Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Межгрупповое поведение и конфликт↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Первопричины межгруппового конфликта. В объяснении, что представляет собой меж- групповой конфликт, был определен ряд условий, предшествующих его возникновению. Их можно сформулировать следующим образом. 1. Борьба за ресурсы. В настоящее время во многих организациях ресурсы ограничены. Группы внутри организации соперничают друг с другом из-за бюджетных средств, помещений, поставок, персонала и вспомогательных услуг. 2. Взаимозависимость задач. Если две группы в организации зависят либо взаимно либо одна от другой (например при последовательном технологическом процессе), появляется больше возможностей для возникновения конфликтов, чем когда группы независимы. Чем сильнее отличаются цели, приоритеты и персонал взаимозависимых групп (например, исследовательского и производственного отделов), тем больше возможностей для возникновения конфликта. 3. Неопределенность в сфере полномочий. Это может привести к возникновению проблемы «контролируемой территории» или частичному дублированию обязанностей. Например, конфликт возможен в ситуации, когда одна из групп старается взять на себя больший контроль или получить влияние в той области, которая ей больше подходит, и отказывается от участия и соответствующих обязательств в тех областях, которые ей не нравятся. 4. Борьба за статус. Такого рода конфликт возникает, если одна группа пытается улучшить свое положение, а другая группа усматривает в ее действиях угрозу своему месту в статусной иерархии. Группа также может счесть, что к ней относятся несправедливо в сравнении с другой группой, которая имеет равный статус с точки зрения вознаграждений, распределения должностей, условий труда, привилегий и других статусных символов. Воздействие и стратегии межгруппового конфликта Изучив литературу по данному предмету, Дафт, в частности, выделил следующие характерные черты групп, находящихся в конфликте. 1. Наблюдается четкое разграничение на «мы» (внутри группы) и «они» (вне группы) и проводится их сравнение. 2. Группа, которая ощущает, что находится в конфликте с другой группой, становится более сплоченной и дружно работает, чтобы единым фронтом нанести той поражение. 3. Положительные чувства и сплоченность внутри группы не распространяются на людей, не входящих в группу. 4. Члены группы, которые ощущают угрозу, считают себя лучше других — они переоценивают свои силы и недооценивают возможности членов других групп. 5. Общение между конфликтующими группами сокращается. Когда же общение необходимо, оно сопровождается негативными замечаниями и проявлением враждебности. 6. Если группа проигрывает в конфликте, то сплоченность между ее членами уменьшается и они испытывают все возрастающее напряжение, общаясь друг с другом. Они ищут «козла отпущения», на которого можно было бы списать неудачу. 7. Межгрупповой конфликт и возникающая в результате него враждебность не являются следствием невротических отклонений отдельных членов группы. Оказывается, это продукт группового взаимодействия, даже если люди в группе абсолютно нормальны и вполне уравновешенны. ЧТО ТАКОЕ СТРЕСС Важно также особо подчеркнуть, что именно стрессом не является. 1. Стресс — это не просто беспокойство. Беспокойство охватывает эмоциональную и психологическую сферы человека, в то время как стресс касается также и физиологической сферы. Таким образом, стресс может сопровождаться беспокойством, однако между этими двумя понятиями нельзя ставить знак равенства. 2. Стресс — это не просто нервное напряжение. Подобно беспокойству, нервное напряжение может быть вызвано стрессом, однако эти понятия неравнозначны. Некоторые люди бессознательно проявляют стрессовое состояние, в то время как другие держат его в себе и не проявляют даже в виде нервного напряжения. 