Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Отношение социума к детям с отклонениями в развитии, детям-инвалидам и их семьямСодержание книги
Поиск на нашем сайте
За последнее десятилетие в нашей стране произошли значительные перемены в отношении к детям с отклонениями в развитии. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» (1992, 1996) обучение каждого ребенка должно быть организовано в соответствии с его возможностями. В настоящее время даже дети с тяжелыми нарушениями развития могут получить доступное их психофизическому состоянию образование. Возникли новые как государственные, так и негосударственные организационные формы обучения. Кроме специальных коррекционных образовательных школьных и дошкольных учреждений существуют реабилитационные и психолого-медико-социальные центры различного профиля. Создана сеть диагностических учреждений. В качестве базовых критериев в работе специальных учреждений используются принципы раннего выявления и коррекции нарушений, принцип коррекцион-ной направленности обучения. Несколькими вузами страны и их филиалами готовится многочисленная армия специалистов-дефектологов (коррекционных педагогов и специальных психологов). Негосударственная система образования, представленная разнопрофильными центрами, ассоциациями, НОУ, гимназиями, колледжами и т.д., расширяет возможности обучения самых различных категорий детей. Эти положительные изменения имеют особенно большое значение для развития и социальной адаптации детей с выраженными нарушениями, которые ранее, как правило, в систему специального образования не принимались. В истории развития человечества взаимоотношения семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, и общества прошли путь от диктата социума, предписывающего избавляться от неполноценных младенцев, до понимания необходимости оказания помощи и поддержки таким семьям. Следует отметить, что проблемная ситуация возникает в семье с момента рождения в ней ребенка с физическими или психическими недостатками и проявляется как ОТНОШЕНИЕ СОЦИУМА К ДЕФЕКТУ (в понятие социума включены и близкие (родители, другие члены семьи) ребенка, имеющего психофизические нарушения. Восприятие здоровыми согражданами лиц, имеющих физические и психические недуги, в разные исторические эпохи имело свои особенности и складывалось по-разному. Так, история отношений к аномальным детям в древних Греции и Риме свидетельствует о негуманном способе общения с ними (Плутарх). Законодательные акты предписывали умервщлять физически неполноценных младенцев, руководствуясь, «правилами разума: отделять негодное от здорового» (Сенека). Родительские чувства при этом никем не учитывались. Римское право относило умалишенных и глухонемых к категории недееспособных лиц и лишало их гражданских прав, невзирая при этом на имущественное положение семьи (Малофеев, 1996). Последующие исторические эпохи также не внесли в этот вопрос положительных изменений. Краткий исторический экскурс, представленный в нашем исследовании (Ткачева, 1999), позволяет отметить, на наш взгляд, наиболее значимые аспекты возникновения и развития проблемы семьи аномального ребенка. Эти аспекты представляют эволюцию взглядов социума на проблему взаимоотношений с лицами, имеющими психофизические недостатки: 1) избавление от неполноценных лиц как форма самозащиты человека и государства в древности; 2) возникновение и развитие гуманистического отношения к лицам с психофизическими нарушениями; 3) первые опыты оказания помощи детям с психофизическими нарушениями и их семьям; 4) организация консультативной помощи родителям «дефективных» детей в начале XXв.; 5) изучение последствий эмоционального стресса у родителей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии; 6) изучение психопатологических расстройств у родителей, имеющих детей с отклонениями в развитии; 7) изучение влияния болезни ребенка на характер семейных взаимоотношений, принципы семейного воспитания и типы семей; 8) формирование предпосылок к созданию комплексной системы