Модель организационного поведения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модель организационного поведения



 

ЧЛЕНЫ ОРГАНИЗАЦИИ
Организационное поведение обладает преимуществом молодой и растущей области нау­ки. Оно может заимствовать наилучшее из уже сложившихся подходов к человеческому пове­дению. Традиционно большинство авторов, писавших об

Рис. 1.3. Подход социального научения к организационному поведению организационное поведение
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СРЕДА
Наиболее сложное поведение формируется при прямом наблюдении и имитации поведения других в организованной среде
ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Когнитивное представление о реальности помогает направлять организационное поведение
Члены организации контролируют своё поведение в той степени, в которой они полагаются на когнитивную поддержку, и управляют соответствующими сигналами и последствиями, связанными с организационной средой
организационном поведении, принимали гуманистический когнитивный подход. Однако в последние несколько лет в теоретических и экспериментальных исследованиях, посвященных организационному поведению, стали использоваться

бихе­виористские модели. Теперь, как и в других, более сложившихся науках о поведении, в области организационного поведения пришло время признать вклад обоих подходов и начать синтези­ровать и интегрировать их во всеобъемлющую модель организационного поведения.

Причина, по которой были представлены эти теоретические подходы, состоит в необхо­димости лучшего понимания, но не оценки сложных явлений, обобщенно называемых челове­ческим поведением.

Помимо понимания имеются еще две желательные цели: прогнозирование и управле­ние. Область организационного поведения служит базисом для современных менеджеров по человеческим ресурсам. Таким образом, целями концептуальной модели организационного по ведения являются понимание и

 

СУЩНОСТЬ И ЗНАЧИМОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ

Ключ к пониманию процесса восприятия - в признании того факта, что восприятие явля­ется уникальной интерпретацией ситуации, но не точным ее отражением. Иначе говоря, вос­приятие - это весьма сложный познавательный процесс, формирующий уникальную картину мира, которая, однако, может значительно отличаться от реальности.

Признание разницы между воспринимаемым миром и миром реальным крайне необхо­димо для понимания организационного поведения. Характерным примером может быть общее для менеджеров мнение, что подчиненные всегда стремятся к повышению по службе. Однако на самом деле многие подчиненные вынуждены принимать повышение, испытывая психологи­ческое давление. Менеджеры редко пытаются выяснить (а иногда подчиненные и сами того не знают), должно ли им быть предложено повышение или нет. Иными словами, восприятие ме­неджером реальности серьезно отличается от того, как ее воспринимают подчиненные, при этом оба восприятия могут существенно отличаться от реальной ситуации.

Подпроцессы восприятия

ИЗБИРАТЕЛЬНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ

На каждого из нас постоянно воздействуют самые разнообразные раздражители. Шум кондиционера или печи, звуки разговоров или движения других людей, внешние шумы, исхо­дящие от машин, самолетов или ремонтных работ, — это лишь немногие из раздражителей, ко­торые воздействуют на наши чувства, не говоря уже о комплексном воздействии всей окру­жающей среды. Когда эти раздражители находятся ниже уровня сознательного восприятия, то процесс называется подпороговым восприятием.

Возникает вопрос: каким образом люди при всем обилии воздействующих на них раз-дражителей на определенном отрезке времени концентрируются лишь на некоторых из них? Часть ответа на этот вопрос дает принцип избирательности восприятия.

Внешние факторы внимания

На избирательность восприятия воздействуют самые разнообразные внешние и внутрен­ние факторы внимания. Внешние факторы состоят из разного рода воздействий окружающей среды, таких, как интенсивность, размеры, контрастность, повторяемость, движение, новизна и узнаваемость.

Интенсивность воздействия. Чем большей интенсивностью обладает внешний раздра­житель, тем больше вероятность того, что он будет воспринят. Так, громкий звук, сильный за­пах или яркий свет привлекут большее внимание, нежели слабый звук, несильный запах или мягкий свет.