3. Стресс—это не обязательно нечто вредное, плохое, чего следует избегать. «Ю-стресс» не является вредным или плохим, и в отдельных случаях людям следует стремиться к нему, а не избегать. Главное, безусловно, заключается в том, каким образом человек реагирует на стресс. Стресс неизбежен, однако его отрицательного воздействия можно избежать или эффективно его контролировать. Что же касается термина «истощение» (дистресс), который приобретает все большую популярность, то некоторые исследователи, работающие над проблемами стресса, рассматривают истощенйе в качестве одного из его видов. Истощение часто подстерегает тех, кто работает в тесно ч связанных с людьми сферах, таких, как уход за больными, образование, общественная деятельность. В связи с этим, хотя по сути истощение и отличается от стресса, эти два термина в дальнейшем будут использоваться в качестве синонимов. Происхождение стресса Исследования воздействия стресса на человека уходят своими корнями в медицину: к этой области относились и первые работы Ганса Селье, который считается первооткрывателем стресса. В поисках нового полового гормона он случайно обнаружил, что повреждение живой ткани вызывается практически любым отрицательным воздействием. Данное явление было названо им синдромом общей адаптации (general adaptation syndrome, GAS — ОСА), а десять лет спустя в его работах появился термин «стресс». ОСА имеет три стадии развития: тревога, сопротивление и истощение. На стадии тревоги внешний фактор стресса активизирует внутреннюю стрессовую систему организма. Происходит ряд физиологических и химических реакций и выделение адреналина, заметно усиливается потоотделение, учащается сердцебиение, повышается кровяное давление, а также обостряются все чувства. Если стрессовый фактор продолжает оказывать воздействие, ОСА переходит в стадию сопротивления, на протяжении которой организм мобилизует для борьбы с ним необходимый орган или систему. Однако, несмотря на то что на протяжении этой стадии сопротивление одному фактору стресса может достичь высокой степени, иные факторы, независимые от первого, могут вызвать слабое сопротивления или не вызвать его вообще. Этим объясняется тот факт, что человек, находящийся под воздействием эмоционального стресса, может быть особенно подвержен заболеваниям. И, наконец, если фактор стресса воздействует на организм в течение долгого времени, на второй стадии могут исчерпаться резервы адаптивных механизмов и наступит истощение. В этом случае возможен возврат к первой стадии, и весь цикл ОСА начинается заново. Этот процесс, разумеется, оказывает тяжелое воздействие на человека и отражается на всем организме. ПРИЧИНЫ СТРЕССА СМ ТЕТРАДЬ
ЭФФЕКТЫ СТРЕССА НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ См тетратдь
ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ БОРЬБЫ СО СТРЕССОМ См тетрадь Коммуникации Коммуникации представляют собой один из наиболее дискуссионных процессов в области организационного поведения, однако ясное понимание этого процесса наблюдается крайне редко. На практике эффективные коммуникации являются основным необходимым условием для успешного достижения стоящих перед организацией целей, однако именно они составляют одну из важнейших проблем современного менеджмента. По некоторым оценкам, коммуникации занимают около трех четвертей времени в активной жизни человека, а у типичного менеджера — еще больше. Серьезное исследование, в ходе которого велось непосредственное наблюдение за деятельностью широкого круга «реальных менеджеров», показало, что они посвящают одну треть рабочего времени рутинным коммуникациям — обмену информацией и работе с документами. Однако значительно более важным стал вывод о том, что коммуникации как вид деятельности являются наиболее важной составляющей эффективного управления. На рис. 11.1 обобщены выводы, полученные на основе этого исследования. Нет никаких сомнений, что коммуникации играют важную роль для управленческой и организационной эффективности. Однако, существует мнение, что коммуникации являются основной причиной большинства возникающих в мире проблем. Ими объясняются ссоры влюбленных, расовые предрассудки, войны между народами, непонимание между отцами и детьми, производственные и организационные конфликты. Это всего лишь немногочисленные иллюстрации того, к чему могут привести неэффективные коммуникации. Разумеется, подобный подход может завести нас очень далеко и коммуникации могут превратиться в удобного «козла отпущения». Не все организационные и межличностные трудности оказываются результатом погрешностей в коммуникациях. Другие вопросы, обсуждаемые в этом пособии (вот лишь некоторые из них: — мотивация, принятие решений, стресс, структура организации) также могут привести к определенным проблемам. Тем не менее, нельзя не признать, что коммуникативный процесс представляет собой центральную проблему в большинстве видов деятельности человека и организации.РИСУНОК ПЕРЕРИСОВАТЬ.
КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
См тетрадь
НЕВЕРБАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ На противоположном конце континуума по отношению к сложнейшим телекоммуникационным технологиям находятся невербальные коммуникации. В то время как важность вербальных коммуникаций признана уже давно, коммуникация невербальная только недавно попала в фокус внимания исследователей, работающих над проблемами общения. Невербальные коммуникации, которые иногда называют «языком молчания», можно определить как «бессловесные реакции человека (такие, как жесты, выражение лица) на воспринимаемые особенности окружающей среды, через которые люди передают вербальные и невербальные сообщения». Таким образом, коммуникация может осуществляться и тогда, когда человек говорит, и тогда (что не менее важно), когда он ничего не произносит.
Пластика тела и параязык Существует множество форм невербальных коммуникаций. Больше всех известен язык телодвижений. Движения нашего тела могут передавать смысл сообщения. Эта форма общения включает выражение лица, а также позу и жесты. Опытные торговые и рекламные агенты и даже игроки в покер используют для достижения успеха свои знания о глазах людей. Известен ряд проявлений невербальной коммуникации. Например, если человек взволнован или возбужден, у него расширяются зрачки. Раздумывая над предложенной ценой, покупатель бессознательно подаст внимательному продавцу сигнал, что цена для него приемлема. Некоторые цвета или формы производят большее впечатление, чем другие, и реакция отражается в глазах покупателя. Обладая подобной информацией, специалисты, работающие в сфере торговли, могут изменить свои продукты таким образом, чтобы они были более привлекательными для покупателей по сравнению с другими товарами. Хорошие игроки в покер всегда следят за выражением глаз своих партнеров, когда раздаются карты. Расширение зрачков очень часто свидетельствует о том, что игрок получил хороший расклад. Наряду с такими общеизвестными и всем понятными жестами, как крепкое рукопожатие или прикосновение к собеседнику с целью подчеркнуть важность сообщения, положение, движения нижних конечностей, как считает специалисты в данной области, представляют собой главное выразительное средство. Именно наблюдая за ногами собеседника, можно заметить нарастание напряжения или беспокойства. Человек старается казаться спокойным, однако его ноги скрещены и сжаты, причем одна нога так напряжена, что кажется, будто она может отвалиться. Вывод: люди изо всех сил стараются скрыть свое напряжение и сосредоточивают свое внимание на верхней части тела. Их подлинное Состояние показывает положение их ног и ступней. В языке телодвижений важную роль играет даже одежда человека. Так, например, в бестселлере «Одежда для успеха» Джон Моллой отмечает: «Наиболее солидное впечатление вы произведете, если наденете костюм в тонкую полоску, затем в порядке убывания следуют гладкий костюм, костюм в широкую полоску и клетку. Если вам крайне важно выглядеть импозантно, выбирайте темные костюмы в тонкую полоску». В дополнение к одежде внешность в целом также имеет большое значение. На основании опроса, проведенного среди клиентов, один консультант пришел к выводу, что внешняя привлекательность «является единственным наиболее существенным фактором, определяющим ваш успех на каждом этапе вашего жизненного пути. Люди, наделенные привлекательностью, считаются более приятными, умными, способными, а также более предпочтительными в качестве партнера и лучшими работниками». Повышение эффективности невербальных коммуникаций Как и для других видов коммуникаций, имеются конкретные рекомендации для лучшего понимания невербального поведения других людей. Ниже приводятся некоторые из них. 1. Рассматривайте происходящее в рамках конкретной ситуации. Если невербальное поведение представляет собой эмоциональную реакцию, она отражает происходящее в данный момент может способствовать лучшему пониманию невербального поведения человека. 2. Принимайте во внимание возможность несовпадения невербального поведения и словесных утверждений. Если наблюдается подобное расхождение, это должно послужить сигналом для более тщательного выяснения, что же происходит на самом деле. Иногда невербальные сигналы являются более точными, чем слова. 