социально-психологической адаптации семей, имеющих ребенка с отклонениями в развитии. Однако неприязнь и страх перед психическим или фи-1ическим недугом сохраняются в виде рудиментарных отголосков в сознании наших современников. В целом, наше общество очень медленно избавляется от пренебрежительно-снисходительного отношения к инвалиду и его семье. На бытовом уровне распространено малоосознаваемое современниками отчужденное отношение к такой семье. Страх перед «передачей» недуга живет в сознании обывателя. Помощь оказывается, но в известных пределах. Вероятно, это последствия той эпохи, когда наличие инвалидов и детей с тяжелыми инвалидизирующими заболеваниями у нас в стране отрицалось. Подобное отношение общества к проблеме инвалидности оказывает негативное влияние на внутренний климат семьи и, что самое существенное, на позиции родителей в отношении принятия или отвержения ребенка с отклонениями в развитии. Мотивационно-потребностная сфера родителей, как система факторов, определяющих поведение индивида в целом, оказывается в ситуации сильнейшего психологического давления со стороны социума по поводу нормативности и соответствия психофизического статуса ребенка ценностям данного общества. Контрольные вопросы и задания 1. Перечислите причины нарушений взаимоотношений в семьях, воспитывающих детей с отклонениями в развитии. 2. Назовите уровни деформации внутрисемейных взаимоотношений и раскройте их содержание. 3. Определите параметры фрустрирующего воздействия нарушений развития каждой из категорий аномальных детей на психоэмоциональное состояние их родителей. 4. Какие изменения претерпевают ценностные ориентации родителей в семьях, воспитывающих детей с отклонениями в развитии? 5. Назовите основные варианты личностных особенностей родителей детей с отклонениями в развитии. 6. Опишите психологические портреты родителей. Приведите примеры из собственной практики. 7. Укажите основные позитивные и негативные стороны отношения социума к детям с отклонениями в развитии и их семьям. Как это влияет на позиции родителей таких детей? Литература рекомендуемая при изучении Главы 2 Бадалян И.О., Журба Л. Т., Тимонина О.В. Детские церебральные параличи. Киев, 1988. Бассин Ф.В. О современном подходе к проблеме психологических факторов болезни // Роль психического фактора в происхождении, течении и лечении соматических болезней. Тезисы докладов. М., 1972. Богданова Т.Г., Мазурова Н.В. Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности глухих младших школьников // Дефектология. 1998. №2. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития. М., 1999. Борякова Н.Ю., М.А.Касицына М.А. Психолого-педагогическое изучение детей с задержкой психического развития в условиях детского сада // Коррекционная педагогика. 2003. № 2. Вишневский В.А. О динамике психогенных депрессивных расстройств, вызванных рождением в семье больного ребенка // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 1984. Т. 84. Вып. 4. Вишневский В.А. Динамика депрессивного невроза. Автореф. дис.... канд. мед. наук. М.. 1987. Вишневский В.А., Воскресенский Б.А. Некоторые аспекты медико-педагогической работы с родителями больных ДЦП // Вопросы клинической психиатрии: Тезисы докладов научно-практич. конференции. Кемерово, 1985. Волкова Г.А. Личностные качества родителей детей с заиканием и с неврозами // Современная логопедия: теория, практика, перспективы / Ред. колл. Л.С. Волкова, В.П. Глухов, Р.Н. Лалаева и др. М, 2002. Волковская Т.Н. Особенности работы с родителями в условиях коррекционного дошкольного учреждения для детей с нарушениями развития // Коррекционная педагогика. 2003. № 2. Гееелия Н.А. Родителям о заикании детей и подростков // Дефектолог ия. 2000. № 5. . Лашыова Л.А. Методы коррекции психического и речевого развития у детей с церебральным параличом. Л., 1977. Ешзаров А.Н. К проблеме поиска основного интегрирующего фактора семьи// Вестник Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1966. № 1. Закон Российской Федерации «Об образовании». М., 1992, 1996. Зурабашвили А.