Позитивное завершение консультирования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Позитивное завершение консультирования



 

Процесс завершения, так же как и весь процесс консультирования, включает ряд ориентиров, по которым консультанты и клиенты могут сверяться, оценивая прогресс, достигнутый ими, и определяя свою готовность перейти в другую стадию (Maholick & Turner, 1979). Важно, чтобы завершение было взаимно согласованным, насколько это возможно, чтобы все участники могли продвигаться дальше такими способами, которые они считают наиболее продуктивными. Однако это не всегда возможно. Паттерсон и Уэлфел (Patterson & Welfel, 1994, p. 138-139) предлагают восемь принципов, которыми консультант может руководствоваться для позитивного завершения интенсивных отношений консультирования.

1. «Ясно сознавать потребности и желания клиента». При завершении отношений консультирования клиенту может понадобиться время, чтобы поговорить с консультантом относительно предполагаемого завершения. Для этого может потребоваться несколько сессий.

2. «Ясно сознавать свои собственные потребности и желания». Консультирование — не улица с односторонним движением, и те консультанты, которые заботятся о других без того, чтобы побеспокоиться о себе, будут, скорее всего, испытывать трудности в связи с окончанием отношений. Консультанту необходимо учитывать свои личные переживания и потребности в отношениях консультирования перед их завершением.

3. «Анализировать свой предыдущий опыт расставаний и свою внутреннюю реакцию на этот опыт». Чувства, порожденные одними интенсивными отношениями, могут быть подобны тем, которые имели место в других. Консультант должен анализировать свои эмоциональные реакции, чтобы избежать контрпереноса и быть подлинным в отношениях.

4. «Предлагать клиенту поделиться впечатлениями о том, как он переживает окончание консультирования». Этот принцип подобен первому, но он сосредоточивается на эмоциях, а не на мыслях клиента. Клиенты должны выра-, жать себя настолько полно, насколько это возможно, чтобы завершение принесло максимальную пользу.

5. «Откровенно делиться с клиентом своими переживаниями по поводу консультирования». Это — другой аспект открытости консультанта во взаимоотношениях. В частности, дайте клиенту понять, что вы как консультант почерпнули из этого конкретного опыта.

6. «Проанализируйте главные события процесса консультирования и перенесите результаты анализа на настоящее». Основная задача данного процесса состоит в том, чтобы помочь клиенту увидеть, насколько далеко он ушел от своего состояния в начале консультирования, и полнее понять происшедший рост. Процедура включает анализ всех имевших место значительных моментов и поворотных пунктов в отношениях, с акцентом на индивидуализации, персональном осмыслении выводов.

7. «Доброжелательно отметьте изменения, которых добился клиент». Согласно этому принципу консультант дает клиенту понять, что он признает прогресс, который был достигнут, и активно поощряет клиента поддерживать эту тенденцию.

8. «Предложите клиенту и в дальнейшем сообщать о том, что случается в его жизни». Отношения консультирования в конечном счете прерываются, но забота и проявления интереса консультанта в отношении клиента не заканчиваются автоматически в заключительной сессии. Клиенты должны знать, что консультант продолжает интересоваться тем, что случается в их жизни. Это может быть частично реализовано с помощью дополнительных сессий.

Проблемы, связанные с завершением

Постконсультационное

Сопровождение

 

«Постконсультационное сопровождение проводится с тем, чтобы выяснить, как обстоят дела у бывшего клиента в связи с его прошлой проблемой спустя определенное время после завершения отношений» (Okun, 1997). В сущности, это процесс позитивного контроля, который поощряет развитие клиента (Doyle, 1998; Egan, 1998). Некоторые консультанты пренебрегают этапом постконсультационного сопровождения. Но его проведение важно потому, что оно поддерживает достижения, которых клиенты добились в ходе консультирования, и помогает как консультанту, так и клиенту заново оценивать опыт. Кроме того, оно подчеркивает искреннюю заботу консультанта и его заинтересованность в делах клиента.

Постконсультационное сопровождение может быть как краткосрочным, так и долгосрочным (Cormier & Cormier, 1998). Краткосрочное сопровождение обычно проводится в течение 3-6 месяцев после прекращения консультирования. Долгосрочное сопровождение проводится по крайней мере не менее 6 месяцев после завершения.

