Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Характеристики работы и мотивация работникаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Основная идея, которая положена в основу модели Хакаса и Олдхэма, состоит в том, что сама организация труда, его структура может влиять на отношение человека к работе и уровень трудовой мотивации. Модель выделяет ряд характеристик работы, которые связаны с оценкой индивидом ее ценности и значимости. Авторы модели называют пять основных характеристик: разнообразие деятельности — то, насколько выполнение работы требует различных видов активности, использования широкого круга способностей и навыков индивида; целостность задачи — возможность для индивида выполнять задачу от начала до конца; значимость задачи — оценка индивидом важности его деятельности, степени ее влияния на других; автономия — степень свободы в планировании и выборе графика выполнения работы; обратная связь — информация о степени эффективности деятельности, соответствия реальных достижений поставленной цели. Авторы полагают, что чем более разнообразен, целостен, значим, автономен и обеспечен обратной связью процесс работы, тем выше трудовая мотивация. Если первые три характеристики придают работе смысл, важность и ценность, автономия — чувство ответственности, то обратная связь обеспечивает исполнителя знаниями о результатах деятельности. Эмпирические исследования показывают, что пять выделенных характеристик работы оказывают наиболее сильное влияние на индивидов с ярко выраженными потребностями в профессиональном росте и развитии. В целом же специальные опросы говорят о том, что мотивационный потенциал (мотивация труда) следующим образом зависит от перечисленных характеристик: MP = SV + TI + TS/3 *AF, где МР — мотивационный потенциал, SV — разнообразие работы, TI — целостность задачи, TS — значимость работы, A — автономность работы, F— обратная связь. Приведенная формула показывает, что мотивация находится в прямой зависимости от каждой из пяти характеристик работы. Кроме этого, можно видеть, что относительно более сильное влияние на мотивацию оказывают автономия и наличие обратной связи. Имея формулу такого рода, можно сравнить различные по содержанию виды деятельности в плане их мотивирующего влияния. Для этого необходимо опросить сотрудников, предложив им некоторые шкалы оценки выраженности в их деятельности каждой из пяти характеристик, подставить полученные значения в формулу и таким образом получить оценку мотивационного потенциала их труда. В одном из экспериментальных исследований модели характеристик работы было предпринято усовершенствование трудовой деятельности работников страховой компании по пяти указанным характеристикам. Результаты показали, что у сотрудников, работавших в измененных условиях, усилился интерес к работе, возросло чувство удовлетворенности трудом, снизилось число прогулов и процент текучести кадров, а также несколько возросло качество деятельности по сравнению с теми сотрудниками, которые работали в прежних условиях. Принцип справедливости В "теории справедливости" (Adams J. S., 1963) предполагается, что одним из мощных источников мотивации человека (особенно в организационном контексте) является социальное сравнение себя с другими. Человек стремится к установлению справедливых отношений и избегает ситуаций, в которых по отношению к нему поступают несправедливо. Рассмотрим конкретные механизмы реализации стремления к справедливости. Автор теории считает, что, сравнивая себя с другими, человек прежде всего обращает внимание на две переменные: на величину того вклада, который он вносит в организацию своим трудом, способностями и навыками, и на величину исхода, или в широком смысле вознаграждения, которое он получает за свой труд (оплата труда, льготы, признание и т. д.). В этой теории также полагается, что человек сравнивает соотношение исхода и вклада в своем случае с соотношениями исходов и вкладов других людей. Если он считает, что пропорция "мой исход / мой вклад" равна пропорциям "исходы других / вклады других", то оплата оценивается как справедливая. Если же он видит, что за ту же работу другие получают больше или за меньшую работу столько, сколько и он сам, то имеет место ситуация недоплаты. Человек считает, что ему не доплачивают, с ним обходятся несправедливо. В других случаях он считает, что за большую работу другие получают столько же или за ту же, что делает он, меньше, чем он. Это ситуация переплаты. Важно отметить, что речь в данном случае идет о субъективной интерпретации ситуации, о том, как сам человек расценивает соотношения своих и чужих вкладов с исходами. Вовсе необязательно, что такого рода субъективные интерпретации будут совпадать с объективной картиной происходящего. Важно, однако, отметить, что интерпретация ситуации как справедливой или несправедливой выливается в те или иные эмоциональные и поведенческие реакции. Когда ситуация интерпретируется как справедливая, человек испытывает удовлетворение, в противном случае — неудовлетворение, и реагирует на недоплату гневом и раздражением, а на переплату — чувством вины. При недоплате вольно или невольно происходит уменьшение вклада, — человек снижает производительность, работает хуже; при переплате он может поначалу увеличить трудовое рвение, больше выкладываться, работать сверхурочно и т. п. Однако в конечном итоге любая из ситуаций несправедливости приводит к негативным последствиям. Психологическим следствием недоплаты является то, что человек начинает убеждать себя в том, что вклады других на самом деле являются более значительными, чем его собственный, что другие — более ценные и квалифицированные работники, чем он. Следовательно, появляется чувство неуверенности в себе, сомнения в собственных силах и возможностях. Когда же человек считает, что ему переплачивают, он убеждает себя в своей особой ценности как работника, в том, что он на самом деле работает лучше и больше других, его самомнение неоправданно повышается, самооценка становится неадекватной и завышенной. Легко понять, что и чувство неуверенности в себе, вызванное недоплатой, и чрезмерное самомнение, связанное с переплатой, в итоге негативно скажутся как на продуктивности деятельности, так и на взаимоотношениях с окружающими. Ренсис Ликерт, анализируя поведение людей в организации, рассматривает влияние типа управления на поведение подчиненных (Likert R., 1961,1967). Ликерт изучал связь стиля управления с такими показателями, как продуктивность и мотивация подчиненных. Автор выделяет четыре основные системы, или стиля, управления: эксплуататорско-авторитарную, благожелательно-авторитарную, совещательную и систему участия. Специфика эксплуататорско-авторитарной системы состоит в том, что все распоряжения и директивы спускаются исключительно сверху, полностью отсутствует участие работников в их разработке. Следование распоряжениям со стороны подчиненных основано на страхе наказания. Сотрудники такой организации характеризуются негативным отношением к работе, недоверием к руководству и крайне низким уровнем трудовой мотивации. Благожелательно-авторитарная система в целом сходна с предыдущей, за исключением того, что сотрудники иногда допускаются до участия в выработке организационных решений. Цели и задачи в совещательной системе формулируются после обсуждения и консультаций с подчиненными, информация идет не только сверху вниз, но и снизу вверх, поощряется групповая работа. Отношение подчиненных к руководству и организации обычно положительное, особенно если организация работает стабильно. Продуктивность относительно высокая, а прогулы и текучесть кадров низкие. Также относительно снижается уровень внутриорганизационных споров и конфликтов, улучшается качество продукции, снижаются затраты и растет прибыль. В системе участия работают три основных принципа: поддержка со стороны подчиненных, групповые методы принятия решений и стремление (как подчиненных, так и руководства) достичь высоких стандартов деятельности. Исследования Ликер-та показали, что система данного типа является наиболее благоприятной как с точки зрения мотивации, так и с точки зрения продуктивности.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 482; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.142.210 (0.007 с.) |