Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 3. Технологии психологического изучения семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Для изучения специфики внутрисемейного климата, личностных особенностей родителей, характера их взаимодействия с проблемным ребенком, особенностей родительского восприятия его повседневных трудностей проводится психологическое исследование семьи, имеющей ребенка с проблемами в развитии. Эта процедура выделяется в отдельный диагностический этап, позволяющий выявить нарушения в вышеуказанных сферах и спланировать работу по их коррекции. Семья как социальный институт состоит из отдельных индивидов, совместное общение которых и составляет единую социально-психологическую общность. Эту общность в силу возрастных психофизических особенностей можно условно разделить на малые группы — взрослых (родителей) и детей, включая и проблемного ребенка. Каждая из этих групп является субъектом отдельного исследования как в связи с особенностями своего возрастного развития, так и по причине различного воздействия дефекта на психику субъекта. Основные направления психологического изучения семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии
В связи с разнородностью субъектов исследования (дети и их родители) и вариативностью возможных нарушений диагностику «проблемной» семьи необходимо проводить в нескольких направлениях, которые, с учетом перечисленных выше особенностей, могут быть объединены по блокам. Блок первый. Психологическое изучение ребенка с отклонениями в развитии. В первую очередь изучаются следующие факторы, влияющие на развитие ребенка с психофизическими нарушениями: — особенности личности ребенка с отклонениями в развитии; — факторы, определяющие личностное развитие ребенка, подростка и юноши (девушки) с психофизическими нарушениями на разных возрастных этапах; — особенности межличностного взаимодействия ребенка, страдающего психофизическими нарушениями развития, со сверстниками, братьями, сестрами, друзьями, и влияние сверстников на его развитие; — эмоционально-волевая сфера ребенка с нарушениями в развитии; — причины, препятствующие формированию адекватной личностной самооценки у ребенка с отклонениями в развитии; — особенности формирования «системы Я» у ребенка с отклонениями в развитии; — потребности ребенка с отклонениями в развитии и внутрисемейные факторы их определяющие; — межличностные отношения в малых социальных группах, состоящих из лиц с отклонениями в развитии (в классе коррекционной школы, в группе профессионального училища, в трудовом коллективе и др.); — формирование мотивации к посильному труду в условиях семьи; — формирование мотивации к профессиональной деятельности в трудовом коллективе. В каждом конкретном случае могут изучаться и другие проблемы, требующие психологического вмешательства. Блок второй. Психологическое изучение родителей (лиц их заменяющих) и членов семьи ребенка с отклонениями в развитии. Данные, полученные при изучении психологических особенностей родителей (лиц их заменяющих) и членов семьи, позволят оптимизировать условия жизни ребенка и привлечь родителей к активному и плодотворному участию в коррекционно-развивающем процессе. К направлениям второго блока мы относим изучение: - личностных особенностей родителей и членов семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии; - внутрисемейного климата в семье, воспитывающей проблемного ребенка; - межличностных контактов в семье, имеющей проблемного ребенка; - факторов, влияющих на родительские позиции (отцовскую и материнскую) по отношению к ребенку с отклонениями в развитии; - уровня воспитательской и педагогической компетентности родителей; - профессиональных умений родителей, выступающих в качестве педагогов своих детей - - социально-культурных условий жизни семьи на разных возрастных этапах развития ребенка с отклонениями в развитии; - ценностных ориентации родителей (в зависимости от их принадлежности к той или иной социально-культурной группе) в отношении ребенка с отклонениями в развитии; - основных типов взаимодействия в семьях с проблемным ребенком; - моделей воспитания в семье, воспитывающей ребенка, страдающего той или иной аномалией развития; - форм родительского участия в формировании навыков социальной и трудовой адаптации ребенка с отклонениями в развитии; - влияния родительской позиции на формирование личности проблемного ребенка; - - мотивационно-потребностной сферы родителей, воспитывающих ребенка с отклонениями в развитии; - особенности внутренних личностных переживаний родителей (близких лиц), связанных с нарушениями развития ребенка; - влияния фактора присутствия в семье ребенка с психофизическими нарушениями на развитие и социальные контакты его здоровых братьев и сестер; — особенностей отношения здоровых братьев и сестер к ребенку с отклонениями в развитии; — динамики родительско-детских и детско-родительс-ких отношений под воздействием психокоррекции; — сравнительное изучение родительских позиций отцов и матерей в отношении ребенка с отклонениями в развитии; — родительского отношения к ребенку с отклонениями в развитии в зависимости от религиозных и культурных традиций семьи. В каждом конкретном случае могут возникнуть и другие направления диагностики. Блок третий. Психологическое изучение социального окружения семьи ребенка с отклонениями в развитии и факторов, влияющих на его социальную адаптацию Результаты изучения этих аспектов позволят влиять на факторы, определяющие социальную адаптацию ребенка. Здесь выделяются следующие направления психологической диагностики: — изучение отношения различных социальных групп населения к детям, подросткам и лицам с психофизическими нарушениями; — изучение влияния здоровых сверстников на характер и динамику развития ребенка с отклонениями в развитии; — изучение макросоциальных условий, определяющих развитие и социально-трудовую адаптацию детей, подростков и молодых людей с психофизическими нарушениями; — "изучение макросоциальных условий, определяющих максимально возможную реабилитацию семей, в которых воспитываются и живут дети, подростки и молодые люди с психофизическими нарушениями. Спектр проблем, представленных в третьем блоке, может быть включен в разряд междисциплинарных исследований, так как эти проблемы близки и социальным педагогам, и медицинским работникам. Методы исследования
В соответствии с принятым в отечественной психологией науке подходом, в качестве методов психологического изучения используются как основные (наблюдение и Эксперимент), так и дополнительные (беседа-интервью, проективные методы, изучение документации об исследуемых. анализ продуктов их деятельности и др.) методы. Проведение любого комплексного психологического обследования требует привлечения достаточного числа диагностических методик — как стандартизированных, так неформализованных. Диагностический инструментарий должен строится на следующих принципах: 1) избираемые методики должны быть направлены на комплексное изучение максимального количества параметров субъекта исследования; 2) диагностический инструментарий должен позволять осуществить качественно-количественный и сравнительный анализы выявленных факторов; 3) получаемые результаты должны быть объективны и строго детерминированы поставленными целями и задачами исследования. В качестве конкретного психодиагностического инструментария используются известные методики, изучающие особенности заявленного предмета исследования. Их перечень приводится ниже. Некоторые из них были нами адаптированы с учетом особенностей изучаемого субъекта исследования (см. Приложения). Наблюдение На начальном этапе в качестве одного из основных методов применяется наблюдение. Это один из наиболее древних психодиагностических методов. Его достоинством является нестандартизированность процедуры и отсутствие необходимости согласия от испытуемого на ее проведение. Основные принципы этого метода, разработанные еще в 1920 гг. М.Я. Басовым (1975), заключаются в следующем: — максимально фиксируются объективные внешние проявления исследуемого субъекта; — наблюдение реализуется непрерывно; — запись проводится избирательно. Научное наблюдение осуществляется со строго определенной целью, выбором объекта исследования, отбором нужных фактов, системой регистрации и записи результатов. При изучении семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии, с помощью метода наблюдения могут быть оценены эмоционально-личностные особенности детей, входящих в обследуемую группу, а также индивидуально-психологические характеристики их родителей.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 390; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.130.151 (0.007 с.) |