Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вербальное и невербальное поведениеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Развитию любой формы эмпатии может способствовать внимательность (понимаемая как совокупность вербальных и невербальных действий, направленных на клиента). К вербальным действиям относятся сообщения, которые показывают желание понять или обсудить то, что является значимым для клиента (Cormier & Cormier, 1998). Такие проявления поведения (которые включают зондирование, уточняющие вопросы, переформулировку сказанного клиентом и подведение эмоциональных итогов) показывают, что консультант сосредоточивается на личности клиента. Не менее важным является невербальное поведение консультанта. Согласно Меграбяну (Mehrabian, 1970), физические проявления внимательности, такие как улыбки, наклон в сторону собеседника, зрительный контакт, жестикуляция, кивки, являются эффективными невербальными способами сообщения клиенту о том, что консультант заинтересован им и открыт для него. Эган (Egan, 1998) обобщает пять невербальных навыков, имеющих значение для первичного интервью. Они лучше запоминаются с помощью акронима SOLER. «S» здесь напоминает о важности общения «лицом к лицу» (англ, squarely — прямо, лицом к лицу), что можно понимать буквально или как метафору, в зависимости от ситуации. Важно, чтобы консультант демонстрировал включенность и проявлял интерес к клиенту. «О» (open — открыто) является напоминанием о необходимости демонстрировать открытость, не вести двойную игру и показывать миролюбие, «L» (lean — склоняться) напоминает консультанту о необходимости идти навстречу клиенту, проявлять симпатию. Слишком сильные проявления симпатии или чрезмерное сближение являются нежелательными, поскольку для клиента это может быть пугающим, а подчеркнутая отстраненность, сохранение дистанции может быть истолковано как признак незаинтересованности консультанта. Консультант должен найти среднее расстояние, которое является удобным для обеих сторон. «£» обозначает визуальный контакт (eye — глаз). Хороший визуальный контакт в большинстве случаев является признаком того, что консультант настроен на клиента. Однако для некоторых клиентов предпочтителен меньший зрительный контакт. «Я» (relax — расслабиться) — напоминание консультанту о необходимости расслабляться. Консультант должен чувствовать себя комфортно. Окун (Okun, 1997) перечисляет полезные вербальные и невербальные поведенческие средства, которые консультанты часто демонстрируют в процессе консультирования (табл. 5.1). Таблица 5.1 Полезные поведенческие приемы
Продолжение табл. 5.1
Источник: «Effective Helping: Interviewing and Counseling Techniques» (p. 24) by Barbara F. Okun.
Последний из невербальных приемов в списке Окунь, случайное касание, является умышленно (politically) чувствительным и несколько спорным. Хотя Уилли-сон и Массой (Willison & Masson, 1986) (в согласии с Окунь) показали, что человеческое прикосновение может иметь терапевтический эффект в консультировании, Элин (Alyn, 1988) обращает внимание на то, что «широкий диапазон индивидуальных мотивов, интерпретаций и ответных реакций на прикосновение делают его чрезвычайно неясным и, возможно, опасным способом связи в терапии» (р. 433). В качестве общего принципа консультирования Юнг (Young, 1998) предлагает использовать касание только в соответствующих случаях, применяя его кратко и экономно, и только для того, чтобы передать заинтересованность. Одним из способов реализации идей Юнга является использование «Теста на прикосновение (Теста прикосновения)», в котором просто спрашивается: «Сможешь ли ты прикоснуться к незнакомому человеку?» (Del Prete, 1998, p. 63). Консультанты, которые используют касание в своей работе, должны делать это осторожно и с пониманием того, что их действия могут иметь неблагоприятные последствия. Данное критическое замечание следует помнить и при использовании любого другого вербального или невербального приема. Неверное поведение При проведении интервью