Постконсультационное сопровождение может принимать многочисленные формы, но выделяются четыре главных способа его обычного проведения (Cormier & Cormier, 1998). Первый заключается в приглашении клиента на сессию, чтобы обсудить любой прогресс, которого он или она продолжают добиваться в достижении желаемых целей. Второй способ — телефонный звонок клиенту. Звонок позволяет клиенту сообщить сведения консультанту, ограничиваясь только устным взаимодействием. Третий способ состоит в том, чтобы консультант послал клиенту письмо с вопросом о его текущем состоянии. Четвертый, наиболее обезличенный способ — отправка клиенту анкеты, касающейся его текущего состояния. Многие агентства используют этот тип сопровождения как способ демонстрации ответственности. Такие процедуры не препятствуют использованию отдельными консультантами других, специфических процедур наблюдения. Несмотря на временные затраты, персональное наблюдение является, возможно, наиболее эффективным способом оценки прошлых опытов консультирования. Оно способствует созданию у клиента уверенности, что о нем заботятся как о личности, а не только как об объекте статистики.

Иногда, независимо от способа сопровождения, бывает полезно, чтобы с помощью графиков или диаграмм клиент самостоятельно отслеживал собственный прогресс. Затем, при необходимости представить эту информацию консультанту, клиент может сделать это более наглядно и объективно. Если консультант и клиент соглашаются в конце последней сессии о графике послеконсультационного наблюдения, этот тип самоконтроля может быть особенно полезен, поскольку даст клиенту конкретное доказательство прогресса и более ясное осознание текущих потребностей.

Направление к другому специалисту

И рециркуляция

 

Консультанты не способны помочь каждому, кто нуждается в помощи. Когда консультант понимает, что ситуация является непродуктивной, важно решить, нужно ли завершать отношения или оформлять направление к специалисту. Выдача направления подразумевает организацию помощи клиенту, когда предыдущее назначение не является или не может являться полезным (Okun, 1997). Имеется множество причин для направления к специалистам, включая следующие (Goldstein, 1971):

• Консультанту неизвестны методы решения проблемы клиента.

• Консультант неопытен в конкретной области (например, в работе с токсикоманией или с психическими заболеваниями) и не имеет необходимой квалификации, чтобы помочь клиенту.

• Консультанту известно, что существует возможность обратиться к квалифицированному специалисту, который будет более полезным для данного клиента.

• Консультант и клиент имеют несовместимые типы личности.

• Отношения между консультантом и клиентом увязли в начальной фазе консультирования.

Направление к специалисту включает в себя ответы на вопросы «как?» и «когда?». Чтобы ответить на вопрос «Как?», консультант должен знать, как использовать существующие ресурсы помощи и как обращаться с клиентом, чтобы повысить возможность его согласия на направление к специалисту. Клиент может отказаться от направления к специалисту, если он чувствует, что консультант не хочет с ним работать. Паттерсон и Уэлфел (Patterson & Welfel, 1994) предлагают консультантам посвящать по меньшей мере одну сессию работы С клиентом подготовке к направлению к специалисту. Встречаются клиенты, для которых необходимо провести несколько таких сессий.

Ответ на вопрос «Когда?» связан с выбором времени. Чем дольше клиент работает с консультантом, тем более неохотно он пойдет на то, чтобы работать с кем-то другим. Поэтому правильный выбор времени является очень важным. Если консультант предвидит возможность того, что отношения с данным клиентом могут зайти в тупик, он должен направить этого клиента к другому специалисту как можно скорее. С другой стороны, если консультант проработал с клиентом некоторое время, он должен почувствовать, достаточно ли времени было у клиента, чтобы прийти к мысли о работе с кем-либо еще.

Рециркуляция (повторное консультирование) назначается в тех случаях, когда консультант считает, что хотя процесс консультирования не привел еще к желаемым результатам, но такая возможность еще существует. Рециркуляция означает повторный анализ всех стадий терапевтического процесса. Возможно, цели должным образом не были определены или была выбрана несоответствующая стратегия. В любом случае, повторно исследуя процесс консультирования, консультант и клиент могут решить, как (если нужно) пересмотреть и заново провести процесс консультирования. Консультирование, подобно другим мероприятиям, не всегда проходит успешно с первой попытки. Рециркуляция дает и консультанту, и клиенту вторую возможность достичь того, чего каждый хочет: положительных изменений.

Резюме

 

Завершение является важной стадией консультирования, хотя его часто недооценивают и неправильно понимают. Проблемам, связанным с переживанием потери и с завершением, в консультировании обычно уделяют меньше внимания, чем проблемам роста и развития. Таким образом, тема завершения часто или игнорируется, или считается не требующим специального внимания. Однако успешное завершение консультирования принципиально важно для здоровья и благополучия как консультанта, так и клиента. Оно является важной стадией консультирования, которая может повлиять на успешность всех предыдущих стадий и должна проводиться квалифицированно. В противном случае каждый участник взаимоотношений консультирования может увязнуть в бесполезных мелочах. Завершение дает клиенту возможность опробовать новые способы поведения и служит ему своеобразным мотиватором.

