Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психолого-педагогическое наблюдение за эмоционально-личностными особенностями детейСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В процессе психолого-педагогического наблюдения за детьми экспериментальной группы учитываются следующие параметры их коммуникативно-поведенческой, эмоционально-волевой и личностной сфер: — стремление ребенка к контакту со взрослыми членами семьи (родителями, прародителями, опекунами); — стремление ребенка к контакту со сверстниками-членами семьи (братьями, сестрами); — стремление ребенка к контакту с чужими лицами (учителем, воспитателем и др.); — характер взаимодействия (доброжелательность—негативизм, инициативность в осуществлении контакта); — преимущественная форма контакта (вербальная, тактильная, зрительная, опосредствованная); — ситуации, вызывающие коммуникативные трудности у ребенка; — наличие паралингвистических средств общения: жестов, мимики, поз и др.; — особенности и характер поведенческих проявлений (оптимизма, тревожности, застенчивости, агрессивности, истеричности, отгороженности и замкнутости); — особенности выражения глаз и лица (тревожность, страх, радость, агрессия, отстраненность); — особенности преобладающего эмоционального фона (оптимистический, нейтрально-деловой, тревожный, депрессивный, неуверенный, мрачный и др.); Глава 3. Технологии психологического изучения семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии - характер и содержание высказываний (оптимистичные, неуверенные, агрессивные и мрачные); — наличие переживания дефекта и формы его проявления (депрессия, тревожность, агрессия и др.).
Психолого-педагогическое наблюдение за родителями детей (лицами их замещающими) Наблюдение за родителями и опекунами детей осуществляется по нескольким параметрам. Учитываются: — стремление (его отсутствие) к установлению адекватных контактов с ребенком и с другими близкими; — форма и характер взаимодействия с ребенком (другими близкими); — особенности коммуникативного поведения во взаимодействии с детьми и другими лицами (доброжелательность, ласковость, жесткость, грубость, безразличие и др.); — использование паралингвистических (мимики, жестов, поз) и других средств общения с ребенком (игр, экскурсий, прогулок, вечеров чтения и др.); — выбор преимущественной формы контакта с ребенком (вербальный, тактильный, зрительный, опосредствованный, т.е. через кого-то). На основании наблюдаемых личностных реакций последних, по тону разговора, наличии вибрации (дрожания) голоса, работоспособности и других качеств, наиболее значимых в повседневном общении, могут подтвердиться данные о характерологических изменениях личности, поведенческих реакциях, силе—слабости, уравновешенности—подвижности нервных процессов, полученные путем использования формализованных методик. Беседа-интервью В качестве дополнительного, но часто применяемого метода используется беседа-интервью. Упорядоченное интервью или беседа — это один из основных методов психологического консультирования и диагностики. По форме интервью может быть: 1) свободным, когда беседа, проводится без строгой детализации вопросов, но имеет определенный предмет обсуждения; 2) стандартизированным, когда тщательно регламентируется порядок проведения беседы; 3) частично стандартизированным, объединяющим первую и вторую формы. В свою очередь беседа-интервью может быть использована как в диагностических целях, так и для осуществления психокоррекции. Существенно важным для проведения беседы-интервью с родителями больных детей является то, что предметом взаимодействия, определяющим отношения психолога и обследуемых, избирается внутренний мир последних и проблемы, связанные с рождением в семье ребенка с отклонениями в развитии. Беседа-интервью — это один из специальных методов анализа уникальной ситуации субъекта с целью создания для него альтернативного варианта переживания значимой проблемы и определения возможного выхода из «тупиковой ситуации». Беседа как диагностический метод может использоваться при изучении и взрослых, и детей. Она может иметь несколько этапов. Как правило, различные авторы выделяют три или четыре этапа беседы (Бурменская, Захарова, Карабанова, 2002; Левченко, 2000). Во вступительной части беседы-интервью психологом с помощью профессиональных приемов устанавливаются доверительные отношения с ребенком и его близкими, а также определяется спектр проблем, которые волнуют эту семью. В основной части беседы, проводимой с родителями, обсуждаются заявленные проблемы. Конечная цель беседы-интервью предполагает изменение или проявление тенденции к изменению ценностных ориентации родителей по конкретной проблеме. Поэтому процесс интервью должен быть направлен на обсуждение особо значимых для родителей тем и изменение к ним их отношения Для достижения этого следует переставлять акценты таким образом, чтобы родители, ведомые психологом, как бы сами меняли свой подход к обсуждаемому вопросу.