На стадий формирования отношений консультантам, кроме всего прочего, необходимо понимать, чего они не должны делать, для того чтобы избегать появления бесполезных или даже вредных форм поведения. Паттерсон и Уэлфел (Patterson & Welfel, 1994) перечисляют четыре часто встречающихся действия, которые обычно блокируют общение консультанта с клиентом и которых следует вообще избегать: дача рекомендаций, лекторство, чрезмерное количество задаваемых клиенту вопросов и рассказывание историй. Дача конкретных рекомендаций — наиболее дискуссионное из этих четырех действий. Ноулес (Knowles, 1979) обнаружил, что 70-90% всех ответов волонтеров, работающих на телефоне доверия, заключаются в даче советов. Когда консультант дает совет, особенно в первой сессии, это может фактически оттолкнуть клиента от возможности мобилизовать свои собственные мысли и чувства на решении проблемы и в конечном счете ограничивает его или ее способности сделать трудный выбор. Совет, который должен, по замыслу, принести пользу, в результате оказывает пагубное воздействие, обезоруживая клиента. Например, если клиенту рекомендовали прекратить отношения, он так и останется в двойственном положении, поскольку он лишился возможности исследовать ситуацию и разобраться со своими мыслями и чувствами, которые изначально его к этой двойственности и вели. Сэкк (Sack, 1985) полагает, что советы не обязательно бывают деструктивными. Он обращает внимание на то, что имеются исключительные ситуации (как в кризисном консультировании), когда для немедленного улучшения состояния и достижения безопасности клиента должно предприниматься некоторое конкретное действие, которое предполагает предоставление совета. Он предупреждает консультантов, что надо, однако, тщательно прислушиваться к клиенту, чтобы удостовериться, что он действительно просит о совете, а не просто размышляет вслух, задавая вопросы самому себе. Имеется большое различие между высказываниями «Что я должен делать?» и «Интересно, что я должен делать?» Кроме того, Сэкк (Sack) соглашается с предложенными Каркхуффом (Carkhuff, 1969) вариантами ответов консультанта на прямые просьбы о совете. В этой модели консультанты используют один из семи принципов: уважение, эмпатия, искренность, конкретность, открытость, конфронтация и непосредственность. Сэкк (Sack, 1985) заключает, что консультанты должны исследовать свои роли в консультировании, чтобы «освободить себя от ограничений и ловушек предоставления советов и переместиться к использованию всего разнообразия ответов, которые смогут лучше соответствовать потребностям их клиентов» (р. 131). Чтение нотаций, менторство является «в действительности замаскированной формой дачи совета» (Patterson & Welfel, 1994). Это порождает ситуацию борьбы между консультантом и клиентом, в которой никто из них не может победить Например, если сексуально активной девушке говорят: «Прекрати общаться с юношами», она может делать только наоборот, утверждая свою независимость, В таком случае и консультант и клиент проигрывают в своем желании изменить поведение. Паттерсон и Уэлфел полагают, что консультанта можно считать склонным к чтению нотаций, когда он говорит своим клиентам больше трех последовательных сентенций подряд. Консультант может добиться большего успеха, если он не читает нотации, а следует за инициативой клиента (Evans, Hearn, Uhlemann & Ivey, 1998). Задавать слишком много вопросов — общая ошибка многих консультантов. Вербальное взаимодействие с клиентами наряду с вопросами должно включать утверждения, замечания и выражение одобрения. Когда клиенту задается слишком много вопросов, у него появляется мысль, что он скорее является допрашиваемым, а не консультируемым. Клиент в данном случае имеет мало возможностей взять на себя инициативу и может стать сдержанным. Дети особенно склонны реагировать таким образом. В другом случае ответы на вопросы они могут превратить в игру: ответить на вопрос, затем ждать следующего, снова ответить, опять ждать и т. д. (Erdraan & Lampe, 1996). Отношения консультирования являются более продуктивными, когда консультант избегает задавать больше чем два вопроса подряд и чаще применяет открытые вопросы, а не закрытые. Последняя вредная черта поведения — злоупотребление рассказыванием историй. Известно несколько выдающихся профессионалов, которые могут применять метод рассказывания историй с пользой для клиента. Милтон Эриксон (Erickson), легендарный пионер сообщества консультантов, был одним из них. Его истории были всегда метафорично приспособлены к ситуациям его клиентов. Они были полезны, потому что ориентировали клиентов на обдумывание своих собственных ситуаций в свете историй, которые рассказал Эриксон. Большинство консультантов, однако, должны остерегаться частого использования этого приема, потому что история обычно сосредоточивает внимание на консультанте вместо клиента и отвлекает от решения задач. Окун (Okun, 1997) перечисляет другие вредные черты вербального и невербального поведения (см. табл. 5.2). Таблица 5.2
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 526; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.239.145 (0.008 с.) |