3. Старайтесь наблюдать мельчайшие детали невербального поведения. К примеру, искреннюю улыбку обычно можно отличить от неискренней. Межкультурные различия также играют важную роль в осуществлении эффективных невербальных коммуникаций. Следующие рекомендации могут помочь при невербальных коммуникациях за рубежом: при общении с жителями Латинской Америки будьте готовы к тому, что ваш собеседник подойдет к вам очень близко; большой палец принято поднимать практически везде, за исключением Австралии; не держите руки в карманах, когда общаетесь с японцами. В целом невербальные характеристики исключительно важны в межличностном общении, и им должно уделяться столько же внимания, сколько новейшим телекоммуникационным технологиям. В Приложении к данной главе приведены некоторые дополнительные комментарии по анализу и применению невербальных коммуникаций. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ КОММУНИКАЦИИ Межличностные коммуникации занимают промежуточное положение между телекоммуникационными технологиями, с одной стороны, и невербальной коммуникацией — с другой. Для изучения организационного поведения межличностные коммуникации представляют наибольшую значимость. Краткая классификация межличностных коммуникаций приведена в таблице 11.1.
Самым главным в межличностных коммуникациях является передача информации от одного лица к другому. Коммуникация рассматривается как основной метод для достижения поведенческих изменений и включает как психологические процессы (восприятие, научение и мотивацию), так и язык. При коммуникации неизбежны потери и незапланированные «приобретения» информации (см. рис. 11.4). Тем не менее, нельзя не отметить, что бурное развитие современных телекоммуникационных технологий оказывает воздействие на процесс человеческого взаимодействия. Однако все это не исключает важность умения слушать и невербальных коммуникаций. В Приложении приведены некоторые дополнительные комментарии, касающиеся умения слушать и умения говорить в процессе межличностных коммуникаций.
НИСХОДЯЩИЕ КОММУНИКАЦИИ Традиционно одной из ведущих тем, связанных с организационными коммуникациями, являются так называемые нисходящие процессы. Однако если подойти к ним с позиций личности, отказавшись от их описания как линейных потоков информации, то нисходящие коммуникации следует представлять, скорее, как установление межличностных связей. Цели и методы нисходящих коммуникаций В организации существует пять основных целей коммуникаций, направленных сверху вниз. 1.Поставить конкретные задачи по выполнению работы. 2. Обеспечить информацию о принятых в данной организации процедурах и практике. 3. Обеспечить информацией, касающейся смысла исполняемой работы. 4. Проинформировать подчиненных о качестве их работы. 5. Предоставить идеологическую информацию для облегчения восприятия целей. Средства, используемые для нисходящих коммуникации Если абстрагироваться от возрастающей роли описанных выше телекоммуникационных технологий, нисходящие коммуникации традиционно осуществляются с помощью разнообразных как печатных, так и устный средств распространения информации. Примерами письменных средств распространения информации являются рабочие материалы, руководства, журналы, газеты и письма, рассылаемые на дом или выдаваемые на работе, доски объявлений, плакаты и меморандумы. Однако самая большая проблема заключается в том, что при передаче информации не уделяется должного внимания ее получателю. На основе внимательного анализа имеющейся по данному вопросу литературы один из исследователей в области коммуникаций пришел к выводу, что нисходящий поток информации может оказывать следующие воздействия на ее получателя. 1. Интерпретируя информацию, люди следуют по пути наименьшего сопротивления. 2. Люди более открыты для сообщений, которые созвучны имеющимся у них представлениям, идеалам и ценностям. 3. Сообщения, которые не соответствуют ценностям человека, вызывают большее сопротивление, чем сообщения, противоречащие рациональной логике. 4. Поскольку люди испытывают постоянное желание удовлетворить свои потребности, сообщения, которые способствуют их удовлетворению, воспринимаются легче, чем те, которые этому не способствуют. 5. Когда люди видят изменения в окружающей среде, они более открыты по отношению к поступающим сообщениям. 