Беседа с ребенком, как правило, направлена на выявление уровня сформированности его знаний и навыков, особенностей познавательной и эмоционально-личностной сфер, включая межличностные связи и социальные контакты. В процессе беседы опытный психолог формулирует предварительный «гипотетический» диагноз ребенка, который затем подтверждается, уточняется или опровергается в ходе дальнего психолого-педагогического изучения. Психолого-педагогическое изучение когнитивных процессов детей экспериментальной группы осуществляется традиционными в специальной психологии методами. Однако в силу известности этих методов и приемов исследовани я в данной главе они не представлены. В качестве дополнительных методов исследования исследуется анализ документации на детей, включающей медицинскую, социальную и психолого-педагогическую информацию, а также анализ продуктов их деятельности. Эксперимент Объективное изучение предмета психологического исследования осуществляется в лабораторных условиях с помощью экспериментальных стандартизированных и пробивных методик. Экспериментальные методики Комплексное исследование особенностей познавательнойдеятельности детей и личностных характеристик взрослых, особенностей взаимоотношений в родительско-детских парах требует применения стандартизированных формализованных методик. Значительная часть методик изучения познавательной деятельности и личности возникла за рубежом, хотя к настоящему моменту значительное их число адаптировано в нашей стране и широко используется практическими работниками. Существуют и отечественные методики, направленные на изучение этих параметров психики. Применение формализованных методик обычно предполагает использование следующих критериев: — жесткой регламентации процедуры, то есть точного соблюдения инструкции, строго определенных способов предъявления стимульного материала, невмешательства психолога в деятельность испытуемого; — стандартизации единых требований к процедуре эксперимента и единых критериев оценки результатов; — надежности, точности психологических измерений, их согласованности при первичном и повторном применении теста на одних и тех же испытуемых; — валидности (комплексной пригодности методики для обследования той или иной характеристики объекта), то есть соответствия методики измеряемому свойству. Исследование познавательной деятельности осуществляется с помощью известных методик, выявляющих параметры высших психических процессов испытуемых (восприятия, внимания, мышления, речи, памяти). Изучение личности осуществляется путем использования специальных методик личностной диагностики. К ним относят: — опросники; — проективные методики. В этих же целях могут использоваться некоторые кли-нико-психолого-диагностические методики. Опросники — обширная группа психодигностических методик, задания которых представлены в виде вопросов (утверждений). Опросники предназначены для получения объективных или субъективных данных со слов испытуемого. Опросники относятся к числу наиболее распространенных диагностических инструментов и могут быть подразделены на — личностные опросники; — опросники состояния и настроения; — опросники-анкеты (цит. по: Бурлачук, Морозов, 2000, с. 223). Личностные опросники охватывают спектр проблем, характеризующих кардинальные черты личности, определяемые— стабильными психическими свойствами индивида. Выявление психических свойств позволяет определить направленность личности, в рамках которой раскрываются особенности ее потребностей, мотивов и целей. К психическим свойствам относят также темперамент, характер и способности личности. Категория личностных опросников вкключает следующие виды: — опросники черт личности; — типологические опросники; — опросники мотивов; — опросники интересов; — опросники ценностей; — опросники установок {Бурлачук, Морозов, 2003, с. 225). Нестабильные психические свойства формируют психические состояния — тревогу, уверенность, агрессивность и др. Они изучаются с помощью опросников состояний и настроений. Опросники-анкеты — психологический инструмент, предназначенный для сбора какой-либо информации, не имеющей непосредственного отношения к личностным особенностям испытуемого. Опросники-анкеты широко используются в клинической психодиагностике для определения наличия той или иной клинической симптоматики. Проективные методики — это методики, позволяющие, опосредствованно моделируя некоторые жизненные ситуации и отношения, исследовать свойства личности, выступающие прямо или в виде различных установок, таких как «значащие переживания», «личностные смыслы» и др. Полученные задания порождают активность испытуемого, результат которой позволяет сделать вывод о его скрытых переживаниях и психических свойствах. Проективные методики (лат. рщесйо — выбрасывание вперед) основаны на феномене проекции, смысл которого выражается в приписывании внешним объектам (другим лицам, объектам) свойств, присущих самому индивиду.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 367; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.89.197 (0.009 с.) |