Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
По итогам психологического изучения семьи Петровой Тани,Содержание книги
Поиск на нашем сайте
учащейся 1 класса школы №____VI вида
Петрова Таня 1995 года рождения (7,5 лет). В школу поступила, пройдя городскую ПМПК. Родители вызваны психологом школы для первичной беседы и возможного консультирования. Отец — Петров Николай Петрович, инженер. Мать — Петрова Светлана Ивановна, библиотекарь. Во время беседы была выявлена потребность родителей в длительном консультировании, которое позволило экспериментально изучить проблемы данной семьи. Со слов родителей следует что их обоих волнует будущее дочери. Однако родительские позиции отличаются. Отец считает, что девочке с подобными нарушениями (гиперкинетическая форма ДЦП) вряд ли удастся устроить свою жизнь. По его мнению «наличие уродства на лице и при движении всегда будут отталкивать от нее людей». Он не считает, что обучение даст хорошие результаты и склонен поместить ребенка в «какой-либо закрытый, но благоустроенный интернат». Мать возлагает большие надежды на школу, намерена всячески поддерживать контакты со специалистами и выполнять рекомендации. Во время беседы контакт между родителями осуществляется адекватно, социально-культурный уровень обоих высокий. Объективное обследование Петровой Тани показало: — у девочки подтверждается гиперкинетическая форма ДЦП, осложненная ЗПР органического генеза; двигательные нарушения имеют выраженную степень; речь характеризуется малой разборчивостью (гиперкинетическая дизартрия), голос напряженный, вибрирующий; — по Р. Жилю выявлен высокий уровень познавательной активности и одновременно фрустрированности, подчеркивает стремление быть с матерью (в беседе также подтверждает, что с мамой интересно); — в методике «Два дома» негативные предпочтения не выявлены; — рисуночные тесты ребенку не предъявлялись в силу явных двигательных затруднений; — в методике «Лесенка» на первом месте оказалась любимая игрушка, а мама на третьем; — при идентификации себя с изображениями на картинках девочек и мальчиков в разных эмоциональных состояниях (радость, печаль, грусть, гнев и др.) выбирает картинки с грустными или печальными выражениями лиц детей. Объективное обследование Петрова П. П. показало: — по СМОЛ выявлена акцентуация по гипотимному типу, подтверждена выборами Г и Е по 13 СХП; по УНП — высокий уровень невротизации; все выявленные характеристики позволяют отнести данного родителя к невротичному типу; — по РАRI выявлена низкая интегрированность семьи, в качестве модели воспитания избирает гипоопеку; — по методике А.Я. Варги, В.В. Столина избирает в качестве варианта родительского отношения модель «маленький неудачник»; — в социограмме «Моя семья» в центре круга, в первую очередь, рисует жену, затем себя, а потом дочь, все кружки одинакового размера. Объективное обследование Петровой С.И. показало: — по СМОЛ выявлена тенденция к оптимистичности, что подтверждается выборами Б и В по 13 СХП; по УНП — выявлен низкий уровень невротизации; полученные данные позволяют отнести данного родителя к авторитарному типу; — по РАRI выявлена низкая интегрированность семьи, в качестве модели воспитания избирает гиперопеку; — по методике А.Я. Варги, В.В. Столина избирает в качестве варианта родительского отношения модель «авторитарная гиперсоциализация»; — в социограмме «Моя семья» в центре круга, в первую очередь, рисует дочь, потом себя, затем мужа, все кружки одинакового размера.
Итак, в результате изучения внутрисемейных отношений было выявлено, что межличностные взаимосвязи в семье Петровой Тани могут быть квалифицированы как не достаточно для нее благоприятные. У родителей отсутствует единая педагогическая позиция в выборе модели воспитания ребенка. Мать, в силу своих психологических характеристик, (авторитарный тип), оказывает давление как на отца, так и на дочь, что усиливает внутрисемейный конфликт. Супруг (невротичный тип) скептически относится к планам жены в отношении дочери. Мать Тани, к сожалению, переоценивает ее возможности. Различия в стилях воспитания, избранных родителями фрустрируют личность ребенка. У девочки развивается тревожность. Рекомендации: Петровой Тане рекомендуется посещение психокоррекционных занятий у школьного психолога. Супругам Петровым рекомендуется пролонгированное консультирование у психолога с дальнейшим совместным посещением индивидуальных и групповых психокоррекционных занятий. Психолог: Дата Перечень категорий, характеризующих аномальные психосоциальные ситуации1 Ось V: Сопутствующие аномальные психосоциальные ситуации Список категорий 00 Отсутствие значительного искажения или неадекватности психосоциального окружения 1. Аномальные отношения в семье 1.0. Недостаточность эмоционального тепла в отношениях между родителями и детьми (Z62.4)2 1.1. Конфликтные отношения между взрослыми в семье (Z63.8) 1.2. Враждебное отношение к ребенку или присвоение ему постоянной роли «козла отпущения» (Z62.3) 1.3. Физическое насилие в отношении ребенка (Z61.6) 1.4. Сексуальное насилие (в семье) (Z61.4) 1.8. Другие аномальные внутрисемейные отношения 2. Психическое расстройство, отклонения или нетрудоспособность в группе первичной поддержки ребенка (Z58.8 + Z63.8) 2.0. Психическое расстройство/отклонение у родителей 2.1. Нетрудоспособнбсть/физический недостаток у родителей 2.2. Нетрудоспособность у сиблинга 2.8. Другое 3. Неадекватное или искаженное общение в семье (Z63.8) 4. Аномальные качества воспитания 4.0. Родительская гиперопека (Z62.1) 4.1. Неадекватный родительский надзор/контроль (Z62.0) 4.2. Социальная депривация (Z62.5) 4.3. Неадекватное родительское давление (Z62.6) 4.8. Другое (Z62.8) 5. Аномалии ближайшего окружения 5.0. Воспитание в учреждении (Z62.2) 5.1. Ситуация воспитания в аномальной семье (Z80.1)