В этой главе уделено внимание процедурам, которые связаны с завершением — как отдельной консультационной сессии, так и продолжительных отношений консультирования. И клиенты и консультанты должны подготавливаться к обоим видам завершения. Один из способов облегчить эту подготовку заключается в использовании схемы, например временных рамок или вербальных и невербальных сигналов. Прежде чем отношения консультирования будут закончены, клиенты должны освоить навыки решения задач, чтобы при столкновении с трудными жизненными обстоятельствами они могли рассчитывать на собственные силы больше, чем на поддержку своих консультантов. Тем не менее важно, чтобы клиенту было дано разрешение войти в контакт с консультантом снова, если это окажется необходимо. Тактика открытости позволяет в значительной степени уменьшить беспокойство клиента.

Бывают случаи, когда консультант и/или клиент противятся завершению отношений. Часто это сопротивление связано с неустраненными чувствами печали и одиночества (Cowger, 1994). Когда клиент испытывает такие чувства, он может принять решение завершить отношения преждевременно. Консультант может также инициировать завершение, но обычно делает это по уважительным причинам. Независимо от того, кто инициирует завершение, важно, чтобы о нем были осведомлены все участники консультирования и имели возможность к нему подготовиться. По возможности консультирование лучше всего закончить позитивно. После того как отношения консультирования завершились, полезно в течение года осуществлять в какой-либо форме постконсультациониое сопровождение. Иногда направление к специалистам или процедуры рециркуляции означают гарантию того, что клиент получает помощь, в которой нуждается.

Задания для самостоятельной работы

 

1. В парах обсудите наиболее значительные случаи завершения в вашей жизни, такие как смерть любимого, окончание учебного заведения, завершение некоторой стадии жизни. Оцените положительный опыт, который вы вынесли из этих событий, а также болезненные переживания, которые вы испытали.

2. В небольших группах разыграйте, меняясь ролями, различные формы сопротивления завершению в конце сессии, случающиеся между клиентом и консультантом. Пусть один член группы играет роль консультанта, другой — клиента, двое участников исполняют роли alter ego консультанта и клиента, а еще один будет наблюдателем-экспертом. После того как каждый получит возможность выступить в роли консультанта, обсудите свои впечатления по поводу противодействия у вас самих и у ваших партнеров и какие стратегии, на ваш взгляд, лучше всего помогали в преодолении сопротивления.

3. Составьте список способов, с помощью которых, по вашему мнению, вы можете сообщить, когда консультант или клиент готов закончить отношения. Затем молча разыграйте перед вашими сокурсниками не менее двух из этих способов и попросите наблюдателей описать ваши действия и собственную вероятную реакцию на них.

4. Пусть все присутствующие разделятся на две команды. Обсудите, должны ли отношения консультирования заканчиваться на положительной ноте. Особо обратите внимание на те положительные результаты, которые клиент или консультант могли бы получить от негативного завершения консультирования.

5. Как вы относитесь к процедуре рециркуляции? В группах по четыре человека обсудите, что вы думаете и чувствуете по поводу этой процедуры. Аналогично, разыграйте в лицах, как бы вы направили трудного клиента к другому профессионалу.

Литература

 

Anderson С. М. & Stewart S. (1983). Mastering resistance: A practical guide to family therapy. New York: Guilford.

Benjamin A. (1987). The helping interview (4th ed.). Boston: Houghton Mifflin.

Brammer L. M. & MacDonald G. (1996). The helping relationship (6th ed.). Boston: Allyn & Bacon.

Burke J. F. (1989). Contemporary approaches to psychotherapy and counseling. Pacific Grove CA: Brooks/Cole.

Cavanagh M. E. (1990). The conseling experience. Prospect Heights IL: Waveland.

Cormier W. H. & Cormier L. S. (1998). Interviewing strategies for helpers. (4th ed.). Pacific

Grove CA: Brooks/Cole. CowgerE. (1994 November). Dealing with grief and loss. Presentation at the Southern Association for Counselor Education and Supervision conference Charlotte NC

Dixon D. N. & Glover J. A. (1984). A problem-solving approach. New York: Wiley.

Doyle R. E. (1998). Essential skills and strategies in the helping process (2nd ed.). Pacific Grove CA: Brooks/Cole.

Egan G. (1998). The skilled helper (6th ed.). Pacific Grove С A: Brooks/Cole.

Cladding S. T. (1990). Coming full cycle: Reentry after the group. Journal for Specialists in Group Work, 15, 130-131.

