Теория справедливости в трудовой мотивации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теория справедливости в трудовой мотивации



В области организационного поведения на понятие справедливости обратили должное внимание только недавно. Разработку теории справедливости как теории трудовой мотивации обычно приписывают социальному психологу Дж. Стейси Адамсу. Эта теория показывает, что основную роль в выполнении работы и получении удовлетворения играет степень справедливости (или несправедливости), которую ощущают работники в конкретной ситуации на своей работе.
Отдача, полученная одним работником < Отдача, полученная другим работником
Вклад этого работника > Вклад другого работника
Справедливость возникает в ситуации, когда
Отдача, полученная одним работником == Отдача, полученная другим работником
Вклад этого работника Вклад другого работника

 

Несправедливость возникает в ситуации, когда человек чувствует, что отношение отда­чи, которую он получает, к его вкладу в выполнение работы оказывается не равным соответст­вующему соотношению у других работников.

Теория атрибуции

В гл. 3, посвященной восприятию, обсуждалась важная роль атрибуций в когнитивных процессах индивидуумов. Не так давно производимые людьми атрибуции стали рассматриваться как важный элемент мотивации трудовой деятельности. В отличие от других теорий, теория атрибуции скорее является теорией взаимосвязи личного восприятия и межличностного поведения, чем теорией мотивации отдельного человека. Разнообразие теорийатрибуции постоянно увеличивается. Однако недавно проведенный их анализ позволяет сделать заключение, что все они объединяются следующими общими предположениями.

1. Мы стараемся найти смысл в окружающем нас мире.

2. Мы часто объясняем действия людей либо внутренними, либо внешними причинами.

3. Мы делаем это в значительной степени на основе логики.

Теория атрибуции связана главным образом с теми когнитивными процессами, с помощью которых человек интерпретирует поведение, как вызванное (или приписываемое) определенными элементами соответствующей окружающей среды. Она касается вопросов «почему» в мотивации и поведении. Хотя большинство причин, атрибутов и вопросов «почему» нельзя наблюдать непосредственно, теория утверждает, что люди полагаются на когнитивные акты, преимущественно на ощущения. Теория атрибуции предполагает, что люди рациональны и испытывают потребность в определении и понимании каузальной структуры окружающей среды. Именно поиск этих атрибутов и является основной характеристикой теории атрибуции.

Атрибуции локуса контроля. Используя понятие «локус контроля», можно объяснить поведение человека на работе, исходя из того, откуда, согласно его ощущениям, исходит контроль за достигнутыми им результатами: изнутри или извне. Работники, которые ощущают внутренний контроль, считают, что они могут влиять на собственные результаты посредством своих способностей, умений или усилий. Работники, которые ощущают внешний контроль, считают, что они не могут сами регулировать свои результаты; они полагают, что ими управляют внешние силы. Важно, что ощущение локуса контроля может оказывать дифференцированное воздействие на выполнение работы и на чувство удовлетворенности ею.

Одно из исследований выявило, что работники, ощущающие внутренний контроль, обычно в большей степени удовлетворены своей работой, чаще занимают менеджерские должности и более удовлетворены партисипативным менеджментом, чем работники, ощущающие внешний контроль.

Другими словами, наличие конфликтующих предубеждений в атрибуции у менеджеров и их подчиненных представляется явлением типичным для организаций. Одним из путей к созданию более продуктивных взаимоотношений исследователи считают необходимость усилий с обеих сторон, чтобы уменьшить расхождения в предположениях и точках зрения, это может быть достигнуто за счет повышения межличностных взаимодействий, открытия каналов коммуникаций и проведения семинаров, построения команд, ориентированных на уменьшение ошибок атрибуции.

Роль самоэффективности в атрибуции. С ошибками атрибуции тесно связана ставшая недавно популярной концепция самоэффективности (подробно она рассматривается в гл. 4 и 9), которая восходит к концепции о завышенной самооценке.

ЛИДЕРСТВО И РУКОВОДСТВО

Следует подчеркнуть несколько обстоятельств:

1. Лидер не выдвигается группой на соответствующий пост, а спонтанно занимает лидерскую позицию с открытого или скрытого согласия группы;

2. Лидер выдвигается на роль неофициального руководителя, а это значит, что с его личностью связывается специфическая неофициальная система групповых норм и ценностей, являющаяся как правило шире официальной;

3. Лидер выдвигается на соответствующую роль в значимой для группы ситуации.