6. На коммуникацию оказывает влияние ситуация в целом; сообщение, которое может показаться сообразным в одной ситуации, в другой может представиться несообразным. В том случае если менеджеры будут понимать, как коммуникации воздействуют на их подчиненных, и адекватно на это реагировать, процесс коммуникаций может стать более эффективным. ВОСХОДЯЩИЕ КОММУНИКАЦИИ В той же мере, что и нисходящие, восходящие коммуникации становятся динамичным межличностным процессом. В традиционном понимании классическая организационная структура обеспечивает вертикальные информационные потоки, как нисходящие, так и восходящие. Тем не менее на практике, исключая контроль за обратной связью, нисходящие коммуникации полностью доминируют над восходящими. Нисходящий процесс носит в высшей степени директивный характер — приказы, инструкции, информация и распоряжения; восходящий процесс по самой своей природе практически полностью лишен этого директивного характера. Методы повышения эффективности восходящих коммуникаций Иерархическая организационная структура компании представляет собой практически единственную формальную основу, традиционно использовавшуюся для осуществления восходящих коммуникаций. Однако, как показывает практика, иерархия работает не слишком хорошо. Для восходящих коммуникаций необходимы другие методы и каналы. Ниже предлагается ряд способов, которые могут повысить эффективность восходящих коммуникаций. 1. Процедура обжалования. Предусмотренная в большинстве коллективных трудовых договоров процедура обжалования позволяет работникам обратиться с жалобой к вышестоящему руководителю в обход своего непосредственного начальника. Данная процедура защищает работников от произвола их непосредственного начальника и поощряет подачу жалоб. В настоящее время возрастает число компаний, которые создают специальные комитеты для рассмотрения жалоб. В эти комитеты входят три человека, находящиеся на одном уровне управления, а также два представителя руководства; решения комитетов обязательны для обеих сторон. 2. Политика открытых дверей. Имеется в виду, что дверь руководства в буквальном смысле постоянно открыта для сотрудников. Открытые двери — это как бы постоянно действующее приглашение войти и поделиться любыми соображениями. К сожалению, политика открытых дверей редко претворяется в жизнь. Руководитель может похлопать своего подчиненного по плечу и сказать: «Моя дверь для тебя всегда открыта», — но в большинстве случаев и начальник, и подчиненный прекрасно знают, что на самом деле эта дверь закрыта. В данном случае необходимо перейти от слов к делу 3. Консультации, опрос общественного мнения, собеседования с работниками, увольняющимися из компании. Отдел кадров может значительно усовершенствовать процесс восходящих коммуникаций путем недирективных конфиденциальных консультаций, периодических опросов для выяснения мнения работников, а также неформальных интервью с сотрудниками, уходящими из организации. Данные формы коммуникаций могут предоставить поистине неоценимую информацию. 4. Партисипативные методы. Методы принятия решений, основанные на вовлечении работников, в значительной мере способствуют установлению эффективных коммуникаций. Сотрудники могут привлекаться к принятию решений неформально либо могут участвовать в формально организованных программах, таких, как комитеты младших по должности, объединенные комитеты с участием представителей профсоюзов и менеджмента, сбор предложений от сотрудников и кружки качества. Эмпирические исследования свидетельствуют, что работники, активно участвующие в коммуникационных сетях, испытывают большее удовлетворение от своей работы, более преданы своей организации и лучше работают, чем невовлеченные в процесс коммуникаций работники. 5. Представитель. Назначение специального представителя от менеджмента для осуществления восходящих коммуникаций является эффективным приемом, который, правда, не нашел пока широкого признания. Идея метода родилась в Скандинавии; она имела своей целью обеспечить некоторую отдушину для тех людей, с кем обошлись несправедливо или же кто чувствует
себя лишь незначительным винтиком в огромной бюрократической машине управления. Позднее этот метод приобрел популярность в американских государственных, военных учреждениях и университетах. По мере роста и диверсификации коммерческих организаций представитель может стать важным необходимым звеном, которое заполнит возникающий при этом вакуум в коммуникациях. Возможно, наиболее эффективный и простой способ, благодаря которому руководство может улучшить восходящие коммуникации, — развитие навыков слушания и внедрение соответствующих систем коммуникаций. Вот несколько практических рекомендаций, как осуществлять активное слушание: 1) поддержание внимания; 2) использование измененных формулировок; 3) демонстрация эмпатии; 4) использование зондирования, чтобы разговорить собеседника; 5) поощрение предложений; 6) синхронизация общения, т.е. определение того, когда следует вступить в разговор, а когда надо дать высказаться собеседнику.