Gladding S. T. (1998). Family therapy: History, theory, and practice (2nd ed.). Upper Saddle River NJ: Merrill/Prentice Hall.

Goldberg C. (1975). Termination: a meaningful pseudo-dilemma in psychotherapy. Psychotherapy, 12, 341-343.

Goldstein A. (1971). Psychotherapeutic attraction. New York: Pergamon. Goodyear R. K. (1981). Termination as a loss experience for the counselor. Personnel and Guidance Journal, 59, 349-350.

Guy J. D. (1987). The personal life of the psychoterapist. New York: Wiley.

Hackney H. & Cormier L. S. (1994). Counceling strategies and objectives (4th ed.). Boston; Allyn & Bacon.

Hansen J. C., Rossberg R. H. & Cramer S. H. (1994). Couseling theory and process (5th ed.). Boston: Allyn & Bacon.

Hansen J. Warner R. & Smith E. (1980). Group counceling: Theory and process (2nd ed.). Chicago: Rand McNally.

Hayes R. L. (1993). Life, death, and reconstructive self. Journal of Humanistic Education and Development, 32, 85-88.

Hodgkinson H. L. (1992). A demographic look at tomorrow. Washington DC: Institute for Educational Leadership. Huber С. Н. (1989). Paradox-orthodox: Brief pastoral psychotherapy. Individual Psychology, 45, 230-237.

Hulse-Killacky D. (1993). Personal and professional endings. Journal of Humanistic Education and Development, 32, 92-94.

Ivey A. E. (1994). International interviewing and counceling (3rd ed.). Pacific Grove CA: Brooks/ Cole.

Kottler J. A., Sexton T. L. & Whiston S. C. (1994). The heart of healing. San Francisco: Jossey-Bass.

Kovacs A. L. (1965). The intimate relationship: A therapeutic paradox. 97-103. Kovacs A. L. (1976). The emotional hazards of teaching psychotherapy. Psychotherapy, 2,321-334.

Kubler-Ross E. (1969). On death and dying. New York: Macmillan.

Lerner S. & Lerner H. (1983). A systematic approach to resistance: Theoretical and technical considerations. American Journal of Psychotherapy, 37, 387-399.

Loewenstein S. F. (1979). Helping family members cope with divorce. In S. Eisenberg & L. E. Patterson (Eds.), Helping clients with special concerns (pp. 193-217). Boston: Houghton Mifflin.

London M. (1982). How do you say good-bye after you've said hello? Personnel and Guidance Journal, 60, 412-414.

Maholick L. T. & Turner D. W. (1979). Termination: The difficult farewell. American Journal of Psychotherapy, 33, 583-591.

McGee Т. Е., Schuman В. N. & Racusen F. (1972). Termination in group psychotherapy. American Journal of Psychotherapy, 26, 521-532.

MunroJ. N. & Bach T. R. (1975). Effect of time-limited counseling on client change. Journal of Counceling Psychology, 22, 395-398.

Nystui M. S.(1993). Theartandscienceofcouncelingandpsychotherapy.UpperSaddleRiverN]; Merrill/Prentice Hall.

Okun B. F. (1997). Effective helping (5th ed.). Pacific Grove CA; Brooks/Cole.

Patterson L. E. & Welfel E. R. (1994). The counceling process (4th ed.). Pacific Grove IL: Brooks/Cole.

Pearson Q. M. (1998). Terminating before counseling has ended: Counseling implications and strategies for counselor relocation. Journal of Mental Health Counceling, 20, 55-63.

Perls F. S. (1969), Gestalt therapy verbation. Lafayette CA: Real People Press.

Seligman L. (1984). Temporary termination.Joumal of Counceling and Development, 63, 43-44.

Sheehy G. (1976). Passages: Predictable crises of adult life. New York: Bantam.

Shulman L. (1999). The skills of helping individuals, families, groups^and communities (4th ed.). Itasca IL: Peacock. Vi

ckio C. J. (1990). The goodbye brochure: Helping students to cope with transition and loss. Journal of Counceling and Development, 68, 575-577.

Ward D. E. (1984). Termination of individual counseling: Concepts and strategies. Journal of Counceling and Development, 63, 21-25.

Weiss R. S. (Ed.). (1973). Loneliness. Cambridge MA: MIT Press.

Yalom I. D. (1995). The theory and practice of group psychotherapy (4th ed.). New York: Basic Books.

Young M. E. (1998). Learning the art of helping. Upper Saddle River NJ: Merrill/Prentice Hall.

Глава 8



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 958; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.186.72 (0.034 с.)