Д. Теоретические вопросы психических реакций в норме и патологии // Психогенные (реактивные) заболевания на изгнанной «почве». Материалы научно-практич. конференции/ Ред. колл.: В- Ковалев, Н.Д. Лакосина, В.М. Матвеев и др. Воронеж, 1982. Кабанов М.М. Реабилитация психических больных. Л., 1978. Кабанов М.М. Концепция реабилитации — ведущее направление научной деятельности Психоневрологического института им. В.М. Бехтерева // Восстановительная терапия и реабилитация больных нервными и психическими заболеваниями / Под ред. М.М. Кабанова. Л., 1982. Калижнюк Э.С. Психические нарушения при детских церебральных параличах. Киев, 1987. Ковалев В.В. Основные вопросы проблемы психогенных заболеваний В измененной «почве» // Психогенные (реактивные) заболевания на плененной «почве». Материалы научно-практич. конференции / Ред. колл: В.В. Ковалев, Н.Д. Лакосина, В.М. Матвеев и др. Воронеж, 1982. Крапивина Л.М. Работа логопеда с родителями заикающихся детей преддошкольного возраста //Дефектология. 1998. № 4. Лебедев Б.А. Соматопсихические соотношения у больных хронически почечной недостаточностью в процессе лечения гемодиализом // Нарушения нервной системы и психической деятельности при соматических заболеваниях / Под ред. Г.В. Морозова. Набережные Челны, 1979. Лебединская К. С. Клинические варианты задержки психического развития //Журнал невропат, и психиатрии им. С.С. Корсакова. 1980. № 3. Лебединский В.В., Никольская О.С, Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. М., 1990. Левченко И.Ю. Психологические особенности подростков и старших хмельников с детским церебральным параличом. М., 2001 а. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. М., 2001. Либлинг М.М. Холдинг-терапия как форма психологической помоям семье, имеющей аутичного ребенка //Дефектология. 1996. № 3. Лубовский В.И. Высшая нервная деятельность и психопатологические особенности детей с задержкой психического развития // Дефектология. 1972. №4. Мазурова Н.В. Влияние внутрисемейных отношений на формированиеличности глухого школьника: Автореф. дис.... канд. психол. наук. М., 1997. Майрамян РФ. Особенности невротических расстройств в семьях умственно отсталых детей // III Всероссийский съезд невропатологов и психиатров: Тезисы докл. / Под ред. В.М. Баншикова, Н.М. Шибанова. В., 1874. Т. 2. Майрамян Р. Ф. Особенности постреактивных психогенных развитии у матерей умственно отсталых детей // Проблемы бреда, пограничные состояния и вопросы организации психиатрической помощи / Под ред. В.М. Банщикова. М., 1975. Майрамян Р.Ф. Семья и умственно отсталый ребенок. Автореф. дис. канд. мед. наук. М., 1976. Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом. В 2 частях. М.: ИКП РАО, 1996. Мамайчук И.И., Мартынов В.Л., Пятакова Г.В. Социально-психологическое исследование семьи больных с детским церебральным параличом и психокоррекционная работа с родителями // Психологические исследования в практике врачебно-трудовой экспертизы и социально-трудовой реабилитации / Ред. колл. Н.Б. Шабалина, Т.А. Добровольская, ЛА. Ширшова. М., 1989. Марковская И.Ф. Задержка психического развития. Клиническая и нейропсихологическая диагностика. М., 1995. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии. М., 1992. Матвеев В.Ф. О взаимосвязи соматических заболеваний и психических нарушений // Психогенные (реактивные) заболевания на измененной «почве». Материалы научно-практич. конференции / Ред. колл.: В.В. Ковалев, Н.Д. Лакосина, В.М. Матвеев и др. Воронеж, 1982. Медико-психологическая оценка детей дошкольного возраста при диспансеризации (методические рекомендации). Л., 1988. Микляева Ю.В. Активизация работы с родителями детей с общим недоразвитием речи //Дефектология. 2001. № 4. Михайлова Н.А. Системный подход к адаптации личности при психогениях, учитывая патологическую «почву» // Психогенные (реактивные) заболевания на измененной «почве». Материалы научно-практич. конференции / Ред. колл.: В.В. Ковалев, Н.Д. Лакосина, В.М. Матвеев и др. Воронеж, 1982. Мишина Г.