ИНТЕРАКТИВНЫЕ КОММУНИКАЦИИ В ОРГАНИЗАЦИЯХ Классическая иерархическая организационная структура формально признает только вертикальные коммуникации. Однако уже теоретики-классики осознавали необходимость дополнения вертикальных коммуникаций некоей формой горизонтальных связей. Горизонтальные коммуникации необходимы для координации усилий по достижению организационных целей. Роль горизонтальных коммуникаций становится все более очевидной по мере разрастания и усложнения организации, равно как и при сокращении штата и уплощения структуры организации. Эти и другие организационные схемы современных компаний формально включают горизонтальные потоки информации в качестве составных элементов. Тем не менее так же, как и вертикальные (восходящие и нисходящие) потоки в организационной структуре, горизонтальные потоки зависят прежде всего от людей и их поведения, Вследствие динамичного, межличностного характера процесса коммуникации интерактивные формы представляются более естественными, чем просто горизонтальные формы. Диапазон использования и последствия интерактивных коммуникаций Большинство специалистов по менеджменту подчеркивают важную в наши дни, но до сих пор не изученную роль интерактивных коммуникаций. В подавляющем большинстве случаев вертикальные процессы коммуникаций заслоняют горизонтальные. Так, в одном из последних исследований, посвященном реальным менеджерам, о котором уже говорилось в начале главы, отмечено, что в течение недели имеет место приблизительно 100 случаев общения между руководителя-
ми и их сотрудниками (инициированных как первыми, так и вторым). Хотя число нисходящих коммуникаций (между менеджерами и их подчиненными) значительно превосходило число восходящих коммуникаций (между менеджерами и руководителями, стоящими выше их в организационной иерархии), не было выявлено значительных различий, определяемых тем, кто являлся инициатором коммуникации. Горизонтальные коммуникации, выявленные этим исследованием, были связаны главным образом с деятельностью по установлению связей (социализация/политическая деятельность и общение с посторонними лицами), которой, как было показано, успешные менеджеры (т.е. те, кто добивается быстрого карьерного продвижения) заняты больше, чем любым другим видом деятельности. В других исследованиях тоже была обнаружена связь, хотя и более сложная, между коммуникативной деятельностью и лидерством. Цели и методы интерактивных коммуникаций Как вертикальные коммуникации служат в организации достижению нескольких целей, так и необходимость в интерактивных коммуникациях определяют несколько причин. Можно выделить четыре наиболее важные цели интерактивных коммуникаций: 1. Координация заданий. Руководители отделов могут собираться ежемесячно для того, чтобы обсудить, какой вклад может внести каждый из отделов в достижение общих целей системы. 2. Решение проблем. Работники отдела могут собраться для того, чтобы обсудить, как они будут работать, если реализуется угроза сокращения бюджета; они могут использовать метод «мозгового штурма». 3. Обмен информацией. Работники разных отделов могут встретиться, чтобы обменяться новыми данными. 4. Разрешение конфликта. Работники отдела могут собраться для того, чтобы обсудить внутренний конфликт или конфликт между отделами.
