Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психолого-педагогическое наблюдение за эмоционально-личностными особенностями детей

Поиск

В процессе психолого-педагогического наблюдения за детьми экспериментальной группы учитываются следую­щие параметры их коммуникативно-поведенческой, эмо­ционально-волевой и личностной сфер:

— стремление ребенка к контакту со взрослыми члена­ми семьи (родителями, прародителями, опекунами);

— стремление ребенка к контакту со сверстниками-чле­нами семьи (братьями, сестрами);

— стремление ребенка к контакту с чужими лицами (учителем, воспитателем и др.);

— характер взаимодействия (доброжелательность—нега­тивизм, инициативность в осуществлении контакта);

— преимущественная форма контакта (вербальная, так­тильная, зрительная, опосредствованная);

— ситуации, вызывающие коммуникативные трудно­сти у ребенка;

— наличие паралингвистических средств общения: же­стов, мимики, поз и др.;

— особенности и характер поведенческих проявлений (оптимизма, тревожности, застенчивости, агрессив­ности, истеричности, отгороженности и замкнутости);

— особенности выражения глаз и лица (тревожность, страх, радость, агрессия, отстраненность);

— особенности преобладающего эмоционального фона (оптимистический, нейтрально-деловой, тревожный, депрессивный, неуверенный, мрачный и др.); Глава 3. Технологии психологического изучения семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии

- характер и содержание высказываний (оптимистич­ные, неуверенные, агрессивные и мрачные);

— наличие переживания дефекта и формы его прояв­ления (депрессия, тревожность, агрессия и др.).

 

 

Психолого-педагогическое наблюдение за родителями детей (лицами их замещающими)

Наблюдение за родителями и опекунами детей осуще­ствляется по нескольким параметрам. Учитываются:

— стремление (его отсутствие) к установлению адек­ватных контактов с ребенком и с другими близкими;

— форма и характер взаимодействия с ребенком (дру­гими близкими);

— особенности коммуникативного поведения во взаи­модействии с детьми и другими лицами (доброже­лательность, ласковость, жесткость, грубость, без­различие и др.);

— использование паралингвистических (мимики, жес­тов, поз) и других средств общения с ребенком (игр, экскурсий, прогулок, вечеров чтения и др.);

— выбор преимущественной формы контакта с ребен­ком (вербальный, тактильный, зрительный, опос­редствованный, т.е. через кого-то).

На основании наблюдаемых личностных реакций пос­ледних, по тону разговора, наличии вибрации (дрожания) голоса, работоспособности и других качеств, наиболее значимых в повседневном общении, могут подтвердиться данные о характерологических изменениях личности, по­веденческих реакциях, силе—слабости, уравновешеннос­ти—подвижности нервных процессов, полученные путем использования формализованных методик.

Беседа-интервью

В качестве дополнительного, но часто применяемого метода используется беседа-интервью. Упорядоченное ин­тервью или беседа — это один из основных методов пси­хологического консультирования и диагностики. По фор­ме интервью может быть:

1) свободным, когда беседа, проводится без строгой де­тализации вопросов, но имеет определенный пред­мет обсуждения;

2) стандартизированным, когда тщательно регламенти­руется порядок проведения беседы;

3) частично стандартизированным, объединяющим пер­вую и вторую формы.

В свою очередь беседа-интервью может быть использо­вана как в диагностических целях, так и для осуществле­ния психокоррекции. Существенно важным для проведе­ния беседы-интервью с родителями больных детей является то, что предметом взаимодействия, определяющим отно­шения психолога и обследуемых, избирается внутренний мир последних и проблемы, связанные с рождением в семье ребенка с отклонениями в развитии. Беседа-интервью — это один из специальных методов анализа уникальной си­туации субъекта с целью создания для него альтерна­тивного варианта переживания значимой проблемы и оп­ределения возможного выхода из «тупиковой ситуации».

Беседа как диагностический метод может использоваться при изучении и взрослых, и детей. Она может иметь не­сколько этапов. Как правило, различные авторы выделяют три или четыре этапа беседы (Бурменская, Захарова, Карабанова, 2002; Левченко, 2000). Во вступительной части беседы-интервью психологом с помощью профессиональ­ных приемов устанавливаются доверительные отношения с ребенком и его близкими, а также определяется спектр проблем, которые волнуют эту семью. В основной части беседы, проводимой с родителями, обсуждаются заявлен­ные проблемы.