А. Пути формирования сотрудничества родителей с детьми раннего возраста с отклонениями в развитии. Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1998. Мишина Г.А. Формы организации коррекционно-педагогической работы специалиста-дефектолога с семьей, воспитывающей ребенка раннего возраста с нарушениями психофизического развития // Дефектология. 2001. № 1. Московкина А.Г., Пахомова Е.В., Абрамова А.В. Изучение стереотипов отношения к умственно отсталому ребенку учителей и родителей // Дефектология. 2000. № 2. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Л., 1960. Николаева ВВ. Влияние хронической болезни на психику. М., 1987. Никольская О.С, Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: пути суощи. М., 1997. Основы специальной психологии. Учеб. пособие для студентов средних учеб. заведений // Под ред. Л.В. Кузнецовой. М.: Академия, 2002. Психология воспитания детей с нарушениями зрения / Под ред. И. Солнцевой, В.З. Денискиной. М., 2004. Психолого-педагогическая диагностика / Под ред. И.Ю. Левченко, и. Забрамной. М, 2003. Раку А.И. Особенности положения умственно отсталого ребенка в семье //Дефектология. 1977. № 1. Раку А.И. Функции родителей в воспитании учащегося вспомогательной школы //Дефектология. 1981. № 3. Семаго М.М. Консультирование семей, имеющих детей с аномалиями развития. // Психотерапия в дефектологии / Под ред. Н.П. Вайзмана. М. 1992. Скворцов И.А., Осипенко Т.Н., Дедов Н.П. и др. Психологические особенности родителей при неврологической инвалидности ребенка // Исцеление. М., 1995. Вып. 2. Соломатина И.В. Синдром Ушера и наши дети. М., 2001. Солнцева Л.И., Хорош СМ. Советы родителям по воспитанию слепых детей раннего возраста. М: ВОС, 1988. Сперанский А.Д. Избранные труды. М., 1955. Специальная психология // Учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений / Под ред. В.И. Лубовского. М.: Академия, 2003. Спиваковская А. С. Обоснование психологической коррекции неадекватных родительских позиций // Семья и формирование личности / Под ред. А.А. Бодалева. М., 1981. Строгова Н.А. К вопросу о гуманизации педагогической деятельности олигофренопедагога//Дефектология. 1999. № 1. Ткачева В.В. К вопросу о создании системы психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии //Дефектология. 1999. № 3. Ткачева ВВ. Психолого-педагогическая диагностика детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы // Психолого-педагогическая диагностика / Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. М., 2003. Фелинская Н.И. О взаимосвязи между психогенным заболеванием и • патологической почвой» // Психогенные (реактивные) заболевания на измененной «почве». Материалы научно-практич. конференции / Ред. колл.: В.В. Ковалев, Н.Д. Лакосина, В.М. Матвеев и др. Воронеж, 1982. Хорош СМ. Влияние позиции родителей на раннее развитие слепого ребенка// Дефектология. 1991. № 3. Чавес ВС. Социально-психологические особенности семейного воспитания детей с церебральным параличом. Автореф. дис.... канд. психол. наук. СПб., 1993. Технологии психологического изучения семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии Чарова О.Б., Савина Е.А. Особенности материнского отношения к ребенку с интеллектуальным недоразвитием // Дефектология. 1999. № 5. Шарите А.Р., Гафурова З.Ф. Особенности представлений родителей близоруких детей о семейном воспитании // Дефектология. 1998. № 3. Шевченко С. Г. Комплексный подход к диагностике, коррекции и реабилитации детей с трудностями в обучении // Дефектология. 1995. № 1. Щербакова А.М. Комплексная помощь семье с приемным ребенком: Методическое пособие. М., 2002. Шипицына Л.М. «Необучаемый ребенок» ребенок в семье и обществе. СПб., 2002. Юртайкин В.В., Комарова О.Г. Семья и ребенок «с особыми нуждами» // Школа здоровья. 1996. № 1. №е1ск М. Но1слп§-1пегару // ТтЬег§еп Ы., ТтЬег§еп Е. Аштзйс сЫЫгеп: пе\у Ьоре тог а сиге. №^ Уогк—Ьопйоп, 1983.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 1306; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.64.210 (0.012 с.) |