УМЕНИЕ СЛУШАТЬ ПРИЁМЫ АКТИВНОГО СЛУШАНИЯ Нерефлексивное слушание - внимательное молчание, главный принцип - минимум ответов (невмешательство). «Да - да...» Выяснение - обращение к говорящему за уточнениями. «Объясните ещё раз...» Перефразирование - повторение мысли собеседника своими словами. «Иными словами, Вы считаете, что...» Резюмирование - подытоживание основных мыслей собеседника своими словами. «Если подытожить сказанное Вами...» Отражение чувств - стремление отразить своими словами чувства собеседника. «Мне кажется, что Вы чувствуете себя...» Использование зондирования, чтобы разговорить собеседника Каково Ваше мнение по вопросу о...? Поощрение предложений Что Вы предлагаете сделать в данной ситуации? Синхронизация общения Точно определять момент, когда следует вступить в разговор, а когда надо дать высказаться собеседнику. УМЕНИЕ ГОВОРИТЬ Метаязык - язык, который скрывает истинный смысл выражаемого обычным языком. Зачем нужен метаязык? Если убрать все метавыражения из нашей речи, то беседа станет краткой, резкой и исключительно смысловой. Мы начинаем казаться друг другу грубыми, жестокими и невнимательными. Метаязык смягчает удары, которые мы наносим друг другу, позволяет нам манипулировать собеседником, достичь собственных целей и выпустить эмоции, не нанося смертельной обиды. Примеры. Вопрос: Как прошли выборы? Метаответы: Мы выступили лучше, чем на прошлых выборах. Мы получили больше голосов женщин. За нас проголосовало больше людей, чем когда-либо. Мы боролись честно. Перевод: Мы проиграли. Метаутверждение: В этом мы едины. Перевод: Если нас постигнет неудача, отвечать придётся вам, а в случае успеха я буду с вами. Метавопрос: Вам было нелегко найти нас? Перевод: Почему это Вы так опоздали? Слова Составляют всего 7% содержания общения. Сами по себе не несут эмоционального содержания. Истина познается лишь путём понимания подтекста, обстоятельств разговора, способа использования отдельных слов. Слова и эмоциональная нагрузка Некоторые слова всё же несут эмоциональную нагрузку, например, слово «мой». Сравните следующие пары выражений:
Ударение Изменение интонационного ударения на словах предложения может полностью изменить смысл сказанного. Попробуйте произнести следующую фразу с ударениями на различных её частях: Я должен получить эту работу. УМЕНИЕ ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ Вопросы задают все, но лишь немногие знают, как сделать это, чтобы беседа пошла в нужном направлении. Когда на свои вопросы Вы получаете односложные ответы, вполне возможно, что Вы выбрали не тот тип вопросов или задали их не тем тоном. Существует два основных типа вопросов: открытые и закрытые. Закрытые вопросы Предполагают выбор одного из двух или более вариантов ответов, т.е. фактически требуют односложного ответа. Закрытые вопросы можно использовать для того, чтобы вынудить человека подтвердить или опровергнуть некоторые факты, которые затем можно использовать в разговоре. После выполнения этой роли закрытые вопросы делают беседу унылой и скучной, а человек, которому задаются такие вопросы, чувствует себя как на допросе. Неверно поставленные закрытые вопросы могут загнать собеседника в тупик или вызвать у него раздражения. Пример: А Вы уже перестали пить коньяк по утрам? Открытые вопросы Не требуют однозначного ответа и даже не допускают его возможности. Являются обязательным элементом содержательного общения, показывают Ваш интерес к собеседнику и его мнению. Иногда Ваш собеседник и на закрытые вопросы отвечает, как на открытые. Но тогда, отвечая на открытый вопрос, он раскроется ещё лучше. Вопросы как метод контроля ситуации Задавая вопросы, Вы контролируете ход и направление движения беседы. Задавая вопросы, надо думать о двух моментах: 1. Задавайте только те вопросы, ответы на которые Вас действительно интересуют. В противном случае Ваш собеседник быстро почувствует фальшь по Вашим движениям или интонациям и отнесётся к Вам без особой симпатии. 