Конечная цель беседы-интервью предполагает измене­ние или проявление тенденции к изменению ценностных ориентации родителей по конкретной проблеме. Поэтому процесс интервью должен быть направлен на обсуждение особо значимых для родителей тем и изменение к ним их отношения Для достижения этого следует переставлять ак­центы таким образом, чтобы родители, ведомые психоло­гом, как бы сами меняли свой подход к обсуждаемому вопросу.Беседа с ребенком, как правило, направлена на выявление уровня сформированности его знаний и навыков, особенностей познавательной и эмоционально-личностной сфер, включая межличностные связи и социальные контакты. В процессе беседы опытный психолог формулирует предварительный «гипотетический» диагноз ребенка, который затем подтверждается, уточняется или опровергается в ходе даль­него психолого-педагогического изучения.

Психолого-педагогическое изучение когнитивных процессов детей экспериментальной группы осуществляется традиционными в специальной психологии методами. Однако в силу известности этих методов и приемов исследовани я в данной главе они не представлены.

В качестве дополнительных методов исследования исследуется анализ документации на детей, включающей медицинскую, социальную и психолого-педагогическую информацию, а также анализ продуктов их деятельности.

Эксперимент

Объективное изучение предмета психологического исследования осуществляется в лабораторных условиях с

помощью экспериментальных стандартизированных и про­бивных методик.

Экспериментальные методики

Комплексное исследование особенностей познавательнойдеятельности детей и личностных характеристик взрослых, особенностей взаимоотношений в родительско-детских парах требует применения стандартизированных формализованных методик. Значительная часть методик изучения познавательной деятельности и личности возникла за рубежом, хотя к настоящему моменту значительное их число адаптировано в нашей стране и широко используется практическими работниками. Существуют и отечественные методики, направленные на изучение этих параметров психики.

Применение формализованных методик обычно предполагает использование следующих критериев:

— жесткой регламентации процедуры, то есть точного соблюдения инструкции, строго определенных спо­собов предъявления стимульного материала, невме­шательства психолога в деятельность испытуемого;

— стандартизации единых требований к процедуре эк­сперимента и единых критериев оценки результатов;

— надежности, точности психологических измерений, их согласованности при первичном и повторном при­менении теста на одних и тех же испытуемых;

— валидности (комплексной пригодности методики для обследования той или иной характеристики объекта), то есть соответствия методики измеряемому свойству.

Исследование познавательной деятельности осуществ­ляется с помощью известных методик, выявляющих пара­метры высших психических процессов испытуемых (вос­приятия, внимания, мышления, речи, памяти).

Изучение личности осуществляется путем использова­ния специальных методик личностной диагностики. К ним относят:

— опросники;

— проективные методики.

В этих же целях могут использоваться некоторые кли-нико-психолого-диагностические методики.

Опросники — обширная группа психодигностических методик, задания которых представлены в виде вопросов (утверждений). Опросники предназначены для получения объективных или субъективных данных со слов испытуе­мого. Опросники относятся к числу наиболее распростра­ненных диагностических инструментов и могут быть под­разделены на

— личностные опросники;

— опросники состояния и настроения;

— опросники-анкеты (цит. по: Бурлачук, Морозов, 2000, с. 223).

Личностные опросники охватывают спектр проблем, ха­рактеризующих кардинальные черты личности, определя­емые— стабильными психическими свойствами индивида. Выявление психических свойств позволяет определить на­правленность личности, в рамках которой раскрываются особенности ее потребностей, мотивов и целей. К психическим свойствам относят также темперамент, характер и способности личности. Категория личностных опросников вкключает следующие виды:

— опросники черт личности;

— типологические опросники;

— опросники мотивов;

— опросники интересов;

— опросники ценностей;

— опросники установок {Бурлачук, Морозов, 2003, с. 225).

Нестабильные психические свойства формируют психические состояния — тревогу, уверенность, агрессивность и др. Они изучаются с помощью опросников состояний и настроений.

Опросники-анкеты — психологический инструмент, предназначенный для сбора какой-либо информации, не имеющей непосредственного отношения к личностным особенностям испытуемого. Опросники-анкеты широко используются в клинической психодиагностике для опреде­ления наличия той или иной клинической симптоматики.

Проективные методики — это методики, позволяющие, опосредствованно моделируя некоторые жизненные ситу­ации и отношения, исследовать свойства личности, выс­тупающие прямо или в виде различных установок, таких как «значащие переживания», «личностные смыслы» и др. Полученные задания порождают активность испытуемо­го, результат которой позволяет сделать вывод о его скры­тых переживаниях и психических свойствах. Проективные методики (лат. рщесйо — выбрасывание вперед) основаны на феномене проекции, смысл которого выражается в приписывании внешним объектам (другим лицам, объек­там) свойств, присущих самому индивиду.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 367; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.89.197 (0.009 с.)