стране, так и за рубежом.

Все эти процессы не возможны без активной деятель­ности специального психолога, который призван оказы­вать психоррекционную помощь семье, предварительно тщательно изучив все стороны ее жизни.

Важную роль в развитии ребенка играет социальный статус семьи, культурный уровень родителей и близких ребенка. Бытующий в сознании обывателя взгляд на про­блему дефекта ребенка часто относит родителей таких де­тей либо к лицам, ведущим асоциальный образ жизни, либо к имеющим интеллектуальные нарушения. Этой же точки зрения придерживаются и многие специалисты. Нуж­но признать, что среди родителей воспитанников специ­альных учреждений такая категория присутствует. Такие родители чаще помещают детей в интернатные учрежде­ния, чем в образовательные учреждения дневного пребы­вания (школы). Как показывает опыт, эти родители мало беспокоятся о собственных детях. Более того, они могут оказывать и оказывают на них неблагоприятное воздейст­вие. Безусловно, такие родители в первую очередь нужда­ются в медико-социальных мероприятиях, которые могут осуществляться в рамках социально-психологической по­мощи взрослым лицам, включая и оптимизацию условий для развития проблемного ребенка в семье. С другой сто­роны, социальный спектр родительской аудитории (и это особенно важно!) не ограничивается такими отцами и матерями. Значительная часть родителей глубоко пережи­вают психофизические недостатки ребенка. В силу этой причины и складывающейся реальной обстановки, про­диктованной особенностями развития ребенка, эти роди­тели часто оказываются предрасположенными к социаль­ной дезадаптации различной степени выраженности, что не позволяет им оптимально взаимодействовать со своим ребенком и другими людьми. Возникающие проблемы уже самих родителей могут дестабилизировать жизнь всей семьи, а в некоторых случаях доводят ее до полного развала. Но самое главное заключается в том, что такие родители деструктивно влияют на собственного ребенка, используя неадекватные модели воспитания.

Часть родителей занимает иждивенческую позицию по вопросу обучения и развития ребенка с психофизически­ми недостатками. Помещая ребенка в специальное образо­вательное учреждение, они прекращают любые попытки, направленные на его воспитание, перекладывая собствен­ные обязанности на плечи специалистов и государства, полагая, что этим вопросом сами они могут заниматься в последнюю очередь.

Описанные выше особенности отношения различных групп родителей к своему ребенку лишь неполно отражают ту спе­цифическую домашнюю атмосферу, в которой растут дети с отклонениями в развитии. Неблагоприятные микросоциаль­ные условия семейного воспитания, несомненно, негатив­но влияют на характер и темп развития детей, предопреде­ляют возникновение деформаций в их эмоционально-воле­вой, коммуникативно-поведенческой и личностной сферах.

Следует помнить, что семьи, в которых воспитываются дети с отклонениями в развитии, могут выступать в каче­стве дополнительного источника деструктивного воздей­ствия, способствующего формированию вторичных нару­шений в психической сфере ребенка.

Вышеуказанное обусловливает потребность всесторон­него комплексного изучения проблем семей, имеющих детей с отклонениями в развитии, включая анализ осо­бенностей внутрисемейной атмосферы, личностных харак­теристик детей и их родителей, родительско-детских и детско-родительских взаимоотношений и др.

Под концепцией психологического изучения семьи, воспи­тывающей ребенка с отклонениями в развитии, понима­ется системный подход, обеспечивающий комплексное изучение семьи с целью создания оптимальной внутрисе­мейной атмосферы и формирования адекватного отноше­ния близких лиц к ребенку с отклонениями в развитии. Системный подход включает определение основных це­лей, задач, принципов и направлений психологической диагностики семьи ребенка с отклонениями в развитии.

Важность такого подхода подтверждается и требовани­ями Международной классификации болезней десятого пересмотра (МКБ-10). В «Классификацию психических и поведенческих расстройств у детей и подростков в соот­ветствии с МКБ-10» включен перечень категорий «сопут­ствующих аномальных психосоциальных ситуаций», кото­рые при неблагоприятных условиях могут возникать в та­ких семьях (см. Многоосевая классификация..., 2003).

В настоящее время психологическая помощь семье — важ­ное направление в системе медико-социального и психоло­го-педагогического сопровождения детей с отклонениями в развитии. Одним из ее направлений является психологичес­кая диагностика семьи, с помощью которой определяются качественные характеристики условий развития ребенка в семье. Через оптимизацию внутрисемейной атмосферы, гар­монизацию межличностных, супружеских, родительско-детских и детско-родительских отношений, решается проблема бифференциальной и адресной помощи проблемному ребенку.

Современный подход к семье, воспитывающей ребен­ка с отклонениями в развитии, рассматривает ее как реа­билитационную структуру, изначально обладающую по­тенциальными возможностями к созданию максимально благоприятных условий для развития и воспитания ребен­ка не только в специальном учреждении, но и дома. При этом особое внимание уделяется положительному влия­нию близких на ребенка с проблемами в развитии, кото­рые, воспитывая его, формируют в нем положительные нравственные качества, доброе отношение к миру.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 474; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.185.147 (0.006 с.)