Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сущностная характеристика трудовой мотивацииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В современном мире одним из наиболее важных и значимых ресурсов предприятия является персонал. С появлением школы человеческих отношений роль персонала существенно возросла. Человек стал рассматриваться уже не как бездушное орудие для производства товаров, а как личность, выступающая важнейшим фактором производства и успешного функционирования организации. Для того, чтобы сотрудник выполнял свои обязанности, поручения и задания добросовестно, его нужно правильно стимулировать и мотивировать в работе. Трудовой процесс и система мотивации и стимулирования должны быть построены таким образом, чтобы сотрудник получал удовольствие от процесса работы и результатов своей деятельности. В конечном итоге, это будет способствовать увеличению прибыли, снижению текучести кадров, риска форс-мажорных обстоятельств, а персонал организации станет более квалифицированным[3]. Отсюда можно сделать вывод, что персонал компании – ее важнейший экономический ресурс, а для успешного и эффективного функционирования персонала необходима правильно выстроенная система мотивации и стимулирования. Под мотивацией понимают совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека к определенной деятельности, задающих границы и формы этой деятельности и придающих ей направленность, ориентированную на достижение конкретных целей. Влияние мотивации на поведение человека во многом индивидуально, зависит от множества различных факторов, и может меняться под воздействием обратной связи со стороны деятельности человека. Трудовая мотивация представляет собой сложное психологическое явление, которое определяет поведение человека в процессе его трудовой деятельности. Ее также определяют как побуждения, которые направляют поведение человека и определяют интенсивность его усилий по достижению намеченных целей. Мотивация, таким образом, активизирует, стимулирует поведение человека и придает направленность его действиям по достижению поставленной цели. Сущность термина «мотивация» рассматривают с двух сторон. С одной стороны, ее можно представить как систему внешних воздействий, служащих тому, что побуждать человека к работе с высокой отдачей. С другой стороны, ее рассматривают как внутренние побуждения, желания и стремления работать с высокой результативностью, которые исходят от самого человека. Такое состояние человека определяется как истинная мотивация к труду[4]. Трудовая мотивация проявляется в трех взаимосвязанных и взаимопроникающих состояниях: в удовлетворенности работой и в степени приверженности работника организации (то есть преданности целям и интересам организации), а также в его заинтересованности в конечных результатах. В отечественной и зарубежной классической литературе по менеджменту мотивация носит различные определения. Мотивация – это процесс, призванный побуждать себя и других к деятельности для достижения личных целей и целей организации. Мотивация – это процесс сознательного выбора человеком того или иного типа поведения, определяемого комплексным воздействием внешних (стимулы) и внутренних (мотивы) факторов. В процессе производственной деятельности мотивация позволяет работникам удовлетворить работникам свои основные потребности путем выполнения своих трудовых обязанностей[5]. Мотивация труда – это стремление работника удовлетворить потребности (получить определенные блага) посредством трудовой деятельности[6]. С. А. Шапиро определяет мотивацию как «процесс удовлетворения работниками своих потребностей и ожиданий в выбранной ими работе. Этот процесс осуществляется в результате реализации их целей, согласованных с целями и задачами компании, и одновременно с этим как комплекс мер, применяемых со стороны субъекта управления для повышения эффективности труда работников»[7]. [20, c.5] Таким образом, мотивацию персонала можно определить как побуждение сотрудников к целенаправленной деятельности через воздействие внешних движущих сил (стимулов) на внутренние движущие силы (мотивы). В организации функцию мотивации персонала обычно осуществляет руководитель. Руководитель также должен уметь определять потребности своих сотрудников и создавать такие условия, которые позволят их удовлетворить при хорошей организации работы. Различают внешнюю и внутреннюю мотивации. Внешняя мотивация обусловлена внешними по отношению к субъекту обстоятельствами и не связана с содержанием определенной деятельности. А внутренняя мотивация – это мотивация, которая связана с содержанием деятельности и не связана с внешними обстоятельствами. Мотивация также может быть положительной и отрицательной. Положительная мотивация основана на положительных стимулах, отрицательная мотивация, в свою очередь, основана на отрицательных стимулах[8]. Различают также устойчивую и неустойчивую мотивацию. Устойчивая мотивация не требует дополнительного подкрепления, так как она основана на нуждах человека. Неустойчивая же мотивация требует дополнительного подкрепления. С точки зрения управления мотивацию рассматривают как процесс формирования у сотрудников мотива к совершению деятельности для достижения личных целей или целей хозяйствующего субъекта. Главной целью процесса мотивации является получение максимальной отдачи от использования имеющихся трудовых ресурсов, что обеспечивает повышение общей результативности и прибыльности деятельности предприятия. Под потребностью понимают состояние человека, испытывающего нужду в определенном объекте, необходимом для его существования. Именно потребности являются источником активности человека, а также являются причиной его целенаправленных действий. Они могут возникать осознанно и