Размеры. Принцип размера тесно связан с принципом интенсивности. Он гласит: чем крупнее объект, тем больше вероятность того, что он будет замечен. Контраст. Принцип контраста говорит о том, что внешний раздражитель, выделяющий­ся на общем фоне, или раздражитель неожиданный привлекут больше внимания.

Повторение. Принцип повторения утверждает, что повторяемый внешний раздражитель привлекает внимание в большей степени, нежели единичный. Движение. Принцип движения состоит в том, что людям свойственно обращать больше внимания на движущиеся объекты

Новизна и узнаваемость. Этот принцип говорит о том, что объектами привлечения внимания могут служить, как новая, так и знакомая ситуация

Набор внутренних факторов

Научение и восприятие.. люди видят и слышат то, что они ожидают увидеть и услышать.

Стереотипы восприятия на рабочем месте. некоторые служащие привыкли воспринимать окружающий их мир через общие очки, стереотипизированно.

Мотивация и восприятие.

Личность и восприятие. Научение и мотивация тесно связаны с личностью человека, который воспринимает ситуацию.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПРИЯТИЯ

Обсуждение избирательности восприятия до сих пор ограничивалось обсуждением внешних и внутренних переменных, которые привлекают внимание индивидуума. Данный раз­дел рассматривает структуру процесса восприятия после получения информации о той или иной ситуации. Этот аспект восприятия известен под названием организации восприятия. Чело­век редко воспринимает цвет, свет или звук отрывочно.

Фигура-фон

Фигура-фон рассматривается как наиболее фундаментальная форма организации вос­приятия. Принцип, заложенный в понятие «фигура-фон», попросту означает, что воспринимае­мые объекты рассматриваются отдельно от общего фона.

Группировка восприятия

Принцип группировки при организации восприятия гласит, что существует тенденция группировать ряд раздражителей в некую узнаваемую структуру. Заполнение пробелов. Принцип заполнения пробелов в группировке тесно связан с идеями гештальт-психологии. начальник отдела представляет, что име­ет место полное согласие среди его сотрудников в отношении некоего проекта, в то время как некоторые из сотрудников высказываются против него. В данном случае начальник отдела за­полняет существующий пробел и видит полное согласие там, где его на самом деле нет.

Целостность. В то же время известная разница между ними имеется. При заполнении вводятся недостающие раздражители, в то время как принцип целостности свидетельствует о том, что человек лучше воспринимает непрерывные линии или изображения. Эта целостность восприятия может при­вести к развитию у членов организации негибкого или нетворческого мышления.

Близость. Принцип близости, или схожести, говорит о том, что расположенные рядом группы элементов будут восприниматься как единая картина.

Подобие. Принцип подобия заключается в том, что чем больше схожесть раздражителей, тем сильнее тенденция воспринимать их в качестве единой группы.

Константность восприятия

Константность является одной из более сложных форм организации восприятия. Она по­зволяет человеку ощущать уверенность в изменяющемся окружающем мире. Стабильность по­зволяет личности чувствовать известное постоянство в необыкновенно изменчивой и крайне сложной обстановке

Контекст восприятия

Высшей и наиболее сложной формой организации восприятия является контекст. Он придает смысл и ценность простым раздражителям, объектам, событиям, ситуациям, а также другим людям в окружающей индивидуума среде.

Перцептивная защита

С контекстом тесно связано понятие перцептивной защиты. Личность может выстроить защиту (блокировка или отказ узнавать) против раздражителя или событий в контексте, кото­рый ему в личном или моральном плане неприемлем или создает угрозу. Принцип перцептив­ной защиты может, соответственно, играть существенную роль в понимании отношений между профсоюзами и менеджментом, начальником и подчиненными.

Способы перцептивной защиты:

1. Отрицание.

2. Модификация и искажение.

3. Изменение в восприятии.

4. Признание, но отказ измениться.

 

 

СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ

в этом разделе будет тщательно рассмотрено социальное восприятие как таковое в силу его особо важной роли в организационном поведении. От социальных аспектов восприятия непосредственно зависит то, как мы воспринимаем и познаем друг друга.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 252; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.90.33.254 (0.104 с.)