________________________________________________________________________________________________ 1 Многоосевая классификация психических расстройств в детском и подростковом возрасте. Классификация психических и поведенческих расстройств у детей и подростков в соответствии с МКБ. СПб., 2003. 2 Приведенные 2-коды относятся к размещению этих категорий в Главе XXI (факторы, влияющие на состояние здоровья и контакт с медицинскими службами) МКБ-10. _______________________________________________________________________________________
5.2. Изолированная семья (Z60.8) 5.3. Бытовые условия, создающие потенциально опасную психологическую ситуацию (Z59.1) 5.8. Другое (Z60.8) 6. Неблагоприятные события жизни 6.0. Утрата в детстве отношений любви и привязанности (Z.61.0) 6.1. Изъятие из семьи, создающее значительную контекстуальную угрозу (Z61.1) 6.2. Негативные изменения модели отношений в семье (Z61.2) 6.3. События, обусловившие утрату чувства собственного достоинства (Z61.3) 6.4. Сексуальное насилие (вне семьи) (Z61.5) 6.5. Переживание сильного страха (Z61.7) 6.8. Другое (Z61.8) 7. Социальные стрессовые события 7.0. Пребывание в качестве объекта дискриминации и преследования (Z60.5) 7.1. Миграция или социальная трансплантация (Z60.3) 7.8. Другое 8. Хронический межличностный стресс, связанный с учебой/работой (Z55 относится к учебе, а Z56 — к работе) 8.0. Конфликтные отношения отвержения со стороны сверстников (Z55.4; Z56.4) 8.1. Присвоение по воле учителей или начальства постоянной роли «козла отпущения» (Z55.4; Z56.4) 8.2. Напряженная ситуация в школе/на работе (Z55.8; Z56.7) 8.8. Другое 9. Стрессовые события/ситуации, обусловленные расстройством/дисфункцией у ребенка (Z72.8). (В пределах МКБ-10 подобные события или ситуации можно кодировать категориями, которые приводятся — то есть использовать соответственно коды Z62.1, Z61.1 или Z61.3 — если они возникают не из-за расстройства (дисфункции) у ребенка, а по какой-либо иной причине). 9.0. Воспитание в учреждении 9.1. Изъятие из семьи, создающее значительную контекстуальную угрозу 9.2. События, обусловившие утрату чувства собственного достоинства 9.8. Другое
Приложение 2 Методики психологического изучения семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии Приложение 2.1 Методики психологического изучения детей с отклонениями в Развитии Методика «Фильм-тест» Р. Жиля («Межличностные отношения ребенка» — адаптированный вариант И.Н. Гильяшевой, Н.Д. Игнатьевой)
Методика Р. Жиля в адаптированном варианте И.Н. Гильяшевой и Н.Д. Игнатьевой («Межличностные отношения ребенка») предназначена для исследования социальной приспособленности ребенка, особенностей его межличностных отношений, некоторых поведенческих характеристик и черт личности. По мнению отечественных авторов (Гшгьяшева, Игнатьева, 1994) эта методика может быть использована для детей в возрасте от 4—5 лет и до 11—12 лет, а при задержках психического развития или легкой степени умственной отсталости и в более старшем возрасте. Преимущество данной методики состоит в том, что она является визуально-вербальной проективной методикой. Иллюстративный материал методики состоит из 42 заданий, представляющих собой 25 картинок с кратким текстом, поясняющим изображенную сценку, ситуацию, и вопросом, обращенным к испытуемому, а также 17 тестовых заданий. В соответствии с инструкцией ребенку предлагается выбрать себе место среди изображенных людей, либо идентифицировать себя с персонажем, занимающим то или иное место в группе. С помощью ответов можно получить информацию об отношении ребенка к окружающим людям и выяснить характерные варианты его поведения в некоторых типичных ситуациях. Данная методика позволяет оценить следующие параметры личностной сферы ребенка: — особенности его взаимоотношений со значимым окружением (матерью, отцом, родителями как четой, бабушкой, дедушкой и др. родственниками, братьями и сестрами, друзьями, учителем и воспитателем); — характерологические особенности ребенка (любознательность, лидерство, общительность, конфликтность, тревожность и отгороженность). Следует отметить, что рисунки, представленные в тесте, достаточно схематичны, несущественные детали (например, детали лиц) опущены. Эти характеристики методики не позволяют ее использовать при изучении детей с выраженными нарушениями развития или детей раннего возраста.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 256; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.91.223 (0.006 с.) |