неосознанно. Потребности могут менять форму своего проявления и степень влияния на человека. Большинство из них периодически обновляются. Мотивы – это своего рода побуждения человека к действиям, направленным на результат. Они выступают побудительной причиной, поводом к совершению определенных действий и поступков. Мотив – это также внутреннее обоснование личностью своего поведения и осознанное отношение к нему, предполагающее предрасположенность и готовность к совершению определенных социальных действий[9]. Цель – это желаемый объект или его состояние, к обладанию и достижению которого стремится человек. Мотивы, движущие поведением человека, чрезвычайно сложны, подвержены частым изменениям и формируются под воздействием целого комплекса внешних и внутренних факторов – способностей, образования, социального положения, общественного мнения, материального состояния и т.п. А потому прогнозировать поведение персонала в ответ на разные системы мотивации весьма сложно и затруднительно. Мотив имеет «индивидуальный» характер, он находится «внутри» человека и зависит множества внутренних и внешних факторов, а также от действия драгих мотивов, возникающих параллельно с ним. Мотивы не только побуждают человека к действиям, но и определяют, что надо сделать и как осуществить это действие. В частности, если мотив вызывает действия, направленные на устранение потребности, то у различных людей они могут быть разными, даже несмотря на то, что испытывают они одну и ту же потребность. Мотивы поддаются осознанию, то есть человек может контролировать свои мотивы и воздейстовать на них, приглушая их действие или даже устраняя их из своей совокупности мотиваций. Поведение человека определяется обычно не одним мотивом, а их совокупностью, в которой мотивы могут находиться в определенном отношении друг к другу по степени их воздействия на поведение человека. Именно поэтому мотивационную структуру человека рассматривают как основу осуществления определенных действий. Мотивационная структура человека характеризуется определенной стабильностью. Однако она может изменяться в ходе процесса воспитания, образования человека[10]. Мотивирование определяют как процесс воздействия на человека с целью побуждения его к совершению определенных действий путем пробуждения в нем определенных мотивов. Оно составляет основу управления человеком. От того, насколько успешно осуществляется процесс мотивирования, в большой степени зависит эффективность управления в целом. Трудовой мотив – это непосредственное побуждение работника к деятельности (работе), связанное с удовлетворением его потребностей[11]. Мотив труда формируется тогда, когда трудовая деятельность является единственным либо основным условием получения блага. Мотивы труда различны и носят «персональный» характер. Их различают по потребностям, которые человек стремится удовлетворить посредством трудовой деятельности, по благам, необходимым человеку для удовлетворения своих потребностей, по цене, которую человек готов заплатить за удовлетворение потребностей и получение искомых благ. Однако общим у всех мотивов является то, что удовлетворение потребностей всегда связано с какой-либо трудовой деятельностью. Мотивы труда подразделяются на биологические и социальные (см. рисунок 1).
Рисунок 1. Классификация мотивов труда [12] Биологические мотивы соотносятся с физиологическими позывами и потребностями. Таким образом, первично человека подвигает к труду биологический мотив. К социальным мотивам труда можно отнести коллективизм, то есть потребность быть в коллективе. Такой мотив характерен для японского стиля управления персоналом, но имеет сильные позиции и в России. А также существует мотив самостоятельности, который характерен для работников, готовых жертвовать стабильностью и высокими заработками взамен возможности иметь свое дело. Мотив надежности также относится к социальным мотивам. Он противоположен мотиву самостоятельности. Мотив приобретения нового (знаний, вещей) лежит в основе маркетинга, используется производителями новых товаров и услуг. Следующий мотив, это мотив справедливости, который проходит через всю историю цивилизации. Несоблюдение справедливости ведет к демотивации и возмущению. Существует также мотив состязательности, который генетически присущ каждому человеку, он является основой организации соревнования в компании. Можно выделить несколько групп мотивов труда, образующих в совокупности единую систему. Это мотивы содержательности труда, его общественной полезности, статусные мотивы, связанные с общественным признанием плодотворности трудовой деятельности, мотивы получения материальных благ, и мотивы, ориентированные на определенную интенсивность работы. Рассмотрим понятие «стимул». Стимулы выполняют роль рычагов воздействия или носителей «раздражения», вызывающих действие определенных мотивов. В качестве стимулов могут выступать отдельные предметы, действия других людей, обещания, носители обязательств и возможностей. Человек реагирует на многие стимулы сознательно. На отдельные стимулы его реакция может не поддаваться сознательному контролю. Стимулирование труда – способ управления трудовым поведением работника, состоящий в целенаправленном воздействии на поведение персонала посредством влияния на условия его жизнедеятельности, используя мотивы, движущие его деятельностью[13]. Говоря о стимулировании персонала, мы подразумеваем весь персонал компании, в том числе обслуживающий персонал, внештатных работников и др. В связи с этим необходимо разделять понятия «эффективность труда» и «производительность труда» работников. Производительность труда работников определяется не только усилиями самого работника, но и зависит от других причин: ввода новой техники и технологии, применения