2. Старайтесь поддерживать беседу так, чтобы было интересно не только Вам, но и Вашему собеседнику.5 «Мостики» для неразговорчивых Некоторые собеседники ухитряются давать односложные ответы даже на открытые вопросы. Пример. Вопрос: В чём же заключалась Ваша работа? Ответ: Я исполнял функции бухгалтера. Чтобы вынудить подобных людей разговориться, необходимо использовать «мостики», которыми могут служить слова «Простите?», «Например?», «И...», «А Вы?» и т.п. После произнесе-ния подобного мостика следует замолчать. Для более эффективного использования «мостика» следует: 1. Слегка наклониться к собеседнику, не скрещивая рук 2. Сделать ударение на последнем слове «мостика» 3. Отклониться назад и не говорить больше ничего. ОСНОВНЫЕ ОШИБКИ ПРИ ЗАДАВАНИИ ВОПРОСОВ Слишком открытые вопросы Типичные примеры: «Расскажите что-нибудь о себе» «Как дела?» «Что новенького» Подобные вопросы требуют слишком подробного ответа и потому чаще всего остаются вовсе без содержательного ответа. Слишком сложные вопросы для начала беседы Не следует начинать беседу с самых сложных, возможно, неприятных для собеседника вопросов. Лучше начать с того, что заведомо несложно обсудить сразу. Пример: Англичане любой разговор начинают с обсуждения погоды. Наводящие вопросы Наиболее закрытая форма вопросов. Предлагают собеседнику просто согласиться с Вашей точкой зрения, являясь замаскированным давлением на него. Полезны при использовании сторонами судебного процесса. Во всех остальных случаях приносят вред. Примеры: Вы ведь не считаете, что поступили правильно? Вы согласны, что этот метод наверняка даст лучшие результаты? Не кажется ли вам, что Иванов - не лучшая кандидатура на эту позицию? Заведомое несогласие Если Ваш собеседник высказывает мнение, с которым вы не согласны и хотите изложить свою точку зрения, приводите свои доводы лишь после того, как расспросите собеседника, почему он думает так, а не иначе. Непродуманная тема вопроса Готовиться к любой беседе лучше заранее. В том числе, необходимо готовить вопросы, с которых (а не с утверждений!) лучше всего начинать беседу.
ПРИРОДА ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ Люди испытывают воздействие той культурной среды, в которой они живут. Например, человек, выросший в семье, принадлежащей к среднему классу, усваивает ее ценности, убеждения и поведенческие модели. То же самое справедливо и в отношении членов организации. Люди, работающие в ЗМ, PepsiCo, Wal-Mart или какой-либо другой компании с давно сложившейся культурой, будут усваивать ценности, убеждения и модели поведения, характерные для этой организации. Общество обладает социальной культурой; место, где работают люди, обладает культурой организационной.Определение и характеристики Когда люди приходят в организацию, они приносят с собой ранее усвоенные ценности и убеждения. Однако зачастую этих ценностей и убеждений оказывается недостаточно, чтобы помочь индивиду преуспеть в данной организации. Человеку необходимо понять, каким образом работает данное предприятие. Одно из общепринятых определений организационной культуры гласит, что это — совокупность основных убеждений (сформированных самостоятельно, усвоенных или разработанных определенной группой по мере того, как она учится разрешать проблемы адаптации к внешней среде и внутренней интеграции), которые оказались достаточно эффективными, чтобы считаться ценными, а потому передаваться новым членам в качестве правильного образа восприятия, мышления и отношения к конкретным проблемам. Когда люди вступают в непосредственное взаимодействие с организацией, они сталкиваются с принятыми в ней манерой одеваться, рассказами сотрудников о том, что происходит в организации, установленными правилами и практикой работы, общепринятыми нормами поведения, традициями, заданиями, системой оплаты, жаргоном и шутками, которые понятны только членам организации, и т.д.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 332; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.171.131 (0.017 с.) |