Теории лидерских черт

Можно, однако же, выделить несколько предпосылок, объединение которых в одном человеке повышает его шансы занять лидирующую позицию в группе.

1. Уровень интеллекта такого человека обычно несколько выше среднего в его группе (но ненамного, так как «слишком умные» склонны отрываться от контекста группы и часто могут остаться непонятыми).

2. Развитый социальный интеллект, включающий в себя способность понимать мотивы поведения людей, хорошие коммуникативные навыки, достаточные для того, чтобы передавать идеи и убеждать.

3. Сильная личностная, внутренняя мотивация к той деятельности, которая важна для группы.

4. Лидер — это человек, который по отношению к группе может рассматриваться как ее зеркало. Им может быть только тот, кто несет на себе черты, приветствуемые и одобряемые именно в данной группе. Поэтому пересаживание лидера в другую группу или назначение его сверху в качестве руководителя малоэффективно.

ЛИДЕР И МЕНЕДЖЕР

Лидер и руководитель — это не одно и то же. Различие тут такое же, как между формальной и неформальной группой.

Общее лидерство в группе складывается из компонентов: эмоционального, делового и информационного.

«Эмоциональный» лидер (сердце группы) – это человек, к которому каждый человек в группе может обратиться за сочувствием. «поплакаться в жилетку».

С «деловым лидером» (руки группы) хорошо работается, он может организовать дело, наладить нужные деловые связи, обеспечить успех делу.

К «информационному» лидеру (мозг группы) все обращаются с вопросами, потому что он эрудит, все знает, может объяснить и помочь найти нужную информацию.

Наилучшим будет лидер, сочетающий все три компонента.

Не углубляясь в подробное изучение особенностей руководства, рассмотрим некоторые качественные различия, которые существуют между понятиями руководства и лидерства. 1.Лидерство по своей природе связано прежде всего с выражением, оформлением и регулированием внутригрупповых, межличностных отношений, носящих неофициальный характер, в то время как руководство является функцией и средством регулирования официальных отношений. 2. Лидерство зарождается и функционирует в рамках микросреды – своего непосредственного окружения, а руководство - в соответствии с потребностями и запросами макросреды – организации в целом. 3. Лидерство возникает преимущественно стихийно, а официальное руководство утверждается и существует как результат деятельности системы социальных организаций и институтов. 4. В отличие от лидерства официальное руководство носит более стабильный характер, поскольку не зависит в такой мере, как лидерство, от всевозможных поворотов групповых настроений и изменений, происходящих в отношениях между членами группы. стили руководства

Стиль руководства – это способ вашего взаимодействия с подчиненными и его восприятие окружающими. Для того, чтобы реализовать модель ситуационного управления на практике, нужно уметь определять актуальный уровень развития подчиненного, освоить различные стили управления.

Данная модель помогает:

1. Определить уровень зрелости подчиненных

2. Выбрать подходящие стили управления

3. Выбрать стиль коммуникации для эффективного влияния

Ориентация на задачу

Ориентация на задачу (указания):

Степень, в которой руководитель участвует в определении ролей, того, что, как, когда, где.

  • Ставит цели
  • Объясняет
  • Организует
  • Определяет сроки
  • Управляет
  • Контролирует
  • Стимулирует

Ориентация на отношения (поддержка):

Степень, в которой руководитель участвует в двухсторонней коммуникации, слушает, оказывает помощь, социальную и эмоциональную поддержку. Это включает:

  • Оказание поддержки
  • Общение
  • Помощь в организации взаимодействия
  • Развитие
  • Активное слушание
  • Выдача обратной связи
  • Заинтересовывание (мотивирование)

Указывающий (директивный) стиль: руководитель дает конкретные указания относительно заданий и способов их выполнения, обучает, контролирует процесс выполнения.

Область применения: форс-мажорные обстоятельства, низкий уровень навыков или опыта у подчиненного, недостаток знаний о конкретной ситуации (например, люди, компетентные в профессии, но новички в компании), люди, слабо заинтересованные в результатах своей работы.