новых видов сырья и материалов, внедрения более совершенных форм организации производства и труда. Эффективность же труда работников целиком зависит от них самих, от их личных качеств и способностей при прочих равных условиях. Понятия эффективность труда и производительность труда в равной мере оказывают влияние на развитие организации. Таким образом, мотивирование персонала тесно связано с научной организацией труда, в которую входит нормирование труда, представляющее из себя четкое определение круга трудовых обязанностей работника и тех качественных и количественных результатов труда, которые от него требуются. Разработка и внедрение системы мотивации на предприятии – сложный и длительный процесс. Он начинается с постановки цели и описания результата, которого нужно достичь, формулируются задачи системы мотивации. Главная задача любой существующей системы мотивации персонала и стимулирования труда - реализация целей компании, таких как повышение производительности, снижение себестоимости продукции или услуг. Для их достижения требуется согласование интересов компании и сотрудников, являющихся её основным ресурсом. В научной литературе выделяются некоторые типы мотивации работников. Тип мотивации - это преимущественная направленность деятельности индивида на удовлетворение определенных групп потребностей[14]. Существуют три основных типа мотивации работников: 1) работники, ориентированные преимущественно на содержательность и общественную значимость труда; 2) работники, ориентированные по большей части на оплату труда и другие материальные ценности; 3) работники, у которых значимость разных ценностей сбалансирована. Из этого следует, что для мотивации нет какого-то одного лучшего способа. То, что эффективно для мотивации одних людей, оказывается совершенно неважным для других. В научной литературе популярна следующая классификация типов мотивации работников (см. Таблица 1). Таблица 1. Классификация типов мотивации работников[15]
Инструменталист индифферентен к форме собственности, работодателю, другим поощрениям (грузчики, водители такси). Самое главное для них - это справедливая оценка труда. Для такого человека работа, как инструмент, т.е. ему важно знать, что за определенную проделанную им работу, он получит фиксированное вознаграждение; простое соотношение трудовых затрат и вознаграждения. Для людей с профессиональной мотивацией важны: разнообразие, интересность, творческий характер работы, возможность проявить себя и доказать, что он может справиться с трудным заданием; профессиональное совершенствование; самостоятельность в работе; развитое профессиональное достоинство. Люди с этим типом мотивации выступают альтруистами в компании, для них важна профессиональная самореализация, т.е. принятие их в обществе за счет профессионального успеха, умений и навыков. Патриоты - это люди, преследующие целью своей деятельности принести людям добро и гуманизм. Все те, кто работает ради того дела, которым он занимается, так как считает его необходимым людям, несмотря даже на очень скромное материальное вознаграждение. Эти сотрудники высоко лояльны по отношению к компании, очень ей преданы, если компания позволяет им ощущать себя принятыми, понятыми, реализованными и, самое главное, востребованными именно в области социального взаимодействия. Для них важно ощущать себя соучастниками общего, важного процесса, при этом вопрос зарплаты может тоже отодвигаться на второй план. «Хозяин» - это класс предпринимателей. Таких людей выгодно отправлять на открытие новых офисов, филиалов, потому что они любят нести от начала до конца ответственность за результат деятельности. Люмпена постоянно преследуют чувства зависти и неудовлетворенности порядком распределения благ в обществе, он не любит ответственности, индивидуальных форм труда и распределения. К таким людям относятся так называемые неудачники, которым не удалось занять подобающее место в обществе. Содержательность труда такого человека не интересует, он не ориентирован на зарабатывание денежные средств для обеспечения собственного существования.[16]. Таким образом, качество трудовой деятельности человека также определяется степенью его мотивации, заинтересованностью в результатах своей деятельности. Сформировать определенную систему мотивов, побуждающую к эффективному труду, помогает система мотивирования и стимулирования персонала. Мотивирование - это процесс воздействия на человека с целью побуждения его к определенным действиям путем пробуждения в нем определенных мотивов. Мотивирование составляет сердцевину и основу управления человеком. Эффективность управления в очень большой степени зависит от того, насколько успешно осуществляется процесс мотивирования. Стимулирование – это одно из средств, с помощью которого может осуществляется мотивирование. Формируя определенную систему стимулов, можно оказать значительное влияние на отношение сотрудника к трудовой деятельности, на эффективность выполнения трудовых операций, пробудить в человеке определенные движущие силы и направить их на достижение высоких результатов труда. Для управления трудом на основе мотивации необходимы такие предпосылки, как равное выявление склонностей и интересов работника с учетом его персональных и профессиональных способностей. Система мотивации должна быть гибкой и многогранной. Процесс мотивации должен охватывать каждую категорию персонала, и для каждого сотрудника быть движущей силой к повышению эффективности труда. Система мотивации деятельности необходимы на современном предприятии. Это одно из средств повышения эффективности труда, а значит и увеличения прибыли.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 1196; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.161.194 (0.01 с.) |