 

Наставнический стиль: руководитель дает указания, но в меньшей степени, чаще просто высказывает свое мнение относительно предполагаемых действий подчиненного, интересуется его мнением. В случае расхождения мнений решение принимает руководитель. Руководитель также оказывает моральную поддержку, поддерживает высокую мотивацию человека.

Область применения: появились минимально необходимые знания и навыки, но их пока недостаточно для самостоятельной работы. Появились первые трудности и разочарования в работе.

 

Поддерживающий стиль: руководитель содействует в достижении результатов своими подчиненными, высказывает участие, хвалит, делится нужной информацией, помогает принимать решения, но не принимает их за подчиненных.

Область применения: подчиненный достаточно опытен, но подчас не слишком уверен в своих силах или в правильности принимаемого им решения, нуждается в поддержке и признании своих талантов.

 

Делегирующий стиль: руководитель не вмешивается в процесс работы, только получает информацию о результатах и, если необходимо, о возникающих проблемах. Ответственность за принятие решений по выбору действия лежит на подчиненном.

Область применения: подчиненный полностью способен к самостоятельной работе. Ему не нужны ничьи указания, он способен поддерживать и мотивировать себя сам,

 

На выбор стиля руководства влияет:

§ Специфика задачи

§ Зрелость подчиненного

§ Личностные особенности руководителя

 

Степень зрелости подчиненных определяется:

    • Компетентностью в задаче
    • Их мотивацией
    • Степенью уверенности в себе

Методы руководства

 

При решении производственных и социально-управленческих задач руководители (менеджеры) используют различные методы. Методы руководства (управления) – это совокупность приемов целенаправленного воздействия руководителя на работников, обеспечивающих координацию их работы. В психологии управления различают три группы методов руководства: административные, экономические и социально-психологичекие.

1. Административные методы предполагают прямое воздействие руководителя на подчиненных, вышестоящих органов управления на нижестоящие. Такое воздействие проявляется в административных приказах, распоряжениях и указаниях, в различных положениях, инструкциях, нормативах и других служебных предписаниях, организационно регламентирующих деятельность подчиненных лиц и обеспечивающих их ответственность.

Конкретные формы и масштаб применения административных методов определяются задачами управления, уровнем организации производства, уровнем развития трудового коллектива и личностными качествами руководителей. Чем выше уровень организации труда и социального развития коллектива, лучше подготовлены и авторитетны руководители, тем сравнительно меньше потребности в применении административных методов руководства.

2. Экономические методы основываются на использовании совокупности стимулов, предусматривающих материальную заинтересованность и материальную ответственность трудовых коллективов и руководителей. К ним относятся: регулирование заработной платы работников в зависимости от количества и качества выпускаемой продукции, материальное поощрение или наказание, использование таких рычагов, как прибыль, цена, кредит и др. Рыночная экономика создает условия для расширения приемов экономического стимулирования трудовой активности работников путем передачи им части собственности (акций) предприятия, получения ими доходов (дивидендов) от прибыли и т. д.

3. Социально-психологические методы руководства основываются на психолого-педагогических знаниях и умениях руководителя, его личностном авторитете среди сотрудников. Сюда относятся: убеждение, разъяснение, внушение, беседа, совет, просьба, личный пример руководителя, приемы морального поощрения и наказания, требования к соблюдению трудовой дисциплины и др. Психологические знания руководителя необходимы также для индивидуального подхода к сотрудникам с учетом особенностей характера, темперамента, способностей каждого из них. В условиях групповой (коллективной) трудовой деятельности эффективными методами и приемами воздействия на сознание и поведение человека являются критика и самокритика, формирование здорового общественного мнения, обеспечение гласности, организация и проведение собраний, дискуссий и других групповых мероприятий, соревнования между сотрудниками и между группами (подразделениями организации), использование средств наглядности (плакатов, стендов), средств массовой информации и т. д.

При решении управленческих задач все методы руководства должны быть использованы в их сочетании в зависимости от конкретной ситуации, уровня развития коллектива, индивидуально-психологических особенностей людей и других факторов

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 359; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.202.224 (0.031 с.)